СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по биологии 9 класс по ФГОС.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование по биологии 9 класс по ФОС (2 часа в неделю). УМК В.В.Пасечник. Буду рада, если данный материал поможет Вам в работе.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по биологии 9 класс по ФГОС.»

Календарно – тематическое планирование по биологии, 9Б класс.

66ч(2ч в неделю).

Авторы УМК: В.В.Пасечник

№ урока

Дата

Тема урока

(тип урока)

Планируемые результаты

Способы

Дом.

предметные

метапредметные

УУД


личностные

деятельности учащихся


зада-ние



1


Введение (3ч).

Биология – наука о живой природе.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Иметь представление о биологии, как науке о живой природе; о профессиях, связанных с биологией; об уровневой организации живой природы.








Познавательные УУД: формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками. Регулятивные УУД: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию. Коммуникативные УУД: преобразовывать информацию из одной формы в другую форму.

Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку.


Характери-зуют биологию как науку о живой природе. Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Приводят примеры профессий, связанных с биологией.





П.1, терми-ны

2


Методы исследования в биологии.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


 Иметь представление о биологии, как науке о живой природе; о профессиях, связанных с биологией вой организации живой природы.


Регулятивные УУД: овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения. Регулятивные УУД: ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность. Коммуникативные УУД: оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений.


Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку. 

Характеризуют основные методы научного познания, этапы научного исследова-ния. Самостоя-тельно формули-руют проблемы исследова-ния.

П.2,

терми-ны

3


Сущность жизни и свойства живого.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Иметь представление о биологии, как науке о живой природе;  о профессиях, связанных с биологией уровневой организации живой природы.


Познавательные УУД: формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками. Коммуникативные УУД: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию. Регулятивные УУД: преобразовывать информацию из одной формы в другую форму.


Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку.


Дают характерис-тику основных свойств живого. Объясняют причины затрудне-ний, связанных с определени--ем понятия «жизнь».




Глава 1. Молекулярный уровень(10ч).






4-1


Молекулярный уровень: общая характеристика.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать представления о молекулярном уровне организации живого.


Регулятивные УУД: овладение способами самоорганизации учебной деятельности. Коммуникативные УУД: ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность. Познавательные УУД: оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений.


Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.


Характери-зуют молекуляр-ный уровень организации живого. Объясняют причины изучения свойств органичес-ких веществ именно в составе клетки.

П.4, вопро-сы

5-2


Углеводы.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать состав, строение и функции органических веществ (углеводов, липидов), входящих в состав живых организмов.


Регулятивные УУД: овладение способами самоорганизации учебной деятельности. Коммуникативные УУД: ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность.  Познавательные УУД: формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; находить биологическую информацию в различных источниках.


Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы.


Устанавли-вают причинно-следствен-ные связи между химическим строением, свойствами и функциями углеводов на основе анализа рисунков и текстов в учебнике.

П.5, сообщения

6-3


Липиды.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать состав, строение и функции органических веществ (углеводов, липидов), входящих в состав живых организмов.


Регулятивные УУД: овладение способами самоорганизации учебной деятельности. Коммуникативные УУД: ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность. Познавательные УУД: формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками.


Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.


Дают характерис-тику состава и строения молекул липидов. Устанавли-вают причинно-следствен-ные связи между химическим строением, свойствами и функциями углеводов.

П.6, сообщения

7-4


Состав и строение белков.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать состав, строение и функции белков, входящих в состав живого.


Познавательные УУД: овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения. Регулятивные УУД: ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность. Соотносить правильность выбора и результата действия. Коммуникативные УУД: оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений.

Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы. Находить выход из спорных ситуаций.


Характери-зуют состав и строение молекул белков, причины возможного нарушения природной структуры (денатурации) белков. Приводят примеры денатурации белков.


П.7, терми-ны

8-5


Функции белков.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать состав, строение и функции белков, входящих в состав живого.


Коммуникативные УУД: развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, вести устный письменный диалог, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Регулятивные УУД: соотносить правильность выбора и результата действия. Познавательные УУД: формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой.


Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.


Устанавли-вают причинно-следствен-ные связи между химическим строением, свойствами и функциями белков на основе анализа рисунков и текстов в учебнике.

