№ | Тема урока | Кол. |
урока | | часов |
Введение (1 ч.) |
1 | 1 Художественное, нравственно-философское и общественное значение литературного произведения. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество, творческая история произведения. Литература как сложная система жанров, родов. | 1 |
| Русская литература |
| Русский фольклор (3 ч.) |
2 | 1 Фольклор. Исторические основы и художественные особенности былины. | 1 |
3 | 2 «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Событие в былине, поэтическая речь былины, конфликт, отражение в былине народных представлений о нравственности. | 1 |
4 | 3 Русские народные песни. Обрядовая поэзия. Лирические и лироэпические песни. | 1 |
Древнерусская литература (2 ч.) |
5 | 1 Особенности древнерусской литературы. «Поветь временных лет» как литературный памятник. («И вспомнил Олег коня своего »). | 1 |
6 | 2 Поучительный характер произведений древнерусской литературы. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Сказочное и литературное начало в «Повести о Петре и Февронии». | 1 |
Русская литература XVIII века (6 ч.) |
| М. В. Ломоносов (2 ч.) | |
7 | 1 Классицизм. М. В. Ломоносов - учёный, поэт, реформатор литературного языка. Формирование и развитие русского литер.языка. | 1 |
8 | 2 Жанр оды. Ода «На день восшествия..». Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. | 1 |
| Г. Р. Державин (1 ч.) | |
9 | 1 Г. Р. Державин. Страницы биографии. «Властителям и судьям». Тема поэта и власти в стихотворении. Своеобразие стихотворений поэта. | 1 |
| Д. В. Фонвизин (3 ч.) | |
10 | 1 Д. В. Фонвизин. Краткие сведения о писателе. Особенности драмы. Комедия «Недоросль». Основной конфликт пьесы и ее проблематика. | |
11 | 2 Комедия «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. | |
12 | 3 Смысл финала комедии. Проблема воспитания нового поколения в комедии «Недоросль». Подготовка к сочинению. | 1 |
Русская литература XIX века (первая половина) (11 ч.) |
| А. С. Пушкин.(4 ч.) | |
13 | 1 А. С. Пушкин после лицея. Свободолюбивая лирика. «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд». | 1 |
14 | 2 А. С. Пушкин «Анчар». Тема власти, жестокости. | 1 |
15 | 3 Интерес А. С. Пушкина к истории России. «Песнь о вещем Олеге». Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Особенности композиции, своеобразие языка «Песни». | 1 |
16 | 4 А. С. Пушкин. Поэма «Полтава». Образ Петра Великого. | 1 |
| М. Ю. Лермонтов (5 ч.) | |
17 | 1 М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.Стихотворение «Три пальмы». Стихотворение «Родина». | 1 |
18 | 2 Историческая тема в творчестве поэта. «Песня про царя Ивана Васильевича.». Пир у царя. Образ грозного царя в поэме. | 1 |
19 | 3 Русский уклад жизни и национальный характер в поэме. Женский образ в поэме. | 1 |
20 | 4 Кирибеевич и купец Калашников. Кулачный бой на Москве-реке. Степан Калашников - носитель лучших качеств русского национального характера. | 1 |
21 | 5 Р. р. Сочинение по творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. | 1 |
| Н. В. Гоголь (2 ч.) | |
22 | 1 Н. В. Гоголь. Страницы биографии. Традиции и новаторство писателя. | 1 |
23 | 2 «Шинель». Тема маленькогочеловека. Человек и государство. | 1 |
Русская литература XIX века (вторая половина) (12 ч.) |
| И. С. Тургенев (2 ч.) | |
24 | 1 И. С. Тургенев. Страницы биографии. История создания «Записок охотника».«Певцы». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И. С. Тургенева. | 1 |
25 | 2 Стихотворение в прозе «Нищий». Тематика, художественное богатство стихотворения в прозе. | 1 |
| Н. А. Некрасов (3 ч.) | |
