2021-2022 учебный год.
В основу плана коррекционно-развивающей работы логопедического пункта ДОУ положена логопедическая работа (перспективное планирование) по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в подготовительной группе из «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в подготовительной группе». Авторы программы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Тематический план составлен в соответствии с программой, но адаптирован к условиям работы с детьми с ФФН в условиях логопедического пункта ДОУ - наполняемость логопункта составляет 25 человек. Исходя из этого, подгрупповые (тематические) занятия проводятся один раз в неделю согласно расписанию, заверенному заведующим ДОУ. Содержание плана коррекционно-развивающих занятий обеспечивает овладение детьми фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, формирование элементарных навыков письма и чтения.
В тематическом плане коррекционно-развивающих занятий не отражена работа по развитию лексико-грамматических категорий языка и связной речи. Так как основная нагрузка идёт на обучение детей грамоте, поэтому указанные направления в работе реализуются на индивидуально-подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения, т.е. формирование правильного произношения и интенсивное развитие речи реализуются параллельно.
«ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ». Авторы программы: Татьяна Борисовна Филичева, Галина Васильевна Чиркина.
Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Г.Р.Шашкина, Л.П.Зернова, И.А.Зимина.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.-240с.;
Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. Рабочая тетрадь. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
Леонова О.А. Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом: Практическое пособие. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
Агранович З.Е. в помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодолению недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2012.
Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
Распечатка методического пособия с интернет-источника (https://www.liveinternet.ru/users/2709653/post338989282) Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 4-6 лет. – СПб.: КОРОНА принт, 2004.
9. Авторское методическое пособие «Игровая». Отдельные страницы опубликованы на сайте
https://multiurok.ru/files/trienazhior-priedloghi-1-1.html
Авторские презентации логопедических занятий в подготовительной группе по формированию и развитию позиционного, звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза. Публикации на сайте https://multiurok.ru/logopynkt-detki/files/prezentatsii-k-zaniatiiam-ood-v-starshei-gruppe/?&publish=1
И другая литература по общей и коррекционной педагогике.
№ п/п | Тема занятия | Содержание |
1. | Звук [а] Буквы А, а | «Запомни правила» (правила элементарных навыков письма и чтения), моделирование буквы, чтение азбуки. «Вспомним и повторим» (припоминание сформированных навыков звуко-слогового анализа слов: фонематических процессов) |
2. | Звук [у] Буквы У, у | Вспомнить, что У – гласный звук, игра «Найди звук в слове». Соотнесение звука и гласной буквы. Моделирование буквы (из счётных палочек), чтение по азбуке, игры с разрезной (магнитной) азбукой. Звуко-буквенный анализ слов Ау, Уа. |
3. | Звуки [М-Мь] Буквы М, м | Вспомнить, что М (Мь) – согласный, звонкий, твёрдый и мягкий звук. Игра «Найди звук в слове». Соотнесение звука и согласной буквы. Моделирование буквы (из счётных палочек), чтение по азбуке, игры с разрезной (магнитной) азбукой. Звуко-буквенный анализ слова МАМА. |
4. | Звуки [П-Пь] Буквы П, п | Вспомнить, что П (Пь) – согласный, глухой, твёрдый и мягкий звук. Игра «Найди звук в слове». Соотнесение звука и согласной буквы. Моделирование буквы (из счётных палочек), чтение по азбуке, игры с разрезной (магнитной) азбукой. Звуко-буквенный анализ слова ПАПА. |
5. | Звуки [Т-Ть] Буквы Т, т | Вспомнить, что Т (Ть) – согласный, глухой, твёрдый и мягкий звук. Игра «Найди звук в слове». Соотнесение звука и согласной буквы. Моделирование буквы (из счётных палочек), чтение по азбуке, игры с разрезной (магнитной) азбукой. Анализ предложения. |
