Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания.
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей:
формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по окружающему миру;
формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;
проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации;
освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме;
обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения;
становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей:
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 3 класс – 68 часов.
Обязательному оцениванию (выставляется оценка в журнал под датой) подлежат практические и проверочные работы в следующем количестве:
№ п/п | Наименование раздела, тем уроков | Дата проведения | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
По плану | По факту | |
Раздел 1. Человек и общество (20 ч.) Тема 1.1. Наша родина - Российская Федерация (14 ч.) |
1 | Что такое общество? | 01.09 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841330e https://m.edsoo.ru/f841254e |
2 | Наша Родина - Российская Федерация Государственная символика РФ. Уважение к государственным символам России | 07.09 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84123aa |
3 | Родной край – малая родина | 08.09 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412d5a |
4 | Уникальные памятники культуры России: Красная площадь, Кремль | 14.09 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84140ba |
5 | Уникальные памятники культуры России: исторический центр Санкт-Петербурга | 15.09 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841427c |
6 | Уникальные памятники культуры России: Кижи, памятники Великого Новгорода | 21.09 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84134bc |
7 | Достопримечательности родного края: памятники природы и культуры региона | 22.09 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841380e |
8 | Города Золотого кольца России. Кремлевские города: Ростов Великий, Переславль-Залесский | 28.09 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8413e30 |
9 | Города Золотого кольца России. Кремлевские города: Суздаль, Сергиев Посад, Ярославль | 29.09 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e |
10 | Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Традиции воспитания трудолюбия у детей разных народов нашей страны | 05.10 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e |
11 | Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом на производстве, в сельском хозяйстве | 06.10 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e |
12 | Труд жителей региона. | 12.10 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e |
13 | Профессии, связанные с трудом в учреждениях образования и культуры | 13.10 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8413c3c |
14 | Культура, традиции народов России. Проверочная работа по теме "Наша Родина - Российская Федерация" | 19.10 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841213e |
Тема 1.2. Семья - коллектив близких. Родных людей (2 ч.) |
15 | Нужны ли обществу правила поведения? Правила поведения в социуме | 20.10 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412ef4 |
16 | Семья – первый и главный коллектив в жизни человека Повседневные заботы семьи | 26.10 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841314c |
Тема 1.3. Страны и народы мира (4 ч.) |
17 | Совместный труд. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи | 27.10 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841481c |
18 | Памятники природы и культуры стран Европы (по выбору) | 09.11 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414650 |
19 | Памятники природы и культуры Белоруссии (по выбору) | 10.11 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84149d4 |
20 | Памятники природы и культуры стран Азии (по выбору) Памятники природы и культуры Китая (по выбору) | 16.11 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414b6e |
Раздел 2. Человек и природа ( 39 ч.) Тема 2.1. Методы изучения природы. Разнообразие веществ в окружающем мире (14 ч.) |
21 | Методы изучения природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты и эксперименты | 17.11 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84112c0 |
22 | . Материки и океаны, части света: картины природы | 23.11 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e |
23 | Разнообразие веществ в природе. Примеры веществ (соль, сахар, вода, природный газ): узнавание, называние, краткая характеристика | 24.11 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c162 |
24 | Твердые вещества, жидкости, газы | 30.11 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c392 |
25 | Определение свойств твердых веществ, жидкостей и газов | 01.12 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c9c8 https://m.edsoo.ru/f840c7ca |
26 | Вода как вещество. Определение свойств воды в ходе практической работы | 07.12 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840cce8 https://m.edsoo.ru/f840cb62 |
27 | Распространение воды в природе: водоемы, реки. Круговорот воды в природе | 08.12 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ce78 |
28 | Значение воды для жизни живых организмов и хозяйственной деятельности людей. Охрана воды | 14.12 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d03a |
29 | Воздух как смесь газов. Значение воздуха для жизни флоры, фауны, человека. Охрана воздуха | 15.12 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d328 |
30 | Горная порода как соединение разных минералов. Примеры минералов | 21.12 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d846 |
31 | Полезные ископаемые – богатство земных недр. Тест | 22.12 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412706 |
32 | Полезные ископаемые родного края: характеристика, использование в хозяйственной деятельности региона | 28.12 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412896 |
