№ п/п | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Основные виды деятельности |
план | факт |
Раздел "Где мы живем" (5 ч) |
1 | 03.09 | | 1 | Родная страна | различать государственные символы Рос- сии (герб, флаг, гимн), отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран; испол- нять гимн Российской Федерации; анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны |
2 | 06.09 | | 1 | Город и село. Проект "Родной город". | сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село; работать в паре: находить изображения города и села; рассказывать о своём городе по плану; работать в паре: сравнивать городской и сельский дома; описывать интерьер городской квартиры и сельского дома; оценивать преимущества и недостатки городского и сельского жилья; рассказывать о своём доме по плану |
3 | 10.09 | | 1 | Природа и предметы, созданные человеком | различать объекты природы и предметы рукотворного мира; работать в паре: классифицировать объекты окружающего мира; приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира, заполнять таблицу в рабочей тетради |
4 | 13.09 | | 1 | Природа в опасности | работать в группе: обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру, отбирать из списка необходимые слова для характеристики отношения к миру, рассказывать о своём отношении к окружающему; обсуждать название книги «Великан на поляне» и предисловие к ней |
5 | 17.09 | | 1 | Проверочная работа по разделу "Где мы живем" | Выполнять тестовые задания учебника; оценивать свои достижения и достижения других учащихся |
Раздел "Природа" (19 ч) |
6 | 20.09 | | 1 | Неживая и живая природа | классифицировать объекты природы по существенным признакам; различать объекты неживой и живой природы; приводить примеры объектов живой и неживой природы; работать в паре: анализировать существенные признаки живых существ, обсуждать свои выводы; устанавливать связи между живой и неживой природой; |
7 | 24.09 | | 1 | Явления природы | работать в паре: различать объекты и явления природы; приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений; определять сезон по характерным природным явлениям; знакомиться с устройством термометра, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений |
8 | 27.09 | | 1 | Что такое погода | наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса; характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; приводить примеры погодных явлений (дождь, гроза, метель и др.); работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, фиксировать результаты |
9 | 01.10 | | 1 | В гости к осени (экскурсия) | наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними; определять природные объекты с помощью атласа-определителя «От земли до неба» (например, какому растению принадлежат опавшие листья, какие цветы цветут осенью, каких птиц ещё можно наблюдать в природе); оценивать результаты своих достижений на экскурсии |
10 | 04.10 | | 1 | В гости к осени | рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений); сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе; дополнять сведения, полученные из учебника и экскурсии, своими наблюдениями над осенним трудом человека |
11 | 08.10 | | 1 | Звёздное небо | находить на рисунке знакомые созвездия; сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием созвездий; моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; знакомиться по учебнику с зодиакальны- ми созвездиями, осуществлять самопроверку |
12 | 11.10 | | 1 | Заглянем в кладовые Земли | практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды; различать горные породы и минералы; работать в паре: с помощью атласа-определителя приводить примеры горных пород и минералов, готовить краткие сообщения о них |
13 | 15.11 | | 1 | Про воздух... | рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека; работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды; описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека; работать со взрослыми: находить информацию об охране воздуха и воды в родном крае; наблюдать небо, водные пейзажи, описывать свои впечатления; готовить фоторассказы о красоте неба и воды |
14 | 18.10 | | 1 | ...И про воду |
15 | 22.10 | | 1 | Какие бывают растения. | устанавливать по схеме различия между группами растений; называть и классифицировать растения; приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; определять растения с помощью атласа-определителя |
16 | 25.10 | | 1 | Какие бывают животные | соотносить группы животных и их существенные признаки; знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них; сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни |
17 | 08.11 | | 1 | Невидимые нити | устанавливать взаимосвязи в природе между неживой и живой природой, растениями и животными, различными животными; выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; читать и обсуждать стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете», делать вывод о необходимости бережного отношения к природе и сохранения природных связей |
18 | 12.11 | | 1 | Дикорастущие и культурные растения | сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; приводить примеры дикорастущих и культурных растений; классифицировать культурные растения по определённым признакам |
19 | 15.11 | | 1 | Дикие и домашние животные | сравнивать и различать диких и домашних животных; приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека, рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними; находить в тексте нужную информацию, обсуждать материалы книги «Зелёные страницы» |
20 | 19.11 | | 1 | Комнатные растения | узнавать комнатные растения на рисунках,; определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса, находить в атласе-определителе информацию о них; оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека; практическая работа в группе: осваивать приёмы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией |
21 | 22.11 | | 1 | Про кошек и собак | определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласом-определителем; приводить примеры пород собак с помощью атласа-определителя; обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме, объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу |
22 | 26.11 | | 1 | Красная книга. Проект "Красная книга, или Возьмём под защиту" | работать в паре: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране; работать в группе: читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; составлять общий план рассказа о редком растении и животном; рассказывать о редких растениях и животных по составленному плану |
23 | 29.11 | | 1 | Будь природе другом! | работать в паре: по схеме в учебнике анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них; знакомиться с правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил; предлагать аналогичные правила, рисовать условные знаки к ним |
24 | 03.12 | | 1 | Проверочная работа по разделу "Природа" | Выполнять тестовые задания учебника; оценивать свои достижения и достижения других учащихся |
Раздел "Жизнь города и села" (9 ч) |
25 | 06.12 | | 1 | Что такое экономика | рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану; работать в паре: анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов |
26 | 10.12 | | 1 | Из чего что сделано. Какие вещи могут быть опасными? (ОБЖ) | классифицировать предметы по характеру материала; работать в группе: по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ, приводить другие примеры использования природных материалов для производства изделий |
27 | 13.10 | | 1 | Как построить дом | рассказывать (по своим наблюдениям) о строительстве городского и сельского домов; узнавать на иллюстрациях учебника строительные машины и строительные материалы, объяснять их назначение; рассказывать о строительных объектах в своём городе |
28 | 17.12 | | 1 | Какой бывает транспорт. Правила поведения в транспорте (ОБЖ) | классифицировать средства; узнавать по фотографиям транспорт служб экстренного вызова, соотносить его с номерами телефонов экстренного вызова, обозначать; запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03, 04 |
29 | 20.12 | | 1 | Все профессии важны. Проект «Профессии» | рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы детям хотелось стать; работать в паре: определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фотографиях; обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни |
30 | 24.12 | | 1 | В гости к зиме (экскурсия) | наблюдать за зимними погодными явлениями; обсуждать зимние явления в неживой природе в прошедшие дни; исследовать пласт снега; определять деревья по их силуэтам и описаниям в атласе-определи-теле «От земли до неба»; распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных; наблюдать поведение зимующих птиц; формулировать выводы по материалу экскурсии |
31 | 10.01 | | 1 | В гости к зиме | обобщать наблюдения за зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий; формулировать правила безопасного пове- дения на улице зимой; обсуждать правила охраны природы зимой по материалам книги «Великан на поляне»; работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, готовить фоторассказ или серию ри- сунков на тему «Красота зимы»; подкармливать зимующих птиц |
32 | 14.01 | | 1 | Проверочная работа по разделу "Жизнь города и села" | Выполнять тестовые задания учебника; оценивать свои достижения и достижения других учащихся |
33 | 17.01 | | 1 | Странички для любознательных | формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
Раздел "Здоровье и безопасность" (10 ч) |
34 | 21.01 | | 1 | Строение тела человека | работать в группе: называть и показывать внешнее строение тела человека; определять на рисунке учебника или на муляже положение внутренних органов человека; моделировать внутреннее строение тела человека; работа в паре: извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека |
35 | 24.01 | | 1 | Если хочешь быть здоров. Как правильно питаться (ОБЖ) | рассказывать о своём режиме дня; составлять рациональный режим дня школьника; обсуждать сбалансированное питание школьника; работать в паре: различать продукты растительного и животного происхождения; формулировать правила личной гигиены; характеризовать назначение предметов гигиены, выделять среди них те, которые у каждого человека должны быть собственными; на основе текста учебника дополнять правила ухода за зубами |
36 | 28.01 | | 1 | Берегись автомобиля! Знаем ли мы дорожные знаки? (ОБЖ) | анализировать представленную на рисунке дорожную ситуацию, выбирать из предложенных подходящий дорожный знак, объяснять своё решение; работа в паре: соотносить изображения и названия дорожных знаков; выбирать дорожные знаки, встречающиеся на пути в школу; моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах; формулировать, пользуясь рисунком учебника, правила движения по загородной дороге |
37 | 31.01 | | 1 | Административная контрольная работа | Выполнять тестовые задания; оценивать свои достижения и достижения других учащихся |
38 | 04.02 | | 1 | Домашние опасности. Осторожно! Электроприборы! (ОБЖ) | объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций; работать в группе: на основе текста учебника формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков |
39 | 07.02 | | 1 | Пожар! Памятка "Чтобы не было пожара" (ОБЖ) | характеризовать пожароопасные предметы (раскалённые предметы, воспламеняющиеся вещества, открытый огонь); запомнить правила предупреждения пожара; моделировать вызов пожарной охраны по телефону, по номеру МЧС; работать в паре: рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; читать и обсуждать рассказ «Горит костёр» в книге «Великан на поляне» |
40 | 11.02 | | 1 | На воде. Безопасное поведение на водоемах (ОБЖ) | характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу;запомнить правила поведения во время купания; работать в паре: различать съедобные и ядовитые грибы; находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы» (рассказ «Коварные двойники»); определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых; характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми (с опорой на иллюстрации учебника); предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях, запомнить правила поведения при контактах с незнакомцами; моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС; работать в группе: по материалам учебника осваивать правила поведения в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных, моделировать их в ходе ролевых игр; работать со взрослыми: обсуждать дру- гие опасные ситуации, связанные с незнакомыми людьми |
