СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Задача»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математика. Тема урока: "Задача". УМК "Школа России" М.И. Моро, С.И. Волкова, 1 класс

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Задача»»

Технологическая карта



Класс



Методы



Тип, вид урока Результат

Планируемые результаты


Виды продуктивной

деятельности

Система
средств



Личностные



Метапредметные



Предметные

Математика

Тема: «Задача»

1 класс


УМК «Школа России» М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова


Словесные, наглядные, практические.


Тип открытия новых знаний.

Вид урок практикум.

Формирова

ние УУД.


Положительное отношение к учебе, к предмету «Математика»

Регулятивные: совместно формулировать цель, определять круг нового по теме; выполнять учебные действия в устной и
письменной речи; осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую
терминологию; фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой;

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать простейшие модели; определять закономерность и продолжать ее; кодировать и раскодировать информацию

Коммуникативные: включаться в диалог с учителем и сверстниками,
в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать
вопросы; воспринимать различные точки зрения; слушать партнёра по деятельности; использовать определённую математическую терминологию, простые речевые средства для
передачи своего мнения.

Знать структуру текстовой задачи; знать правило оформления решения задачи в тетради; уметь различать условие задачи, вопрос; уметь правильно оформлять решение задачи; составлять равенство, используя связь целого и частей.

Работа с учебником, с карточками, презентацией; беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа.


Учебник «Математика» 1 класс, Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова, тетрадь; презентация; карточки.




Тема урока: «Задача»

Тип урока: открытия новых знаний

Вид урока: урок практикум

Перспективная цель: сформировать способность у учащихся к использованию определения понятия «задача» в процессе ее составления и решения.

Актуальная цель: сформировать представление у учащихся о понятии «задача», ее структуре в процессе ее составления и решения.

Задачи урока:

Обучающие: моделировать ситуации, раскрывающие смысл понятия «задача» и ее структуры, составлять задачи на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку; выделять задачи из предложенных текстов.

Развивающие: развивать речь, внимание, развивать умение осуществлять поиск информации и применять ее в конкретной ситуации.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, познавательную активность, интерес к предмету.

Метапредметные:

Регулятивные – по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; планировать деятельность, оценивать результаты работы по выработанным критериям (моделировать и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложения и вычитания, составлять задачи на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку; выделять задачи из предложенных текстов).

Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать простейшие модели; определять закономерность и продолжать ее, кодировать и раскодировать информацию.

Коммуникативные – включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность, интегрироваться в группу (пару) сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; признавать свои ошибки.

Личностные контролировать и оценивать свою работу и результат; проявлять интерес к математике.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Предметные: читать, записывать и сравнивать величины «массу», используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними «килограмм».

Принципы: учет возрастных особенностей, доступность и научность, принцип связи с практикой.

Приемы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: компьютер, проектор.

Литература: Учебник «Математика» 1 класс, 1 часть М.И. Моро, С.И. Волкова, Поурочные разработки по математике 1 класс, М.И. Моро и др.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные Учебные Действия


Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Задачи: подготовка учащихся к работе на урок.

Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой и установка на продуктивную учебную деятельность.


- - Здравствуйте дети, настроимся на урок, посмотрите на свои парты, все ли у вас готово к уроку?

- Поприветствуем, друг друга.


Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Математика сейчас.


- Ребята скажите, какие названия арифметических действий вы знаете?

- Знания этих действий поможет нам сегодня на уроке.







Дети осматривают свое рабочее место, все ли они подготовили к уроку математики.

Встают около своих рабочих мест, чтобы поздороваться с учителем.






- Сложение, вычитание.

Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение.


Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы

- Открываем тетради, отступаем от предыдущей работы 4 клеточки вниз, по середине записываем дату.

- Приготовились к математическому диктанту, записываем ответы в тетрадь через одну клеточку в одной строке.


- На сколько 7 меньше 9

- Запиши число, которое предшествует числу 3.

- Первое слагаемое 5, второе слагаемое 2. Чему равно значение суммы?

- Число, которое стоит перед числом 4.

- На сколько 8 больше 6?

- Какое число получится, если из 6 вычесть 2?

- Увеличь число 7 на 2?