33 | Почва, её состав | 29.12 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840dd78 https://m.edsoo.ru/f840dbde |
34 | Бактерии – мельчайшие одноклеточные живые существа | 11.01 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840f9fc https://m.edsoo.ru/f840df26 |
Тема 2.2. Бактерии, грибы и их разнообразие (2 ч.) |
35 | Разнообразие грибов: узнавание, называние, описание | 12.01 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840f240 https://m.edsoo.ru/f840e0de |
36 | Разнообразие растений: зависимость внешнего вида от условий и места обитания | 18.01 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e282 |
Тема 2.3. Разнообразие растений ( 7 ч.) |
37 | Растения родного края: названия и краткая характеристика (на основе наблюдения) | 19.01 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e41c |
38 | Растения, используемые людьми в хозяйственной деятельности | 25.01 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e6a6 |
39 | Растение как живой организм | 26.01 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840fde4 |
40 | Практическая работа. Как растения размножаются? | 01.02 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e |
41 | Развитие растения от семени до семени | 02.02 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e |
42 | Условия роста и развития растения (по результатам наблюдений) | 08.02 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412a1c |
43 | Жизнь животных в разные времена года | 09.02 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e85e |
Тема 2.4. Разнообразие животных (7 ч.) |
44 | Животные родного края: узнавание, называние, краткая характеристика | 15.02 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ea16 |
45 | Бережное отношение к животным – нравственная ценность людей. Охрана животного мира в России | 16.02 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ebe2 |
46 | Как животные питаются? | 22.02 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ed90 |
47 | Особенности дыхания животных разных классов (звери –легкие; рыбы - жабры; насекомые – трахеи) | 29.02 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ef2a |
48 | Размножение и развитие рыб, птиц, земноводных | 01.03 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840f0b0 |
49 | Условия, необходимые для жизни животных: воздух, вода, тепло, пища (среда обитания) Проверочная работа по теме "Многообразие растений и животных" | 07.03 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412b98 |
50 | Естественные природные сообщества: лес, луг,водоем,степь | 14.03 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841030c https://m.edsoo.ru/f840ff74 |
Тема 2.5. Природные сообщества (3 ч.) |
51 | Искусственные природные сообщества, созданные человеком - пруд, поле,парк,огород | 15.03 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410122 |
52 | Природные сообщества родного края | 21.03 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84104ba |
53 | Общее представление о строении организма человека. Температура тела, частота пульса как показатели здоровья человека | 22.03 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410654 |
Тема 2.6. Человек - часть природы ( 6 ч.) |
54 | Опорно-двигательная система и ее роль в жизни человека | 04.04 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84116c6 |
55 | Дыхательная система и ее роль в жизни человека | 05.04 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410aa0 |
56 | Пищеварительная система и ее роль в жизни человека | 11.04 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410dd4 |
57 | Кровеносная и нервная система и ее роль в жизни человека | 12.04 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411108 |
58 | Органы чувств их роль в жизни человека | 18.04 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841146e https://m.edsoo.ru/f8410f78 |
59 | Обобщение по теме. Проверочная работа по теме "Человек - часть природы | 19.04 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e |
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности ( 9 ч.) Тема 3.1. Здоровый образ жизни (2 ч.) |
60 | Строение тела человека" | 25.04 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e |
61 | Роль двигательной активности: утренней гимнастики, динамических пауз | 26.04 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410c3a |
Тема 3.2. Правила безопасного поведения пассажира. Безопасность в сети Интернет (7 ч.) |
62 | Профилактика заболеваний. Роль закаливания для здоровья растущего организма | 02.05 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84118a6 |
63 | Соблюдение правил перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части | 03.05 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411a5e |
64 | Знаки безопасности во дворе жилого дома | 16.05 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410910 |
65 | Безопасное поведение пассажира железнодорожного транспорта. Знаки безопасности | 17.05 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411c0c |
66 | Безопасное поведение пассажира авиа и водного транспорта | 23.05 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411dd8 |
67 | Проверочная работа за год | 24.05 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411f90 |
68 | Безопасная информационная среда. Итоговый урок за год | 30.05 | | |
• Окружающий мир: 1-й класс: учебник: в 2 частях, 1 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Окружающий мир: 2-й класс: учебник: в 2 частях, 2 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Окружающий мир: 3-й класс: учебник: в 2 частях, 3 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Окружающий мир: 4-й класс: учебник: в 2 частях, 4 класс/ Плешаков А.А., Крючкова Е.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы "Школа России". 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. Плешаков А. А. - М.: Просвещение,2022