26 | 1 Н. А. Некрасов. О поэте. Своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. «Вчерашний день, часу в шестом...». | 1 |
27 | 2 Стихотворение «Железная дорога». Гнетущие картины подневольного труда. Мысль писателя о величии народа-созидателя. | 1 |
28 | 3 Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». | 1 |
| М. Е. Салтыков-Щедрин (2 ч.) | |
29 | 1 М. Е. Салтыков-Щедрин. Сатирическая сказка. Своеобразие сатирических литературных сказок. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | 1 |
30 | 2 М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Сатирическое изображение жизни народа. | 1 |
| Л.Н.Толстой. (1ч.) | |
31 | 1 Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Образ защитников Севастополя. | 1 |
| Н. С. Лесков (1 ч.) | |
32 | 1 Н. С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Особенности сказа Образ Левши в повести Лескова.. | 1 |
| А. А. Фет. Ф.И.Тютчев (1 ч.) | |
33 | 1 Русская природа в стихотворениях А.А. Фета и Ф.И.Тютчева | 1 |
| А. П. Чехов (1 ч.) | |
34 | 1 А. П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». Живая картина нравов. | 1 |
| Поэзия 2-й половины XIX (1 ч.) | |
35 | 1 Образ родины в русской поэзии. А.Н. Майков «Нива»; А.К. Толстой«Край ты мой, родимый край!..». | 1 |
Русская литература XX века (14 ч.) |
| Проза конца XIX - начала XX вв (5 ч.) | |
36 | 1 И. А Бунин Рассказ «Кукушка». | 1 |
37 | 2 А. И. Куприн Рассказ «Чудесный доктор» | 1 |
38 | 3 Романтические произведения М. Горького. «Легенда о Данко». | 1 |
39 | 4 А. Грин Краткие сведения о писателе. «Алые паруса». Творческая история произведения. Романтические традиции. | 1 |
40 | 5 А. Грин «Алые паруса». Образы Грея и Ассоль. Алые паруса как образ мечты. Мечты и действительность в повести. | 1 |
| В. В. Маяковский (1 ч.) | |
41 | 1 В. В. Маяковский «Необычное приключение.». Проблематика стихотворения. Роль поэзии в жизни человека. | 1 |
| С. Есенин (1 ч.) | |
42 | 1 С. Есенин. «Гой ты, Русь, моя родная.», «Я покинул родимый дом...». Человек и природа в лирике. Тема Родины в творчестве поэта. | 1 |
| Проза русской эмиграции (1 ч.) | |
43 | 1 И.С. Шмелев Роман «Лето Господне» (глава «Яблочный Спас»). | 1 |
44 | 1 Образ природы в творчестве М.М.Пришвина и К.Г.Паустовского | |
| Поэзия 20-50-х годов ХХ (1 ч.) | |
45 | 1 Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться!..». Тема стихотворения и его художественная идея. | 1 |
| А. Твардовский (1 ч.) | |
46 | 1 А. Твардовский. История создания поэмы «Василий Теркин». Изображение войны и человека на войне. Своеобразие жанра «книги про бойца». | 1 |
| Проза о Великой Отечественной войне (1ч.) | |
47 | 1 Б. Васильев «Экспонат №.». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения. | 1 |
| В. М. Шукшин (1 ч.) | |
48 | 1 В. М. Шукшин_Краткие сведения о писателе. Рассказ «Чудик». Простота и нравственная высота героя. | 1 |
| Поэзия 2-й половины ХХ | |
49 | 1 Тема России в стихах поэтов XX века. | 1 |
Зарубежная литература ( 3 ч.) |
| В. Шекспир (1 ч.) | |
50 | 1 В. Шекспир Сонеты. | 1 |
| Р. Стивенсон (1 ч.) | |
51 | 1 Р. СтивенсонКраткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ». | 1 |
| А. де Сент-Экзюпери (1 ч.) | |
52 | 1 А. де Сент-Экзюпери « Планета людей» | 1 |
Повторение (1 ч.) |
53 | 1 Обобщающий урок «Особенности художественного произведения». Рекомендации для летнего чтения. | 1 |
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
Введение (1 ч.) |
1 | 1 Литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. | 1 |
| Русская литература |
| Русский фольклор (2 ч.) |
