№ пп | Дата | Тема урока | Решаемые проблемы | Понятия | Планируемые результаты |
Предметные | УУД Регулятив.,Познават.,Коммуникат. | Личностные |
I четверть (17 ч) Как устроен мир (7 часов) |
1. | | Природа Разнооб-разие природы. Значение природы для людей | Что такое природа? Разнообразие природы и её классифика-ция. Значение природы в жизни человека | Наблюдение за предметами живой и неживой природы, за изменениями в природе, происходящими под влиянием человека | Анализировать текст учеб-ника, извлекать из него необходимую информа-цию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам, классифицировать объекты живой природы. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Р: Использовать знаково-символические средс-тва представления информации для создания схем решения учебных и практических задач ; принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. П: Знакомиться с учебником, извлекать из него информацию; принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств её дости-жения; планировать, контролировать, оцени-вать учебные действия К: Владеть способами взаимодействия с окру-жающим миром и оценки достижений на уроке. Работать в паре, предлагать задания к рисункам. | Раскрывать ценность природы для людей. Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы |
2. | | Человек Ступень-ки познания | Внутренний мир человека. Познание ок-ружающего мира – резуль-тат познава-тельной дея-тельности че-ловека. Способы поз-нания окружа-ющего мира: наблюдения, опыты, изме-рения, работа с готовыми моделями | Отличие чело-века от других объектов жи-вой природы. Ступеньки познания: восприятие, память, мышление, воображение. Наблюдения над процес-сами памяти | Называть сходства человека и живых существ и отличия его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека. | Р: Принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств её достижения; планировать, контролировать, оценивать учеб-ные действия. Формулировать выводы, оцени-вать свои достижения. П: Находить сходство и отличие человека от живых существ, моделировать развитие челове-ка. Устанавливать причинно-следственные свя-зи, строить логические рассуждения; находить способы решения заданий творческого характе-ра; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, конструктивно действовать в ситуациях неуспеха. К: Обсуждать и описывать проявления внут-реннего мира человека. Слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность сущест-вования различных точек зрения и права каж-дого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему. | Ориентироваться на положительные поступки и отношения с людьми. Проявлять познаватель-ный интерес к изучению предметного курса |
3. | | Проект «Богатства, отданные людям» | Сбор материала для проекта | Проектная деятельность. История города (села), символы города (села), исторические достопримечательности города (села), известные люди города(села). Защита (презентация) проекта | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. Умение работать с различными источниками сбора информации, презентовать собранный материал | Р: Постановка учебной задачи на основе соот-несения того, что уже известно и усвоено уча-щимися того, что ещё неизвестно. Принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств её достижения; планировать, контроли-ровать, оценивать учебные действия П: Активно использовать речевые средства и средства ин-формационных и коммуникацион-ных технологий для решения познавательных задач. Поиск и выделение необходимой инфор-мации, структурирование знаний; представле-ние полученной информации; оценка результа-тов работы. К: Сотрудничество с учителем и учащимися; слушать собеседника и вести диалог, призна-вать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса. Формировать бережное отношение к природным богатствам. |
4. | | Общест-во | Что такое общество, государство?Для чего человеку нужна семья? | Человек как член общест-ва, а семья – часть общест-ва. Представ-ление о гражданстве. Природа и общество как составные части окружа-ющего мира. Человек – часть приро-ды и общес-тва; семья, народ, государство, общество | Анализировать таблицу с целью извлечения необхо-димой информации; опии-сывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осущест-влять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире. Различие понятий государство, территория. Государственные символы РФ – герб, флаг. Генеалогическое древо | Р: Умение с достаточной полнотой и точнос-тью выражать свои мысли в соответствии с за-дачами и условиями коммуникации; принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств её достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия П: Активно использовать речевые средства для решения познавательных задач; владеть логи-ческими действиями; выполнять задания с це-лью поиска ответа на вопрос; находить спосо-бы решения заданий творческого и поискового характера умение читать таблицы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. К: Умение сотрудничать с учителем и сверст-никами; слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.. | Определять место человека в мире; проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, чувство гордости за свою Родину; осознавать свою этническую и национальную принадлежность |
5. | | Что такое экология? | Что такое экология? | Экология как наука о свя-зях между живыми су-ществами и окружающей средой, её роль в жизни человека и общества. Экологичес-кие связи, их разнообразие. Положитель-ное и отрица-тельное влия-ние человека на природу | Называть экологические связи и их разнообразие. Анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязи живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека. | Р: Принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств её достижения; планировать, контролировать, оценивать учеб-ные действия; определять общую цель и пути её достижения; распределять функции в совме-стной деятельности П: Анализировать схемы в учебнике, просле-живать экологические связи. активно исполь-зовать речевые средства для решения познава-тельных задач; использовать знаково-символи-ческие средства представления ин-формации; владеть логическими действиями; выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос; нахо-дить способы решения заданий творческого и поискового характера. К: Излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему; владеть конструктивными способами взаимодействия | Формировать экологическое мировоззрение; проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нормах поведения. |
