Просмотр содержимого документа
«ТЕМА: Вода как растворитель. Растворы.»
ТЕМА: Вода как растворитель. Растворы.
Цель: сформировать понятия о растворе, растворимости, растворителе, насыщенных и ненасыщенных растворах.
Задачи
Образовательные:; научить объяснять процесс растворения веществ в воде на основе атомно-молекулярного учения; дать первоначальные представления о гидратах.
Развивающие: развивать умения сравнивать, анализировать;
Воспитательные: формировать умение участвовать в коллективном обсуждении вопросов, прививать аккуратность при оформлении заданий в тетради.
Планируемые результаты изучения темы (требования к уровню подготовки)
Предметные:. Характеризовать (описывать) общие и специфические химические свойства простых и сложных веществ, подтверждая описание примерами.
Личностные: Понимание роли различных учебных дисциплин в познании природы; осознание единства и материальности мира.
Метапредметные
П. строить логическое рассуждение, умозаключение, создавать обобщение, устанавливать аналогии
Р. определять цели и задачи деятельности и выполнять их на практике
К. умения слушать учителя и одноклассников; аргументировать свою точку зрения; навыки выступления перед аудиторией
Оборудование: ПСХЭ Д.И.Менделеева; таблица растворимости кислот, оснований, солей в воде; химические стаканы, стеклянные палочки, ступка с пестиком, вода, сахар, соль, мел, растительное масло, компьютер, проектор, экран.
Базовые понятия и термины: растворы, растворитель, растворенное вещество, классификация растворов.
Методы обучения: пояснительно-иллюстративные, наглядные, репродуктивные, частично-поисковые, метод самостоятельной работы.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
Организационный момент. |
Мотивация обучения |
Загадка Слайд 1, 2 | Я и тучка, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу. - О чем идет речь в загадке? Перечислите агрегатные состояния воды. Вода обладает важным свойством растворять в себе другие вещества, благодаря чему у нас есть растворы. Утром встал я спозаранку. Чай налил, нашёл баранку. Подмешал я сахарку, Ложку, две и три – люблю. Но здесь какой-то непорядок. И на дне лежит осадок. А, это третья ложка – ну, подумайте немножко! |
Запись темы урока. Слайд 3 | Тема: Вода как растворитель. Растворы. |
Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся. |
Фронтальный опрос Постановка целей урока. (слайд 4) | Примеры из жизни. Растворение различных веществ в воде. Определить цель урока. |
Изучение нового материала. |
Лаб.опыт. «Растворимость в-в в воде» Работа с учебником. | Понятие о растворах. Проверка стр. 110. |
Записи в тетрадях Классификация веществ по растворимости Стр. 111. | Вода - растворитель для многих веществ . Растворение — это физико - химический процесс разрушения вещества на молекулы с использованием энергии. 2. Растворимость веществ в воде: а) хорошо растворимые б) малорастворимые в) нерастворимые Растворимость — это максимальное число грамм вещества , которое может раствориться в 100 г растворителя приданной температуре. Приведите примеры хорошо растворимых веществ, малорастворимых и практически нерастворимых. Что такое «святая вода»? (Абсолютно нерастворимых веществ нет. Если опустить в воду стеклянную палочку или проволоку из золота или серебра, то они в ничтожно малых количествах все же растворяются в воде. Как известно, растворы серебра или золота в воде убивают микробы.) |
Стр. 112. | 4. Растворы бывают : а) насыщенные ____________________________ б) ненасыщенные __________________________ 3. Растворы — однородные смеси, состоящие из растворителя , растворенного в нем вещества и продуктов их взаимодействия. Взвеси: а) суспензии — в них мелкие частицы твердого вещества равномерно распределяются между молекулами воды. (смесь глины в воде). б) эмульсии — в них мелкие капельки жидкости равномерно распределены между молекулами воды. |
Демонстрация опытов, позволяющих выяснить условия, влияющие на растворение веществ в воде. | Демонстрация лаб. Опыта. 1) Открывание бутылки с газированной водой. Познавательная задача: чем объяснить бурное выделение газа? (При открывании бутылки давление падает, растворимость газа уменьшается, и он бурно выходит из бутылки.) Вывод: растворимость газов при повышении температуры уменьшается, при повышении давления возрастает. 2) Проблемный вопрос: зависит ли растворимость от температуры? (С повышением температуры растворимость твердых тел увеличивается, а газов уменьшается.) Проведение опыта по приготовлению насыщенного раствора нитрата калия. • Налить в пробирку воды до 1/4 объема. • Насыпать в пробирку хлорид натрия и перемешивать соль, пока соль не растворится полностью. • Добавлять соль при перемешивании до тех пор, пока не образуется осадок, то есть избыток вещества останется нерастворённым. (!!) Это насыщенный раствор - раствор, в котором при данной температуре данное вещество больше не растворяется; ненасыщенный раствор - раствор, в котором вещество еще может растворяться. • Когда соль больше не будет растворяться, нагреть пробирку (соблюдая правила техники безопасности). Наблюдать растворение осадка. Добавляя соль, можно приготовить перенасыщенный раствор. Он неустойчив. Малейшее сотрясение или введение в раствор кристалла вызывает выпадение в осадок растворённого вещества. Вывод: растворимость веществ в воде зависит от природы растворённого вещества. Она также зависит от температуры и давления. 3) В один стакан с водой помещаем порошок медного купороса, в другой - крупные его кристаллы, размешиваем. В каком стакане растворение идет быстрее и почему? 4) Где быстрее пойдет процесс растворения: на дне пруда или на дне ручья? 5) Что растворяется быстрее - сахарный песок или кусочек сахара? Почему? |
Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного. |
Выполнить задания (устно) стр. 113 Задания в тестовой форме | Тестирование. Самостоятельная работа. |
6. Итог урока |
Слайды Вода и растворы | Поясняют, делают вывод. |
7.Рефлексия | Мне понятно всё, смогу научить другого… • Важнейшим открытием на этом уроке было для меня… |