СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: "Ветер"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: "Ветер"»




География


6 класс




Тема: ВЕТЕР



УМК: «Полярная звезда» География 5-6 класс: учебник под редакцией А.И. Алексеева, В.В. Николина, Е.К. Липкина – М. Просвещение, 2016 г.




Учитель географии

Большая Е.Н.




















2019 год



Поурочный план по географии


Номер урока

16

Дата проведения

14.01.2019г.

Класс

6

Тема урока: Ветер

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Основная цель данного типа урока - дать учащимся знания по новому разделу предмета. Изложение материала начинается с постановки изучаемых вопросов, т.е. с раскрытия плана изучения нового материала и увязки его с предыдущими темами.

Цели

Образовательные: сформировать представление о ветре, причинах его образования, познакомить с видами ветров, значением в природе и жизни человека, научить анализировать и чертить розу ветров

Воспитательные: способствовать формированию компетенций: учебно-познавательных, коммуникативных, информационных

Развивающие: развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры, работать со статистическими данными, схемами, таблицами, дополнительными источниками информации; развивать творческие способности учащихся, логическое мышление;

Планируемые результаты:

Предметные: Сформировать умение самостоятельно формулировать познавательную цель, искать и отбирать необходимую информацию; переносить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, и наоборот; работать со схемами, таблицами, рисунками); развивать логическое мышление (взаимосвязь между шарообразностью Земли, широтой места, температурой воздуха, значением атмосферного давления и ветром), монологическую речь, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, умение определять понятие ветер, причины его образования, виды, значение.

Метапредметные:

Личностные: Знать что такое ветер, главные причины образования, от чего зависит скорость ветра, какие ветры преобладают в нашей местности, как ветер влияет на состояние погоды, значение ветра в природе и жизни человека.

Регулятивные: планирование своей деятельности (что должен сделать, в какой последовательности: познакомиться с новым материалом, ответить на вопросы, проанализировать розу ветров, используя табличные данные построить розу ветров, сформировать образное представление о ветре, его причинах, видах и значении.), контроль своей деятельности в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона; коррекция и оценка своей деятельности на уроке

Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество с учащимися и учителем

Оборудование: Физическая карта мира, атлас, видеоролик

УМК: География 5-6 класс: учебник под редакцией А.И. Алексеева. – М.: Просвещение, 2016.


Организационная структура урока:

1. Оргмомент

Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами. Уважаемые ученики, вы помните, что «Ученик на уроке – не пассивный исполнитель, а активный участник», и чтобы слово не расходилось с делом, вы на уроке активно работаете!


2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

Давайте вспомним тему нашего прошлого урока, о чем мы говорили на предыдущем занятии (Атмосферное давление)

- Что же такое атмосферное давление (это сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней предметы)

-На сколько понижается давление с высотой (на каждые 10 м – на 1 мм)

- Решить задачу:

Летчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм. рт.ст.?

1) 2000:10,5=194

2) 750-194=556 мм рт. ст.

Ответ:556 мм рт.ст.

3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности учащихся

Сегодня мы продолжаем знакомство с темой атмосфера, и на уроке речь пойдет о природном явлении, которое часто происходит в атмосфере, оно связано с атмосферным давлением, мы каждый день с ним соприкасаемся, а как оно называется, вы узнаете, разгадав загадку:

Завывает, подвывает,

Злым и добрым он бывает.

Злым, когда всерьез дичает

И о прежних днях скучает.

Страшный, словно гад ползучий,

В небесах гоняет тучи

И с надрывом в вихрях стона

Волны дыбит выше дома,

И ломает, почем зря

В море мачты корабля

Добрым он бывает чаще,

Добры, значит настоящий

Движется как звук струны

Гостем южной стороны.

В темноте, при свете дня-

Солнца яркого огня-

То дыханием ласкает,

Подналяжет, отпускает,

То стеной стоит тугой.

Отгадай, кто он такой? (ветер)

Итак, тема нашего урока «Ветер». А что вы знаете о ветре?

ЗНАЮ: УЗНАЛ:

(записать ответы ребят доске) (записать в конце урока)


4. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения

Вы действительно много знаете о ветре, но это не все. На уроке вы узнаете в чем причина образования ветра, познакомитесь с видами ветров, научитесь чертить и анализировать розу ветров

  • Ветер

- А что же такое ветер? Попытайтесь дать определение этому понятию

В ходе урока вычерчивается схема

Ветер - это горизонтальное перемещение воздуха вдоль земной поверхности (записали)

  • Ветер, причины образования ветра

-А в чем причина образования ветра? Ответить на вопрос вы сможете, решив задачу:

В годы Великой Отечественной войны над городом, временно оккупированном фашистами, несколько дней подряд кружились в воздухе листовки. Три дня фашистские дозорные следили за небом, пытаясь обнаружить в нем самолет, но безуспешно, самолета не было видно, а листовки продолжали опускаться на землю. Как потом выяснилось, один мальчик, по имени Саша, очень хотел помочь партизанам в борьбе с ненавистными гитлеровцами. Он пришел к ним и предложил свою помощь, рассказал, что придумал, как можно распространить листовки. И вот Саша взял листовки, сложил их стопкой в потухшей топке заводской трубы, которая имела высоту 30 метров. Листовки кружились в воздухе и медленно опускались на землю, их них люди узнавали правду о военных действиях Советской Армии.

Объясните, какую закономерность использовал Саша?

-Давайте еще раз вспомним, как изменяется давление с высотой, определите атмосферное давление на вершине трубы.

Решаем задачу:

1) 30:10,5 = 2,9 мм рт. ст.

2) 760 -2,9 = 757,1 мм рт. ст.