6. | | Природа в опас-ности! | Как человек влияет на природу? Для чего создают заповедники, нац. парки? | животные, исчезнувшие по вине чело-века. Охрана природы. Заповедники и националь-ные парки | Знание правил поведения в природе, некоторых видов растений и животных, зане-сённых в Красную книгу Называть положительные и отрицательные влияния человека на природу. Рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отноше-ние к природе можно назвать ответственным. | Р: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять; осуществлять поиск средств её достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия ; отвечать на ито-говые вопросы и оценивать свои достижения. П: Моделирование в виде схемы воздействия человека на природу. Обсуждение, как каждый может помочь природе; выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос; находить спо-собы решения заданий творческого и поисково-го характера.. К: Работа со взрослыми: подготовка сообщения о заповедниках и национальных парках; изла-гать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Участие в природоох-ранной деятельности. | Формировать ответствен-ность за всё живое в природе; проявлять эстетические потребно-сти, ценности и чувства, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нормах поведения. |
7. | | Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа |
Эта удивительная природа (19 часов) |
8. | | Тела, ве-щества, частицы. | В каких состояниях могут находиться вещества? | Разнообразие веществ в окружающем мире: твёрдые, жидкие, газоо-бразные. Значение воздуха для растений, животных, человека | Умения определять поня-тия: тело, вещество, час-тица, классифицировать тела и вещества, приводить примеры. Различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; проверять с помощью учебника пра-вильность приведённых утверждений. | Р: Умение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы; принимать и сохранять учебную задачу, осуще-ствлять поиск средств её достижения; планиро-вать, контролировать, оценивать учебные дейс-твия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации П: Осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему; активно использовать речевые средства и различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи, интерпре-тации информации для решения познаватель-ных задач; К: Слушать собеседника и вести диалог, приз-навать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; уме-ние выражать личное восприятие мира и наст-роение, умение работать в паре и со взрослыми | Проявлять познаватель-ный интерес к изучению предметного курса; вла-деть навыками сотрудни-чества со взрослыми в разных ситуациях; иметь установку на результат при выполнении работы Формировать установку на положительное поведение в обществе. |
9. | | Разнооб-разие веществ. | Что мы знаем о разнообразии веществ? | химия, поваренная соль, крахмал, кислота | Описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков; различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам. | Р: Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; П: Активно использовать речевые средства для решения познавательных задач; владеть логи-ческими действиями; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). К: Работать в паре, рассказывать об изучаемых веществах по плану; излагать и аргументиро-вать свою точку зрения на обсуждаемую проблему. | Проявлять познаватель-ный интерес к изучению предметного курса; вла-деть навыками сотрудни-чества со взрослыми в разных ситуациях Соблюдать технику безопасности, беречь своё здоровье. |
10. | | Воздух и его охрана. | Какую роль имеет воздух для всего живого на Земле? | Воздух. Сос-тав и свойства воздуха; кис-лород, части-цы. Опыт Джозефа Пристли. Проблема, источники загрязнения воздуха. Меры по охране воз-духа. | Знание состава и свойств воздуха. Различать цель опыта, ход опыта, вывод. Объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку. Называть правила охраны воздуха. | Р: принимать и сохранять учебную задачу, осу-ществлять поиск средств её достижения; плани-ровать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной зада-чей и условиями её реализации. П: Владеть логическими действиями; выпол-нять задания с целью поиска ответа на вопрос; находить способы решения заданий поискового характера; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). К: Владеть способами конструктивного взаи-модействия со взрослыми и сверстниками. Интервьюирование взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе. | Иметь целостный, соци-ально ориентированный взгляд на мир в его орга-ничном единстве. Ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога. |
11. | | Вода и жизнь. Свойства воды. | Какую роль имеет вода для всего живого на Земле? | Вода и её свойства, рас-пространение в природе, значение для живых органи-змов. три состоя-ния воды фильтр | Умения определять свой-ства воды, очищать воду с помощью фильтра. Знание значения воды Определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выво-ды и фиксировать их в рабочей тетради. | Р: Принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств её достижения. Сравнивать свой ответ с ответами одноклассни-ков, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. П: Использовать информацию из учебника, обобщать её, выполнять задания с целью поис-ка ответа на вопрос; находить способы решения заданий творческого и поискового характера; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; проводить мини-исследование в семье, как используют в быту. К: Излагать и аргументировать свою точку зре-ния на обсуждаемую проблему; владеть навы-ками конструктивного взаимодействия со взро-слыми и сверстниками; работать в паре, объяс-нять свойства воды, называть цель опыта, рас-сказывать об использовании воды в быту. | Воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам страны; владеть навыками сотру-дничества со взрослыми в разных ситуациях; иметь установку на результат при выполнении работы. |
12. | | Превра-щения и кругово-рот воды в природе. | Какие три состояния воды вам известны? | Свойства во-ды. Три состо-яния вещества – твёрдое, жи-дкое, газооб-разное; испарение. Круговорот воды в природе | Различать три состояния воды, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя. Умение соотносить круго-ворот воды с её свойства-ми. | Р: Принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств её достижения; планировать, контролировать, оценивать учеб-ные действия; анализировать рисунок- схему, осуществлять взаимопроверку. П: Владеть логическими действиями; использо-вать знаково-символические средства представ-ления информации (схемы, модели, таблицы) с целью решения учебных и практических задач. Моделировать круговорот воды в природе, фо-рмулировать выводы из изученного материала. К: Излагать и аргументировать свою точку зре-ния на обсуждаемую проблему. Работать в па-ре, формулировать выводы, объяснять особен-ности образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды | Воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам страны. Проявлять познаватель-ный интерес к изучению предметного курса; вла-деть навыками сотрудни-чества со взрослыми в разных ситуациях |