П.8, терми-ны

9-6


Нуклеиновые кислоты.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Состав, строение и функции нуклеиновых кислот, входящих в состав живого.


Регулятивные УУД: формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками. Познавательные УУД: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму.

Коммуникативные УУД: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность.


Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.


Дают характерис-тику состава и строения молекул нуклеино-вых кислот. Устанавливают причинно-следствен-ные связи между химическим строением, свойствами и функциями нуклеино-вых кислот на основе анализа рисунков и текстов в учебнике.

П.9, реше-ние задач.

10-7


АТФ и другие органические соединения клетки.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать состав, строение и функции органических веществ (АТФ), входящих в состав живого.


Коммуникативные УУД: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Регулятивные УУД: сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Познавательные УУД: овладение ИКТ компетентностями для получения дополнительной информации при оформлении результатов научно-исследовательской деятельности в виде презентации.

Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.


Характеризуют состав и строение молекулы АТФ. Приводят примеры витаминов, входящих в состав организмов, и их биологичес-кой роли.


11-8


Биологические катализаторы.

Лабораторная работа №1 «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой».

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Уметь проводить несложные биологические эксперименты для изучения свойств органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов.

Коммуникативные УУД: формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками. Познавательные УУД: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию. Регулятивные УУД: преобразовывать информацию из одной формы в другую форму.


Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.


Характери-зуют роль биологичес-ких катализа-торов в клетке. Описывают механизм работы ферментов.

П.11, реше-ние задач.

12-9


Вирусы.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать о вирусах как неклеточных формах жизни. 

Познавательные УУД: формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками. Коммуникативные УУД: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию. Регулятивные УУД: преобразовывать информацию из одной формы в другую форму.

Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.


Характеризуют вирусы как неклеточные формы жизни, описывают цикл развития вируса. Описывают общий план строения вирусов.

П.12, терми-ны.

13-10


Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень».

Контрольная работа №1.

Тип урока. Обобщение знаний.

Знать состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого.


Коммуникативные УУД: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Регулятивные УУД: сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Познавательные УУД: овладение ИКТ компетентностями для получения дополнительной информации при оформлении результатов научно-исследовательской деятельности в виде презентации.


Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.


Отрабаты-вают умения формулиро-вать гипотезы, конструиро-вать, проводить эксперимен-ты, оценивать полученные результаты.


Терми-ны

14-1


Глава 2. Клеточный уровень (14ч).

Клеточный уровень: общая характеристика.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать основные методы изучения клетки; основные положения клеточной теории; меть представление о клеточном уровне организации живого.


Познавательные УУД: формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, находить биологическую информацию в различных источниках. Коммуникативные УУД: анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму. Регулятивные УУД: сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Уметь объяснять необходимость знаний о клеточной теории для понимания единства строения и функционирования органического мира.


Характери-зуют клетку как структур-ную и функцио-нальную единицу жизни, ее химический состав, методы изучения. Объясняют основные положения клеточной теории.

П.13, терми-ны

15-2


Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать особенности строения клетки, функции органоидов клетки.


Познавательные УУД: формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой. Регулятивные УУД: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию. Коммуникативные УУД: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму.

Уметь объяснять необходимость знаний о строении и многообразии клеток.


Описывают особенности строения частей и органоидов клетки.

П.14, сообщения

16-3


Ядро.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать особенности строения клетки;  функции органоидов клетки.


Познавательные УУД: формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию. Регулятивные УУД: умение устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Коммуникативные УУД: ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность.


Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.


Характери-зуют строение ядра клетки и его связи с эндоплазма-тической сетью. Решают биологичес-кие задачи на определение числа хромосом в гаплоидном и диплоидном наборе.


П.15, вопро-сы

17-4


Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать особенности строения клетки; функции органоидов клетки.


Познавательные УУД: овладение способами самоорганизации учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: умения ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность.

Регулятивные УУД: оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений.


Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.


Характеризуют строение перечислен-ных органоидов клетки и их функции. Устанавли-вают причинно-следствен-ные связи между строением и функциями биологичес-ких систем на примере клетки, ее органоидов и выполняе-мых ими функций.

