ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ
"В МИРЕ МУЗЫКИ"
подготовительная группа
ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ "В МИРЕ МУЗЫКИ"
Познавательное развитие
Беседа об истории возникновения музыкальных инструментов
Дети входят в группу и садятся на стулья. Звучит спокойная музыка.
Воспитатель: Ребята, прислушайтесь, что вы сейчас слышите? (Ответы детей.) А вы любите музыку? Какую? (Ответы детей.) Сегодня утром я нашла в почтовом ящике письмо от Незнайки, давайте его прочитаем: (читаю письмо). Ну что, ребята, поможем Незнайке?
Сегодня нас с вами ждёт увлекательное путешествие в мир музыки. А как вы думаете, когда появилась музыка и музыкальные инструменты? (Ответы детей.)
Ребята, музыка возникла очень давно. Ещё в глубокой древности было сложено немало легенд о происхождении музыки. Древние греки считали, что музыка дарована им богами. Ученые же, на основе исследований установили, что музыка появилась ещё в первобытном обществе. У древних людей она была связана с повседневной жизнью. Женщина напевала, баюкая детей, пастухи созывали стадо звуками рожков. В первобытной музыке было много звукоподражаний: в песнях повторялись звуки окружающего мира – крики диких зверей и птиц. Главным элементом был ритм. Он помогал людям четко выполнять движения во время работы. Певцы подчеркивали ритм ударами в ладоши или притопыванием. Позже люди подметили, что громкие звуки издают при ударе плоские камни, куски дерева, раковины. Они и стали первыми музыкальными инструментами.
Показываю презентацию.
Люди каменного века делали свои музыкальные инструменты из самых разных вещей. Одним из старейших "музыкальных инструментов" является само по себе человеческое тело. Первые звуки возникали из-за стука или удара по различным частям тела (например, по груди или бедру). Самые известные музыкальные инструменты первобытного человека:
- Дудка и флейта из кости.
- Труба из ракушек.
ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ " В МИРЕ МУЗЫКИ"
ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ " В МИРЕ МУЗЫКИ"
Люди каменного века делали свои музыкальные инструменты из самых разных вещей. Одним из старейших "музыкальных инструментов" является само по себе человеческое тело. Первые звуки возникали из-за стука или удара по различным частям тела (например, по груди или бедру). Самые известные музыкальные инструменты первобытного человека:
- Дудка и флейта из кости.
- Труба из ракушек.
- Барабан из шкур животных.
- Трещотки из камня, древесины
Люди использовали музыкальные инструменты, например, для охоты, чтобы себя предостеречь от опасности, как объекты для взаимного общения.
Мы с вами знаем разные виды музыкальных инструментов: Показываю презентацию
струнные (гитара, скрипка),
духовые (дудочка, саксофон),
ударные (барабан, бубен).
Давайте сыграем в игру «Что звучит?» Я включу вам запись, а вы должны отгадать, какой музыкальный инструмент вы слышите:
Включаю аудиозапись, дети отгадывают, что это за инструмент (барабан, скрипка, балалайка, дудочка).
А вы знаете, откуда пошли эти виды музыкальных инструментов? (Ответы детей.)
Струнные - от охотничьего лука, духовые - от раковины, рога, тростника. Но самый почтенный возраст принадлежит, конечно, ударным инструментам: они возникли еще у первобытных людей, которые стали сопровождать свои пляски ритмичными ударами одного камня о другой. Постепенно появились более
совершенные музыкальные инструменты. Оказалось, что если натянуть кожу на полый деревянный или глиняный предмет, то звук станет более гулким и сильным. Так родились предки барабанов.
совершенные музыкальные инструменты. Оказалось, что если натянуть кожу на полый деревянный или глиняный предмет, то звук станет более гулким и сильным. Так родились предки барабанов.
