№ | Дата | Тема урока | |
ГЛАВА 1. Вступаем в неизведанный мир – 16ч |
1 | | Вводный урок. Знакомство с учебником. Обращение автора. Ю.Мориц «1 сентября» | С. 3-4 |
2 | | Что такое миф. Знакомство с мифологическими представлениями о разделении мира на «свой» и «чужой» | С. 5-11 |
3 | | Отношения человека и природы в древности. «Калевала» (фрагмент) |
4 | | Принцип кумулятивного построения – накопления героев и событий. Народная сказка «Яичко» | С. 12 – 17 |
5 | | Связь стихотворения с народной сказкой. С.Маршак «Дом, который построил Джек». М.Я. Бородицкая «Убежало молоко». |
6 | | Образ Мирового дерева в фольклорных и живописных произведениях | С. 18 – 26 |
7 | | Законы народной волшебной сказки. Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок и жерновцы» | С. 27–30 |
8 | | Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Мир волшебной сказки в живописи | C. 27–30; с. 172–173 (Картинная галерея) |
9 | | Особенности положения героя в семье, особенности его внешности. Русская народная сказка «Сивка-бурка». | С. 31–36 |
10 | | Мир волшебной сказки в живописи. Русская народная сказка «Сивка-бурка». Загадки. | C. 31–42; с. 174–175 (Картинная галерея) |
11 | | Законы сказочного жанра. Сравнительный анализ сказок «Хаврошечка» и «Сивка-бурка». | С. 42–47 |
12 | | Особенности авторского взгляда на мир в произведениях литературы и живописи: Г. Новицкая «Береза», И.Бунин «Все лес и лес», Ф.Тютчев «Полдень» | С. 49; c. 177 (Картинная галерея) |
13 | | Юмористическое освещение темы колдовства в рассказе Н.Носова «Шурик у дедушки» | С. 51–60 |
14 | | Характер литературного героя, выраженный в поступках, речи, рассуждениях, в рассказе Н.Носова «Шурик у дедушки» | С. 51–60; c. 178 (Картинная галерея) |
15 | | Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В Исаковского «Попрощаться с теплым летом» | С. 60–61 |
16 | | Обобщающий урок. Работа над проектом «Сборник сказок» | |
ГЛАВА 2. В единой семье всего живого - 21 ч |
17/1 | | Мифологические мотивы, характерные для фольклора разных народов. Представление о пантеоне греческих богов | С. 64–69 |
18/2 | | Боги – олимпийцы. «Прометей». |
19/3 | | Отражение древних представлений о мире и человеке в описании подвигов мифологического героя (по мифам о Персее) | С. 70–73 |
20/4 | | Образ родины в поэзии. В.А. Жуковский «Родного неба Милый свет…», А.К. Толстой «Край ты мой…» | С. 74 |
21/5 | | Мифологические образы, характерные для славянского фольклора. Образ родины в поэзии. Легенда «Земля со дна океана» | С. 75–79 |
22/6 | | Олицетворение сил природы. Русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер» | С. 79–81 |
23/7 | | Образ ветра в литературе, живописи, музыке: А.Майков «Колыбельная песня», М.В.Исаковский «Ветер», А.С.Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч…», картины А.Рылова «В голубом просторе», «Зеленый шум» | С. 82–83; с. 180–181 (Картинная галерея) |
24/8 | | Авторские сказки. А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | С. 84–97 |
25/9 | | Анализ сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сходство с фольклорными сказками | С. 84–97 |
26/10 | | Анализ сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Отличие от фольклорных сказок | С. 84–97 |
27/11 | | А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Анализ сказки. Составление плана для пересказа | С. 84–97 |
28/12 | | Библиотечный урок. Сказки А.С. Пушкина | |
29/13 | | Образы весны и зимы в стихотворении А.А. Фета «Глубь небес опять ясна…» | С. 98- 99 |
30/14 | | Мир чувств в стихотворении М.Ю. Лермонтова «На севере диком…» и картинах И. Шишкина «Сосна», М. Сарьяна «Пальма» | С. 98- 99 с. 182–183 (Картинная галерея) |