41 | 14.02 | | 1 | В лесу. Природная аптека (ОБЖ) |
42 | 18.02 | | 1 | Опасные незнакомцы |
43 | 21.02 | | 1 | Проверочная работа по разделу "Здоровье и безопасность" | Выполнять тестовые задания учебника; оценивать свои достижения и достижения других учащихся |
Раздел "Общение" (8 ч) |
44 | 25.02 | | 1 | Наша дружная семья. Проект "Родословная" | рассказывать по рисунку и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, семейной атмосфере, общих занятиях; формулировать понятие «культура общения»; обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи; составлять родословное древо семьи |
45 | 28.02 | | 1 | Семейные традиции |
46 | 04.03 | | 1 | В школе. Правила поведения в школе (ОБЖ) | рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе; обсуждать вопрос о культуре общения в школе; формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её; оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах |
47 | | | 1 | Правила вежливости | обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения; формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной |
48 | | | 1 | Ты и твои друзья | обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России; обсуждать проблему подарка в день рождения друга; обсуждать правила поведения за столом; моделировать правила поведения за столом (практическая работа); формулировать правила этикета в гостях |
49 | | | 1 | Мы - зрители | обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре, консерватории) и формулировать их, возражая Советам Попугая; обсуждать правила поведения в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае, метро) и формулировать их на основе иллюстраций учебника |
50 | | | 1 | Мы - пассажиры |
51 | | | 1 | Проверочная работа по разделу "Общение" | Выполнять тестовые задания учебника; оценивать свои достижения и достижения других учащихся |
Раздел "Путешествия" (17 ч) |
52-53 | | | 2 | Посмотри вокруг. Глобус - модель Земли | сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; анализировать текст учебника, на его основе объяснять различия во внешнем виде нашей планеты |
54-55 | | | 2 | Ориентирование на местности | работать в паре: находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём городе; практическая работа в паре: знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним, осваивать приёмы ориентирования по компасу; знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам |
56 | | | 1 | Формы земной поверхности | сопоставлять фотографии равнин и гор; анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе; сравнивать по схеме холм и гору; характеризовать (на основе наблюдений) поверхность своего края; описывать красоту гор (на основе фотографий в учебнике, рассказа Н. И. Сладкова, личных впечатлений) |
57 | | | 1 | Водные богатства | различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; работать в паре: анализировать схему частей реки, рассказывать о частях реки по схеме; на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края; обсуждать эстетическое воздействие моря на человека (по рассказу К. Д. Ушинского, фотографиям в учебнике, личным впечатлениям) |
58 | | | 1 | В гости к весне (экскурсия) | наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель; формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека |
59 | | | 1 | В гости к весне | рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края; работать в группе: знакомиться по учебнику с изменениями в неживой и живой природе весной; находить в книге «Зелёные страницы» информацию на заданную тему, различать известную и новую для себя информацию; узнавать перелётных птиц на рисунке, осуществлять самопроверку; выступать с сообщениями в классе; моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе |
60 | | | 1 | Россия на карте | сравнивать изображение России на глобусе и карте;работать в паре: соотносить пейзажи России на фотографиях учебника с местоположением их на физической карте России; осваивать приёмы чтения карты (определение сторон горизонта, форм земной поверхности, других объектов с помощью условных знаков); учиться правильно показывать объекты на настенной карте (по инструкции учебника) |
61 | | | 1 | Россия на карте. Проект "Города России" |
62 | | | 1 | Путешествие по Москве. Московский Кремль | находить Москву на карте России; знакомиться с планом Москвы, находить на нём достопримечательности столицы; работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Москве |
63 | | | 1 | Город на Неве | находить Санкт-Петербург на карте России; знакомиться с планом Санкт-Петербурга, находить на нём достопримечательности города; работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу; читать рассказ об истории создания памятника Петру I |
64 | | | 1 | Земля на карте | сравнивать глобус и карту мира; находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; соотносить фотографии, сделанные на разных материках |
65 | | | 1 | Путешествие по материкам и частям света | находить материки на карте мира; работать в группе: знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников |
66 | | | 1 | Проверочная работа по разделу «Путешествия» | Выполнять тестовые задания учебника; оценивать свои достижения и достижения других учащихся |
67 | | | 1 | Страны мира. Проект "Страны мира" | с помощью карты приводить примеры стран, расположенных на разных материках; В ходе выполнения проекта дети учатся: распределять обязанности по выполнению проекта; готовить сообщения (индивидуальные, в парах, в группах) о выбранных странах; подбирать фотографии достопримечательностей (открытки, слайды) |
68 | | | 1 | Впереди лето. Солнечный удар, ожоги кожи (ОБЖ) | определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа- определителя «От земли до неба», осуществлять самопроверку; читать и обсуждать рассказ «Разговор в лесу» в книге «Великан на поляне», разыгрывать сценку по этому рассказу; приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям; работать со взрослыми: за лето подготовить фоторассказы или выполнить рисунки по темам «Красота лета», «Красота животных» |