Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования на основе документов:
Примерные программы основного общего образования. Математика. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения);
Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. — М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения);
Сборник рабочих программ. Алгебра. 7-9 классы / [cоставитель Т. А. Бурмистрова]. – М. Просвещение, 2011;
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [cоставитель Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения);
учебный плану МБОУ «Красноярская СОШ» на 2019-2020 учебный год.
примерной программой по математике основного общего образования, авторской программой по математике Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др., составитель Т.А. Бурмистрова «Алгебра, 7-9 классы» М.: Просвещение, 2019 г.
Курс характеризуется повышением теоретического уровня обучения, постепенным усилением роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений. Прикладная направленность курса обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению практических задач.
Обучение алгебры в 7 классе основной школы направлено на достижение следующих целей:
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Курс характеризуется повышением теоретического уровня обучения, постепенным усилением роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений. Прикладная направленность курса обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению практических задач.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ «Красноярская СОШ» на изучение алгебры в данном классе на 2019- 2020 учебный год выделено 102 часа (3 часа в неделю). Автором учебника, Г.В. Дорофеевым, разработано тематическое планирование, рассчитанное на 3 часа в неделю. Всего 102 часа. В программу включены все рекомендуемые темы для 7 класса. При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей их реализацией.
Планируемые результаты изучения программы.
Личностные результаты:
у учащихся будут сформированы:
ответственного отношения к учению;
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровье сберегающего поведения;
формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
у учащихся могут быть сформированы:
первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими обучающимися в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД
учащиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
предвидеть уровень освоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
сличать способ действия и его результат с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
выделять и осознавать того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения, давать самооценку своей деятельности;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.
познавательные УУД:
учащиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
использовать общие приемы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями, освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умения находить в различных источниках, в том числе контролируемом пространстве Интернета, информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные) и выводы;
формирования учебной и обще пользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения.
Коммуникативные УУД
учащиеся получат возможность научиться:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выборе общего решения в совместной деятельности.
Предметные результаты
№ | Наименование разделов и тем | Дидактические единицы образовательного процесса |
ученик научится | ученик получит возможность научиться |
7 класс |
1 | Дроби и проценты | - сравнивать дроби; - выполнять вычисления с рациональными числами; -вычислять выражения с натуральными показателями; - решать задачи на проценты; - находить среднее арифметическое, моду и размах числового ряда. | - применять полученные знания при решении задач; - применять правило перекрестного сравнения обыкновенных дробей |
2 | Прямая и обратная пропорциональность | - осуществлять перевод задач на язык формул; - выражать переменные из формул; - знать прямо пропорциональные выражения, обратно пропорциональные; - знать формулу обратной пропорциональности; - решать задачи с помощью пропорций; | - применять полученные знания при решении задач; - выполнять числовые подстановки в формулы |
3 | Введение в алгебру | - распознавать числовые выражения и выражения с переменными, линейные уравнения. - приводить примеры выражений с переменными, линейных уравнений. - составлять выражение с переменными по условию задачи. - выполнять преобразования выражений: приводить подобные слагаемые, раскрывать скобки. - находить значение выражения с переменными при заданных значениях переменных. - классифицировать алгебраические выражения, описывать целые выражения | - формулировать понятие линейного уравнения. -решать линейное уравнение в общем виде. - интерпретировать уравнение как математическую модель реальной ситуации. - описывать схему решения текстовой задачи, применять её для решения задач |
4 | Уравнения |
5 | Координаты и графики | - отмечать множество точек на координатной прямой; - отмечать точки на координатной плоскости; - знать, что такое графики; - изображать графики; | - находить расстояние между точками координатной прямой; - применять полученные знания при решении задач |
6 | Свойства степени с натуральным показателем | - находить произведение и частное степеней; - решать комбинаторные задачи; - упрощать произведения и частное степеней. | - использовать правило перестановки при решении задач; - применять полученные знания при решении задач |
7 | Многочлены | - знать определения одночленов и многочленов; - выполнять действия с одночленами и многочленами. | - использовать формулы квадрата суммы и квадрата разности при выполнении заданий; - решать задачи с помощью уравнений |
8 | Разложение многочленов на множители | - выносить общий множитель за скобки; - использовать способ группировки; - использовать формулу разности квадратов, формулы разности и суммы кубов; - раскладывать на множители с применением нескольких способов. | - решать уравнения с помощью разложения на множители |
9 | Частота и вероятность | вычислять относительную частоту случайного события. | - применять правила вычисления вероятностей случайных событий при выполнении заданий |
10 | Итоговое повторение курса математики 7 класса | | |
Основное содержание программы
Содержание изучения разделов рабочей программы соответствует авторской программе.