П.16, вопро-сы

18-5


Митохондрии. Пластиды.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать особенности строения клетки: митохондрии, пластиды, клеточный центр, органоиды движения, функции органоидов клетки.


Познавательные УУД: овладение способами самоорганизации учебной деятельности. Коммуникативные УУД: умения ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность.

Регулятивные УУД: оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений.


Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.


Характеризуют строение перечислен-ных органоидов клетки и их функции. Устанавли-вают причинно-следствен-ные связи между строением и функциями биологичес-ких систем на примере клетки, ее органоидов и выполняе-мых ими функций.

П.17, терми-ны

19-6


Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать органоиды движения, функции, особенности строения клетки: митохондрии, пластиды, клеточный центр, органоидов клетки.


Познавательные УУД: овладение способами самоорганизации учебной деятельности. Коммуникативные УУД: умения ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность. Регулятивные УУД: оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений.

Доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы. Овладение интеллектуальными умениями.


Характери-зуют строение перечислен-ных органоидов клетки и их функции.

П.18, сообщения

20-7


Особенности строения клеток эукариот и прокариот

Лабораторная работа №2.

«Рассматривание клеток бактерий, растений и животных под микроскопом».

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Знать особенности строения клетки эукариот и прокариот.


Познавательные УУД: овладение способами самоорганизации учебной деятельности.

Регулятивные:УУД: умения ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность.  Коммуникативные УУД: оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений.

Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.


Характери-зуют особенности строения клеток прокариот и эукариот. Сравнивают особенности строения клеток с целью выявления сходства и различия


П.19, вопро-сы

21-8


Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать об обмене веществ и превращение энергии как основе жизнедеятельности клетки.


Познавательные УУД: овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения. Регулятивные УУД: ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность. Коммуникативные УУД: оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений.

Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.


Обсуждают в классе проблемные вопросы, связанные с процессами обмена веществ в биологичес-ких системах.


П.19, терми-ны

22-9


Энергетический обмен в клетке.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Знать об обмене веществ и превращение энергии как основе жизнедеятельности клетки.


Познавательные УУД: овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения.

Регулятивные УУД: ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность. Коммуникативные УУД: оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений.


Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.


Характери-зуют основные этапы энергетического обмена в клетках организмов. Сравнивают энергетическую эффективность гликолиза и клеточного дыхания.

П.20, терми-ны

23-10


Фотосинтез и хемосинтез.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать об обмене веществ и превращение энергии как основе жизнедеятельности клетки.


Коммуникативные УУД: развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации. Регулятивные УУД: корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью. Познавательные УУД: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.


Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.


Характери-зуют темновую и световую фазы фотосинтеза по схеме, приведен-ной в учебнике. Сравнивают процессы фотосинтеза и хемосинтеза

П.21,

Вопро-сы

24-11


Автотрофы и гетеротрофы.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать способы питания организмов.


Коммуникативные УУД: развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Познавательные УУД: умение применять и представлять информацию умение, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения. Регулятивные УУД: умение устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.


Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы, формирование навыков сотрудничества в разных ситуациях.


Сравнивают организмы по способу получения питательных веществ. Составляют схему «Классифи-кация организмов по способу питания» с приведении-ем конкретных примеров (смысловое чтение).


П.22, терми-ны

25-12


Синтез белков в клетке.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Иметь представление о гене, кодоне, антикодоне, триплете, знать особенности процессов трансляции и транскрипции.


Регулятивные УУД: уметь структурировать материал. Коммуникативные УУД: давать определения понятиям. Познавательные УУД: работать с различными источниками информации и работать в группах.


Уметь объяснять значение белков для живой природы.


Характери-зуют процессы, связанные с биосинтезом белка в клетке. Описывают процессы транскрипции итрансляции применяя принцип комплемен-тарности и генетического кода

П.23, терми-ны

26-13


Деление клетки. Митоз.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Иметь представление о фазах митоза, процессе редупликации, жизненном цикле клетки, интерфазе.


Регулятивные УУД: самостоятельно ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные УУД: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные УУД: предвидеть уровень усвоения знаний. Вести устный и письменный диалог.


Уметь объяснять необходимость знаний о митозе для понимания размножения клеток живых организмов.


