МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 4 Г. УСТЬ-ДЖЕГУТЫ»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей МБОУ «Гимназия № 4 г. Усть-Джегуты» Руководитель МО _______Копсергенова М. Р. Протокол № _____________г. от ____________________г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ «Гимназия № 4 г. Усть-Джегуты» __________ Хубиева А.В. __________________г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Гимназия № 4 г. Усть-Джегуты» ___________ Байкулова А.М. Приказ № __________ от ______________г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
АОП НОО для обучающихся
вариант
Предмет: литературное чтение
Класс: 3
Образовательная область: русский язык и литературное чтение
Учебный год: 2023 – 2024 гг.
Срок реализации программы: 2023 - 2024 учебный год
Количество часов по учебному предмету: 3 часа в неделю (1 час – занятия с учителем, 2 часа – индивидуальные занятия в семье), 102 часа в год
Рабочую программу составила: Чотчаева Асият Максимовна, учитель (начальные классы) высшей квалификационной категории
Год составления: 2023г.
г. Усть - Джегута
2023 г
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» разработана для обучающегося 3 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), по программе для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (вариант 5.2) и составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с задержкой психического развития.
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями и дополнениями).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Цель программы по чтению и развитию речи: формировать навык сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения целыми словами, развивать связную устную речь, что является необходимым условием для успешного овладения учащимися с ограниченными возможностями здоровья того уровня образовательных умений и навыков, который необходим им для социальной адаптация и реабилитация в обществе.
Задачи преподавания чтения и развития речи:
- научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;
- анализировать прочитанные произведения (выделять главную мысль, главных действующих лиц, оценивать их поступки);
- повысить уровень общего и речевого развития учащихся, научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме (полный и выборочный пересказ, составлять рассказ по аналогии с прочитанным);
- формировать нравственные качества учащихся, читательскую самостоятельность и культуру.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Место предмета в учебном плане
На изучение литературного чтения в 3классе отводится 3 часа в неделю (1 час – занятия с учителем, 2 часа – индивидуальные занятия в семье), 102 часа в год.
Содержание курса
№ п/п | Раздел | Количество часов |
Занятия с учителем на дому | Индивидуальные занятия в семье |
3 класс |
| Самое великое чудо на свете | 2 | 1 |
| Устное народное творчество | 3 | 5 |
| Поэтическая тетрадь | 8 | 17 |
| Великие русские писатели | 8 | 15 |
| Литературные сказки | 3 | 2 |
| Были – небылицы | 2 | 3 |
| Люби живое | 3 | 9 |
| Соберёшь по ягодке – наберёшь кузовок | 3 | 6 |
| По страницам детских журналов | 1 | 6 |
| Зарубежная литература | 1 | 2 |
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов |
по плану | по факту |
Занятия с учителем на дому | Индивидуальные занятия в семье |
| 4.09 | | Знакомство с учебником. Рукописные книги Древней Руси. | 1 | |
| | | Первопечатник Иван Федоров. | | 1 |
| | | Рукописные книги Древней Руси. | | 1 |
| 11.09 | | Русские народные песни. Шуточные народные песни. | 1 | |
| | | Докучные сказки. | | 1 |
| | | Проект «Сочини докучную сказку.» | | 1 |
| 18.09 | | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская резная игрушка. | 1 | |
| | | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | | 1 |
| | | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | | 1 |
| 25.09 | | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». | 1 | |
| | | Русская народная сказка «Сивка-бурка». | | 1 |
| | | Русская народная сказка «Сивка-бурка». | | 1 |
| 2.10 | | Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». | 1 | |
| | | «Как научиться читать стихи» Я. Смоленский. | | 1 |
| | | «Как научиться читать стихи» Я. Смоленский. | | 1 |
| 9.10 | | Русские поэты XIX – XX веков. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». | 1 | |
| | | А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…» | | 1 |
| | | А.А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…». | | 1 |
| 16.10 | | И.С.Никитин «Полно, степь моя…». | 1 | |
| | | И.С.Никитин «Встреча зимы | | 1 |
| | | И.С.Никитин «Встреча зимы». | | 1 |
| 23.10 | | И.З.Суриков «Детство». | 1 | |
| | | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». | | 1 |
| | | И.З.Суриков «Зима». | | 1 |
| 6.11 | | Произведения великих русских писателей. Поэты XIX-XX веков. | 1 | |
| | | А.С.Пушкин. «За весной красой природы…». | | 1 |
| | | А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…». | | 1 |
| 13.11 | | А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета». | 1 | |
| | | А.С. Пушкин «Зимнее утро». | | 1 |
| | | А.С. Пушкин «Зимний вечер». | | 1 |
| 20.11 | | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане,..». | 1 | |
| | | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане,..». | | 1 |
| | | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане,..». | | 1 |
| 27.11 | | Великий баснописец И.А. Крылов. И.А. Крылов «Мартышка и очки». | 1 | |
| | | И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна». | | 1 |
| | | И.А. Крылов «Ворона и Лисица». | | 1 |
| 4.12 | | М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. | 1 | |
| | | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». | | 1 |
| | | М.Ю. Лермонтов «Утёс». | | 1 |
| 11.12 | | Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). | 1 | |
| | | Л.Н. Толстой «Акула». | | 1 |
| | | Л.Н. Толстой «Акула». | | 1 |
| 18.12 | | Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». | 1 | |
| | | Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». | | 1 |
| | | Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве» | | 1 |
| 25.12 | | Н.А.Некрасов. «Славная осень! Здоровый, ядреный…». Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором». | 1 | |
| | | К.Д. Бальмонт «Золотое слово». | | 1 |
| | | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | | 1 |
| 15.01 | | И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги». | 1 | |
| | | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки». | | 1 |
| | | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | | 1 |
| 22.01 | | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». | 1 | |
| | | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | | 1 |
| | | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | | 1 |
| | | М. Горький «Случай с Евсейкой», | | 1 |
| 29.01 | | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 1 | |
| | | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | | 1 |
| 5.02 | | А.И. Куприн «Слон». | 1 | |
| | | А.И. Куприн «Слон». | | 1 |
| | | А.И. Куприн «Слон». | | 1 |
| 12.02 | | Обобщающий урок по разделу «Были-небылицы». | 1 | |
| | | С. Черный «Что ты тискаешь утенка?», «Слон». | | 1 |
| | | С. Чёрный «Воробей». | | 1 |
| 19.02 | | А.А. Блок «Ветхая избушка». | 1 | |
| | | С.А. Есенин «Черёмуха». | | 1 |
| | | Рассказы К.Г. Паустовского. Стихи С.А. Есенина | | 1 |
| 26.02 | | М.М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний). | 1 | |
| | | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». | | 1 |
| | | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». | | 1 |
| 4.03 | | В.И. Белов «Малька провинилась». | 1 | |
| | | В.В. Бианки «Мышонок Пик». | | 1 |
| | | В.В. Бианки «Мышонок Пик». | | 1 |
| 11.03 | | Б.С. Житков «Про обезьянку». | 1 | |
| | | Б.С. Житков «Про обезьянку». | | 1 |
| | | Б.С. Житков «Про обезьянку». | | 1 |
| 18.03 | | В.Л. Дуров «Наша Жучка». | 1 | |
| | | В.П. Астафьев «Капалуха». | | 1 |
| | | Волшебные сказки братьев Гримм | | 1 |
| 1.04 | | С.Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…». | 1 | |
| | | А.Л. Барто «Разлука». | | 1 |
| | | А.Л. Барто «В театре». | | 1 |
| 8.04 | | С.В. Михалков «Если». | 1 | |
| | | Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок». | | 1 |
| | | Творческий проект: «О времени года» | | 1 |
| 15.04 | | Б.В. Шергин «Собирай по ягодке-наберешь кузовок». | 1 | |
| | | А.П. Платонов «Цветок на земле». | | 1 |
| | | А.П. Платонов «Цветок на земле». | | 1 |
| 22.04 | | М.М. Зощенко «Золотые слова». | 1 | |
| | | М.М. Зощенко «Великие путешественники». | | 1 |
| | | М.М. Зощенко «Великие путешественники». | | 1 |
| 6.05 | | Н.Н. Носов «Федина задача». | 1 | |
| | | Н.Н. Носов «Телефон». | | 1 |
| | | В.Ю. Драгунский «Друг детства». | | 1 |
| 13.05 | | «Мурзилка» и «Веселые картинки» – самые старые детские журналы. | 1 | |
| | | Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» (в сокращении) | | 1 |
| | | Ю.И. Ермолаев «Проговорился». | | 1 |
| 20.05 | | Ю.И. Ермолаев «Воспитатели». | 1 | |
| | | Г.Б. Остер «Вредные советы». | | 1 |
| | | Г.Б. Остер «Как получаются легенды». | | 1 |
| 27.05 | | Мифы Древней Греции «Храбрый Персей». | 1 | |
| | | Г.-Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Обобщающий урок. | | 1 |
| | | Г.-Х.Андерсен «Гадкий утёнок». | | 1 |
| 34 | 68 |