СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по Литературному чтению 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование по Литературному чтению 3 класс "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по Литературному чтению 3 класс»

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ



Пояснительная записка


Программа разработана на основе

  • требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

  • в соответствии с «Примерными программами»,

  • «Планируемыми результатами начального общего образования» и

Учителем и учащимися используется учебно-методический комплекс: учебник «Литературное чтение» 3 класс. Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова. – М., «Просвещение», 2015.


Программа адресована обучающимся 3 классов общеобразовательной школы.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов в воспитании в области литературного чтения относятся идеи определяющие художественное, духовное, нравственно-эстетическое воспитание.

Главная цель образовательной области «Литературное чтение» определена исходя из целей общего образования, сформулированных в Концепции модернизации российского образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности обучающегося, освоения знаний, овладения необходимыми учениями, развития познавательных интересов, воспитание черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом. В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является развитие поэтического слуха детей, накапливание эстетического опыта слушание произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус.

Структура целей представлена на пяти уровнях и включает освоение знаний; овладение умениями; развитие, воспитание и практическое применение химических знаний и умений. Все цели являются равнозначными:

• Освоение основ .

• Овладение умениями использовать осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умениям в системе образования младших школьников.

• Развитие познавательных художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений.

• Воспитание убеждённости в позитивной роли чтения современного общества, необходимости литературного грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.

• Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования реализуются актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют

задачи обучения:

• Формирование у учащихся знаний основ науки – важнейших фактов, понятий; предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

• Развитие умений наблюдать и объяснять нравственный опыт к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

• Формирование умений читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

• Раскрытие роли литературного чтения в решении глобальных проблем человечества.


Межпредметные связи и преемственность

Предмет литературное чтение тесно связано с такой наукой как история.

Место и роль курса в обучении

Для обязательного изучения учебного предмета «Литературное чтения» на этапе начального общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часов, из расчета – 4 учебных часа в неделю.


Принцип отбора материала


Отличительными чертами данной программы является идея содержания учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов : художественно – эстетического, литературоведческого и коммуникативно- речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты.

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках).

Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, так как у младших школьников ещё нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений.

Коммуникативно- речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения.

Методический блок


В качестве технологии обучения по данной рабочей учебной программе используется традиционная технология.

В рамках традиционной технологии применяются частные методы следующих педтехнологий:

• технологии развития критического мышления через чтение;

• компьютерных технологий (с CD-дисков по предмету);

При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:

• индивидуальная ;

• групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);

• фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе);

• парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).

При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения:


Система контроля за уровнем учебных достижений учащихся в процессе реализации данной рабочей учебной программы является опрос.


Содержание программы

Самое великое чудо на свете

Рукописные книги Древней Руси.

Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество

Русские народные сказки.

Докучные сказки.

Сказки « Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка».

Поэтическая тетрадь 1

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья», А.А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка!», «Зреет рожь», И.С. Никитин «Полно, степь», «Встреча зимы», И.З .Суриков «Детство», «Зима».

Великие русские писатели

А.С. Пушкин «За весной…», «В тот год …», «Опрятней модного…», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане», И.А .Крылов басни, Стихи Ю.М. Лермонтова, Л.Н.Толстой « Детство», «Прыжок», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве».

Поэтическая тетрадь 2

Н.А.Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует…», «Дедушка Мазай и зайцы»; К.Д. Бальмонт «Золотое слово», И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой ельник у дороги».

Литературные сказки

Мамин-Сибиряк « Аленушкины сказки », «Сказка про храброго зайца», В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница», В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

Были и небылицы

М .Горький «Случай с Евсейкой», К.Г .Паустовский «Растрепанный воробей», А.И. Куприн «Слон»

Поэтическая тетрадь 1

С. Черный «Что ты тискаешь утенка…», «Воробей», «Слон». А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». С.А. Есенин «Черемуха»


Люби живое

М.М .Пришвин «Моя Родина», И.С .Соколов-Микитов « Листопадничек », В.И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку», В.В.Бианки «Мышонок Пик», Б.С .Житков «Про обезьяну», В.Л.Дуров «Наша Жучка», «.Капалуха», В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»

Поэтическая тетрадь 2

С.Я .Маршак «Гроза днем», А.Л. Барто «Разлука», «В театре», С.В .Михалков «Если…», Е.А .Благинина «Кукушка», «Котенок»

Собирай по ягодке – соберешь кузовок

Б.В. Шергин «Собирай по ягодке…», А.П .Платонов «Цветок на земле», «Еще мама», М.М .Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники», Н.Н. Носов «Федина задача», «Телефон», В.Ю. Драгунский «Друг детства»

По страницам детских журналов .