Характери-зуют биологичес-кое значение митоза. Описывают основные фазы митоза.

П.24, вопро-сы

27-14


Обобщающий урок по теме «Клеточный уровень».

Контрольная работа №2.

Тип урока. Обобщение знаний.

Знать особенности строения клетки; функции органоидов клетки.


Познавательные УУД: освоение приемов исследовательской деятельности. Коммуникативные УУД: умения давать определения понятиям, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать. Регулятивные УУД: составление плана решения задач, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам решения.


Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.


Выполняют тестовую работу.

Терми-ны

28-1


Глава 3. Организменный уровень. Размножение организмов. Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Иметь представление о видах бесполого размножения, половом размножении оперировать понятиями такими, как вегетативное размножение, споры, деление тела. Уметь приводить примеры организмов, размножающихся половым и бесполым способами.


Познавательные УУД: владеть составляющими проектной и исследовательской деятельности. Уметь работать с разными источниками информации. Коммуникативные УУД: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Регулятивные УУД: уметь выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

Уметь объяснять необходимость знаний о размножении живых организмов для понимания процесса передачи наследственных признаков от поколения к поколению.


Характери-зуют организмен-ный уровень организации живого, процессы бесполого и полового размноже-ния, сравнивают их. Описывают способы вегетативного размноже-ния растений.

П.25, вопро-сы

29-2


Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Иметь представление о стадиях гаметогенеза, о ходе процесса мейоза, находить сходства и отличия митоза и мейоза, объяснять биологическую сущность митоза и мейоза.


Регулятивные УУД: уметь анализировать и вносить коррективы. Коммуникативные УУД: уметь правильно грамотно объяснять свою мысль.  Познавательные УУД: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения.


Уметь объяснять необходимость знаний для понимания значения здорового образа жизни.


Характери-зуют стадии развития половых клеток и стадий мейоза по схемам. Сравнивают митоз и мейоз. Объясняют биологичес-кую сущность митоза и оплодотворения.


П.26, вопро-сы

30-3


Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Иметь представление о эмбриональном развитии организмов, характеризовать постэмбриональный период развития организмов, суть и значение биогенетического закона.

Регулятивные УУД: готовность обучающихся к саморазвитию. Познавательные  УУД: определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Коммуникативные  УУД: уметь работать в парах.


Уметь объяснять необходимость знаний темы для понимания эволюционных изменений живой природы; сохранения здоровья будущих поколений.


Характери-зуют периоды онтогенеза. Описывают особенности онтогенеза на примере различных групп организмов.

П.26, сообще-ния

31-4


Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание.

Практическая работа№1. «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание».

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Иметь представление о моногибридном скрещивании, понимать цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.

Регулятивные УУД: давать определение понятиям. Познавательные УУД: работать с различными источниками информации. Коммуникативные УУД: делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

Уметь структурировать материал и давать определение понятиям; уметь взаимодействовать с одноклассниками; использовать полученные знания для решения генетических задач.

Характери-зуют сущность гибридологического метода. Описывают опыты, проводимые Г.Менделем по моногибридному скрещива-нию. Составляют схемы скрещива-ния.

П.27,

терми-ны

32-5


Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.

Практическая работа №2. «Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании».

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Иметь представление о неполном доминировании признаков, генотипе и фенотипе, анализирующем скрещивании. Уметь решать задачи на наследование признаков при неполном доминировании.


Коммуникативные УУД: уметь объяснять и аргументировать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

Регулятивные УУД: уметь планировать свою индивидуальную работу.

Познавательные УУД: работать с различными источниками информации.

Уметь объяснять роль генетических знаний для развития селекции живых организмов.


Характери-зуют сущность анализирующего скрещива-ния. Составляют схемы скрещива-ния. Решают задачи на наследова-ние признаков при неполном доминировании.

П.28, реше-ние задач

33-6


Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

Практическая работа№3 «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание».

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Иметь представление о дигибридном и полигибридном скрещивании, уметь использовать «решетку Пеннета» для решения задач на дигибридное скрещивание.


Регулятивные УУД: уметь объяснять, доказывать, защищать свои взгляды.

Коммуникативные УУД: анализировать и оценивать информации. Уметь объяснять и аргументировать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.