- Сейчас на слайде появятся правильные ответы, сравните ваши ответы.

2 2 7 3 2 4 9

- Какие арифметические действия использовались в этом задании?

- Возьмите конверт № 1. Разложите числа в порядке возрастания.



- Давайте сравним со слайдом.


1 2 4 5 8 9

- Кто справился с заданиями без ошибок?

- Оцени свои достижения на лесенке знаний, закрасьте кружок на первой ступеньке нужным цветом.


- Возьмите на парте конверт № 2. Прочитайте на карточке предложенные варианты текстов:

1. В магазине мама купила 3 перца и 4 морковки. Сколько всего овощей купила мама?

2. В магазине мама купила 3 перца и 4 морковки. В овощах очень много витаминов, они очень полезные.


- Скажите, какой из текстов мы можем назвать задачей? Почему?



- Что мы можем назвать задачей?


- Какой возникает вопрос?






Слушают, записывают дату.




Пишут в тетради ответы.












Сравнивают ответы с эталоном.


- Сложение и вычитание.


У каждого конверт (набор цифр).

Составляют числа в порядке возрастания.

Сравнивают ответы с эталоном.







Оценивают свои умения.



Открывают конверт № 2.

Читают тексты:


1. В магазине мама купила 3 перца и 4 морковки. Сколько всего овощей купила мама?

2. В магазине мама купила 3 перца и 4 морковки. В овощах очень много витаминов, они очень полезные.



- Текст под номером 1. Потому что спрашивают: «Сколько» и есть вопросительный знак.

- Мы не можем сказать, что такое задача.


Познавательные УУД: проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы.


Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение проблем.


Действие целеполагание

- Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?


- Чему вы хотели бы научится на уроке?

- Тема «Задача».


- Узнать, что такое задача, из каких частей она состоит.


- Научиться решать и записывать задачи.

Регулятивные УУД– по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока.



Физкультминутка

Раз – поднялись, потянулись
Два – согнулись, разогнулись
Три в ладоши три хлопка
На четыре – три кивка,
Пять руками помахать,
Шесть – тихонько сесть.

Повторяют движения за учителем.




Построение и реализация проекта выхода из затруднения

Задача:

решение проблемы

- Откройте учебник на стр.88 и прочитайте тему урока. Правильно мы с вами определили?

- Ниже прочитайте, что мы должны узнать и чему научиться сегодня на уроке.

- Зачитайте слова, которые выделены.

- Эти слова являются структурой задачи.

- Давайте выполним задание № 1 в учебнике.

- О чем говорится в задаче?

- Сколько было карандашей в коробке?

-Сколько было карандашей на столе?

- Откуда мы это узнали?

- Это называется условие задачи.

- Как другими словами можно сказать, что это условие задачи.

- Что спрашивается в задаче?

- Что значит всего?

- Это будет вопрос задачи.

- Как другими словами сказать, что такое вопрос?

- Посмотрите, что мы сделали?

- Если мы объединяем, то какое действие необходимо выполнить?

- Как вы думаете, почему решили эту задачу сложением.


- Это называется решение задачи.

- Записываем ответ: 8 карандашей.

- Всем понятно, как решать задачи?

- Итак, скажите из чего построена задача?

- Правильно, чтобы решать задачу, надо внимательно прочитать условие.


Открывают учебники.



Читает ученик.



- Условие, вопрос, решение, ответ.



Задачу читает ученик.


- О карандашах.

- 6.

- 2

- Из текста.


- Это то, что нам известно, дано.


- Сколько всего карандашей?

- Сколько карандашей в коробке и на столе.


- Это то, о чем спрашивают.

- Объединили, сложили карандаши.


- Сложение.

- Мы к 6 карандашам в коробке прибавили 2 карандаша, которые лежали на столе и получилось 8.



- Да.

- Из условия, вопроса задачи, решения задачи и ответа задачи.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать простейшие модели; определять закономерность и продолжать её, кодировать и раскодировать информацию.


Регулятивные УУД: учебную задачу сохранять на протяжении всего урока; планировать деятельность.

Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность.




Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Задача: тренировать способность учащихся к проговариванию изученного содержания во внешней речи.


- Предлагаю вам выполнить задачу под № 2 и попробовать составить другую задачу.