2 | 1 Исторические песни. «Разин и девка-астраханка», «Солдаты освобождают Смоленск» Историческая память и отражение ее в народной песне | 1 |
3 | 2 Песня-плач. Нравственная проблематика в исторической песне и песне- плаче. | 1 |
Древнерусская литература (3 ч.) |
4 | 1 Житийный жанр в древнерусской литературе. Тематическое и жанровое многообразие древнерусской литературы. | 1 |
5 | 2 «Житие Сергия Радонежского». Основные нравственные проблемы житийной литературы. | 1 |
6 | 3 «Житие Александра Невского» | 1 |
Русская литература XVIII века (4 ч.) |
7 | 1 Г.Р.Державин «Памятник» | 1 |
8 | 2 Понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин. Основные вехи биографии. | 1 |
9 | 3 Повесть «Бедная Лиза». Основная проблематика и тематика, новый тип | 1 |
| героя. | |
10 | 4 Утверждение общечеловеческих ценностей. | 1 |
Русская литература XIX века (первая половина) (28 ч.) |
| В. А. Жуковский (3 ч.) | |
11 | 1 Традиции романтизма. В. А. Жуковский. Очерк жизни и творчества. Романтические баллады. | 1 |
12 | 2 Баллада «Лесной царь». Основная тема, мотивы. Система образно- выразительных средств в балладе. | 1 |
13 | 3 В. А. Жуковский Стихотворение «Невыразимое». | 1 |
| К.Ф.Рылеев (1ч.) | |
14 | 1 Основные темы и мотивы в произведениях «Иван Сусанин», «Смерть Ермака» | 1 |
| А. С. Пушкин (10 ч.) | |
15 | 1 А. С. Пушкин. Страницы биографии. Тема лицейской дружбы в творчестве поэта. Стихотворение «И.И. Пущину», «19 октября» | 1 |
16 | 2 Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворение «Бесы». | 1 |
17 | 3 Историческая основа романа «Капитанская дочка». Жанр и художественная идея произведения. Роль эпиграфов в романе. | 1 |
18 | 4 Формирование характера и взглядов Петра Гринева. | 1 |
19 | 5 Жизнь Гринева в Белогорской крепости. Гринев и Швабрин. Образ антигероя. | 1 |
20 | 6 Падение Белогорской крепости. | 1 |
21 | 7 Изображение народной войны и ее вождя. Два военных совета. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». | 1 |
22 | 8 Образ Маши Мироновой, ее душевная стойкость, нравственная красота. | 1 |
23 | 9 Название и идейный смысл произведения. Художественная функция народных песен, сказок, пословиц и поговорок | 1 |
24 | 10 . Подготовка к сочинению по роману «Капитанская дочка». | 1 |
| М. Ю. Лермонтов (7 ч.) | |
25 | 1 М. Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве поэта. | 1 |
26 | 2 М. Ю. Лермонтов Поэма «Мцыри». История создания поэмы. | 1 |
27 | 3 Мечты Мцыри о доме. | 1 |
28 | 4 Мцыри-любимый идеал М. Ю. Лермонтова. | 1 |
29 | 5 Тема и идея художественного произведения. Своеобразие поэмы. Язык и художественные особенности поэмы.В. Белинский о поэме | 1 |
30 | 6 .Р.рОбучение выразительному чтению | 1 |
31 | 7 Р. р. Сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». | 1 |
| Н. В. Гоголь (7 ч.) | |
32 | 1 Н. В. Гоголь-писатель сатирик. «Ревизор». Творческая и сценическая история. | 1 |
33 | 2 Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России. | 1 |
34 | 3 Мастерство писателя в создании образа Хлестакова. Хлестаков и хлестаковщина. | 1 |
35 | 4 Образ чиновников. Страх перед расплатой. | 1 |
36 | 5 Образ городничего в комедии. Общечеловеческое значение характеров комедии. | 1 |
37 | 6 Финал комедии, его идейно-композиционное значение. | 1 |
38 | 7 Подготовка к сочинению по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». | 1 |
| Русская литература XIX века (первая половина) (14 ч.) | |
| И. С. Тургенев (4 ч.) | |
39 | 1 И. С. Тургенев. Страницы биографии. Произведения писателя о любви. | 1 |
40 | 2 Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. | 1 |
41 | 3 Образ Аси : противоречивость характера. | 1 |