Знать основные правила и принципы наследования признаков живых организмов.


Дают характерис-тику и объясняют сущность закона независимо-го наследова-ния признаков. Составляют схемы скрещива-ния и решетки Пеннета.

П.30, реше-ние задач

34-7


Практическая работа №4

«Решение генетических задач»

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Иметь представление о дигибридном и полигибридном скрещивании, уметь использовать «решетку Пеннета» для решения задач на дигибридное скрещивание.


Коммуникативные УУД: анализировать и оценивать информацию. Регулятивные УУД: уметь объяснять, доказывать, защищать свои взгляды.

Знать основные правила и принципы наследования признаков живых организмов.


Решают задачи на дигибридное скрещива-ние, моногибридное скрещива-ние, на наследование признаков при неполном доминировании.

Реше-ние задач

35-8


Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Иметь представление о наследовании признаков сцепленных с полом, аутосомах и половых хромосомах, о гомогаметном и гетерогаметном поле; знать закон Т. Моргана; уметь решать задачи на наследование признаков сцепленных с полом.


Регулятивные УУД: уметь работать с понятийным аппаратом.  Коммуникативные УУД: применять полученные знания на практике и при решении задач.


Знание основных правил наследования признаков.


Дают характерис-тику и объясняют сущность закона Т. Моргана. Объясняют причины перекомби-нации признаков при сцепленном наследова-нии.

П.30, терми-ны

36-9


Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

Практическая работа №5

«Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом».

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Иметь представление о наследовании признаков сцепленных с полом, аутосомах и половых хромосомах, о гомогаметном и гетерогаметном поле; знать закон Т. Моргана; уметь решать задачи на наследование признаков сцепленных с полом.


Регулятивные УУД: уметь работать с понятийным аппаратом.  Коммуникативные УУД: применять полученные знания на практике и при решении задач.


Знание основных правил наследования признаков.


Дают характерис-тику и объясняют закономер-ности наследова-ния признаков, сцепленных с полом. Составляют схемы скрещива-ния.

П.31, реше-ние задач

37-10


Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции.

Практическая работа №6 «Выявление изменчивости организмов».

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Иметь представление о модификационной изменчивости, норме реакции. Уметь выделять существенные признаки для выявления изменчивости организмов.


Познавательные УУД: уметь структурировать информацию.

Регулятивные УУД: владеть составляющими проектной деятельности.


Уметь объяснять и применять знания в практической деятельности.

Характери-зуют закономер-ности модифика-ционной изменчивос-ти организмов. Приводят примеры модифика-ционной изменчивос-ти и проявлений нормы реакции.

П.32, терми-ны

38-11


Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Иметь представление о мутационной изменчивости, причинах мутаций. Знать виды мутаций и их влияние на организм. Владеть понятийным аппаратом.


Регулятивные УУД: владеть составляющими проектной деятельности.

Познавательные УУД: уметь сравнивать и делать выводы, работать с разными источниками информации.


Реализация установок здорового образа жизни.


Характери-зуют закономер-ности мутацион-ной изменчивос-ти организмов. Приводят примеры мутаций у организмов.

П.33, вопро-сы

39-12


Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Иметь представление о селекции, её становлении.

Познавательные УУД: уметь работать с различными источниками информации.

Коммуникативные УУД: делать выводы и заключения, уметь работать в группах.


Уметь объяснять роль селекции для народного хозяйства.


Знакомятся с понятием селекция, примером разработки научных основ селекцион-ной работы в нашей стране Н.И. Вавилова.

Сооб-щения

40-13


Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Иметь представление о селекции, её становлении, её методах (массовый отбор, индивидуальный отбор). Владеть понятийным аппаратом.

Познавательные УУД: уметь работать с различными источниками информации.

Коммуникативные УУД: делать выводы и заключения, уметь работать в группах.


Уметь объяснять роль селекции для народного хозяйства.


Характери-зуют методы селекцион-ной работы. Сравнивают массовый и индивиду-альный отбор.

Сооб-щения

41-14


Обобщающий урок-семинар.

Селекция на службе человека.

Контрольная работа № 3.

Тип урока. Обобщение знаний.


Знать моногибридное скрещивание; дигибридное скрещивание.