31/15 | | Образ радости, единения с природой. Анализ авторской сказки С.Г. Козлова «Такое дерево» | С. 100–102 |
32/16 | | Необычное в обычном: анализ рассказа Г.Я. Снегирева «Чудесная лодка» | С. 103–105 |
33/17 | | Олицетворение в стихотворениях А.А. Фета «Летний вечер тих и ясен…», Е.А. Евтушенко «Заря у клена на руках…» | С. 105–106 |
34/18 | | Поэтические открытия в авторской сказке С.Г. Козлова «Как поймать облако» | С. 106–109 |
35/19 | | Библиотечный урок Духовный мир героев сказок С.Г. Козлова. | |
36/20 | | Эстетическая ценность поэтических открытий в хокку Басё, Кикаку, Исса, в стихотворении С.А. Есенина «С добрым утром!» | С. 110–112 |
37/21 | | Обобщающий урок по разделу «В единой семье всего живого». Работа над проектом по созданию сборника закличек, загадок | |
Глава 3. Открываем мир заново - 21 ч. |
38/1 | | Ценность культурного наследия прошлого. Пословицы о земле-матери | С. 114–115 |
39/2 | | Времена года в древнегреческом мифе «Похищение Персефоны» | С. 116–118 |
40/3 | | Времена года в славянском сказании «Небесные великаны» | С. 119–122 |
41/4 | | Времена года в художественной литературе. Проникновенный образ природы в произведении К.Г. Паустовского «Прощание с летом» | С. 123–125 |
42/5 | | Точность поэтических образов А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…» и Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою…» | С. 126–127 |
43/6 | | Развитие речи Сочинение «Чудесная жизнь леса зимой» | |
44/7 | | Мифологические представления о животных в народной корякской сказке «Хитрая лиса» (корякская сказка) | С. 128–130 |
45/8 | | Нравственный смысл произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» | С. 130–134 |
46/9 | | Особый почерк писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» | С. 134–137 |
47/10 | | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Анализ произведения | С. 137–141 |
48/11 | | «Серая Шейка»: сказка или рассказ? | С. 134–145 |
49/12 | | М.Д. Яснов «Мы и птицы», Э.Э. Мошковская «Зяблик согрелся», С.Я. Маршак «Воробьи по проводам…» | С. 145–147 |
50/13 | | Идейно-нравственная проблематика в сказе П.П. Бажова «Серебряное копытце» | С. 147–150 |
51/14 | | Творческий почерк писателя П.П. Бажова. Сказ «Серебряное копытце» | С. 151–155 |
52/15 | | Творческий почерк писателя П.П. Бажова, сказ «Серебряное копытце». Анализ произведения | С. 155–159 |
53/16 | | Библиотечный урок по сказам П.Бажова. | |
54/17 | | Точность и красота поэтических образов А.А. Фета «Чудная картина…» и М.Ю. Лермонтова «Горные вершины…» | С. 160–161; с. 186 (Картинная галерея) |
55/18 | | Поэтические образы малой родины: Н.И. Рыленков «Все в тающей дымке…» | С. 162–163; |
56/19 | | Сочинение по картине И. Левитана «Тихая обитель». | с. 187 (Картинная галерея) |
57/20 | | Обобщающий урок по разделу «Открываем мир заново». Работа над проектом по созданию сборника пословиц, загадок | |
58/21 | | Обобщающий урок. Проверь себя. | |
Глава 4. Времена, когда звери говорили - 26 ч. |
59/1 | | «Объяснительные» (этиологические) сказки разных народов: «Почему звери друг от друга отличаются» (нанайская сказка) | С. 4–8 |
60/2 | | «Объяснительные» (этиологические) сказки разных народов: «Отчего у зайца длинные уши» (мансийская сказка) | С. 4–8 |
61/3 | | «Объяснительные» (этиологические) сказки разных народов: «Медведь и бурундук» (нивхская сказка) | С. 9-11 |
62/4 | | Отношение к природе наших предков в «объяснительных» сказках. Стихотворение П.Н. Барто «Зимние гости» |
С. 12–13 |
63-64/ 5-6 | | Авторские произведения, стилизованные под «объяснительные» сказки. Сказка Р. Киплинга «Отчего у верблюда горб» | С. 14–19 |