Речевое развитие
Пальчиковые игры по теме "Музыкальные инструменты"
ОРКЕСТР
Наши пальчики – артисты: (Сжимать и разжимать пальцы обеих рук)
Пианисты, баянисты, (Пальцы обеих рук выполняют движения, ,соответствующие игре на музыкальных инструментах)
Скрипачи и трубачи
Гитаристы, гармонисты,
Все хорошие артисты Поочередное соединение всех пальцев с большим)
Музыканты хоть куда, (То же в обратном порядке)
Веселят народ всегда! (Хлопать в ладоши)
ПИАНИСТ
Пианист Бемоль в музыке король. (Пальцы опускаются на стол по порядку от мизинца к большому – на каждый слог стиха смена рук)
Говорит Бемоль ноты, как пароль:
«До, ре, ми, фа, соль, принесите соль.
До, ре, ми, фа, соль, посолить фасоль».
БАРАБАН
Тра-та-та, тра-та-та,
пальцамипальчиками)
Барабан гремит с утра. (Стучать кулачками)
Тра-та-та, тра-та-та, (Стучать указательными пальчиками)
Марширует детвора. («Маршировать» указательными и средними пальцами по столу)
СКРИПКА
Я на скрипочке играю (Изобразить игру на скрипке)
Тили-ли, тили-ли. (Хлопать в ладоши)
Пляшут зайки на лужайке (Указательными и средними пальцами обеих рук
Тили-ли, тили-ли. показать ушки зайца)
ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ " В МИРЕ МУЗЫКИ"
ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ " В МИРЕ МУЗЫКИ"
Барабан гремит с утра. (Стучать кулачками)
Тра-та-та, тра-та-та (Стучать указательными пальчиками)
Марширует детвора. («Маршировать» указательными и средними пальцами по столу)
СКРИПКА
Я на скрипочке играю (Изобразить игру на скрипке)
Тили-ли, тили-ли. (Хлопать в ладоши)
Пляшут зайки на лужайке (Указательными и средними пальцами обеих рук показать ушки зайца)
Тили-ли, тили-ли.
Чтение сказки "Музыкальный ключик."
автор: Татьяна Домаренок
Жил–был на белом свете один маленький очень красивый ключик, но не золотой, а музыкальный. И открывал он не волшебные дверцы, а нотные строки на страницах Антошкиного учебника по музыке. Ключик, как командир, всегда становился первым на строке из пяти линеечек, а за ним по всем линеечкам и даже между ними выстраивались ноты. Музыкальный ключик все время напевал тоненьким голоском песенку, в которой была лишь одна нота соль. Она сидела на второй линейке и была любимицей музыкального ключа, потому что свой красивый завиток он начинал именно с этой ноты. Может быть, поэтому Антошкина учительница называла музыкальный ключик ключом соль или скрипичным ключом.
Антошка любил свою учительницу музыки. Учительница у него была очень добрая, только чуточку строгая. Она учила его играть на скрипке. Скрипочка у Антошки была самая настоящая, хотя и очень маленькая. На ней можно было сыграть любое музыкальное произведение. Однако, когда мальчик неаккуратно про-водил смычком по струнам, они скрипели и пищали, как капризный ребенок. Но, стоило Антошке поднапрячься и правильно провести по ним, струны начинили петь звонко и красиво. Мальчик уже научился играть на своей скрипке гаммы, этюды и маленькие пьесы. Но правильно сыграть ту или иную ноту у него еще не всегда получалось. Поэтому он часто фальшивил. Тогда учительница поправляла его и говорила, как нужно правильно играть.
Учительница у него была очень добрая, только чуточку строгая. Она учила его играть на скрипке. Скрипочка у Антошки была самая настоящая, хотя и очень маленькая. На ней можно было сыграть любое музыкальное произведение. Однако, когда мальчик неаккуратно про-водил смычком по струнам, они скрипели и пищали, как капризный ребенок. Но, стоило Антошке поднапрячься и правильно провести по ним, струны начинили петь звонко и красиво. Мальчик уже научился играть на своей скрипке гаммы, этюды и маленькие пьесы. Но правильно сыграть ту или иную ноту у него еще не всегда получалось. Поэтому он часто фальшивил. Тогда учительница поправляла его и говорила, как нужно правильно играть.
