-Ребята, прочитайте пословицу, как вы её понимаете? «Сделав другу добро, себе жди того же» -Так ребята, молодцы. (Если ты сделаешь какой-либо добрый поступок другу, то и друг ответит тем же.) - Давайте определим существительные в этой пословице. А сначала вспомним шаги, как определять падеж имен существительных! Нужно: 1.Найти в предложении слово, к которому относится существительное, поставить от него вопрос; 2. По вопросу и предлогу (если он есть) узнать падеж. -Давайте найдем эти слова (Друг, добро.) -Открываем тетради, записываем сегодняшнюю дату, под датой пишем классная работа. Запишите эту пословицу у себя в тетради и определите падеж. -Как вы это определили? -Верно. - А сейчас посмотрите на таблицу и скажите, какой падеж отличается от других и чем? (Именительный падеж, так как он без предлога ) - А если вспомнить члены предложения. ( Имена существительные в именительном падеже являются подлежащим в предложении, а во всех остальных падежах - это второстепенные члены предложения.) -По какому из падежей мы можем определить род и число? (Который, стоит в именительном падеже) -А можем ли мы, по слову «другу» определить число и род? (нет) Поэтому мы его ставим в именительный падеж. -Значит, какой вывод можно сделать? Какой падеж выделяется? (Именительный падеж) - Именительный падеж единственного числа – это особая форма слова. Кто может сказать, какая это форма?( Это называется – начальная форма им.существительного.) -А как вы думаете, как называются остальные падежи? -Открываем 58 страницу учебника и читаем правило в желтой рамочке. Кто нам его прочитает? -Как называются все падежи, кроме именительного? (косвенные) -У начальной формы в именительном падеже, какое число? (единственное) -Верно. -Кто может повторить правило? (ответы обучающихся) - Что- то новое мы узнали о падежах?(Что такое начальная форма и что такое косвенные падежи) Отлично. -Идем дальше. -Как вы думаете, можем ли мы определить падеж только по предлогам? (нет) -Почему? (Некоторые предлоги повторяются в разных падежах, или разные падежи могут употребляться без предлогов тоже). -Как можно еще определить падеж? (по вопросу) Сейчас мы выполним упражнение № 103 на странице 58 и понаблюдаем над предлогами. (раздаю карточки с заданиями) -Нам даны словосочетания. Давайте их прочитаем. -Что у этих пар общего? (предлоги) -Давайте определим падеж в каждой паре. Вспомним шаги определения падежей. (Указываю на шаги, которые представлены на доске.) - По цепочке. (1 ученик читает, задаёт вопрос, и определяет падеж)начинаем с … . -А остальные записывают вопрос и падеж на карточке, выделяют предлоги. Упр. 103. Жил в деревне (П.п.)- приехал в деревню (В.п.) Вышел на берег (В.п.)- отдыхал на берегу (П.п.) Ударился о камень (В.п.)- рассказал о камне (П.п.) Все лето я жил в деревне и отдыхал на берегу реки. Вася приехал в деревню на все лето. -Ребята, мы с вами выполнили упражнение. -Какой можно сделать вывод? (У винительного падежа и у предложного падежа совпадают предлоги) (Какие именно предлоги?) (В,НА,О) Верно, давайте прочитаем рубрику. !Обрати внимание! -Кто желает прочитать? -Молодец. |