Познавательные УУД: освоение приемов исследовательской и проектной деятельности. Коммуникативные УУД: включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения. Регулятивные УУД: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования.


Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.


Выступают с сообщения-ми, обсуждают сообщения с одноклас-сниками и учителями.

Терми-ны




42-1


Глава 4. Популяционно-видовой уровень(9ч).

Популяционно-видовой уровень: общая характеристика.

Лабораторная работа №3. «Изучение морфологического критерия вида».

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.






Владеть понятийным аппаратом темы: вид, критерии вида (морфологический, физиологический, генетический, географический, исторический), ареал, популяция, биологические сообщества.





Познавательные УУД: уметь структурировать материал, уметь работать с различными видами лабораторного материала.  Коммуникативные УУД: уметь выполнять задания по алгоритму, применять полученные знания на практике, описывать свойства объектов.





Уметь объяснять и применять знания в практической деятельности

Дают характерис-тику критериев вида. Выполняют практичес-кую работу по изучению морфологи-ческого критерия вида. Смысловое чтение.

П.35, терми-ны

43-2


Экологические факторы и условия среды.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Иметь представление об экологических факторах, условиях среды. Владеть понятийным аппаратом темы: популяционная генетика, генофонд, адаптация.


Познавательные УУД: владение понятийным аппаратом.  Коммуникативные УУД: выделять и видеть причины, уметь отстаивать свою точку зрения и обсуждать проблему. Регулятивные УУД: уметь воспринимать информацию в разных формах.


Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение темы.


Дают характерис-тику основных экологичес-ких факторов и условий среды. Устанавли-вают причинно-следствен-ные связи на примере влияния экологичес-ких условий на организмы.

П.36, сообще-ния

44-3


Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Иметь представление об эволюционной теории Ч. Дарвина, развитии эволюционных представлений до Дарвина, движущих силах эволюции, синтетической теории эволюции.


Коммуникативные УУД: уметь давать характеристику и сравнивать.

Познавательные УУД: объяснять биологические закономерности. Уметь работать с Интернетом как с источником информации.


Сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение темы. Владение составляющими учебно-исследовательской деятельностью.


Дают характерис-тику и сравнивают эволюцион-ные представле-ния Ж.Б.Ламар-ка и основные положения учения Ч.Дарвина.

П.37, терми-ны

45-4


Популяция как элементарная единица эволюции.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Иметь представление о популяции, как элементарной единице эволюции. Владеть понятийным аппаратом темы «популяционная генетик, изменчивость генофонда»


Познавательные УУД: владение понятийным аппаратом.  Коммуникативные УУД: выделять и видеть причины, уметь отстаивать свою точку зрения и обсуждать проблему. Регулятивные УУД: уметь воспринимать информацию в разных формах.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение темы.


Обсуждают проблемы движущих сил эволюции с позиций современной биологии. Смысловое чтение.

П.38, терми-ны

46-5


Борьба за существование и естественный отбор.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Иметь представление о формах борьбы за существование и естественного отбора, приводить примеры их проявления в природе.


Коммуникативные УУД: уметь давать характеристику и сравнивать.

Познавательные УУД: объяснять биологические закономерности. Уметь работать с Интернетом как с источником информации.


Сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение темы. Владение составляющими учебно-исследовательской деятельностью.


Характери-зуют формы борьбы за существова-ние и естествен-ного отбора. Приводят примеры их проявления в природе.



П.39, вопро-сы

47-6


Видообразование.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Знать механизмы географического видообразования с использованием рисунка учебника.


ПознавательныеУУД: формирование умения давать определение понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, умение применять полученные знания на практике. Регулятивные УУД: умение самостоятельно оценивать полученные знания по изученной теме. Контроль в форме тестовой работы. КоммуникативныеУУД: формирование основ коммуникативной рефлексии, осуществление контроля и коррекции.

Формирование научного мировоззрения в связи с развитием у учащихся представления о популяционно-видовом уровне.


Характери-зуют механизмы географического видообразо-вания с использова-нием рисунка учебника.

П.40, терми-ны

48-7




Макроэволюция.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Иметь представление о макроэволюции и ее направления. Знать пути достижения биологического прогресса.


РегулятивныеУУД: самостоятельно ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные УУД: моделировать, выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов.  Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве.