6. | Звук [о] Буквы О, о | Вспомнить, что О – гласный звук, игра «Найди звук в слове». Соотнесение звука и гласной буквы. Моделирование буквы (разрезная картинка), чтение по азбуке, игры с разрезной (магнитной) азбукой. Звуко-буквенный анализ слов-имён Том, Тома. |
7. | Звуки [К-Кь] Буквы К, к | Вспомнить, что К (Кь) – согласный, глухой, твёрдый и мягкий звук. Игра «Найди звук в слове». Соотнесение звука и согласной буквы. Моделирование буквы (из счётных палочек), чтение по азбуке, игры с разрезной (магнитной) азбукой. Звуко-буквенный анализ слова УТКА. |
8. | Звук [э] Буквы Э, э | Узнать, что Э – гласный звук, игра «Найди звук в слове». Соотнесение звука и гласной буквы. Моделирование буквы (разрезная картинка), чтение по азбуке, игры с разрезной (магнитной) азбукой. Анализ предложения. |
9. | Звуки [Н-Нь] Буквы Н, н | Вспомнить, что Н (Нь) – согласный, звонкий, твёрдый и мягкий звук. Игра «Найди звук в слове». Соотнесение звука и согласной буквы. Моделирование буквы (из счётных палочек), чтение по азбуке, игры с разрезной (магнитной) азбукой. Обучение разгадыванию ребусов. |
10. | Звуки [Х-Хь] Буквы Х, х | Вспомнить, что Х (Хь) – согласный, глухой, твёрдый и мягкий звук. Игра «Найди звук в слове». Соотнесение звука и согласной буквы. Моделирование буквы (из счётных палочек), чтение по азбуке, игры с разрезной (магнитной) азбукой. Звуко-буквенный анализ слова МУХА, разгадывание ребусов. |
11. | Звук [ы] Буква ы | Вспомнить, что Ы – гласный звук, игра «Найди звук в слове». Соотнесение звука и гласной буквы. Моделирование буквы (разрезная картинка), чтение по азбуке, игры с разрезной (магнитной) азбукой. Звуко-буквенный анализ слова НОТЫ. |
12. | Звуки [Ф-Фь] Буквы Ф, ф | Вспомнить, что Ф (Фь) – согласный, глухой, твёрдый и мягкий звук. Игра «Найди звук в слове». Соотнесение звука и согласной буквы. Моделирование буквы (разрезная картинка), чтение по азбуке, игры с разрезной (магнитной) азбукой. Звуко-буквенный анализ слова ФАНТ. |
13. | Звуки [Б-Бь] Буквы Б, б | Вспомнить, что Б (Бь) – согласный, звонкий, твёрдый и мягкий звук. Игра «Найди звук в слове». Соотнесение звука и согласной буквы. Моделирование буквы (разрезная картинка), чтение по азбуке, игры с разрезной (магнитной) азбукой. Звуко-буквенный анализ слова БАНКА, разгадывание ребусов. |
14. | Звуки [Д-Дь] Буквы Д, д | Вспомнить, что Д (Дь) – согласный, звонкий, твёрдый и мягкий звук. Игра «Найди звук в слове». Соотнесение звука и согласной буквы. Моделирование буквы (разрезная картинка), чтение по азбуке, игры с разрезной (магнитной) азбукой. Звуко-буквенный анализ слов ДОМ, ДЫМ, Том, ДОМ, разгадывание ребусов. |
15. | Звуки [Г-Гь] Буквы Г, г | Вспомнить, что Г (Гь) – согласный, звонкий, твёрдый и мягкий звук. Игра «Найди звук в слове». Соотнесение звука и согласной буквы. Моделирование буквы (из счётных палочек), чтение по азбуке, игры с разрезной (магнитной) азбукой. Звуко-буквенный анализ слова ГАМАК, разгадывание ребусов «Найди слова в слове». |
16. | Звуки [В-Вь] Буквы В, в | Вспомнить, что В (Вь) – согласный, звонкий, твёрдый и мягкий звук. Игра «Найди звук в слове». Соотнесение звука и согласной буквы. Моделирование буквы (разрезная картинка), чтение по азбуке, игры с разрезной (магнитной) азбукой. Звуко-буквенный анализ слова ВАГОН, разгадывание ребусов. |
17. | Звуки [Л-Ль] Буквы Л, л | Узнать, что Л (Ль) – согласный, звонкий, твёрдый и мягкий звук. Игра «Найди звук в слове». Соотнесение звука и согласной буквы. Моделирование буквы (из счётных палочек), чтение по азбуке, игры с разрезной (магнитной) азбукой. Звуко-буквенный анализ слов ЛУПА, ПЛОТ, разгадывание ребусов. |
18. | Звук [и] Буквы И, и | Вспомнить, что И – гласный звук, игра «Найди звук в слове». Соотнесение звука и гласной буквы. Моделирование буквы (из счётных палочек), чтение по азбуке, игры с разрезной (магнитной) азбукой. Звуко-буквенный анализ слов ВИЛКА, ВИЛЫ, разгадывание ребусов. |
19. | Звуки [С-Сь] Буквы С, с | Узнать, что С (Сь) – согласный, глухой, твёрдый и мягкий звук. Игра «Найди звук в слове». Соотнесение звука и согласной буквы. Моделирование буквы (разрезная картинка), чтение по азбуке, игры с разрезной (магнитной) азбукой. Составление слов с заменой одной буквы, разгадывание ребусов. |