Тема раздела | Количество часов по авторской программе/количество контрольных работ | Количество часов по рабочей программе/ количество контрольных работ |
7 класс |
Дроби и проценты | 12 | 12 |
Прямая и обратная пропорциональность | 8 | 8 |
Введение в алгебру | 10 | 9 |
Уравнения | 11 | 10 |
Координаты и графики | 9 | 10 |
Свойства степени с натуральным показателем | 9 | 10 |
Многочлены | 17 | 15 |
Разложение многочленов на множители | 17 | 16 |
Частота и вероятность | 5 | 7 |
Повторение. Итоговый тест за курс 7 класса | 4 | 5 |
Итого | 102 | 102 |
Календарно – тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Форма занятий | Домашнее задание | Дата проведения |
| 7 класс | | | | |
1 | Дроби и проценты | 12 | | | |
1 | Сравнение дробей | 1 | изучения нового материала | П. 1.1 №10,14 | |
2 | Вычисление с рациональными числами | 1 | комплексного применения знаний | П. 1.2 № 20, 24 | |
3 | Вычисление с рациональными числами | 1 | комбинированный урок | П. 1.2 № 27, 34 | |
4 | Степень с натуральным показателем | 1 | комбинированный урок | П. 1.3 № 46,50 | |
5 | Степень с натуральным показателем | 1 | комбинированный урок | П. 1.3 № 55,68 | |
6 | Правила нахождения процентов от числа и числа по процентам | 1 | комбинированный урок | П. 1.4 № 75, 80 | |
7 | Правила нахождения процентов от числа и числа по процентам | 1 | комплексного применения знаний | П. 1.4 № 83, 89 | |
8 | Среднее арифметическое чисел | 1 | комбинированный урок | П. 1.5 № 95, 106 | |
9 | Мода ряда чисел. Размах ряда данных | 1 | комбинированный урок | П. 1.5 № 100, 107 | |
10 | Решение задач по теме: «Статистические характеристики» | 1 | комбинированный урок | П. 1.6 № 124, 133 | |
11 | Решение задач по теме: «Дроби и проценты». | 1 | обобщающего повторения и систематизации знаний | П. 1.6 № 138,141 | |
12 | Контрольнаяработа№1 по теме: «Дроби и проценты» | 1 | контроля и коррекции знаний | | |
2 | Прямая и обратная пропорциональность. | 8 | | | |
13 | Анализ контрольной работы. Зависимость и формулы | 1 | изучения нового материала | П.2.1 № 147,150 | |
14 | Прямая пропорциональность | 1 | комплексного применения знаний | П. 2.2 № 163(Б),164(б) | |
15 | Обратная пропорциональность. | 1 | комбинированный урок | П. 2.2 № 172,176(б,в) | |
16 | Пропорции. Решение задач с помощью пропорций | 1 | комбинированный урок | П. 2.3 № 180, 187 | |
17 | Пропорция и её свойства | 1 | комбинированный урок | П. 2.3 № 189, 196 | |
18 | Пропорциональное деление | 1 | комбинированный урок | П. 2.4 № 203, 208 | |
19 | Решение задач по теме: «Прямая и обратная пропорциональность». | 1 | обобщающего повторения и систематизации знаний | П. 2.5 № 213, 219 | |
20 | Контрольная работа №2 по теме: «Пропорции» | 1 | контроля и коррекции знаний | | |
3 | Введение в алгебру | 9 | | | |
21 | Анализ контрольной работы. Буквенная запись свойств действий над числами | 1 | изучения нового материала | П. 3.1 № 235 | |
22 | Буквенные выражения и числовые подстановки | 1 | комбинированный урок | П. 3.1 №238, 243 | |
23 | Преобразование буквенных выражений | 1 | комбинированный урок | П. 3.2 № 251, 259 | |
24 | Правила раскрытия скобок | 1 | комбинированный урок | П. 3.3 № 274, 288 | |
25 | Умножение одночлена на алгебраическую сумму. | 1 | комбинированный урок | П. 3.3 № 283, 292 | |
26 | Подобные слагаемые. | 1 | комбинированный урок | П. 3.4 № 298, 303 | |
27 | Приведение подобных слагаемых | 1 | комбинированный урок | П. 3.4 № 306, 312 | |
28 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | обобщающего повторения и систематизации знаний | П. 3.5 № 331, 334 | |
29 | Контрольная работа №3 « Буквенные выражения и их преобразования» | 1 | контроля и коррекции знаний | | |
4 | Уравнения | 10 | | | |
