4.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Наименование разделов и тем |
Содержание темы (раздела) | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Количество часов |
Практиче ские, лаборатор ные работы или тесты |
1 | Введение. Структура информатики. | | Аналитическая деятельность: повторение правил поведения и ТБ; определение целей и задач изучения предмета в 10 классе; повторение основных понятий; выделение составляющих предметной области информатики; осознание межпредметности информатики; оценивание уровня развития и роли ИТ в городе и области; Практическая деятельность: составление вопросов по ТБ; составление схемы составляющих предметной области информатики; составление списка информационных порталов; | 1 | |
2 | Информация | Введение. Структура информатики. Основные подходы к определению понятия «информация». Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. | Аналитическая деятельность: определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал; приводить примеры информационных носителей; функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки; определение единиц измерения информации — бит (алфавитный подход); байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях; определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию; определять, информативно или нет некоторое сообщение о родном городе, области. Практическая деятельность: кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды; кодировать текстовую информацию о родном городе, области; приводить примеры информативных и неинформативных сообщений, в т.ч. о родном городе, области; измерять информационный объем текста в байтах; пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб); осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку); осуществить поиск информации, посвященной родному городу, области; сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них; систематизировать (упорядочивать) файлы и папки. | 12 | 5 |
3 | Информационные процессы | Классификация информационных процессов. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Хранение информации. Обработка информации. Преобразование информации на основе формальных правил. | Аналитическая деятельность: анализировать процессы с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации; приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал; определять в процессе передачи информации источник, приемник, канал. приводить примеры информативных и неинформативных сообщений; планировать последовательность событий на заданную тему; подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта; подбирать иллюстративный материал о городе, области. Практическая деятельность: выбирать и запускать нужную программу; работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна); вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств; осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку); осуществить поиск информации, посвященной родному городу, области; сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них; систематизировать (упорядочивать) файлы и папки. соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ. | 6 | 4 |
4 | Программирование | Программирование обработки информации Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование | Аналитическая деятельность: определять этапы решения задачи на компьютере; определять понятия исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя; понимать возможности компьютера как исполнителя алгоритмов; понимать систему команд компьютера; классифицировать структуры алгоритмов; понимать основные принципы структурного программирования; знать систему типов данных в Паскале, операторы ввода и вывода, правила записи арифметических выражений на Паскале, оператор присваивания, структуру программы на Паскале анализировать типы данных, логический тип данных, логические величины, логические операции; понимать правила записи и вычисления логических выражений; различать операторы: условный оператор if, оператор выбора select case; понимать различия между циклом с предусловием и циклом с постусловием; различия между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом - различать операторы: операторы цикла while и repeat – until, оператор цикла с параметром for понимать порядок выполнения вложенных циклов; понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы, правила описания и использования подпрограмм-функций, правила описания и использования подпрограмм-процедур; знать правила описания массивов на Паскале, правила организации ввода и вывода значений массива, правила программной обработки массивов; понимать правила описания символьных величин и символьных строк, основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией. Практическая деятельность: описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке; составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале; разрабатывать и отлаживать типовые программы, обрабатывающие числовые данные; разрабатывать и отлаживать простейшие программы, реализующие основные алгоритмические конструкции; разрабатывать и отлаживать типовые программы, реализующие основные методы и алгоритмы обработки массивов: заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировки массива и др.; программировать циклы, выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы; описывать функции и процедуры на Паскале, записывать в программах обращения к функциям и процедурам; тестировать и отлаживать программы на языке Паскаль. | 17 | 9 |
11 кл 1 | Информационные системы и базы данных
| Информационные системы и базы данных. Система. Модели систем. Пример структурной модели предметной области. Информационная система. База данных – основа информационной системы. Проектирование многотабличной базы данных. Создание базы данных. Запросы как приложение информационной системы. Логические условия выбора данных. | Аналитическая деятельность: - ориентироваться в базе данных (БД); - определять какие модели данных используются в БД; - определять основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ; - определение и назначение СУБД; - анализировать основы организации многотабличной БД; - что такое схема БД; - что такое целостность данных; - этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД. - структуру команды запроса на выборку данных из БД; - организацию запроса на выборку в многотабличной БД; - основные логические операции, используемые в запросах; - правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов. Практическая деятельность: - создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, Мiсrоsоft Access). - реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов; - реализовывать запросы со сложными условиями выборки; | 11 | 6 |
2 | Интернет как информационная система. | Интернет как информационная система. Интернет. Организация глобальных сетей. Интернет как глобальная информационная система. WWW – Всемирная паутина. Веб- сайт. Создание сайта «Домашняя страница». Создание таблиц и списков на веб-странице.
| Аналитическая деятельность: - классифицировать информационные системы по назначению и составу - определять разновидности информационных систем. - анализировать, что такое гипертекст, гиперссылка; - определять средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки). - Анализировать назначение коммуникационных и информационных служб Интернета; - рапознавать прикладные протоколы; - определять основные понятия WWW: Web- страница, Web-сервер, Web-сайт, Web- браузер, НТТР- протокол, URL-адрес; - использовать поисковые указатели и поисковые каталоги. - определять какие существуют средства для создания Web-страниц; - осуществлять проектирование Web-сайта; - определять возможности текстового процессора по созданию web-страниц. Практическая деятельность: - автоматически создавать оглавление документа; - организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе. - работать с электронной почтой; - извлекать данные из файловых архивов; - осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей. - создать несложный Web-сайт с помощью Мiсrоsоft Word | 11 | 5 |
3 | Информационное моделирование | Информационное моделирование. Информационное моделирование. Компьютерное информационное моделирование. Модели статистического прогнозирования. Моделирование зависимостей между величинами. Моделирование корреляционных зависимостей. Модель оптимального планирования. | Аналитическая деятельность: - понятия: величина, имя величины, тип величины, значе- ние величины; - что такое математическая модель; - формы представления зависимостей между величинами; - для решения каких практических задач используется статистика; - что такое регресс ионная модель; - как происходит прогнозирование по регрессионной модели. - что такое корреляционная зависимость; - что такое коэффициент корреляции; - какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа. что такое оптимальное планирование; Практическая деятельность: решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в Мiсrоsоft Excel). | 9 | 5 |
4 | Основы социальной информатики | Социальная информатика. Социальная информатика. Информационные ресурсы. Информационное общество. Правовое регулирование в информационной сфере. Проблема информационной безопасности. | Аналитическая деятельность: - что такое информационные ресурсы общества; - из чего складывается рынок информационных ресурсов; - что относится к информационнымуслугам; - в чем состоят основные черты информационного общества; - причины информационного кризиса и пути его преодоления; - какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества; - основные законодательные акты в информационной сфере; - суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации. Практическая деятельность: - соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности. | 3 | |