-Какую закономерность использовал Саша? (движение воздуха)

-Как движется воздух (из области высокого давления в область низкого)


Продолжение схемы:

НАПРАВЛЕНИЕ ВЕТРА = Ратм. ----------р (из-за неравномерного нагревания поверхности земли)


Аналогично воздух движется и в горизонтальном направлении. Так в чем же причина ветра (разница в атмосферном давлении)

-А почему возникает разница в давлении над земной поверхностью (из-за разницы в температуре) (давайте вспомним теплый воздух какой (легкий), что с ним происходит (поднимается в верх), область какого давления образуется (НД), наоборот холодный воздух какой (тяжелый), что с ним происходит (скапливается в низу), что он делает (давит на земную поверхность), область с каким давлением образуется (ВД)

Разница в давлении возникает из-за разницы в температуре

 -А почему воздух различный по температуре? Почему поверхность нагревается по-разному? (из-за угла падения солнечных лучей ил высоты солнца)

 - А почему различная высота Солнца? (из-за шарообразности Земли)

- Мы выяснили причины возникновения ветра, а теперь необходимо систематизировать  эти причины, давайте представим эту закономерность в виде схемы связей между причинами образования ветра.


  • Виды ветров (записываем)

Бриз - прибрежный ветер, меняющий свое направление 2 раза в сутки

Работа с учебником: стр. 137, рисуем схему бриза


Муссон - ветер, меняющий свое направление 2 раза в год: летом дует с океана на сушу, зимой наоборот. Летом муссон несет влажную погоду, а зимой – сухую (в нашей стране характерны для Дальнего Востока)

Работа с учебником: стр. 139, рисуем схему муссона


  • Скорость, направление и сила ветра

-В каком случае ветер будет сильнее?

Чем больше разница в атмосферном давлении, тем сильнее будет дуть ветер.

Продолжение схемы:

Р – р (величина большая, ветер – сильный)

Р – р (величина большая, ветер – сильный)


-А кто знает, как называется прибор для определения направления ветра

Флюгер - прибор для измерения направления и скорости ветра.

На метеорологических станциях флюгер устанавливают на высоте 10 м. Он состоит из металлической пластинки, вращающейся на вертикальной оси по его направлению. Скорость ветра измеряется по отклонению второй пластинки от отвесного положения.

(Демонстрация прибора.)

- Как вы думаете, где ветры сильнее - у поверхности земли или на высоте? (На высоте. Там они постоянны и дуют со скоростью 20-25 м/с.)


Вывод: Ветер характеризуют по следующим показателям:

Направление скорость сила

-Направление ветра - это направление, откуда дует ветер

-Давайте вспомним направления горизонта: основные и промежуточные.

(Основные: север, юг, восток, запад. Промежуточные: С-в, ю-в, с-з,ю-з)

-Точно также существуют и главные направления ветра (север, юг, запад, восток) и промежуточные (северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад)

Учебник, схема на стр.140

-Скорость ветра измеряется в м/с, км/ч, а сила ветра - по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Френсис Бофорт в 1805 г.

Учебник стр. 138, зачитываем последний абзац


5. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного


Работа по рядам

О какой силе ветра сказано в приведенных поэтических строках?

Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь не хочет воздух.
Чуть трепещет сребристых тополей листва. (Слабый.)

А.С. Пушкин.

И было, как видно, ему не впервые
Ломать, как тростинки, дубы вековые,
И, крыши срывая, врываться в жилища.
Его назвали ветрило! Ветрище! (Ураган.)

С. Михалков.

Горные вершины спят во тьме ночной,
Тихие долины полны свежей мглой,
Не пылит дорога, не дрожат листы... (Штиль.)

М.Ю. Лермонтов.

Буря воет в саду, буря ломится в дом
Я боюсь, чтоб она не сломила
Старый дуб, что посажен отцом,
И ту иву, что мать посадила... (Шторм.)

Н.А. Некрасов.

Заслонили солнце тучи,
Небо все заволокли;
И тростник сухой и желтый
Клонит ветер до земли. (Сильный.)

А.Н. Плещеев.


Физминутка.

Учащиеся встают, вслух произносят стихотворение и делают соответствующее движение.

Ветер дует нам в лицо (вращают руками),

Закачалось деревцо (наклоняются в разные стороны),

Ветерок все тише, тише (приседают)

Деревцо все выше, выше (потягиваются вверх).


  • Значение ветра

Ветер великий в природе работник. Вспомните, еще А. С. Пушкин подметил:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море.


А какое практическое использование ветра человеком знаете вы?

Ответы и мое дополнение:

  • Ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью.

  • Очищает воздух. Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населенных пунктов.

  • Вырабатывает электроэнергию.

  • Полярники используют ветряные двигатели для получения света и тепла; американские фермеры тянут ветряками воду из скважин.

  • Ветер разрушает горы, сглаживает их, создавая причудливые формы в

  • Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов.

  • Люди еще в древности поняли, что лодка и без весел может плавать, был бы ветер


6. Итоги урока (рефлексия), сообщение домашнего задания.

-возвращаемся к началу урока, дополните схему «ЗНАЮ и УЗНАЛ»

-подведем итог сегодняшнему уроку

Оценки.


Домашнее задание: & 42, творческое задание: подготовить стихи, сказки в которых говорится о ветрах:

фен – (теплый воздух, дующий с гор)

бора – (холодный, сильный порывистый ветер, так же дующий с гор в долины)

суховеи - бывают иногда у нас в Крыму летом – (это продолжительные ветры, дующие с юго-востока и несущие жаркую, сухую погоду)

Самум. – (песчаная буря в пустыне)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!