65/7 | | Библиотечный урок. Сказки Р. Киплинга о животных | |
66/8 | | Чудеса природы в авторских произведениях. Рассказ И.И. Акимушкина «Обезьяньи носы» | С. 21 |
67/9 | | Чудеса природы в авторских произведениях. Рассказ И.И. Акимушкина «Броненосцы». | С. 22–23 |
68/10 | | Чудеса природы в авторских произведениях. Тим Собакин «Две коровы и коровка». Считалки. | С. 24 |
69/11 | | Творческие работы. Создание сказок и рассказов по мотивам прочитанных произведений. | |
70/12 | | Духовно-нравственные проблемы в тексте К.Г. Паустовского «Стальное колечко». | С. 26–29 |
71/13 | | К.Г. Паустовский «Стальное колечко». Рассказ или сказка? |
72/14 | | Рассказ о родной стороне в произведении К.Г. Паустовского «Стальное колечко» | С. 34–36 |
73/15 | | К.Паустовский «Стальное колечко». Анализ произведения. Сочинение – отзыв по рассказу «Стальное колечко» | С. 26–36 |
74/16 | | Природа родного края в произведениях писателей, художников | С. 36–37; с. 179 (Картинная галерея) |
75/17 | | Чудесные открытия, взгляд поэта и художника: стихотворение И.А. Бунина «Родник» и картина B.Поленова «Заросший пруд» | C. 38; с. 180 (Картинная галерея) |
76/18 | | Особый взгляд Ю.И. Коваля на природу малой родины (по рассказам «Тузик», «Висячий мостик», «Тучка и галки») | С. 39–42 |
77/19 | | Опыт ценностно-эстетического восприятия мира, воплощенный в рассказах Ю.И. Коваля («Тузик», «Висячий мостик», «Тучка и галки») | С. 39–42 |
78/20 | | Чудесные открытия в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь» | С. 43 |
79/21 | | «Особое зрение» искусства. Способность видеть чудеса, способность удивляться миру: стихотворение С.Я. Маршака «Ландыш» | С. 44 |
80/22 | | «Особое зрение» искусства. С.Я. Маршак «Ландыш». Работа по картине И. Грабаря «Мартовский снег» | С. 44; с. 181 (Картинная галерея) |
81/23 | | Сочинение по картине И. Грабаря «Мартовский снег» | |
82/24 | | «Особое зрение» искусства. Способность видеть чудеса, способность удивляться миру: стихотворение Н.Н. Матвеевой «Солнечный зайчик» | С. 45 |
83/25 | | Изображение пробуждающихся эстетических чувств: рассказ В.Ю. Драгунского «Красный шарик в синем небе» | С. 46–47 |
84/26 | | Обобщение по разделу «Времена, когда звери говорили» | |
Глава 5. Всмотрись в мир своей души» - 15 ч. |
85/1 | | Мифы разных народов о происхождении человека и его душевных качеств | С. 50–52; |
86/2 | | Игра с мифологическими мотивами в авторском творчестве. Н.Н. Матвеева «Девочка и пластилин» и картина B. Кандинского «Два овала» | С. 50–52; с. 182 (Картинная галерея) |
87/3 | | Знакомство с жанром басни. Мораль в басне. И.А. Крылов «Ворона и Лисица» | С. 53–54 |
88/4 | | Воспитательное значение басни. И.А. Крылов «Лисица и Виноград». Работа в «Картинной галерее» с иллюстрациями B. Серова к басням | C. 55; с. 183 (Картинная галерея) |
89/5 | | Басня – древний жанр словесности (по басням Эзопа «Ворон и лисица», «Лисица и виноград»). Сравнительный анализ басен Эзопа и басен Крылова | С. 56–57 |
90/6 | | Творческая работа – сочинение басни в прозе. | |
91/7 | | Жизнь жанра басни во времени. Стихотворение С.В. Михалкова «Бараны» | С. 58 |
92/8 | | Сказка, похожая на басню. Народная сказка «У страха глаза велики» | С. 59–62 |
93/9 | | Поучительный смысл сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница» | С. 63–66 |
94/10 | | Поучительный смысл сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница». Анализ произведения | С. 66–70 |
95/11 | | Басенная основа сказки. Фрагмент из «Панчатантры» | С. 71–72 |
96/12 | | Юмористическая природа рассказа К.Г.Паустовского «Кот Ворюга» | С. 73–78 |
97/13 | | Нравоучительный смысл рассказа К.Г.Паустовского «Кот Ворюга» | С. 73–78 |
