Русский язык
Пояснительная записка.
Русский язык является важным учебным предметом предметной области «Язык и речевая практика» в программе специальной школы. Целью его изучения является формирование у учащихся коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни,
занять адекватное социальное положение в обществе.
В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие задачи:
―Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми
средствами (слово, предложение, словосочетание);
―Формирование первоначальными «дограмматическими» понятиями и развитие коммуникативно-речевых навыков;
―Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
―Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
―Развитие навыков устной коммуникации;
―Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности. Общая характеристика учебного предмета. Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам специальных (коррекционных) учреждений VIII вида максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе. Нарушения мышления и речи, равно как и всех сторон психики детей с нарушением интеллекта, обуславливают специфику обучения их чтению. Эта специфика отражает не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения.
Структурно и содержательно программа построена с учетом особенностей познавательной деятельности детей.
Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создаются условия для постепенного наращивания сведений по теме, для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений. Введение в программу добукварного периода обеспечивает коррекцию недостатков речевого опыта учащихся, в том числе исправление различных нарушений речи школьников.
Формы организации образовательного процесса. Предмет «Русский язык» реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормами. Виды контроля за уровнем знаний, умений и навыков учащихся: текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля за уровнем знаний, умений и навыков учащихся: индивидуальный, групповой, фронтальный, устный, письменный.
2. Общая характеристика учебного предмета (курса).
1. Подготовка к усвоению грамоты.
Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Развитие зрительных представлений и пространственной ориентировки на плоскости листа. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма.
2. Речевое развитие.
Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций. Обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к различным грамматическим категориям. Активизация словаря. Составление нераспространенных и простых распространенных предложений (из 3-4 слов) на основе различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению и т.д.).
3. Формирование элементарных навыков письма.
Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой
пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится
с их произношением. Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов.
3.Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане.
Предмет «Русский язык» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
4.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
(курса).
Личностные результаты.
1) развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;
2) развитие мотивации к обучению;
3) развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
5) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
6) развитие положительных свойств и качеств личности;
7) готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.
Предметные результаты.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
различение гласных и согласных звуков и букв
списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста
запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова)
составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок
выделение из текста предложений на заданную тему
Достаточный уровень:
различение звуков и букв
характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему
списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием
деление текста на предложения, выделение темы текста (о чём идет речь)
запись под диктовку слов и коротких предложений (10-15 слов)
5.Содержание учебного предмета (курса).
Добукварный период – период подготовки детей к обучению грамоте, определяющий их способность в овладении письмом и чтением во время букварных занятий.
В добукварный период решаются следующие основные задачи:
- подготовка к овладению первоначальными навыками чтения;
- привитие интереса к обучению;
- выявление особенностей общего и речевого развития ребёнка.
Основные направления работы в добукварный период таковы:
- формирование у детей общеречевых навыков;
- развитие навыков диалогической речи;
- развитие слухового и зрительного восприятия;
- развитие фонематического слуха;
- формирование навыков звукового анализа и синтеза;
- совершенствование произношения;
- развитие пространственной ориентировки;
- развитие графических навыков;
- совершенствование мелкой моторики рук.
Обучение чтению и письму в букварный период условно делится на три этапа. Каждый этап соответствует одной учебной четверти. Порядок прохождения звуков и букв по сравнению с ранее существовавшей изменен. На первом этапе дети знакомятся со звуками и буквами, их обозначающими, а также их написанием: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии; на втором этапе – Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, И, Ж, Бб, Дд, Гг, ь; на третьем – изучаются последние десять букв: Ее,
Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.
Задачами обучения 1-го этапа букварного периода являются:
- умение правильно и отчетливо произносить, слышать, выделять изучаемые звуки;
- умение различать гласные и согласные звуки;
- образование и чтение открытых и закрытых слогов, чтение слоговых таблиц;
- дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах;
- составление и чтение слогов и предложений к предметной картинке;
- разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений со слов учителя;
- усвоение рукописного написания всех изученных строчных и прописных букв;
- списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов;
- запись под диктовку букв и слогов.
На 2-ом этапе осуществляется решение следующих задач:
- изучение, правильное и четкое произношение новых звуков и букв;
- умение характеризовать изученный звук;
- дифференциация сходных звуков изолированно и в словах;
- составление и чтение слов и предложений из усвоенных слоговых структур;
- работа со звуко-буквенной схемой;
- чтение небольших текстов из 2-4 предложений;
- усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв;
- письмо по образцу;
- усвоение правописания большой буквы в начале и точки в конце предложения;
- письмо на слух букв и слогов, интонирование каждого звука слова;
- самостоятельное составление изученных слогов с последующей записью;
- вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
3-й этап предполагает решение следующих задач:
- повторение пройденных звуков и букв, изучение новых;
- практическое различение гласных и согласных букв, правильное обозначение их в схеме;
- дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих в слогах и словах;
- образование и чтение звукового состава слоговых структур, слогов со стечением согласных в начале и в конце слова;
- чтение предложений из 2-5 слов, их последующее воспроизведение с имитацией интонации учителя;
- чтение небольших текстов и работа по ним;
- усвоение написания строчных и прописных букв;
- списывание с рукописного и печатного текста, вставка пропущенной буквы при списывании;
- прописная буква в именах людей;
- письмо на слух букв и слогов, слов, предложений после предварительного анализа;
В программе указаны разноуровневые требования к усвоению содержания учебного материала: 1-й – базовый уровень, 2-й –минимально необходимый или сниженный) уровень. Это дает учителю возможность дифференцированно подходить к обучению детей с нарушением интеллекта.