13. | | Берегите воду! | Для чего нужно беречь воду? | Использова-ние воды человеком. Меры по ох-ране чистоты воды и её эко-номному ис-пользованию | Знание причин загрязнения водоёмов, мер охраны во-доёмов от загрязнения. Анализировать схему в учебнике, сопоставлять по-лученные сведения с инфо-рмацией из текста. Пони-мать, что надо охранять и беречь воду. | Р: Самостоятельное выделение и формулирова-ние познавательной цели. принимать и сохра-нять учебную задачу, осуществлять поиск средств её достижения; планировать, контроли-ровать, оценивать учебные действия П: Владеть логическими действиями; выпол-нять задания с целью поиска ответа на вопрос; находить способы решения заданий поискового характера. Моделирование в виде динамичес-кой схемы источников. К: Излагать и аргументировать свою точку зре-ния на обсуждаемую проблему. Интервьюиро-вание взрослых по охране чистоты воды в род-ном городе (селе). Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. | Ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога. Проявлять личную ответ-ственность за свои посту-пки на основе представле-ний о нравственных нор-мах, бережное отношение к природным богатствам |
14. | | Что такое почва. | Что такое почва? Из чего состоит почва? | Почва, её зна-чение для жи-вой природы. Свойства и состав почвы. Значение пло-дородия поч-вы, перегной. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы | Знание основных свойств, состава почвы. На основе схемы моделировать связи почвы и растений. Характеризовать процессы образования и разрушения почвы; меры по охране почвы от разрушения. | Р: Осуществлять поиск средств достижения учебных задач. Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. П: Находить способы решения заданий поиско-вого характера. Исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, анализировать схему связей почвы и растений. К: Излагать и аргументировать свою точку зре-ния на обсуждаемую проблему; высказывать и обосновывать гипотезы о плодородии почвы, давать характеристику процессу образования и разрушения почвы. | Ориентироваться на соблюдение моральных норм в учебной деятель-ности и формировать бережное отношение к природным ценностям. |
15. | | Разнооб-разие растений | На какие группы делятся растения? | Растения и их разнообразие. Роль растений в природе и жизни челове-ка, бережное отношение к растениям. Ботаника – наука о растениях | Знание основной классифи-кации растений. Называть растения с помо-щью атласа-определителя. Приводить примеры расте-ний разных групп и видов. | Р: Принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств её достижения Делать выводы из изученного материала, отве-чать на итоговые вопросы и оценивать дости-жения на уроке. П: Активно использовать речевые средства и различные способы поиска информации для решения познавательных задач; использовать полученные знания для определения растений, классифицировать их с помощью атласа – определителя. К: Признавать возможность существования различных точек зрения, работать в группе, доказывать, используя учебник разнообраз-ность растений. Готовить сообщение о любом растении. | Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение ко всему живому. Проявлять личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах |
16. | | Солнце, растения и мы с вами | Какую роль играет солнце для растений? Как питаются и дышат растения? | Солнце Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных | Умения устанавливать вза-имосвязь солнца, растений и человека, составлять схему дыхания и питания растений. Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений. Доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека. | Р: планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставлен-ной задачей и условиями её реализации. Сравнивать свой ответ с ответами одноклассни-ков, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. П: Использовать знаково-символические средс-тва представления информации (схемы, моде-ли, таблицы) с целью решения учебных и прак-тических задач Выявлять с помощью схемы сходство и различия процессов питания и дыхания, моделировать эти процессы, выявлять роль частей растений. К: Излагать и аргументировать свою точку зре-ния на обсуждаемую проблему. Рассказывать о процессах по схеме, формулировать выводы, доказывать, что без растений невозможна жизнь | Проявлять познаватель-ный интерес к изучению предметного курса; вла-деть навыками сотрудни-чества в разных ситуа-циях. Ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога. |
17. | | Размно-жение и развитие растений. | Как размно-жаются и развиваются растения? | Условия, нео-бходимые для жизни расте-ния (свет, те-пло, воздух, вода); опыление, семена | Знание этапов развития рас-тения из семени, способов размножения растений. Объяснять значение слова «опыление». Характеризо-вать с помощью схем ста-дии развития растения из семени. Называть разные способы распространения плодов и семян. | Р: Принимать учебную задачу и стремиться вы-полнять, осуществлять поиск средств её дости-жения;. Отвечать на итоговые вопросы и оце-нивать достижения. П: Находить способы решения заданий поиско-вого характера; наблюдать в природе, как распространяются семена. Понимать причи-ны успеха/неуспеха учебной деятельности и проявлять способность конструктивно действо-вать в ситуациях неуспеха. К: Владеть навыками конструктивного взаимо-действия со взрослыми и сверстниками. Характеризовать условия, необходимые для ра-звития растения. Рассказывать по схеме о раз-витии семян. | Определять границы собственного знания и незнания, вырабатывать способность к решению моральных проблем. Проявлять познаватель-ный интерес к изучению предметного курса; вла-деть навыками сотрудни-чества в разных ситуа-циях |
II четверть (16 ч) |
18. | | Охрана растений. Проверочная работа. | Для чего нужно беречь и охранять растения? | Роль расте-ний в природе и жизни чело-века, береж-ное отноше-ние людей к растениям | Умение объяснять, почему многие растения становятся редкими. Знание основных экологических правил. Называть факторы отрица-тельного воздействия чело-века на мир растений, пра-вила поведения в природе. | Р: Установление причинно-следственных свя-зей. Постановка и формулирование проблемы; планировать, контролировать, оценивать учеб-ные действия. П: выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос; находить способы решения заданий по-искового характера. Оформлять памятку «Бере-гите растения», находить материал о редких ра-стений из различных источников информации. К: Излагать и аргументировать свою точку зре-ния на обсуждаемую проблему Обсуждать ма-териалы книги « Великан на поляне», рассказы-вать о редких растениях, занесенных в Красную книгу. | Понимать значение расте-ний для здоровья и жизни человека, проявлять лич-ную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравст-венных нормах выраба-тывать бережное отноше-ние ко всему живому. |
19. | | Разнооб-разие жи-вотных | На какие группы можно поделить животных? | Многообра-зие животно-го мира. Классифика-ция живот-ных: черви, моллюски земноводные, пресмыкаю-щиеся, млеко-питающие… Зоология | Знание классификации жи-вотных и их групповых признаков. Умения отно-сить животное к определён-ной группе с помощью атла-са-определителя, анализиро-вать схемы цепей питания. | Р: Принимать учебную задачу и стремиться вы-полнять, осуществлять поиск средств её дости-жения; планировать, контролировать, оцени-вать учебные действия. П: Владеть логическими действиями. Класси-фицировать животных, приводить примеры жи-вотных разных групп. Работать с электронным приложением к учебнику. К: Излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Рассказывать о животных по самостоятельно подготовленному сообщению. | Проявлять познаватель-ный интерес к изучению предметного курса; вла-деть навыками сотрудни-чества со взрослыми в разных ситуациях Ориентироваться на выполнение моральных норм, воспитывать бережное отношение к животным. |