Уметь объяснять необходимость знаний о макроэволюции для понимания процессов эволюции органического мира.


Характери-зуют главные направления эволюции. Сравнивают микро- и макроэволюцию. Обсуждают проблемы макроэволюции с одноклас-сниками и учителем.

П.41, сообщения

49-8


Обобщающий урок по теме «Популяционно-видовой уровень».

Контрольная работа №4.

Тип урока. Обобщение знаний.

Знать характеристику популяционно-видового, экосистемного, биосферного уровней.


ПознавательныеУУД: освоение приемов исследовательской и проектной деятельности. Коммуникативные УУД: включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения.


Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.


Устанавли-вают причинно-следствен-ные связи.

Выполняют задания учителя.


Сообщ



Глава 5. Экосистемный уровень (6ч).






50-1


Сообщество, экосистема, биогеоценоз.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Иметь представление о биотическом сообществе. Знать экосистему и биогеоценоз.


Регулятивные УУД: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные УУД:  использовать знаково-символические средства, в том числе, модели, схемы Коммуникативные УУД: вести устный и письменный диалог.

Уметь объяснять необходимость знаний о сообществе, экосистеме и биогеоценозе для понимания единства строения и функционирования органического мира.


Описывают и сравнивают экосистемы различного уровня. Приводят примеры экосистем разного уровня.

П.42, терми-ны

51-2


Состав и структура сообщества.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Иметь представление о видовом разнообразии. Знать морфологическую и пространственную структуры сообществ.


Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого и исследовательского характера. Коммуникативные УУД: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии


Уметь объяснять необходимость знаний о видовом разнообразии для понимания единства строения и функционирования органического мира.


Характери-зуют морфоло-гическую и пространственную структуру сообществ. Анализиру-ют структуру биотических сообществ по схеме.

П.43, вопро-сы

52-3


Межвидовые отношения организмов в экосистеме.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Иметь представление о типах биологических взаимоотношений. Знать определение основных понятий.


Регулятивные УУД: соотносить правильность выбора и результата действия. Познавательные УУД: интерпретация информации, в том числе, с помощью ИКТ. Коммуникативные УУД: умение организовать в сотрудничестве взаимопомощь.


Навыки сотрудничества в разных ситуациях.


Решают экологичес-кие задачи на применение экологичес-ких закономер-ностей. Приводят примеры положительных и отрицатель-ных взаимоотношений организмов в популяциях.

П.44, сообщения

53-4


Потоки веществ и энергии в экосистеме.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Иметь представление о потоке веществ и энергии в экосистеме. Знать пирамиды численности и биомассы.


Регулятивные УУД: умение преобразовывать практическую задачу в познавательную.  Коммуникативные УУД:  умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.  Познавательные УУД:  умение выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.


Находить выход из спорных ситуаций. 

Дают характерис-тику роли автотроф-ных и гетеротроф-ных организмов в экосистеме. Решают экологичес-кие задачи на применение экологических закономер-ностей.

П.45, сообщ

54-5


Саморазвитие экосистемы.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Иметь представление о первичной и вторичной сукцессии. Знать процессы саморазвития экосистемы.


Регулятивные УУД: умение предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.  Коммуникативные УУД: осуществлять взаимный контроль. Познавательные  УУД: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности .


Готовность обучающихся к саморазвитию.

Характери-зуют процессы саморазви-тия экосистемы. Сравнивают первичную и вторичную сукцессии.

П.46, вопро-сы

56-6


Обобщающий урок по теме «Экосистемный уровень».

Контрольная работа №5.


Учащиеся должны знать особенности экосистемного уровня.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД:

отвечать на вопросы учителя.

Уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Выполняют тестовую работу.




Глава 6. Биосферный уровень (10ч).






57-1


Биосфера. Средообразующая деятельность организмов.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Иметь представление о средообразующей деятельности организмов. Знать определение понятия «биосфера».


Регулятивные УУД: умение устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.  Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве. Познавательные УУД: умение применять и представлять информацию.


Отрабатывают умение работы с разными источниками информации.


Характери-зуют биосферу как глобальную экосистему. Приводят примеры воздействия живых организмов на различные среды жизни.