Ю.И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели», Г.Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды», З.Р, Сеф «Веселые стихи»


Зарубежная литература

«Храбрый Персей»

Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»


Учебно-тематический план.

№п/п Разделы программы Кол-во часов

1 Самое великое чудо на свете 2

2 Устное народное творчество 8

3 Поэтическая тетрадь 1 6

4 Великие русские писатели 18

5 Поэтическая тетрадь 2 6

6 Литературные сказки 7

7 Были и небылицы 6

Поэтическая тетрадь 1 4

8 Люби живое 14

9

Поэтическая тетрадь 2 6

10 Собирай по ягодке – соберешь кузовок 12

11 По страницам детских журналов 7

12 Зарубежная литература 6



Навыки чтения на конец 3 класса: правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами, соотнесение интонации с содержанием читаемого текста. Темп чтения незнакомого текста 70-75 слов в минуту.

Тематическое планирование в 3 классе рассчитано на 4 часа в неделю, из которых 1 час – внеклассное чтение. Всего 136 часов.

Четверть Часы Контроль Наизусть

1 35 (28+7) тестирование 6

2 30 (23+7) тестирование, контрольная 6

3 38 (29+9) тестирование 4

4 33 (26+7) тестирование, контрольная -

Год 136 (106+30) 18 16

Проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характери¬стике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ори¬ентироваться в книге знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писа¬телей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные зада¬чи контролирующей деятельности:

в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными за¬дачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65—70 слов в минуту (вслух) и 85—90 слов в минуту (про себя); проверка выразительности чтения подготов¬ленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств вы¬разительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

неправильная постановка ударений (более 2);

чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, под¬тверждающие понимание основного содержания прочитанного;

нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.


Недочеты:

не более двух неправильных ударений;

отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

неточности при формулировке основной мысли произведения;

нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при пере¬дачи характера персонажа.

Нормы оценок по чтению и читательской деятельности соответствуют общим требованиям, указанным в дан¬ном документе.

Особенности организации контроля по чтению

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или собы¬тия), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого ис¬пользовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступ¬ные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для провер¬ки понимания текста учитель задает после, чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учителем заготавливает индивидуальные карточки, которые получат каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета ре¬зультатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

по литературному чтению


Оценка «5» ставится ученику, если он: читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию;

полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;

самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе событий, герое);

знает и выразительно читает наизусть стихотворение.


Оценка «4» ставится ученику, если он: читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы;

делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз;

составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);

самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;

читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.


Оценка «3» ставится ученику, если он: читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), недостаточно выразительно, допускает от 3 до 5 ошибок;

передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план с помощью наводящих вопросов учителя;воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.


Оценка «2» ставится ученику, если он: читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, допускает более 6 ошибок;

пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;

не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;

при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

В результате прохождения программного материала обучающиеся должны:

Знать/ понимать:

- знать названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей – классиков;

- знать наизусть стихотворения классиков отечественной и зарубежной литературы;

- знать народные сказки, уметь их пересказывать;

- знать пословицы, крылатые выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;

- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;

Уметь:

- владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения;

- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

- составлять план к прочитанному;

- вводить в пересказы- повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

- самостоятельно или с помощью учителя давать характеристику действующим лицам произведения;

- полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником.

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение.

Печатные средства обучения:

- наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой;

- портреты русских и зарубежных писателей;

- словари;

- репродукции картин, художественные фотографии.

Технические средства обеспечения:

-классная доска с набором приспособлений для крепления портретов и картинок;

-телевизор;

-видеомагнитофон;

-мультимедийный проектор;

-компьютер;

- слайд альбомы.