30 | Анализ контрольной работы. Алгебраический способ решения задач | 1 | изучения нового материала | П. 4.1 № 338, 340 | |
31 | Решение задач алгебраическим способом. | 1 | комплексного применения знаний | П. 4.1 № 342, 345 | |
32 | Корни уравнения | 1 | комбинированный урок | П. 4.2 №350, 353 | |
33 | Правила преобразования уравнений | 1 | комбинированный урок | П. 4.3 № 358, 362 | |
34 | Алгоритм решения линейного уравнения | 1 | комбинированный урок | П. 4.3 № 365,368 | |
35 | Уравнения, сводящиеся к линейным | 1 | комбинированный урок | П. 4.3 № 374, 379 | |
36 | Решение задач с на движение помощью уравнений | 1 | комбинированный урок | П. 4.4 № 384, 385(а) | |
37 | Решение задач на отношения и процентное содержания | 1 | комбинированный урок | П. 4.4 № 387,388 | |
38 | Решение задач по теме «Уравнения» | 1 | обобщающего повторения и систематизации знаний | П. 4.5 №420, 430 | |
39 | Контрольная работа №4 по теме: «Уравнения» | 1 | | | |
5 | Координаты и графики . | 10 | | | |
40 | Анализ контрольной работы Множества точек на координатной прямой | 1 | изучения нового материала | П. 5.1 № 441, 444 | |
41 | Числовые промежутки | 1 | комплексного применения знаний | П. 5.1 № 447, 449 | |
42 | Расстояние между точками координатной прямой | 1 | комбинированный урок | П. 5.2 № 457, 460 | |
43 | Множество точек на координатной плоскости | 1 | комбинированный урок | П. 5.3 № 469, 473 | |
44 | Графики. Графики зависимостей у = х и у = - х | 1 | комбинированный урок | П. 5.4 №479, 482 | |
45 | График зависимости У = │х│ | 1 | комбинированный урок | П. 5.4 № 484, 485 | |
46 | Ещё несколько важных графиков | 1 | комбинированный урок | П. 5.5 № 493, 496 | |
47 | Графики вокруг нас | 1 | комбинированный урок | П. 5.6 №509, 510 | |
48 | Решение задач по теме: «Координаты и графики». | 1 | обобщающего повторения и систематизации знаний | П. 5.7 № 520, 523 | |
49 | Контрольная работа № 5 по теме: «Координаты и графики» | 1 | контроля и коррекции знаний | | |
6 | Свойства степени с натуральным показателем | 10 | | | |
50 | Анализ контрольной работы Частное степеней | 1 | изучения нового материала | П. 6.1.№ 528, 537 | |
51 | Произведение и частное степеней | 1 | комплексного применения знаний | П. 6.1 № 544, 547 | |
52 | Степень степени | 1 | комбинированный урок | П. 6.2 № 568, 569 | |
53 | Степень произведения. Степень дроби. | 1 | комбинированный урок | П. 6.2 № 575, 579 | |
54 | Правило умножения | 1 | комбинированный урок | П. 6.2 № 582, 586 | |
55 | Решение комбинаторных задач. | 1 | комбинированный урок | П. 6.3 №595,597 | |
56 | Перестановки | 1 | комбинированный урок | П. 6.4 № 605, 608 | |
57 | Круговые перестановки. | 1 | комбинированный урок | П. 6.5 № 615, 624 | |
58 | Решение задач по теме: «Степень с натуральным показателем» | 1 | обобщающего повторения и систематизации знаний | П. 6.5 № 629, 633 | |
59 | Контрольная работа №6по теме: «Степень с натуральным показателем» | 1 | контроля и коррекции знаний | | |
7 | Многочлены | 15 | | | |
60 | Анализ контрольной работы Одночлены и многочлены | 1 | изучения нового материала | П. 7.1 № 639, 644 | |
61 | Правила сложения и вычитания многочленов | 1 | комплексного применения знаний | П. 7.1 № 650, 653 | |
62 | Сложение и вычитание многочленов | 1 | комбинированный урок | П. 7.2 № 666, 669 | |
63 | Правило умножения одночлена на многочлен | 1 | комбинированный урок | П. 7.3 № 691, 696 | |
64 | Правило умножение многочлена на многочлен | 1 | комбинированный урок | П. 7.4 № 706, 709 | |
65 | Умножение многочлена на многочлен. | 1 | комбинированный урок | П. 7.4 № 713, 715 | |
66 | Упрощение выражений | 1 | комбинированный урок | П. 7.4 № 721, 723 | |
67 | Формулы квадрата суммы и квадрата разности | 1 | комбинированный урок | П. 7.5 № 729, 736 | |