Учебно-тематический план по русскому языку2 классе
III четверть | IV четверть | Всего за год |
20 часов | 18 часов | 38 часа |
III четверть
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Оборудование урока | Коррекционная работа |
1 | Написание строчной буквы "а". | 2 | 13.01.20 17.01.20 | А.К.Аксенова Букварь, карточки с разрезной азбуки, иллюстрации. Пропись | Коррекция внимания, развитие мелкой моторики. |
2 | Написание строчной буквы "у". | 2 | 20.01.20 24.01.20 | А.К.Аксенова Букварь, карточки с разрезной азбуки, иллюстрации. Пропись | Коррекция внимания, развитие мелкой моторики. |
3 | Правописание слияний букв "ау" "уа". | 2 | 27.01.20 31.01.20 | А.К.Аксенова Букварь, карточки с разрезной азбуки, иллюстрации. Пропись | Коррекция внимания, развитие мелкой моторики. |
4 | Написание заглавной буквы "А". | 1 | 3.02.20 | А.К.Аксенова Букварь, карточки с разрезной азбуки, иллюстрации. Пропись | Коррекция внимания, развитие мелкой моторики. |
5 | Написание строчной буквы "м". | 2 | 7.02.20 10.02.20 | А.К.Аксенова Букварь, карточки с разрезной азбуки, иллюстрации. Пропись | Коррекция внимания, развитие мелкой моторики. |
6 | Правописание заглавной буквы "М". | 1 | 14.02.20 | А.К.Аксенова Букварь, карточки с разрезной азбуки, иллюстрации. Пропись | Коррекция внимания, развитие мелкой моторики. |
7 | Написание заглавной буквы "У". | 1 | 17.02.20 | А.К.Аксенова Букварь, карточки с разрезной азбуки, иллюстрации. Пропись | Коррекция внимания, развитие мелкой моторики. |
8 | Написание строчной буквы "о". | 2 | 21.02.20 25.02.20 | А.К.Аксенова Букварь, карточки с разрезной азбуки, иллюстрации. Пропись | Коррекция внимания, развитие мелкой моторики. |
9 | Написание заглавной буквы "О". | 1 | 28.02.20 | А.К.Аксенова Букварь, карточки с разрезной азбуки, иллюстрации. Пропись | Коррекция внимания, развитие мелкой моторики. |
10 | Написание строчной буквы "с" | 2 | 2.03.20 6.03.20 | А.К.Аксенова Букварь, карточки с разрезной азбуки, иллюстрации. Пропись | Коррекция внимания, развитие мелкой моторики. |
11 | Написание заглавной буквы "С". | 1 | 10.03.20 | А.К.Аксенова Букварь, карточки с разрезной азбуки, иллюстрации. Пропись | Коррекция внимания, развитие мелкой моторики. |
12 | Написание строчной буквы "х" | 2 | 13.03.20 16.03.20 | А.К.Аксенова Букварь, карточки с разрезной азбуки, иллюстрации. Пропись | Коррекция внимания, развитие мелкой моторики. |
13 | Написание заглавной буквы "Х". | 1 | 20.03.20 | А.К.Аксенова Букварь, карточки с разрезной азбуки, иллюстрации. Пропись | Коррекция внимания, развитие мелкой моторики. |
14 | Написание буквы Ш. | 1 | 23.03.20 | А.К.Аксенова Букварь, карточки с разрезной азбуки, иллюстрации. Пропись | Коррекция внимания, развитие мелкой моторики. |
15 | Написание строчной буквы "ш" | 1 | 27.03.20 | А.К.Аксенова Букварь, карточки с разрезной азбуки, иллюстрации. Пропись | Коррекция внимания, развитие мелкой моторики. |
IV четверть
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Оборудование урока | Коррекционная работа |
1 | Написание заглавной буквы "Ш". | 2 | 3.04.20 6.04.20 | А.К.Аксенова Букварь, карточки с разрезной азбуки, иллюстрации. Пропись | Коррекция внимания, развитие мелкой моторики. |
2 | Написание строчной буквы "л" | 2 | 10.04.20 13.04.20 | А.К.Аксенова Букварь, карточки с разрезной азбуки, иллюстрации. Пропись | Коррекция внимания, развитие мелкой моторики. |
3 | Написание заглавной буквы "Л". | 2 | 17.04.20 20.04.20 | А.К.Аксенова Букварь, карточки с разрезной азбуки, иллюстрации. Пропись | Коррекция внимания, развитие мелкой моторики. |
4 | Написание буквы "ы". | 2 | 24.04.20 27.04.20 | А.К.Аксенова Букварь, карточки с разрезной азбуки, иллюстрации. Пропись | Коррекция внимания, развитие мелкой моторики. |
5 | Написание строчной буквы "н" | 2 | 30.04.20 4.05.20 | А.К.Аксенова Букварь, карточки с разрезной азбуки, иллюстрации. Пропись | Коррекция внимания, развитие мелкой моторики. |
6 | Повторение пройденного Материала | 7 | 7.05.20 11.05.20 15.05.20 18.05.20 22.05.20 25.05.20 29.05.20 | А.К.Аксенова Букварь, карточки с разрезной азбуки, иллюстрации. Пропись | Коррекция внимания, развитие мелкой моторики. |