Экранно-звуковые пособия:

- литературно-музыкальные композиции;

- аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений;

- слайды.



ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебно- методический комплекс

Для учащихся:

Основная учебная литература

Литературное чтение. Учеб. Для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. /Сост. Л.Ф. Климанова и др.- М.: Просвещение, 2009.

Дополнительная учебная литература для учащихся:

1. Полная хрестоматия для 1-4 классов под ред. И. А. Пивоваровой. ООО «Дом Славянской книги», 2009.

Литература для учителя

Основная

1. Поурочное и тематическое планирование по литературному чтению: 3 кл.: к учебнику Л.Ф. Климановой «Родная речь»./ Е.А. Нефедова, О.В. Узорова. –М.: Астрель, 2009.


Дополнительная:

1. Чтение. Сборник контрольных работ в начальной школе 1-4 классы.

М.: «Дрофа» 1996 г.












п/п

Тема урока

Характеристика деятельности

Формируемые УУД

Материально-техническое

и информационно-техническое обеспечение

Дата по плану

Дата факт.

Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч)


1.

(1)

Введение.Знакомство с учебником.

Ориентироваться в учебнике, знать и понимать систему условных обозначений, находить нужную главу, предполагать на основе названия содержание главы, пользоваться словарём, составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника

Регулятивные

Работать с учебником, находить нужную информацию.

Выставка книг, новые учебники, рабочие тетради



Самое великое чудо на свете (4ч)


2

(1)

Знакомство с названием раздела.

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу по теме, читать текст вслух целыми словами, находить необходимую информацию, обобщать её, находить книги в школьной библиотеке, придумывать рассказы, участвовать в работе пары, группы, договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты.

Личностные

-посещать по – своему желанию библиотеку для подготовки к урокам чтения,

самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению,

Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях.

Регулятивные

- формулировать учебную задачу и стараться её выполнить,

Читать в соответствии с целью чтения,

Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, фиксировать причины неудач, пути их исправления.

Познавательные

- анализировать литературный текст с опорой на вопросы, проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные

- строить рассуждения и доказательство своей точки зрения 7 – 8 предложений, проявлять терпимость к альтернативному мнению, работать в паре и группе.

Карточки с загадками



3

(2)

Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения.

Рабочая тетрадь



4

(3)

Первопечатник Иван Фёдоров.

Карточки для речевой разминки



5

(4)

Урок – путешествие в прошлое. Оценка достижений.

Упражнения для разминки, карточки, кроссворд



Устное народное творчество (14ч)


6

(1)

Знакомство с названием раздела.

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу по теме, различать виды устного народного творчества, воспроизводить наизусть текст русских народных песен, принимать участие в коллективном сочинении сказок, ускорять или замедлять темп чтения, сравнивать содержание сказок, делить текст на части, пересказывать текст по самостоятельно составленному плану, называть основные черты характера героев сказок, участвовать в работе пары, группы, договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты..

Личностные

- находить произведения УНТ , произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.,

Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать вопросы и задания для одноклассников, предлагать варианты литературно – творческих работ, находить необычные повороты речи, эпитеты, сравнения, испытывать при этом чувство радости, что увидел, заметил, осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения.

Познавательные

- анализировать литературный текст с опорой на вопросы, проявлять индивидуальные творческие способности.,

- выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения

Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ).

Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения,

Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.

Регулятивные

- Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей,

. Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).

Коммуникативные

- Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?»). Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Выставка книг



7

(2)

Русские народные песни.

Рабочая тетрадь, анаграммы



8

(3)

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

Открытки, презентация о народных промыслах



9

(4)

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

Аудиозапись сказки, рисунки



10-11

(5-6)

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»


Карточки задания



12-14

(7-9)

«Иван царевич и серый волк». Русская народная сказка.


Картина Васнецова «Иван-царевич на сером волке»



15-16(10-11)


“Сивка – Бурка”. Русская народная сказка.

стр. 40-50

Аудиозапись сказки



17(12)

Художники – иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин

Книги по теме урока, запись сказки



18(13)

КВН ( обобщающий урок по разделу « Устное народное творчество»

Картины Васнецова



Поэтическая тетрадь 1 (11ч)


20

(1)

Знакомство с названием раздела.

