Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами основного общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентированы на работу по программе:
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 5–9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. – М. : Просвещение, 2013,также программа соответствует учебному плану МБОУ СОШ №2 с. Мугур- Аксы
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет Изобразительное искусство объединяет в единую образовательную структуру практическое художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Основная цель предмета Изобразительное искусство – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как форм эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие учащихся осуществляется в процессе практической, теоретической формы художественного творчества.
Основные задачи предмета Изобразительное искусство:
формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Программа по изобразительному искусству дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, учета особенностей конкретного региона России.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета Изобразительное искусство.
В федеральном базисном учебном плане в 7 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 35 часов (35 учебных недель).
Планируемые результаты освоения учебного материала
Занятия по изобразительному искусству в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной пр. общего образования федерального государственного образовательного стандарта направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
– воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
– формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
– формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. Его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. К истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
– освоение социальных норм, правил поведения; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
– развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
– формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
– формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
– развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
– умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
– умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
– умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение монологической контекстной речью;
– формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Предметные результаты изучения предметной области «Изобразительное искусство» должны отражать:
– формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
– развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
– освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
– воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
– приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
– приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
– развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
Содержание учебного предмета
Тема 7 класса – «Изобразительное искусство в жизни человека» – является продолжением темы, изученной в 6 классе, и посвящена изучению собственно изобразительного искусства и его места в жизни человека. Здесь учащиеся знакомятся с искусством изображения как художественным познанием мира и выражением отношения к нему как к особой и необходимой форме духовной культуры общества. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.
В основу тематического деления года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. Последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя видов и жанров изобразительного искусства.
Изобразительное искусство в жизни человека
Изображение фигуры человека и образ человека – 8 ч.
Изображение фигуры человека в истории искусства.
Пропорции и строение фигуры человека.
Лепка фигуры человека.
Набросок фигуры человека с натуры.
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
Поэзия повседневности – 8 ч.
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.
Тематическая картина.
Бытовой и исторический жанры.
Сюжет и содержание в картине.
Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.
Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).
Великие темы жизни – 12 ч.
Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох.
Тематическая картина в русском искусстве XIX века.
Процесс работы над тематической картиной.
Библейские темы в изобразительном искусстве.
Монументальная скульптура и образ истории народа.
Место и роль картины в искусстве XX века.
Реальность жизни и художественный образ – 7 ч.
Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
Зрительские умения и их значение для современного человека.
История искусства и история человечества.
Стиль и направление в изобразительном искусстве.
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
календарно-тематическое планирование 7 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Дата проведения |
| ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА | 8 | | |
1 | Изображение фигуры человека в истории искусства | 1 | ознакомление с новым материалом | |
2 | Пропорции и строение фигуры человека | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | |
3 | Лепка фигуры человека | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | |
4 | Набросок фигуры человека с натуры | 1 | Комбинированный урок | |
5 | Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве | 1 | Урок-обобщение | |
6 | Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве | 1 | Урок-обобщение | |
7 | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | |
8 | Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | |
| ПОЭЗИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ | 8 | | |
9 | Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | |
10 | Сюжет и содержание в картине | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | |
11 | Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве выполнять изображения по памяти и представлению | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | |
12 | Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | |
13 | Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре) | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | |
14 | Праздник и карнавал в изобрази- тельном искусстве (тема праздника в бытовом жанре) | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | |
15 | Праздник и карнавал в изобрази- тельном искусстве (тема праздника в бытовом жанре) | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | |
16 | Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | |
| ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ | 12 | | |
17 | Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | |
18 | Тематическая картина в русском искусстве XlX века. | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | |
19 | Процесс работы над тематической картиной | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | |
20 | Библейские темы в изобразительном искусстве | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | |
21 | Библейские темы в изобразительном искусстве | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | |
22 | Монументальная скульптура и образ истории народа | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | |
23 | Место и роль картины в искусстве ХХ в. | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | |
24 | Искусство иллюстрации. Слово и изображение | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | |
25 | Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | |
26 | Зрительские умения и их значение для современного человека | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | |
27 | История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | |
28 | История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | |
| РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ | 7 | | |
29 | Личность художника и мир его времени в произведениях искусства | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | |
30 | Личность художника и мир его времени в произведениях искусства | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | |
31 | Крупнейшие музеи изобрази- тельного искусства и их роль в культуре | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | |
32 | Крупнейшие музеи изобрази- тельного искусства и их роль в культуре | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | |
33 | Крупнейшие музеи изобрази- тельного искусства и их роль в культуре | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | |
34 | Крупнейшие музеи изобрази- тельного искусства и их роль в культуре | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | |
35 | Художественно-творческий проект | 1 | Урок - обобщение | |
| ИТОГО | 35 | | |