68 | Упрощение выражений | 1 | комбинированный урок | П. 7.5 № 744, 750 | |
69 | Упрощение выражений | 1 | комбинированный урок | П. 7.5 № 753, 756 | |
70 | Решение текстовых задач на движение с помощью уравнений | 1 | комбинированный урок | П. 7.6 № 760(б),761(б) | |
71 | Решение текстовых задач на сплавы, смеси, растворы, с помощью уравнений | 1 | комбинированный урок | П. 7.6 № 767, 770 | |
72 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | повторения и систематизации знаний | П. 7.6 № 779, 780 | |
73 | Решение задач по теме: «Многочлены». | 1 | повторения и систематизации знаний | П. 7.7 № 790, 795 | |
74 | Контрольная работа №7 «Многочлены» | 1 | контроля и коррекции знаний | | |
8 | Разложение многочленов на множители | 16 | | | |
75 | Анализ контрольной работы Вынесение общего множителя за скобки | 1 | изучения нового материала | П. 8.1 № 816, 819 | |
76 | Разложение на множители | 1 | комплексного применения знаний | П. 8.1 № 820,821 | |
77 | Сокращение дробных выражений | 1 | комбинированный урок | П. 8.1 № 830, 833 | |
78 | Способ группировки слагаемых | 1 | комбинированный урок | П. 8.2 № 840, 842 | |
79 | Разложение многочлена на множители. | 1 | комбинированный урок | П. 8.2 №844,846 | |
80 | Формула разности квадратов | 1 | комбинированный урок | П. 8.3 № 849, 856 | |
81 | Разложение многочлена на множители | 1 | комбинированный урок | П. 8.3 № 860, 864 | |
82 | Формулы суммы и разности кубов | 1 | комбинированный урок | П. 8.4 № 875, 878 | |
83 | Вынесение общего множителя за скобки. | 1 | комбинированный урок | П. 8.4 № 883 | |
84 | Способ группировки | 1 | комбинированный урок | П. 8.5 № 887, 890 | |
85 | Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения | 1 | комбинированный урок | П. 8.5 № 893, 894 | |
86 | Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения. Контрольная работа№8. ( 20мин. ) | 1 | контроля и коррекции знаний | | |
87 | Анализ контрольной работы Решения уравнений путём разложения на множители | 1 | комплексного применения знаний | П. 8.6 № 905, 908 | |
88 | Решение дробных уравнений | 1 | комбинированный урок | П. 8.6 № 911, 912 | |
89 | Решение задач по теме: «Разложение многочленов на множители». | 1 | обобщающего повторения и систематизации знаний | П. 8.7 № 925, 929 | |
90 | Контрольная работа №9 по теме: «Разложение многочленов на множители» | 1 | контроля и коррекции знаний | | |
9 | Частота и вероятность | 7 | | | |
91 | Анализ контрольной работы Вероятность случайного события | 1 | изучения нового материала | П. 9.1 № 942, 944 | |
92 | Решение задач | 1 | комплексного применения знаний | П. 9.1 № 951,956 | |
93 | Случайные события | 1 | комбинированный урок | П. 9.2 № 961, 964 | |
94 | «Относительная частота случайного события» | 1 | комбинированный урок | П. 9.2 №968 | |
95 | Вероятностная шкала | 1 | комбинированный урок | П. 9.3 № 974, 977 | |
96 | Сложение вероятностей. | 1 | комбинированный урок | П. 9.4 № 988, 989 | |
97 | Контрольная работа №10 «Частота и вероятность» | 1 | контроля и коррекции знаний | | |
10 | Повторение | 5 | | | |
98 | Анализ контрольной работы Защита проектов по теме «Проценты» | 1 | обобщающего повторения и систематизации знаний | С. 41-42 № 12, 13 | |
99 | Защита проектов по теме «Пропорции» | 1 | обобщающего повторения и систематизации знаний | С. 72 № 10, 11 | |
100 | Итоговая контрольная работа. | 1 | контроля и коррекции знаний | | |
101 | Анализ контрольной работы Представление расчетно-экспериментальных работ | 1 | обобщающего повторения и систематизации знаний | С. 273 № 1,2 | |
102 | Урок обобщения и систематизации по курсу 7 класса | 1 | обобщающего повторения и систематизации знаний | | |
| Итого: 102 часа К/Р- 11 | | | | |