Прогнозировать содержание раздела, читать выразительно стихи, определять различные средства выразительности, сочинять свои стихи, участвовать в работе группы, читать свои стихи друг другу, , самостоятельно оценивать свои результаты


Познавательные:

- Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте,

Регулятивные:

- Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока,

Коммуникативные:

Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы

Личностные

- Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

Выставка книг, материал для проекта



21

(2)

Проект « Как научиться читать стихи» ( на основе научно – популярной статьи Я. Смоленского)

Сборник стихов Тютчева, портрет



22

(3)

Ф. Тютчев « Весенняя гроза»

Картины на тему «Осень»



23

(4)

Ф. Тютчев « Листья». Сочинение – миниатюра « О чем расскажут осенние листья»



Сборник стихов Фета, картины на тему Осень



24

(5)

А.А. Фет «Глянь – ка, мама, из окошка», «Зреет рожь над жаркой нивой»



Сборник стихов Никитина



25

(6)

И. Никитин « Полно, степь моя, спать беспробудно»

Картины с изображением первого снега



26

(7)

И С. Никитин «Встреча зимы»

Прогнозировать содержание раздела, читать выразительно стихи, определять различные средства выразительности, сочинять свои стихи, участвовать в работе группы, читать свои стихи друг другу, самостоятельно оценивать свои результаты.

Познавательные:

- Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте,

Регулятивные:

- Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока,

Коммуникативные:

Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы

Личностные

- Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине

Сборник стихов Никитина



27

(8)

И.З. Суриков «Детство»



Сборник стихов Сурикова, портрет



28

(9)

И.З. Суриков «Зима»



Сборник стихов Сурикова, портрет



29

(10)

Путешествие в Литературную страну( обобщающий урок по разделу « Поэтическая тетрадь 1»

Карточки-задания, кроссворд



30

(11)

Оценка достижений

Проверочная работа



Великие русские писатели (24ч)


31

(1)

Знакомство с названием раздела.

Прогнозировать содержание раздела, читать вслух и про себя, постепенно увеличивая темп, понимать содержание прочитанного, объяснять значение некоторых слов, использовать средства художественной выразительности, знать особенности литературной сказки, определять нравственный смысл, давать характеристику героев, сравнивать рассказ описание и рассказ – рассуждение, определять особенности басни, представлять героев басни, характеризовать героев басни, инсценировать басню, проверять себя самостоятельно и оценивать достижения.

Личностные

Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил.

Познавательные

Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Регулятивные Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.),

Коммуникативные

Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

Выставка книг писателя, портрет



32

(2)

А. Пушкин. подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. Пушкина»

портрет



33

(3)

А. Пушкин . Лирические стихотворения.

Портрет писателя, картины природы



34

(4)

А. Пушкин « Зимнее утро»

Портрет писателя, картины природы



35

(5)

А. Пушкин « Зимний вечер»

Аудиозапись сказки



36 - 39

(6 - 9)

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане,

о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди»



карточки



40(10)

Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом сказки

Репродукции картин Билибина, музыка



41

(11)

И.А. Крылов. Подготовка сообщения на основе статьи учебника



Портрет писателя, выставка книг



42

(12)

И. А. Крылов. «Мартышка и очки»



Портрет, аудиозапись басни



43

(13)

И. А. Крылов. «Зеркало и обезьяна»



Портрет, аудиозапись басни



44

(14)

И.А. Крылов. «Ворона и лисица»»

Портрет, аудиозапись басни



45

(15)

М.Ю.Лермонтов. Подготовка сообщения на основе статьи учебника


Портрет писателя, выставка книг



Личностные

Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил.

Познавательные

Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Регулятивные Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.),

Коммуникативные

Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

46

(16)

М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…»,

«На севере диком стоит одиноко…»


Прогнозировать содержание

раздела, читать вслух и про себя, постепенно увеличивая темп, понимать содержание прочитанного, объяснять значение некоторых слов, использовать средства художественной выразительности, знать особенности литературной сказки, определять нравственный смысл, давать характеристику героев, сравнивать рассказ описание и рассказ – рассуждение, определять особенности басни, представлять героев басни, характеризовать героев басни, инсценировать басню, проверять себя самостоятельно и оценивать достижения.