П.47, терми-ны

58-2


Круговорот веществ в биосфере.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Иметь представление о круговороте веществ в биосфере. Знать миксотрофные и макротрофные вещества.


Регулятивные УУД: самостоятельно ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные УУД: построение сообщений – рассуждений.


Формирование ценностного отношения к окружающему миру.


Характери-зуют основные биогеохимические циклы на Земле, используя иллюстрации учебника.


П.48, терми-ны

59-3


Эволюция биосферы.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Иметь представление об эволюции биосферы. Знать вещества, формирующие биосферу.


Регулятивные УУД:  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, самостоятельно ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные УУД: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Формирование навыков сотрудничества в разных ситуациях.


Характери-зуют процессы раннего этапа эволюции биосферы. Сравнивают особенности круговорота углерода на разных этапах эволюции биосферы Земли.

П.49, сообще-ния

60-4


Гипотезы возникновения жизни.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Иметь представление о гипотезах возникновения жизни. Знать гипотезы креационизм и самопроизвольное зарождение.


Регулятивные УУД: предвидеть уровень усвоения знаний.  Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства, в том числе, модели, схемы. Коммуникативные УУД: умение организовать в сотрудничестве взаимопомощь.


Социальная компетентность и устойчивое следование в поведении социальным нормам.


Характери-зуют основные этапы возникнове-ния и развития жизни на Земле. Описывают положения основных гипотез возникновения жизни. Сравнивают гипотезы А.И.Опарина и Дж. Холдейна.

П.50, терми-ны

61-5


Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Иметь представление об основных этапах развития жизни на Земле. Знать эры древнейшей и древней жизни.


Познавательные УУД: умение работать с понятийным аппаратом, развитие навыков устной и письменной речи. Регулятивные УУД: умение работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму.  Коммуникативные УУД: умение работать в малых группах.


Умение применять полученные знания на практике.


Характери-зуют развитие жизни на Земле в эры древнейшей и древней жизни. Приводят примеры организмов, населявших Землю в эры древнейшей и древней жизни.

П.51, вопро-сы

62-6


Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Иметь представление об основных этапах развития жизни на Земле. Знать эры древнейшей и древней жизни.




Познавательные УУД: умение работать с понятийным аппаратом, развитие навыков устной и письменной речи. Регулятивные УУД: умение работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму.  Коммуникативные УУД: умение работать в малых группах.


Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.


Характери-зуют основные периоды развития жизни на Земле. Приводят примеры организмов, населявших Землю.

П.52, сообще-ния

63-7


Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Иметь представление о развитии жизни в мезозое. Знать развитие жизни в кайнозое.


Коммуникативные УУД: осуществлять взаимный контроль.   Регулятивные УУД: умение преобразовывать практическую задачу в познавательную.  Познавательные УУД: интерпретация информации, в том числе, с помощью ИКТ.


Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.


Характери-зуют основные периоды развития жизни на Земле в мезозое и кайнозое. Приводят примеры организмов, населявших Землю в кайнозое и мезозое.

П.53, сообще-ния

64-8


Антропогенное воздействие на биосферу.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Иметь представление об антропогенном воздействии на биосферу. Знать природные ресурсы.

Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве. Регулятивные УУД: умение предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Познавательные УУД: умение выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач. 

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.


Характери-зуют человека как биосоциаль-ное существо. Описывают экологичес-кую ситуацию в своей местности.

П.54, терми-ны

65-9


Основы рационального природоиспользования.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Иметь представление об экологических проблемах. Знать природные ресурсы. Иметь представление о рациональном природопользовании.

Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве. Регулятивные УУД: умение предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.  Познавательные УУД: умение выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

Отрабатывают умение работы с разными источниками информации.

Характери-зуют современное человечество как «общество одноразово-го потребления». Обсуждают основные принципы рационального использования природных ресурсов.

П.55, терми-ны

66-10


Урок – конференция: «Аукцион экологических знаний».


Иметь представление как работать с учебниками и другими средствами информации.

Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве. Регулятивные УУД: умение предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.  Познавательные УУД: умение выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач. 

Отрабатывают умение работы с разными источниками информации.

Выступают с сообщениями по теме. Представ-ляют результаты учебно-исследова-тельской проектной деятельнос-ти.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!