42 | 4 Лирическая повесть. Художественное своеобразие произведения. | 1 |
| Н.А. Некрасов (2 ч.) | |
43 | 1 Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. | 1 |
44 | 2.Человек и природа в стихотворениях поэта. | 1 |
| А. А. Фет (1 ч.) | |
45 | 1 Мир природы духовности в поэзии А.А. Фета. «Целый мир от красоты...». «Учись у них: у дуба, у березы...». | 1 |
| А.Н.Островский (3ч.) | |
46 | 1.Краткие сведения о писателе. Творческая история пьесы «Снегурочка» | 1 |
47 | 2.Образ Снегурочки. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. | 1 |
48 | 3 Народные обряды, элементы фольклора в сказке. | 1 |
| Л. Н. Толстой (4 ч.) | |
49 | 1 Л. Н. Толстой. Основные вехи биографии писателя. Повесть «Отрочество» | 1 |
50 | 2 Рассказ «После бала». Контраст как прием, помогающий раскрыть идею рассказа | 1 |
51 | 3 Автор и рассказчик в произведении. Тема ответственности человека за свои поступки. | 1 |
52 | 4.Сочинение по рассказу «После бала» | 1 |
Русская литература XX века (23 ч.) |
| Проза конца XIX - начала XX вв(4ч) | |
53 | 1 Русские писатели 20 века о времени. Литературе и искусстве. | 1 |
54 | 2 М. Горький. Основные вехи биографии писателя. Традиции романтизма в творчестве писателя. Рассказ «Макар Чудра». | 1 |
55 | 3 «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни. Истинные и ложные ценности жизни | 1 |
56 | 4 Проблема цели и смысла жизни в произведении «Мой спутник». | 1 |
| В.В.Маяковский.(2ч.) | |
57 | 1 Краткие сведения о поэте. | 1 |
58 | 2 Поэт и толпа в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям». | 1 |
| Н.А.Тэффи (1ч.) | |
59 | 1. «Свои и чужие». Большие проблемы «маленьких людей» | 1 |
| М. Зощенко (2 ч.) | |
60 | 1 Творчество М. Зощенко. Рассказы «Обезьяний язык», «Галоша». | 1 |
61 | 2 Сатира и юмор. | |
| Н.А. Заболоцкий (2 ч.) | |
62 | Н.А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе...», «Некрасивая девочка». Поэт красоты, духовности. | 1 |
63 | 2 Язык художественного произведения. | 1 |
| М.В. Исаковский (2ч.) | |
64 | 1 М.В. Исаковский. Стихотворения о войне. | 1 |
65 | 2 Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века. | 1 |
| А.Т.Твардовский(3ч.) | |
66 | 1 Страницы жизни и творчества А.Т.Твардовского | 1 |
67 | 2 Судьба страны в поэме «За далью-даль» | 1 |
68 | 3 Художественное своеобразие поэмы. | 1 |
| В.П.Астафьев(3ч) | |
69 | 1 Слово о писателе. | 1 |
70 | 2 Проблема нравственной памяти в рассказе «Фотография , на которой меня нет» | 1 |
71 | 3 Отношения автора к событиям и персонажам. Образ рассказчика. | 1 |
| В. Г. Распутин (4ч) | |
72 | В. Г. Распутин Основные вехи биографии писателя. Повесть «Уроки французского». | 1 |
73 | Повесть «Уроки французского». Центральный конфликт и основные образы повествования. | 1 |
74 | Нравственная проблематика повести «Уроки французского». | 1 |
75 | 4 Р. Р. Сочинение-отзыв о книге. | 1 |
| Зарубежная литература. (7 ч.) | |
76 | Стадии развития мировой литературы. Литература эпохи Возрождения.(1ч) | 1 |
| ВШекспир (3 ч.) | |
77 | ВШекспир «Ромео и Джульетта». Сценическая история пьесы. | 1 |
78 | 2 Конфликт живого чувства и семейной вражды | 1 |
79 | 3 Художественное своеобразие пьесы. | 1 |
| М. Сервантес (3ч.) | |
80 | 1 М. Сервантес. Роман «Дон Кихот» и его проблематика. | 1 |
81 | 2 Образ Дон Кихота. Позиция писателя. | 1 |
82 | 3 Тема Дон Кихота в русской литературе. | 1 |
| Повторение (3 ч.) | |
83 | Обобщающий урок. «Путешествие в мир книги». | 1 |
84 | 2 Обобщение и повторение изученного «Элементы художественного произведения. | 1 |
85 | 3Рекомендации для летнего чтения. | 1 |
86-88 | Резервные уроки. | 3 |