Романс

А.Варламова «Горные вершины»



47

(17)

М. Ю. Лермонтов. «Утёс». «Осень»


Портрет писателя



48

(18)

Детство Л. Н. Толстого.

(из воспоминаний писателя). подготовка сообщения на основе статьи учебника


Портрет писателя, выставка книг



49

(19)

Л. Н. Толстой. «Акула»


Портрет писателя



50

(20)

Л. Н. Толстой. «Прыжок»


Портрет писателя



51

(21)

Л. Н. Толстой. «Лев и собачка»

Карточки-задания



52

(22)

Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве»,

«Куда девается вода из моря?»

Презентация о природе



53

(23)

Сравнение рассказов Л.Толстого. Выделение особенностей прозаического лирического произведения. Текс-описание, рассуждение, повествован


Карточки-задания



54

(24)

Литературный праздник (обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»)


стр. 164-166


Карточки-задания, кроссворд



Поэтическая тетрадь 2 (6ч)


55

(1)

Знакомство с названием раздела.

Прогнозировать содержание раздела, воспринимать стихи на слух, следить за выражением и развитием чувств в лирических произведениях, объяснять смысл непонятных слов с помощью словаря, высказывать свои собственные впечатления от прочитанного произведения, создавать словесные картины по тексту, читать стихи выразительно, оценивать свои достижения.

Личностные

Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

Познавательные

Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

Коммуникативные

Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

Регулятивные

Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).

Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре)

Портрет писателя, выставка книг



56

(2)

Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…»

Аудиозапись произведения



57

(3)

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Портрет поэта, выставка книг



58

(4)

К. Бальмонт « Золотое слово»

Портрет поэта, выставка книг



59

(5)

И. Бунин Выразительное чтение стихотворений.

Карточки-задания



60

(6)

Развивающий час( урок - обобщение по разделу « Поэтическая тетрадь 2 « ).Оценка достижений.

Проверочная работа



Литературные сказки (8ч)


61

(1)

Знакомство с названием раздела.

Прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух текст литературных сказок, читать сказки вслух и про себя, используя приёмы выразительного чтения, сравнивать содержание литературной и народной сказки, определять нравственный смысл сказки, наблюдать за развитием и последовательностью событий, определять авторское отношение к изображаемому, читать сказку в лицах, оценивать свои достижения.

Личностные

Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения.

Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).

Познавательные

Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения,

Коммуникативные

Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия

Регулятивные

Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).

Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?»).

Выставка книг, портрет писателя



62

(2)

Д. Мамин-Сибиряк. « Аленушкины сказки( призказка)

Выставка книг



63

(3)

Д. Мамин – Сибиряк « Сказка про храброго Зайца – Длинные уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»



Портрет писателя, выставка книг



64 - 65

(4 -5)

В. Гаршин. «Лягушка-путешественница»


Карточки-задания



66 -67

(6-7)

В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»


Прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух текст литературных сказок, читать сказки вслух и про себя, используя приёмы выразительного чтения, сравнивать содержание литературной и народной сказки, определять нравственный смысл сказки, наблюдать за развитием и последовательностью событий, определять авторское отношение к изображаемому, читать сказку в лицах, оценивать свои достижения..

Личностные

Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения.

Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).

Познавательные

Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения,

Коммуникативные

Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия

Регулятивные

Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания



Портрет писателя, выставка книг



68

(8)

Оценка достижений. Контрольная работа. КВН. ( обобщающий урок по 1 части учебника)

КИМы



Были- небылицы (10ч)


69

(1)

Знакомство с названием раздела.

Прогнозировать содержание раздела, определять особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные, определять нравственный смысл поступков героев, выражать собственное отношение к поступкам героев, находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте, составлять план для краткого и полного пересказа, передавать текст подробно и кратко, выборочно, определять характеристики героев с опорой на текст, рассказывать о прочитанных книгах, самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории, находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль, читать выразительно, по ролям.

Личностные Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.

Познавательные

Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её, Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.

Регулятивные Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.