- Прочитайте задачу.


- О чем говорится в задаче?


- Прочитайте условие задачи.

- Что вы мне прочитали?

- Прочитайте вопрос.

- Что вы мне прочитали?

- Как мы узнаем?




- От предыдущей записи отступите клеточку. Запишите в тетради решение задачи.

- Какое следующее действие?

- Отступите от предыдущей записи клеточку и запишите ответ.


- Оцени свои достижения на лесенке знаний, закрасьте кружок на второй ступеньке нужным цветом.



- Ребята, возьмите конверт №3. Откройте его, прочитайте задачу.



- О чем говорится в этой задаче?

- Выделите красным карандашом условие этой задачи.

- Выделите зеленым карандашом вопрос.

- Как мы узнаем?

- Какой запишем ответ?

- Посмотрите на решение.


- Закрасьте кружок на третьей ступеньке нужным цветом.





Читает ученик.


- О карандашах.


Ищут условие, читают.

- Условие задачи.

Читают вопрос.

- Вопрос задачи?

- Было 6 карандашей, вынули 2, значит карандашей стало меньше. Будем из 6 вычитать 2 и получится 4.



Записывают решение:

6-2=4

- Нужно записать ответ.


Записывают:

Ответ: 4 карандаша.


Оценивают результаты своей деятельности.




Открывают конверт, читают задачу:

С грядки сорвали 3 моркови и 6 редисок. Сколько овощей сорвали с грядки?

- Об овощах – моркови и редиске.

- С грядки сорвали 3 моркови и 6 редисок.

- Сколько овощей сорвали с грядки?


- 3+6=9

- Ответ: 9 овощей.

Сверяют с эталоном.


Самооценка.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать простейшие модели; определять закономерность и продолжать её, кодировать и раскодировать информацию.


Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.


Регулятивные УУД: учебную задачу сохранять на протяжении всего урока.


Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность.


Физкультминутка

А теперь немного отдохнем.

Подтянитесь на носочках

Столько раз,

Ровно столько, сколько пальцев

На руке у вас!

Раз, два, три, четыре, пять,

Топаем ногами.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хлопаем руками.


Повторяют слова и движения за учителем.


Встают на носочки 5 раз



Топают ногами 5 раз


Хлопают в ладоши 5 раз


Самостоятельная работа

Задача: закрепление новых знаний и умений

- Выполним последнее задание в конверте №4:

Задание 1: Прочитайте задачу и установите соответствия между её компонентами.

 - Что в таблице указано?

Наташа сорвала 5 морковок


Ответ

Она угостила Лену и дала ей 2 морковки


Решение

Сколько морковок осталось у Наташи?


Условие

Ответ: осталось 3 морковки.


Вопрос

- Давайте проверим (слайд).

Задание 2: Рассмотри рисунок, дополни условие и реши задачу.

- Всем понятно задание?

- Проверьте на слайде:

2+6=8

Ответ: 8 кабачков.


- Оцени свои достижения на лесенке знаний на последней ступеньке.







Открывают конверт, читают задание.


Наташа сорвала 5 морковок


Ответ

Она угостила Лену и дала ей 2 морковки


Решение

Сколько морковок осталось у Наташи?


Условие

Ответ: осталось 3 морковки.


Вопрос


Выполняют самостоятельно. Проверяют по эталону.












- Да.

Решение в тетради:

2+6=8

Ответ: 8 кабачков.



Оценивают свои умения.

Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.



Регулятивные УУД: планировать деятельность, оценивать результаты работы по выработанным критериям (моделировать и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложения и вычитания, составлять задачи на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку; выделять задачи из предложенных текстов).

Рефлексивно оценочные действия

Задачи: обобщение и выводы по учебной проблеме



- Ребята, давайте вспомним, какая была сегодня тема урока.

- Что нового вы узнали?




- Перед вами картинки, выберите ту, которая описывает ваше настроение.



- Спасибо всем за урок!



- Задача.

Узнали, что такое задача, из каких частей состоит, что в задаче есть условие, вопрос, решение и ответ. Научились решать задачи.

Оценивают свое настроение:

«Солнышко» - хорошее, «Тучка» - не очень, «Дождик» – плохое настроение.


Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение



Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.