20. | | Кто что ест? Цепи питания | Кто что ест? | Классифика-ция животных по способу пи-тания: расти-тельноядные, насекомояд-ные, хищники и всеядные. Приспособление животных к добыванию пищи, к защи-те от врагов | Знание классификации жи-вотных по типу пищи. Уме-ние составлять цепи пита-ния. | Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; осуществлять поиск средств её достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия. П: Находить способы решения заданий поискового характера; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной работы; оценка результатов. К: Излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему; сотрудничество с учителем и учащимися. | Понимать значение расте-ний для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение ко всему живому. Проявлять личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах |
21. | | Проект «Разнообразие природы родного края» | На какие группы можно поделить животных? | Многообра-зие животно-го мира. Классифика-ция животных по способу пи-тания | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; осуществлять поиск средств её достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия. П: Находить способы решения заданий поискового характера; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной работы; оценка результатов. К: Излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему; сотрудничество с учителем и учащимися. | Понимать значение расте-ний для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение ко всему живому. Проявлять личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах |
22. | | Размно-жение и развитие живот-ных | Как размно-жаются и развиваются животные? | личинка, куколка, малёк, головастик | Знание способов размно-жения животных. Рассказывать о размноже-нии и развитии животных разных групп. | Р: Принимать учебную задачу и осуществлять поиск средств её достижения. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. П: Владеть логическими действиями. Моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта. К: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения на обсуждаемую проблему и позиции в коммуникации. | Проявлять познаватель-ный интерес к изучению предметного курса. Ориентироваться на выполнение моральных норм, воспитывать бережное отношение к животным. |
23. | | Охрана живот-ных | Как нужно относиться к животным? | Факторы от-рицательного воздействия человека на мир живот-ных. Исчезаю-щие и редкие животные. Меры по ох-ране живот-ного мира Красная книга | Знание экологических правил. Наблюдение в природе причин исчезновения животных. С помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России. Называть меры по охране животных. | Р: осуществлять поиск средств достижения учебной задачи; сравнивать свой ответ с мнени-ем одноклассников, осуществлять самопровер-ку, оценивать результаты. П: Выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос; с помощью атласа-определителя и электронного приложения находить животных, занесенных в Красную книгу, создать книжку- малышку « Береги животных». К: Слушать собеседника и вести диалог; рас-сказывать о факторах отрицательного воздейс-твия человека на животных, обсуждать меры по охране животных, готовить сообщения о живо-тных, занесенных в Красную книгу. | Проявлять личную ответственность за свои поступки; формировать внутренней позиции на выполнение моральных норм, бережное отношение ко всему живому. |
24. | | В царстве грибов | Из чего состоит гриб? Что такое грибница? Что такое съедобные и несъедобные грибы? | Разнообразие грибов. Гри-бы, занесён-ные в Крас-ную книгу. Правила сбора грибов; гриб-ница. Лишайники. Взаимосвязи грибов и деревьев | Знание, умение определять строение шляпочного гриба. Наблюдение разли-чий в строении и окраске съедобных и несъедобных грибов С помощью иллюстраций учебника и атласа-опреде-лителя различать съедоб-ные, несъедобные и ядови-тые грибы. Называть правила сбора грибов. | Р: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять; планировать, контролировать учеб-ные действия, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. П: Владеть логическими действиями; использо-вать знаково-символические средства представ-ления информации (схемы, модели, таблицы) с целью решения учебных и практических задач. Моделировать различие грибов- двойников, находить дополнительный материал о грибах. К: Слушать собеседника и вести диалог; давать характеристику строению грибов, обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор». | Понимать значение растений для здоровья и жизни человека,прояв-лять личную ответствен-ность за свои поступки, вырабатывать бережное отношение ко всему живому. |
25. | | Великий кругово-рот жизни. | Что вы знаете о круговороте веществ на Земле? | Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: про-изводители, потребители, разрушители. Роль почвы | Рассказывать о круговороте веществ на Земле. Называть основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Умение устанавливать взаимосвязь между ними. | Р: Планировать, контролировать, оценивать учебные действия; сравнивать свой ответ с от-ветами одноклассников, осуществлять самоп-роверку проявлять способность конструктивно действовать в ситуациях неуспеха. П: Владеть логическими действиями. Моделировать круговорот веществ в природе, делать выводы, сравнивать их с учебником. К: Слушать собеседника и вести диалог. Характеризовать организмы – производители, потребители, разрушители. Обсуждать опасность исчезновения одного из звеньев. | Проявлять познаватель-ный интерес к изучению предметного курса. Формировать представ-ление о взаимосвязь в природе и воспитывать бережное отношение и правильное поведение в природе. |
26. | | Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа |
Мы и наше здоровье (10 часов) |
27. | | Орга-низм человека. | Что такое организм человека? Из каких частей он состоит? | Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятия об органах и системе органов тела человека | Знание внутреннего строения организма человека, умение показывать на модели органы человека. Объяснять значение выражения «система органов». | Р: Умение понимать учебную задачу и стре-миться её выполнить; планировать, контроли-ровать, оценивать учебные действия. П: Выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос; характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья К: Слушать собеседника и вести диалог, отве-чать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в паре | Проявлять познаватель-ный интерес к изучению предметного курса. Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. |