20. | Звуки [З-Зь] Буквы З, з | Узнать, что З (Зь) – согласный, звонкий, твёрдый и мягкий звук. Игра «Найди звук в слове». Соотнесение звука и согласной буквы. Моделирование буквы (разрезная картинка), чтение по азбуке, игры с разрезной (магнитной) азбукой. Анализ текста по предложениям, разгадывание ребусов. |
21. | Звук [ш] Буквы Ш, ш | Узнать, что Ш – согласный, глухой, твёрдый звук. Игра «Найди звук в слове». Соотнесение звука и согласной буквы. Моделирование буквы (из счётных палочек), чтение по азбуке, игры с разрезной (магнитной) азбукой. Звуко-буквенный анализ слов МОШКА, МЫШКА, разгадывание ребусов. |
22. | Звук [ж] Буквы Ж, ж | Узнать, что Ж – согласный, звонкий, твёрдый звук. Игра «Найди звук в слове». Соотнесение звука и согласной буквы. Моделирование буквы (разрезная картинка), чтение по азбуке, игры с разрезной (магнитной) азбукой. Анализ текста по предложениям, разгадывание ребусов. |
23. | Звук [щ] Буквы Щ, щ | Узнать, что Щ – согласный, глухой, мягкий звук. Игра «Найди звук в слове». Соотнесение звука и согласной буквы. Моделирование буквы (разрезная картинка), чтение по азбуке, игры с разрезной (магнитной) азбукой. Звуко-буквенный анализ слова ЩУКА, разгадывание ребусов. |
24. | Звуки [Р-Рь] Буквы Р, р | Узнать, что Р (Рь) – согласный, звонкий, твёрдый и мягкий звук. Игра «Найди звук в слове». Соотнесение звука и согласной буквы. Моделирование буквы (разрезная картинка), чтение по азбуке, игры с разрезной (магнитной) азбукой. Составление слов с заменой одной буквы, разгадывание ребусов. |
25. | Звук [ц] Буквы Ц, ц | Узнать, что Ц – согласный, глухой, твёрдый звук. Игра «Найди звук в слове». Соотнесение звука и согласной буквы. Моделирование буквы (разрезная картинка), чтение по азбуке, игры с разрезной (магнитной) азбукой. Звуко-буквенный анализ слова СИНИЦА. Анализ текста по предложениям, разгадывание ребусов. |
26. | Звук [ч] Буквы Ч, ч | Узнать, что Ч – согласный, глухой, мягкий звук. Игра «Найди звук в слове». Соотнесение звука и согласной буквы. Моделирование буквы (разрезная картинка), чтение по азбуке, игры с разрезной (магнитной) азбукой. Составление слов с заменой одной буквы, разгадывание ребусов. Звуко-буквенный анализ слова ТУЧА. |
27. | Звук [й] Буквы Й, й | Узнать, что Й – согласный, звонкий, мягкий звук. Игра «Найди звук в слове». Соотнесение звука и согласной буквы. Моделирование буквы (разрезная картинка), чтение по азбуке, игры с разрезной (магнитной) азбукой. Звуко-буквенный анализ слова БОЙ. Составление слов с заменой одной буквы. Анализ текста по предложениям. |
28. | Буквы Е, е | Узнать, что Е – это гласная буква. Моделирование буквы (разрезная картинка), чтение по азбуке, игры с разрезной (магнитной) азбукой. Составление слов с заменой одной буквы. Анализ текста по предложениям, разгадывание ребусов. |
29. | Буква ь (мягкий знак). | Узнать, что Ь – это буква. Моделирование буквы (разрезная картинка), чтение по азбуке, игры с разрезной (магнитной) азбукой. Составление слов с заменой одной буквы. Анализ текста по предложениям, разгадывание ребусов. |
30. | Буквы Я, я | Узнать, что Я – это гласная буква. Моделирование буквы (разрезная картинка), чтение по азбуке, игры с разрезной (магнитной) азбукой. Составление слов с заменой одной буквы. Анализ текста по предложениям, разгадывание ребусов. |
31. | Буквы Ю, ю | Узнать, что Ю – это гласная буква. Моделирование буквы (разрезная картинка), чтение по азбуке, игры с разрезной (магнитной) азбукой. Составление слов с заменой одной буквы. Анализ текста по предложениям, разгадывание ребусов. |
32. | Буквы Ё, ё | Узнать, что Ё – это гласная буква. Моделирование буквы (разрезная картинка), чтение по азбуке, игры с разрезной (магнитной) азбукой. Составление слов с заменой одной буквы. Анализ текста по предложениям, разгадывание ребусов. |
33. | Буква ъ (твёрдый знак). | Узнать, что Ъ – это буква. Моделирование буквы (разрезная картинка), чтение по азбуке, игры с разрезной (магнитной) азбукой. Составление слов с заменой одной буквы. Анализ текста по предложениям, разгадывание ребусов. |
34. | Контрольное занятие. | Развлечение «Умники и умницы». |