Музыкальный ключик тоже не любил фальши. Когда Антошка неправильно играл ноты, ключик хмурился и сердился. И это было очень заметно, потому что тогда он раздувался, кривился и чуть не скатывался с нотной строки, стараясь привлечь Антошкино внимание и указать ему на его ошибку. Но Антошка почему-то никак не замечал изменений, происходящих со скрипичным ключом в своем музыкальном альбоме.
И вот однажды, когда мальчик репетировал дома перед занятиями и очень уж сильно сфальшивил, ключик не выдержал, спрыгнул с нотных линеек и убежал во двор. Случилось невероятное. Ноты тоже одна за другой побежали за ключиком и в музыкальном альбоме у Антошки остались пустые строчки из пяти линеечек. Когда мальчик выбежал во двор вслед за нотками, то он увидел, что голубое небо разлинеелось, словно его нотная тетрадка, золотыми строчками из солнечных линий. А во главе нотных строчек, как дирижер, стоит золотой музыкальный ключик и дирижирует нотками-птичками, сидящими на солнечных проводах.
Ключик не дал Антошке даже опомниться и громко крикнул ему:
– Ну, что ты стоишь, раскрыв рот! Играй на скрипке вместе с нами, но только не вздумай снова фальшивить!
И Антошка, как в сказке, заиграл вместе с нотами чисто и красиво.
С той поры, играя музыкальное произведение, он всегда смотрит на скрипичный ключ: как тот выглядит, не скривился ли. И очень старается играть без фальши. Мальчик понял, что не только для него, для всех его
ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ " В МИРЕ МУЗЫКИ"
ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ " В МИРЕ МУЗЫКИ"
птичками, сидящими на солнечных проводах.
Ключик не дал Антошке даже опомниться и громко крикнул ему:
– Ну, что ты стоишь, раскрыв рот! Играй на скрипке вместе с нами, но только не вздумай снова фальшивить!
И Антошка, как в сказке, заиграл вместе с нотами чисто и красиво.
С той поры, играя музыкальное произведение, он всегда смотрит на скрипичный ключ: как тот выглядит, не скривился ли. И очень старается играть без фальши. Мальчик понял, что не только для него, для всех его слушателей это очень важно.
Чтение сказки "Голоса Земли".
автор: Татьяна Домаренок
В прекрасный летний день, когда все небо озаряли яркие солнечные лучи, а в голубых глазах пушистых облаков сверкали веселые искорки, на поле, где между пшеничными колосками росли белые ромашки и синие васильки, из леса прилетели пчелки за сладким душистым нектаром. Маленькая рыженькая пчелка подлетела к самой красивой белой ромашке. Настроение у нее было великолепное, и она задорно и весело распевала любимую песенку:
- Жу-жу-жу! Никогда я не тужу! Жу-жу-жу!
Ромашка улыбнулась, расправила белые лепестки и сказала:
- Какой у тебя, пчелка, красивый и радостный голосок!
- Спасибо! – поблагодарила пчелка. – Просто я очень люблю эту песенку.
Пшеничные колоски, между которых росла белая ромашка, слушали их разговор, и им захотелось станцевать под свою любимую песенку. И они запели ее, размахивая в такт мелодии золотистыми головками:
Пшеничные колоски, между которых росла белая ромашка, слушали их разговор, и им захотелось станцевать под свою любимую песенку. И они запели ее, размахивая в такт мелодии золотистыми головками:
- Шу-шу-шу! Ши-ши-ши! Не хотим мы жить в тиши!
Все пшеничное поле заволновалось, зашумело, разыгралось, а по небесному простору полетели голоса его неугомонных колосков.
- Ву-у-у-у! – подхватил эту мелодию шустрый ветерок и пустился в пляс вместе с пшеничными колосками. Ох, как весело стало всем!
А пушистые облака, пролетающие над полем, смотрели на все происходящее на земле и улыбались.
- Конечно, - думали они. – Кто же на свете не любит петь и танцевать, когда вокруг такая красота!