28. | | Органы чувств. | Назовите органы чувств. Какую роль они играют? | Понятия: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, их роль в восприятии мира | Знание органов чувств и их значения для человека. Умение беречь органы чувств. Наблюдение за работой органов чувств. Рассказывать о правилах гигиены органов чувств. | Р: Самостоятельное выделение и формулирова-ние познавательной цели; структурирование знаний, планировать, контролировать, оцени-вать учебные действия.. П: Выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос ; работать с терминологическим словарём, формулировать выводы по теме, на-ходить дополнительный материал о правилах гигиены. К: Слушать собеседника и вести диалог; работать в паре, изучать материалы темы и готовить рассказы по плану | Проявлять познаватель-ный интерес к изучению предметного курса. Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. |
29. | | Надёж-ная защи-та орга-низма. | Как защитить организм от ушибов, ожогов, обмо-раживания? | Орган защиты – кожа; её свойства и ги-гиена. Первая помощь при повреждении кожных пок-ровов: ушиб, ожог, обмо-раживание | Знание функции кожи. Умение оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи. Объяснять значение слов: «ушиб», «ожог», «обмораживание». Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей. | Р: Выделение необходимой информации; уста-новление причинно-следственных связей, пред-ставление цепочек объектов и явлений. Умение контролировать, оценивать учебные действия. П: Владеть логическими действиями; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и усло-виями коммуникации. К: Слушать собеседника и вести диалог; рабо-тать в паре, практически изучить свойства кожи. Рассказывать о средствах гигиены и уходе за кожей, о мерах первой помощи. | Проявлять познаватель-ный интерес к изучению предметного курса. Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. Учиться оказывать первую помощь. |
30. | | Опора тела и движение. | Какую роль играет опорно-двигательная система в организме человека? | Опорно-двига-тельная систе-ма, её роль в организме человека. Важность вы-работки и сох-ранения пра-вильной осан-ки. Роль физ-культуры в поддержании тонуса мышц | Знание о строении тела че-ловека, правилах посадки за столом. Умение показывать основ-ные кости скелета. Наблюдение за работой различных групп мышц. Рассказывать о роли опор-но-двигательной системы в организме человека. Понимать важность выработки и сохранения правильной осанки. | Р: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; умение осуществлять поиск средств достиже-ния учебной задачи; планировать, контролиро-вать, оценивать учебные действия. П: Осознанное и произвольное построение рече-вого высказывания в устной и письменной форме; владеть логическими действиями. К: Слушать собеседника и вести диалог; харак-теризовать роль скелета и мышц в жизнедея-тельности организма, раскрывать роль правиль-ной осанки для здоровья человека. | Ориентироваться на вы-полнение моральных норм. Формировать при-вычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. Установка на выполнение утренней гимнастики. |
31. | | Наше питание. Органы пищеварения | Как мы питаемся? Какие продукты питания полезны для человека? | Разнообразие питательных веществ (бел-ки, жиры, уг-леводы); про-дукты. Пищевари-тельная система, её строение | Знание об органах пищева-рительной системы. Умения соблюдать правила питания, устанавливать взаимосвязь продуктов пи-тания и пищеварительной системы | Р: Постановка учебной задачи на основе соот-несения того, что уже известно и усвоено уча-щимися, и того, что ещё неизвестно; планировать, контролировать, оценивать учебные действия. П: Владеть логическими действиями; поиск и выделение необходимой информации, структу-рирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. К: Сотрудничать с учителем и учащимися; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему. | Определять границы собственного незнания и знания, иметь установку на здоровый образ жизни, стремиться к соблюдению правильного питания. |
32. | | Проект «Школа кулина-ров» | | Подготови-тельный этап: выбор темы, проекта, сбор информации из различных источников, составление плана работы над проектом. | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, Представление результатов проектной деятельности | Р.:Осуществлять поиск средств достижения учебной задачи; планировать, контролировать, оценивать учебные действия; владеть навыками познавательной и личностной рефлексии. П.: владеть логическими действиями; находить способы решения заданий поискового и творче-ского характера К.: слушать собеседника и вести диалог, приз-навать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему | Проявлять познаватель-ный интерес к изучению предметного курса; понимать личностный смысл учения |
III четверть (20 ч) |
33. | | Дыхание и кровооб-ращение. | Что такое дыхательная и кровеносная система? | Дыхательная, кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровенос-ной системы. Пульс и его частота | Знание об органах дыхания и кровообращения. Понимать взаимосвязь дыхательной и кровенос-ной систем. Умение заботиться о своём здоровье. | Р: Самостоятельное выделение и формулирова-ние познавательной цели; структурирование знаний; планировать, контролировать, оцени-вать учебные действия. П: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос. К: Слушать собеседника и вести диалог; харак-теризовать строение кровеносной системы, работать в паре, учиться измерять пульс, работать со взрослыми, узнавать о взаимосвязи органов в организме. | Ориентироваться на выполнение моральных норм. Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. |
34. | | Умей предупреждать болезни. | Почему важ-но предупре-дить болезни? Для чего нужно зани-маться зака-ливанием? | Способы за-каливания ор-ганизма. Пре-дупреждение инфекцион-ных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания | Знание основных факторов закаливания. Умение закаливать свой организм. Формулировать правила предупреждения инфекционных болезней и аллергии. | Р: Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, умение осуществ-лять поиск средств её достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия. П: Владеть логическими действиями; самостоя-тельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. К: Слушать собеседника и вести диалог; харак-теризовать факторы закаливания, формулиро-вать правила, составлять памятку. | Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. Проводить закаливание своего организма. |
35. | | Здоро-вый образ жизни. | Какие факторы влияют на укрепление здоровья? | Понятие о здоровом образе жизни | Знание главных правил здорового образа жизни, выполнение их. Наблюдение и умение различать факторы, укреп-ляющие здоровье, негатив-но на него влияющие. | Р: Структурирование знаний; постановка и фо-рмулирование проблемы; умение планировать, контролировать, оценивать учебные действия. П: Владеть логическими действиями; самостоя-тельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. К: Слушать собеседника и вести диалог; обсу-ждать и формулировать правила здорового образа жизни. Работать в паре, составлять памятку. | Ориентироваться на выполнение моральных норм. Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. |
36. | | Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа |
Наша безопасность (7 часов) |
37. | | Огонь, вода и газ. | Как нужно себя вести при пожаре, аварии водопровода, утечке газа? | действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. Диспетчер | Называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей. Формулировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. | Р: Постановка и формулирование проблемы; умение планировать, контролировать, оцени-вать учебные действия. П: Владеть логическими действиями; .самосто-ятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем поискового характера. К: Слушать собеседника и вести диалог; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и усло-виями коммуникации. | Формировать способность к действиям в экстремальных ситуациях с целью сохранения своего здоровья. |
38. | | Чтобы путь был счастли-вым. | Какие правила поведения на дороге и при переходе улицы вам известны? | Правила по-ведения по дороге в шко-лу: переход улицы, езда на велосипе-де, в автомо-биле, общест-венном транспорте. Пешеход, водитель | Называть правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте. Умение выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах | Р: Принимать и сохранять учебную задачу; умение самостоятельно составлять план дейст-вий в экстренных ситуациях, выбирать безопас-ный путь движения П: Владеть логическими действиями; усвоить основные правила поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу. К: Слушать собеседника и вести диалог, уметь слаженно действовать в ситуациях опасности | Стремиться соблюдать правила безопасности с целью сохранения своего здоровья. |
39. | | Дорож-ные знаки. | На какие группы подразделяются дорожные знаки? | Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запре-щающие, пре-дписывающиеинформационно-указатель-ные, знаки сервиса | Называть дорожные знаки: предупреждающие, запре-щающие, предписываю-щие, информационно-ука-зательные, знаки сервиса. Знание основных дорожных знаков. Умение ориентироваться на дороге | Р: Планировать, контролировать, оценивать учебные действия; умение самостоятельно выбирать безопасный путь движения П: Умение владеть логическими действиями; усвоение основных правил поведения на дороге. К: Излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, уметь действовать в ситуациях опасности | Иметь установку на безопасный образ жизни Соблюдать правила безопасности для сохранения здоровья. |
40. | | Проект «Кто нас защища-ет». | Кто нас защищает? | Алгоритм ра-боты над про-ектом: цели и задачи, анализ литературы по проблеме. Ме-тоды исследо-вания. Собст-венные иссле-дования. Ана-лиз данных. Оценка полученных данных. Презентация | Умения находить в различных источниках информацию о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные материалы | Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; плани-ровать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной зада-чей и условиями её реализации; владеть навы-ками познавательной и личностной рефлексии П: Владеть логическими действиями; поиск и выделение необходимой информации, структу-рирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. К: Излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему; сотрудни-чество с учителем и учащимися. | Проявлять познаватель-ный интерес к изучению предметного курса. Воспитывать чувство гордости за свою Родину и её защитников. |
41. | | Опасные места. | Какие опасности таят квартира, дом, и его окрестности? Правила поведения. | Правила по-ведения в по-тенциально опасных мес-тах: на балко-не, в лифте, на стройпло-щадке, пусты-ре, в парке, лесу, на обле-деневших поверхностях и т. д | Знание опасных мест для человека. Умения предви-деть опасность, избегать её, при необходимости дейст-вовать решительно и чётко. Называть правила поведе-ния в потенциально опас-ных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледенелых поверхностях и т.д. | Р: Осуществлять поиск средств достижения учебной задачи; умение самостоятельно состав-лять план действий в экстренных ситуациях. П: Активно использовать речевые средства и различные способы поиска информации для решения познавательных задач; усвоение осно-вных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу. К: Излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему; уметь сла-женно действовать в ситуациях опасности. | Формировать вниматель-ное поведение, вырабаты-вать способность к решению проблем. Иметь установку на безопасный образ жизни |
42. | | Природа и наша безопас-ность. Проверочная работа. | Какие опасности природного характера нам известны? | Опасности природного характера (молнии – гроза, змеи, собаки, кош-ки, ядовитые растения и грибы) | Знание и соблюдение пра-вил безопасности при об-щении с природой. Понимать, какие опасности природного характера мо-гут принести гроза, ядови-тые растения, грибы, змеи, собаки, кошки. | Р: Построение рассуждения в форме совокуп-ности простых суждений об объекте, его строе-нии, свойствах и связях; умение планировать, контролировать, оценивать учебные действия.. П: Построение логической цепочки рассужде-ний, анализ истинности утверждений. Учиться отличать гадюку от ужа, ядовитые и съедобные грибы, находить информацию о ядовитых растениях. К: Слушать собеседника и вести диалог; обсу-ждать рассказ « Опасные двойники», рассказы-вать о правилах поведения в общении с домаш-ними животными. | Иметь установку на безопасный образ жизни Соблюдать правила поведения в природе, использовать полученные знания для сохранения своего здоровья и жизни. |
43. | | Экологи-ческая безопас-ность. | Что такое экологичес-кая безопасность? | Правила поведения во время грозы, при общении с животными. Действия при укусе змеи, отравлении растениями и грибами. Взаимосвязь человека и природы | Объяснять значения слов: «экологическая безопас-ность», «цепь загрязне-ния», «бытовой фильтр». Знание и выполнение пра-вил личной экологической безопасности. | Р: Выделение необходимой информации; вла-деть навыками познавательной и личностной рефлексии П: Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; владеть логическими действиями. К: Умение с достаточной полнотой и точнос-тью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. | Иметь установку на безопасный образ жизни Соблюдать правила безопасности для сохранения здоровья. |
44. | | Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа |
Чему учит экономика? (12 часов) |
45. | | Для чего нужна экономи-ка. | Для чего нужна экономика? | экономика, потребности, Товары и услуги | Раскрывать понятия «экономика», «потребности», «услуги». Понимать, что удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. | Р: Постановка и формулирование проблемы, умение осуществлять поиск средств её достижения. П: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера;умение владеть логическими действиями. К:Умение слушать собеседника и вести диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Формировать внутреннюю позицию, адекватно оценивать свои знания, формировать способность к решению моральных норм. |