Коммуникативные

Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.

Портрет писателя, выставка книг



70 - 71

(2 -3)

М. Горький. «Случай с Евсейкой»



Карточки-задания



72 - 74

(4 - 6)

К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей»


Стр. 12-24

Аудиозапись рассказа



75 - 77

(7 -9)

А. Куприн. «Слон»



Выставка книг, портрет писателя



78

(10)

Урок – путешествие по разделу « Были – небылицы». Оценка достижений.

КИМы



Поэтическая тетрадь 1 (6ч)


79

(1)

Знакомство с названием раздела. Саша Чёрный. «Что ты тискаешь утёнка?..»



Прогнозировать содержание раздела, читать выразительно, отражая настроение, находить в стихотворении яркие образные слова и выражения, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему, выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно, объяснять смысл выражений с опорой на текст, определять авторское отношение к изображаемому, придумывать стихотворные тексты, проверять правильность высказывания, сравнивая его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения.

Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное

Личностные

Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается.,

понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.

Регулятивные

Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Коммуникативные

Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.

Портрет писателя



80

(2)

Саша Чёрный. «Воробей», «Слон»



Карточки-задания



81

(3)

А. Блок. «Ветхая избушка».


Выставка книг, портрет поэта



82

(4)

А. Блок « Сны», « Ворона»

Выставка книг, портрет поэта



83

(5)

С. Есенин « Черемуха»

Карточки-задания



84

(6)

Урок – викторина по разделу « Поэтическая тетрадь1». Оценка достижений.

Проверочная работа



Люби живое (16ч)


85

(1)

Знакомство с названием раздела.

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, используя условные знаки, читать и воспринимать на слух произведения, определять жанр произведения, составлять план, рассказывать о герое, используя текст, определять основную мысль текста, сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора, пересказывать произведения на основе плана, придумывать свои рассказы о животных, проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения.

Личностные

Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.

Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.

Познавательные

Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений..

Регулятивные

Составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе или паре

Коммуникативные

Отбирать аргументы и факты для

Выставка книг, портрет поэта



86

(2)

М. Пришвин « Моя Родина». Заголовок – « Входная Дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста.

Выставка книг, портрет поэта



87 - 88

(3 -4)

И. Соколов-Микитов. «Листопадничек»



Карточки-задания



89

(5)

В. И. Белов. «Малька провинилась»


Выставка книг, портрет поэта



90

(6)

В. И. Белов.«Ещё раз про Мальку»



Карточки-задания



91 -92

(7 -8)

В. Бианки. «Мышонок Пик»



Выставка книг, портрет поэта



93

(9)

Б. С. Житков. «Про обезьянку»



Выставка книг, портрет поэта



94

(10)

Б. С. Житков. «Про обезьянку»



Выставка книг, портрет поэта



95

(11)

Б. С. Житков. «Про обезьянку»


Выставка книг, портрет поэта



96

В. Дуров « Наша Жучка»

Выставка книг, портрет поэта



97

(13)

Ф. Астафьев « Капалуха»

сообщение



98

(14)

В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится»


Выставка книг, портрет поэта



99

(15)

Урок-конференция «Земля – наш дом родной».

(обобщающий урок по теме «Люби живое»).




конференция



100

(16)

Оценка достижений.



КИМы



Поэтическая тетрадь 2 (8ч)


101

(1)

Знакомство с названием раздела.

Прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух текст литературных сказок, читать сказки вслух и про себя, используя приёмы выразительного чтения, сравнивать содержание литературной и народной сказки, определять нравственный смысл сказки, наблюдать за развитием и последовательностью событий, определять авторское отношение к изображаемому, читать сказку в лицах, оценивать свои достижения.

Познавательные:

- Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте,

Регулятивные:

- Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока,

Коммуникативные:

Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы

Личностные

- Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине


Выставка книг, портрет поэта



102

(2)

С. Я. Маршак. «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной».



Выставка книг, портрет поэта



103

(3)

А. Барто. « Разлука»

Выставка книг, портрет поэта



104

(4)

А. Барто. « В театре»

Выставка книг, портрет поэта



105

(5)

С. Михалков « Если» , « Рисунок»

Выставка книг, портрет поэта



106

(6)

Е , Благинина « Кукушка», « Котенок»



проект



107

(7)

Урок «Крестики-нолики».

(обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2»)

Проверочная работа



108

(8)

Оценка достижений.

КИМы



Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12ч)


109

(1)

Знакомство с названием раздела.

Прогнозировать содержание раздела, объяснять смысл название темы, подбирать книги соответствующие теме, планировать работу с произведением на уроке, воспринимать на слух художественное произведение, читать вслух и просебя, соотносить пословицу с содержанием, отвечать на вопросы, придумывать свои вопросы, наблюдать за особенностями речи героев, понимать особенности юмористических рассказов, определять отношение автора к событиям и героям, придумывать самостоятельно юмористические рассказы, проверять и оценивать достижения.

Находить примеры в литературных произведениях, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки,

Познавательные

Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий,

выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные

Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы, Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм.

Регулятивные

Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр

Выставка книг, портрет поэта



110

(2)

Б. Шергин.» собирай по ягодке – наберешь кузовок». Особенность заголовка произведения.

Выставка книг, портрет поэта



111

(3)

А. П. Платонов. «Цветок на земле»



Выставка книг, портрет поэта



112

(4)

А. П. Платонов. «Цветок на земле»


Выставка книг, портрет поэта



113

(5)

А. П. Платонов. «Ещё мама»


Выставка книг, портрет поэта



114

(6)

А. П. Платонов. «Ещё мама»


Выставка книг, портрет поэта



115

(7)

М. Зощенко «Золотые слова»


Выставка книг, портрет поэта



116

(8)

М. Зощенко «Великие путешественники»


Выставка книг, портрет поэта



117

(9)

Н. Носов. «Федина задача»


Выставка книг, портрет поэта



118

(10)

Н. Носов. «Телефон»


Выставка книг, портрет поэта



119

(11)

В. Драгунский « Друг детства»

Выставка книг, портрет поэта



120

(12)

Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Оценка достижений.

КИМы



По страницам детских журналов (8ч)


121

(1)

Знакомство с названием раздела.

Прогнозировать содержание раздела, выбирать для себя интересный журнал, определять тему для чтения, находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме, отвечать на вопросы по содержанию, читать текст без ошибок, придумывать самостоятельно вопросы по содержанию, сочинять по материалам текста свои произведения.

Личностные

Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.

Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения..

Познавательные

Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.

Регулятивные

Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).

Коммуникативные

Строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.

Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы,

Выставка книг, портрет поэта



122

(2)

Л. Кассиль. « Отметки Риммы Лебедевой»

Выставка книг, портрет поэта



123

(3)

Ю Ермолаев «Проговорился»

Выставка книг, портрет поэта



124

(4)

Ю. Ермолаев « Воспитатели»

Выставка книг, портрет поэта



125

(5)

Г. Остер « Вредные советы»

сочинение



126

(6)

Г. Остер « Как получаются легенды»

Выставка книг, портрет поэта



127

(7)

Р. Сеф. « Веселые стихи».

конференция



128

(8)

Читательская конференция. « По страницам детских журналов» ( обобщающий урок). Оценка достижений.


КИМы



Зарубежная литература (8ч)


129

(1)

Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции



Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, читать и воспринимать на слух художественные произведения, составлять рассказ о творчестве писателя( с помощью учителя), пересказывать выборочно произведение, сравнивать сказки разных народов, сочинять свои сказки, определять нравственный смысл сказки с помощью учителя, рассказывать о проитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения., учиться работать с дневником читателя.

Личностные

Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников,

Коммуникативные

Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ., Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения.

Познавательные

Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Регулятивные

Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока,


Выставка книг



130

(12)

Мифы Древней Греции



Выставка книг



131

(3)

Мифы Древней Греции



Выставка книг, портрет поэта



132 - 134

(4 - 6)

Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок»



Выставка книг, портрет поэта



135

(7)

Развивающий час по теме : « Зарубежная литература» , « Брейн – ринг» ( Обобщающий урок за курс 3 класса.




136

(8)

Развивающий час по теме : « Зарубежная литература» , « Брейн – ринг» ( Обобщающий урок за курс 3 класса.