И облака полетели дальше, к реке, напевая нежными голосками другую песенку, тихую и ласковую, которую они очень любили.
Река еще издалека увидела, что к ней в гости летят облака. А услыхав их песенку, отозвалась звонкими голосами своих неугомонных и очень быстрых волн-плескушек.
А в это время высоко в небе, над облаками и полем, где колосилась пшеница, где улыбались, глядя на ласковое солнышко, белые ромашки и синие васильки, где текла быстрая река, раздался голос реактивного самолета. Самолет летел так высоко, что с земли походил на маленькую точечку, чертящую на небе длинную белую полоску. Но его сильный и смелый голос, голос удивительной птицы, созданной руками человека, был хорошо слышен на земле. Летчик, ведущий самолет, смотрел сверху вниз на нашу красавицу землю, такую удивительную поющую живую планету, и мечтал о том, что когда-нибудь пусть не он сам, пусть его дети или даже внуки, полетят далеко-далеко на другие планеты. И тогда там узнают и услышат такие красивые и неповторимые голоса нашей Земли.
ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ " В МИРЕ МУЗЫКИ"
ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ " В МИРЕ МУЗЫКИ"
что когда-нибудь пусть не он сам, пусть его дети или даже внуки, полетят далеко-далеко на другие планеты. И тогда там узнают и услышат такие красивые и неповторимые голоса нашей Земли.
Физическое развитие
Игра «Подвижные орнаменты»
Под бубен дети, перестраиваясь, формируют композиции: «Круг», «Змейка», «Квадрат», — одной величины.
Танцевальные игры «Делай так», «Не делай так»
Цель: научить согласовывать движения с музыкой и выразительно показывать действия в одном ритме с ведущим. Нотка предлагает детям немного пошалить и поиграть в интересную игру. «Делай так» Если весело живется, делай так... (показывает). Если весело живется, делай так... (показывает). Если весело живется, мы друг другу улыбнемся. Если весело живется, делай так... (показывает). Жесты и движения могут быть такими: —два хлопка в ладоши перед грудью; —два щелчка пальцами; —два удара кулачком в грудь; —два показа «носа Буратино»; —оттягивание ушей; —движения языком вправо-влево; —поглаживание живота; —руки в стороны; —движение у виска; —два шлепка по попе. «Не делай так» Если друг к тебе пришел, не делай так... (показывает). Если друг к тебе пришел, не делай так... (показывает). Если друг к тебе пришел, это очень хорошо! Если друг к тебе пришел, не делай так... (показывает). Примерные жесты: —угроза кулаком; —высунуть язык; — «остался с носом»; — повертеть пальцем у виска; — поковыряться в носу; — позевать; — показать кукиш.
поковыряться в носу; — позевать; — показать кукиш.
Социально-коммуникативное развитие
Музыкально-дидактическая игра «Спойте как вас зовут» Цели: развить песенные навыки детей; научить пропевать фразу мелодично, протяжно. Нотка хочет познакомиться с детьми, узнать, как их зовут. Только имя надо не назвать, а пропеть: «Меня зовут Маша». Дети передают по кругу нотку из рук в руки и пропевают свое имя (девочки высокими голосками, мальчики — низкими). Нотка предлагает в Стране музыки не разговаривать, а петь. Приводит пример: «Анна Васильевна, что у нас сегодня на завтрак?» (пропевает). Педагог: «Сегодня на завтрак манная каша» (пропевает). Нотка предлагает детям попробовать петь, а не разговаривать целый день
Жили-были братья-гномы,
Дом их рядом с нотным домом,
Брат-мажор с минором-братом,
Два различных брата-лада.
Я - Мажор, бегу, кричу, Я - Минор, иду, грущу,
Я - Мажор, смеюсь, шумлю, Я - Минор, шепчу и сплю,
Я - Мажор, весёлый гном, Я не плачу под дождем,
Я - Минор, печальный гном, Грустный прихожу я в дом.
Я - Мажор, как помидор: Красный, очень яркий,
Белым назовем Минор,
Как подснежник в парке.