СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕМА: Вода как растворитель. Растворы.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ТЕМА: Вода как растворитель. Растворы.»

ТЕМА: Вода как растворитель. Растворы.

Цель: сформировать понятия о растворе, растворимости, растворителе, насыщенных и ненасыщенных растворах.

Задачи

Образовательные:; научить объяснять процесс растворения веществ в воде на основе атомно-молекулярного учения; дать первоначальные представления о гидратах.

Развивающие: развивать умения сравнивать, анализировать;

Воспитательные: формировать умение участвовать в коллективном обсуждении вопросов, прививать аккуратность при оформлении заданий в тетради.

Планируемые результаты изучения темы (требования к уровню подготовки)

Предметные:. Характеризовать (описывать) общие и специфические химические свойства простых и сложных веществ, подтверждая описание примерами.

Личностные: Понимание роли различных учебных дисциплин в познании природы; осознание единства и материальности мира.

Метапредметные

П. строить логическое рассуждение, умозаключение, создавать обобщение, устанавливать аналогии

Р. определять цели и задачи деятельности и выполнять их на практике

К. умения слушать учителя и одноклассников; аргументировать свою точку зрения; навыки выступления перед аудиторией

Оборудование: ПСХЭ Д.И.Менделеева; таблица растворимости кислот, оснований, солей в воде; химические стаканы, стеклянные палочки, ступка с пестиком, вода, сахар, соль, мел, растительное масло, компьютер, проектор, экран.

Базовые понятия и термины: растворы, растворитель, растворенное вещество, классификация растворов.

Методы обучения: пояснительно-иллюстративные, наглядные, репродуктивные, частично-поисковые, метод самостоятельной работы.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Мотивация обучения

Загадка

Слайд 1, 2

Я и тучка, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

- О чем идет речь в загадке?

Перечислите агрегатные состояния воды.

Вода обладает важным свойством растворять в себе другие вещества, благодаря чему у нас есть растворы.


Утром встал я спозаранку.

Чай налил, нашёл баранку.

Подмешал я сахарку,

Ложку, две и три – люблю.

Но здесь какой-то непорядок.

И на дне лежит осадок.

А, это третья ложка –

ну, подумайте немножко!

Запись темы урока.

Слайд 3

Тема: Вода как растворитель. Растворы.

  1. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

Фронтальный опрос Постановка целей урока.

(слайд 4)


Примеры из жизни. Растворение различных веществ в воде.

Определить цель урока.

  1. Изучение нового материала.

Лаб.опыт.

«Растворимость в-в в воде»

Работа с учебником.

Понятие о растворах.


Проверка стр. 110.

Записи в тетрадях

Классификация веществ по растворимости


Стр. 111.

  1. Вода - растворитель для многих веществ .

Растворение — это физико - химический процесс разрушения вещества на молекулы с использованием энергии.

2. Растворимость веществ в воде:

а) хорошо растворимые

б) малорастворимые

в) нерастворимые

Растворимость — это максимальное число грамм вещества , которое может раствориться в 100 г растворителя приданной температуре.

Приведите примеры хорошо растворимых веществ, малорастворимых и практически нерастворимых.

Что такое «святая вода»?

(Абсолютно нерастворимых веществ нет. Если опустить в воду стеклянную палочку или проволоку из золота или серебра, то они в ничтожно малых количествах все же растворяются в воде. Как известно, растворы серебра или золота в воде убивают микробы.)

Стр. 112.

4. Растворы бывают :

а) насыщенные ____________________________

б) ненасыщенные __________________________

3. Растворы — однородные смеси, состоящие из растворителя , растворенного в нем вещества и продуктов их взаимодействия.

Взвеси: а) суспензии — в них мелкие частицы твердого вещества равномерно распределяются между молекулами воды. (смесь глины в воде).

б) эмульсии — в них мелкие капельки жидкости равномерно распределены между молекулами воды.

Демонстрация опытов, позволяющих выяснить условия, влияющие на растворение веществ в воде.

Демонстрация лаб. Опыта.

1) Открывание бутылки с газированной водой. Познавательная задача: чем объяснить бурное выделение газа? (При открывании бутылки давление падает, растворимость газа уменьшается, и он бурно выходит из бутылки.)

Вывод: растворимость газов при повышении температуры уменьшается, при повышении давления возрастает.

2) Проблемный вопрос: зависит ли растворимость от температуры?

(С повышением температуры растворимость твердых тел увеличивается, а газов уменьшается.)

Проведение опыта по приготовлению насыщенного раствора нитрата калия.

• Налить в пробирку воды до 1/4 объема.

• Насыпать в пробирку хлорид натрия и перемешивать соль, пока соль не растворится полностью.

• Добавлять соль при перемешивании до тех пор, пока не образуется осадок, то есть избыток вещества останется нерастворённым. (!!)

Это насыщенный раствор - раствор, в котором при

данной температуре данное вещество больше не растворяется; ненасыщенный раствор - раствор, в котором вещество еще может растворяться.

• Когда соль больше не будет растворяться, нагреть пробирку (соблюдая правила техники безопасности). Наблюдать растворение осадка. Добавляя соль, можно приготовить перенасыщенный раствор. Он неустойчив. Малейшее сотрясение или введение в раствор кристалла вызывает выпадение в осадок растворённого вещества.

Вывод: растворимость веществ в воде зависит от природы растворённого вещества. Она также зависит от температуры и давления.

3) В один стакан с водой помещаем порошок медного купороса, в другой - крупные его кристаллы, размешиваем.

В каком стакане растворение идет быстрее и почему?

4) Где быстрее пойдет процесс растворения: на дне пруда или на дне ручья?

5) Что растворяется быстрее - сахарный песок или кусочек сахара? Почему?

  1. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.

Выполнить задания (устно) стр. 113

Задания в тестовой форме



Тестирование. Самостоятельная работа.

6. Итог урока

Слайды Вода и растворы

Поясняют, делают вывод.

7.Рефлексия

  • Мне понятно всё, смогу научить другого…

• Важнейшим открытием на этом уроке было для меня…