98/14 | | Художественные особенности рассказов И.М. Пивоваровой «Плохие сны», В.В. Голявкина «Был не крайний случай» | С. 79–81 |
99/15 | | Обобщающий урок. Представление детских творческих и проектных работ | С. 81–82 |
Глава 6. Пересоздаем мир в творчестве - 17 ч. |
100/1 | | Вечные ценности искусства и творчества. Миф «Орфей и Эвридика» | С. 84–88 |
101/2 | | Вечные ценности искусства и творчества. Миф «Орфей и Эвридика» |
102/3 | | Восприятие мира художником. Работа с произведениями разных видов искусства: М.Я. Бородицкая «Художник», А. Герасимов «После дождя» | С. 92; с. 184 (Картинная галерея) |
103/4 | | Чудеса поэтических и живописных образов: Ю.И. Коваль «Соловьи» | С. 92–95 |
104/5 | | «Что такое стихи?» (по стихотворению Б.В. Заходера). Особый взгляд поэта на мир (по стихотворениям К.Д. Бальмонта «Трудно фее», «Гномы») | С. 96–98 |
105/6 | | Знакомство с волшебной сказкой Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» | С. 100–104 |
106/7 | | Испытания, которые проходит героиня сказки для обретения счастья | С. 105–115 |
107/8 | | Сказочный мир Андерсена. Трепетная красота сказочных героев | С. 104–115 |
108/9 | | Знакомство с повестью-сказкой С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | С. 121–125 |
109/10 | | Характер главного героя и других персонажей повести-сказки С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | С. 126–132 |
110/11 | | Нравственная проблематика текста С. Лагерлёф. Как трудно стать человеком. | С. 136 |
111/12 | | Нравственная проблематика текста С. Лагерлёф. Как трудно стать человеком. Анализ произведения |
112/13 | | Отзыв о произведении С. Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | |
113/14 | | М.Пришвин «Разговор деревьев». И. Шишкин «Сныть-трава», А. Дюрер «Трава» | |
114/15 | | Характер героев прозаического произведения. М.Бородицкая «В гостях у лесника» | С. 133–134; с. 185–186 (Картинная галерея) С. 134–135 |
115/16 | | Обобщение по разделу «Пересоздаём мир в творчестве». Представление детских творческих и проектных работ | С. 136 |
116/17 | | Библиотечный урок. Сказки о феях, гномах, эльфах. Проверь себя | |
Глава 7. Без тебя мир неполный - 20 ч. |
117/1 | | След грозных природных явлений в мифологических сказаниях. «Девкалион и Пирра» | С. 138–140 |
118/2 | | Нравственные уроки литературы. Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | С. 141–144 |
119/3 | | Ответственность человека за природу. Ю.Н. Кушак «Подарок в день рождения», картина А. Дюрера «Заяц», М.Я. Бородицкая «Котенок» | С. 145–146; с. 187 (Картинная галерея) |
120/4 | | Яркие впечатления и сильные переживания в прозаическом тексте И.С. Тургенева «Воробей» | С. 146–147 |
121/5 | | Повествование о взрослом поступке героя повести Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы» | С. 148–152 |
122/6 | | Повествование о взрослом поступке героя повести Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы». Характеристика героев. | С. 152–155 |
123/7 | | Активность добра. Повесть Н.Гарина-Михайловского «Тема и Жучка». Письмо герою повести Теме. | |
124/8 | | Добро как основная ценность жизни в стихотворении Э.Э. Мошковской «Нужен он» | |
125/9 | | Контрольная работа за год | |
126/10 | | Пробуждение чувств в душе юного героя (по рассказу B.Драгунского «Девочка на шаре») | C.161–166 |
127/11 | | Мир взрослых, мир детей (в рассказе B. Драгунского «Девочка на шаре») | C.166–172 |
128/12 | | В.Драгунский «Девочка на шаре». М.Шагал «Автопортрет с семью пальцами» |
129/13 | | С.Махотин «В тридцатом веке». М.Шагал «Часы». | |
130/14 | | Обобщение по разделу «Без тебя мир неполный» Проверь себя | |
131-136 | | Резервные уроки | |