46. | | Природ-ные богатства и труд людей – основа экономи-ки. | Какие составные части являются основой экономики? | природные богатства, капитал, труд умст-венный и физический. Роль образо-вания в экономике | Приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров. Раскрывать роль науки в экономическом развитии. | П: Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. К:Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. К: Рассказывать об использовании природных богатств, работать со взрослыми, выяснять роль профессий родителей в экономике города | Воспитывать чувство гордости за свою Родину, почтительное отношение и уважение к труду людей всех профессий. |
47. | | Полез-ные ископа-емые. | Без чего нево-зможна хо-зяйственная деятельность человека? Кто изучает полезные ископаемые? | Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные; зна-чение, спосо-бы добычи, охрана ископаемых. Месторожде-ние, геолог | Называть наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Раскрывать основные способы добычи полезных ископаемых. Анализировать правила охраны полезных ископаемых. | Р: Принимать учебную задачу урока, формули-ровать выводы по теме урока, отвечать на ито-говые вопросы. Формировать адекватную самооценку. П: Определять полезные ископаемые с помо-щью атласа, рассказывать об особенностях до-бычи, по материалам учебника ,в музее выяс-нить, какие полезные ископаемые добывают у нас. К: Слушать собеседника и вести диалог; гото-вить сообщение о каком – либо полезном ископаемом. | Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к людям рабочих профессий. |
48. | | Растениеводство | Как можно классифицировать культурные растения? | Сельское хо-зяйство как составная часть эконо-микио,трасль. Использова-ние культур-ных растений для производ-ства продук-тов питания и промышлен-ных товаров. | Различать и классифицировать культурные растения. Определять с помощью атласа-определителя культурные растения. Классифицировать культурные растения: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. | Р: Умение понимать учебную задачу и стре-миться её выполнить; владеть навыками познавательной и личностной рефлексии. П: Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. К: Слушать собеседника и вести диалог; фор-мулировать выводы, оценивать достижения на уроке | Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к людям рабочих профессий. |
49. | | Животноводство. | Какую роль играют в экономике домашние сельскохозяйственные животные? | Животновод-ство как от-расль сельс-кого хозяйст-ва. Содержа-ние и разведе-ние домаш-них живот-ных, их роль в экономике . | Называть домашних сельскохозяйственных животных, рассказывать об их содержании и разведении, об их роли в экономике. Называть продукты животноводства, которые использует семья в течение дня. | Р: Постановка и формулирование проблемы; умение владеть логическими действиями. П: Самостоятельное создание алгоритмов дея-тельности при решении проблем творческого и поискового характера; поиск и выделение необ-ходимой информации; структурирование знаний. К: Работать со взрослыми, брать интервью у работников животноводства. Узнать, какие продукты животноводства употребляет семья. | Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к людям рабочих профессий. |
50. | | Какая бывает промыш-ленность. | Какая бывает промышленность? Почему отрасли про-мышленности так разнооб-разны? | Промышлен-ность как сос-тавная часть экономики. Отрасли | Объяснять значения понятий: «электроэнерге-тика», «металлургия», «машиностроение», «добывающая, химическая, лёгкая, пищевая промыш-ленности». Умение разли-чать продукцию каждой отрасли промышленности | Р: Активно использовать речевые средства; постановка и формулирование проблемы. П: Самостоятельное создание алгоритмов дея-тельности при решении проблем творческого и поискового характера; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний. К: Рассказывать о труде работников разных отраслей промышленности, в каких отраслях работают члены семьи, выяснить, рассказать в классе. | Формировать внутреннюю позицию, адекватно оценивать свои знания, формировать способность к решению моральных норм |
51. | | Проект «Экономика родного края». | Что интересного мы узнаем из проекта «Экономика родного края»? | Алгоритм ра-боты над про-ектом: цели, задачи.Анализ литературы, методы иссле-дования; соб-ственные.Анализ данных. Оценка Презентация | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. П: Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. К: Сотрудничество с учителем и учащимися; умение излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему. | Формировать установку на выполнение моральных норм. |
52. | | Что такое деньги. | Для чего нужны деньги? | Роль денег в экономике; денежные знаки, бартер, купля-прода-жа Зарплата и сбережения | Называть виды денежных знаков: банкноты и монеты. Различать денежные единицы разных стран. | Р: Самостоятельное выделение и формулирова-ние познавательной цели; структурирование знаний. П: Раскрывать роль денег в экономике. Харак-теризовать виды обмена товарами. Находить информацию об истории денег в других источниках. К: Работа в паре, сравнение монет разных стран, практическая работа по различению денежных единиц. | Прививать чувство бережного отношения к труду другого человека,, умению рационально расходовать деньги. |
IV четверть (16 ч) |
53. | | Государственный бюджет. | Зачем нужен государствен-ный бюджет? | Понятие о го-сударствен-ном бюджете, доходах, расходах; налоги | Объяснять, зачем нужен государственный бюджет, на что расходуются деньги из государственного бюджета. | Р: Принимать учебную задачу урока формули-ровать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы П: Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. К:Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива. |
54. | | Семей-ный бюджет. | Что такое семейный бюджет? | Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи; стипендия, пенсия | Объяснять значения слов: «стипендия», «пенсия». Понимать, что такое семейный бюджет, анализировать его доходы и расходы. | Р: Принимать учебную задачу урока, формули-ровать выводы по теме урока, отвечать на ито-говые вопросы. Формировать адекватную самооценку. П: Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. К:Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | Воспитывать положительные моральные качества, чувство сопричастности к семейному благополучию. |
55. | | Экономика и экология. | Как предотв-ратить эколо-гическую катастрофу? | Воздействие экономики на окружающую среду. Взаи-мосвязь: эко-логические прогнозы, их влияние на экономику Танкер, катастрофа, | Объяснять значения слов: «танкер», «экологическая катастрофа», «экологический прогноз». Понимать взаимосвязь экономики и экологии. | Р: актуализировать знания, полученные во 2 классе, принимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. П: Поиск и выделение необходимой информа-ции; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказыва-ния в устной и письменной форме. К: Обсуждать, почему при осуществлении экономических проектов осуществляется экологическая экспертиза. | Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива. |
56. | | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа |
Путешествие по городам и странам (15 часов) |
57. | | Золотое кольцо России. | Какие города России входят в Золотое кольцо России? | Золотое кольцо финифть | Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. Узнавать их по фотографиям. | Р: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. П: Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную зада-чу, соотносить информацию из разных источ-ников. Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. К: Донести свою точку зрения до других: высказывать, пытаться её обосновывать. | Расширять свой кругозор, прививать любовь к Родине. |
58. | | Золотое кольцо России. | Какие досто-примечательности Золотого кольца вы знаете? | | Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям. | Р: Учиться совместно с учителем обнаружи-вать и формулировать учебную проблему. П: Структурирование знаний; умение читать схемы и работать с ними, давать аргументиро-ванный ответ на поставленный вопрос; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. К: Слушать других, пытаться принимать дру-гую точку зрения, быть готовым изменить свою. | Уважительно относится к памятникам культуры, прививать любовь к Родине. |
59. | | Золотое кольцо России. | Какие досто-примечательности городов Золотого кольца вы знаете? | | Называть города, которые входят в Золотое кольцо. Умение показывать их на карте | Р: Умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на задан-ную тему П: Конкретизировать представления о городах Золотого кольца и их достопримечательностях К: Формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности | Воспитывать чувство гордости за свою страну, сопричастности к её историческому прошлому. |
60. | | Проект «Музей путешествий». | Что вы знаете о музеях? | Сбор экспонатов для музея, оформление экспозиции музея | Ознакомление с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | Р: Постановка учебной задачи на основе соот-несения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. П: Поиск и выделение необходимой информа-ции, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. К: Сотрудничество с учителем и учащимися. | Формировать внутреннюю позицию школьника, гражданина своей страны. |
61. | | Наши ближай-шие соседи | Какие государства граничат с Россией? | сухопутные границы, морские границы | Объяснять значения понятий: «сухопутные границы», «морские границы». Называть государства, граничащие с Россией, их столицы. Умение показывать их на карте | Р: Принимать учебную задачу урока, формули-ровать выводы по теме урока, отвечать не ито-говые вопросы. Формировать адекватную само-оценку. П: Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную зада-чу, соотносить информацию из разных источ-ников. К:Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задача-ми и условиями коммуникации. | Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива. Формировать чувство гордости за свою страну. |
62. | | На севере Европы. | Какие страны и достопримечательности северной Европы вам знакомы. | Скандинавс-кие страны, фьорд, аквапарк, гейзер | Называть страны севера Европы, их столицы. Умение показывать их на карте. Узнавать по фото-графиям достопримеча-тельности изучаемой стра-ны, её известных людей. | Р: Самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему. П: Конкретизировать представления о странах Скандинавии К: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности | Формировать внутреннюю позицию школьника, гражданина своей страны, позицию человека, жителя общего дома – Земля |
63. | | Что такое Бенилюкс. | Что такое Бенилюкс? Назовите дос-топримечательности. | дамба, Бенилюкс | Называть страны Бенилюкса, их столицы. Описывать достопримеча-тельности стран Бенилюкса по фотографиям. Умение показывать их на карте | Р: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. П: Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. К:Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. |
64. | | В центре Европы. | Назовите страны и дос-топримечательности Европы | фиакр, Европа | Называть страны центра Европы, их столицы. Узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям. Узнавать известных людей стран Европы. | Р: Самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему П: конкретизировать представления о странах Европы К: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности | Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. |
65. | | По Франции и Велико-британии | Что вы знаете о Франции и Ве-ликобритании, их достоприме-чательностях? | столица, Франция Великобри-тания | Показывать местоположе-ние Франции, Великобри-тании на карте, называть их столицы. Описывать достопримечательности по фотографиям. Узнавать их замечательных людей. | Р: Учиться совместно с учителем обнаружи-вать и формулировать учебную проблему. Самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения П: Умение ставить познавательную задачу, со-относить информацию из разных источников. конкретизировать свои представления. К: Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли, формировать уважительное отно-шения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности | Становление гуманисти-ческих и демократичес-ких ценностных ориента-ций, формирование ува-жительного отношения к истории и культуре других народов. |
66. | | На юге Европы. | С какими госу-дарствами поз-накомились? С какими достопримеча-тельностями познакоми-лись? | Греция, Италия | Показывать местоположение Греции и Италии на карте, называть их столицы. Описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям. Узнавать их замечательных людей. | Р: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошиб-ки с помощью учителя. П: Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную зада-чу, соотносить информацию из разных источ-ников. К:Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задача-ми и условиями коммуникации. | Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. |
67. | | По зна-менитым местам мира. | О каких знаменитых местах мира узнали? | Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран | Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности. Умения соотносить памятники архитектуры и искусства со страной | Р: Принимать учебную задачу урока, формули-ровать выводы по теме урока, отвечать на ито-говые вопросы. П: Умение ставить познавательную задачу, со-относить информацию из разных источников. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. К: Обсуждать цели международного туризма, работать с картой, показывать и рассказывать о достопримечательностях. | Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. |
68. | | Прове-рим себя и оценим свои дос-тижения | Что знаем и умеем? Чего достигли? | Проверка знаний и умений. Тестирова-ние. | Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания. Формировать адекватную оценку своих достижений. | Р: владеть навыками познавательной и личност-ной рефлексии. П: Адекватно оценивать свои знания в соответ-ствии с набранными баллами. К: Выполнять тесты с выбором ответа. | Определять границы собственного знания и незнания. |
Итого: 68 часов |