СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: "Вектора"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа по теме: "Вектора" для учащихся 10 классов и студентов колледжей.

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Вектора"»

Инструкционная карта № 11

Тақырыбы/ Тема: «Прямоугольная система координат в пространстве. Действия над векторами, заданными координатами; формулы для вычисления длины вектора; угол между векторами; расстояние между двумя точками ».

Мақсаты/ Цель:

  1. Познакомить учащихся с прямоугольной системой координат в пространстве, с действиями над векторами в координатах, углом между векторами и длиной вектора. Уметь применять эти понятия и формулы при решении задач.

  2. Создать условия для развития умения устанавливать единые общие признаки и свойства целого, составлять план деятельности (сравнивать, анализировать).

  3. Создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания трудностей.


Теоретический материал:

Если через точку О в пространстве мы проведем три перпендикулярные прямые, назовем их, выберем направление, обозначим единичные отрезки, то мы получим прямоугольную систему координат в пространстве. Оси координат называются так: Ох – ось абсцисс, Оy – ось ординат и Оz – ось аппликат. Вся система координат обозначается – Oxyz. Таким образом, появляются три координатные плоскости: Оxy, Оxz, Оyz.

Приведем пример построения точки В(4;3;5) в прямоугольной системе координат

(см. Рис. 1).

Рис. 1. Построение точки B в пространстве

Первая координата точки B – 4, поэтому откладываем на Ox 4, проводим прямую параллельно оси Oy до пересечения с прямой, проходящей через у=3. Таким образом, мы получаем точку K. Эта точка лежит в плоскости Oxy и имеет координаты K(4;3;0). Теперь нужно провести прямую параллельно оси Oz. И прямую, которая проходит через точку с аппликатой 5 и параллельна диагонали параллелограмма в плоскости Oxy. На их пересечении мы получим искомую точку B.

2. Возьмем точку A(x1;y1;z1) и точку B(x2;y2;z2) (см. рис. 2). Представим вектор как разность векторов  и по свойству векторов. Причем,  и - радиус-векторы, и их координаты совпадают с координатами концов этих векторов. Тогда мы можем представить координаты вектора  как разность соответствующих координат векторов  и . Таким образом, координаты вектора мы можем выразить через координаты конца и начала вектора.

Рис. 2.

3. Рассмотрим примеры, иллюстрирующие свойства векторов и их выражение через координаты. Возьмем векторы . Нас спрашивают вектор . В данном случае найти  это значит найти координаты вектора, которые полностью его определяют. Подставляем в выражение вместо векторов соответственно их координаты. Получаем:

4. Пример. Задача на нахождение координат середины отрезка (рис. 3). Даны две точки: A(x1;y1z1), B(x2;y2;z2), C – середина AB. Найти: C(x;y;z).

Рис. 3. Координаты середины отрезка

Решение: Обозначим в пространстве точки A, B и С – середину отрезка AB. Вектор  является половиной суммы векторов  и , потому что OC – это половина диагонали параллелограмма, построенного на векторах   и . Координаты точки C находятся, как полусумма координат концов отрезка AB - точек A и B. Найдем координаты точки С:

.

Задача. Дано: M(-4;7;0), N(0;-1;2), C – середина MN. Найти: координаты точки C.

Решение: Сначала найдем координаты точки C. Ее координаты равны полусумме соответствующих координат. .



5. Пример . Задача на нахождение модуля вектора через его координаты.

Если у нас есть вектор , то его модуль вычисляется по формуле: .

.

6. ЗАДАЧА: Найти скалярное произведение векторов:

б)
  и , если даны точки 

Решение: 

А тут речь идёт о точках и векторах пространства. Сначала найдём векторы:
 
Надеюсь, эта простейшая задача у вас уже отработана.

По формуле  вычислим скалярное произведение:

К слову: скалярное произведение положительно, значит, угол между пространственными векторами  является острым.

7. Пусть 

Выразите  в координатах.

Имеем .



Практическая часть:

Задача: В треугольнике с вершинами А(х11;z1), В(х22; z2) и С(х33; z3). Найдите координаты вектора , длину вектора , вектор координаты точки D(х00; z0) – середина стороны ВС, cos A, площадь треугольника АВС. Сделай чертеж.

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Вариант 5

А(5;1;1), В(1;1;1), С(3;-1;2)

А(2;1;5), В(-2;1;5), С(-2;4;5)

А(1;4;2), В(2;2;4), С(0;2;4)

А(2;5;3), В(3;3;5), С(1;3;5)

А(1;0;4), В(-3;0;4), С(-3;3;4)



Контрольные вопросы:

  1. Что такое вектор и как его обозначают?

  2. Какие векторы называются равными?

  3. Как строится прямоугольная система координат в пространстве?

  4. Как находятся координаты вектора по координатам его концов?

  5. Как находятся координаты суммы и разности векторов?

  6. Как умножается число на вектор?

  7. Как найти расстояние между точками в пространстве?

  8. Что такое скалярное произведение векторов?

  9. Напишите формулу скалярного произведения в координатах.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!