СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теорема Пифагора

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к первому уроку по теме "Теорема Пифагора" (объяснение нового материала, доказательство теоремы, решение задач на применение теоремы Пифагора)

Просмотр содержимого документа
«Теорема Пифагора»

  ТЕОРЕМА ПИФАГОРА

ТЕОРЕМА ПИФАГОРА

ПИФАГОР Знаменитый греческий философ и математик Пифагор Самосский, именем которого названа теорема, жил около 2,5 тысяч лет тому назад. Дошедшие до нас биографические сведения о Пифагоре отрывочны и далеко не достоверны. С его именем связано много легенд. Достоверно известно, что Пифагор много путешествовал по странам Востока, посещал Египет и Вавилон .

ПИФАГОР

Знаменитый греческий философ и математик Пифагор Самосский, именем которого названа теорема, жил около 2,5 тысяч лет тому назад. Дошедшие до нас биографические сведения о Пифагоре отрывочны и далеко не достоверны. С его именем связано много легенд. Достоверно известно, что Пифагор много путешествовал по странам Востока, посещал Египет и Вавилон .

ТЕОРЕМА ПИФАГОРА Геометрическая Алгебраическая  формулировка:  формулировка:  В прямоугольном треугольнике В прямоугольном треугольнике площадь квадрата, построен - Квадрат гипотенузы ного на гипотенузе, равна равен сумме квадратов сумме площадей квадратов, катетов построенных на катетах

ТЕОРЕМА ПИФАГОРА

Геометрическая

Алгебраическая

формулировка:

формулировка:

В прямоугольном треугольнике

В прямоугольном треугольнике

площадь квадрата, построен -

Квадрат гипотенузы

ного на гипотенузе, равна

равен сумме квадратов

сумме площадей квадратов,

катетов

построенных на катетах

Шутливая формулировка  ТЕОРЕМЫ ПИФАГОРА Если дан нам треугольник  И притом с прямым углом,  То квадрат гипотенузы  Мы всегда легко найдём:  Катеты в квадрат возводим,  Сумму степеней находим –  И таким простым путём  К результату мы придём.

Шутливая формулировка ТЕОРЕМЫ ПИФАГОРА

Если дан нам треугольник И притом с прямым углом, То квадрат гипотенузы Мы всегда легко найдём: Катеты в квадрат возводим, Сумму степеней находим – И таким простым путём К результату мы придём.

Теорема Пифагора занимает в геометрии особое место. На основе теоремы можно вывести или доказать большинство теорем. А еще она замечательна тем, что сама по себе вовсе не очевидна. Сколько ни смотри на прямоугольный треугольник, никак не увидишь, его стороны а, b и с связывает простое соотношение: c² = a²+ b² с a b

Теорема Пифагора занимает в геометрии особое место. На основе теоремы можно вывести или доказать большинство теорем. А еще она замечательна тем, что сама по себе вовсе не очевидна. Сколько ни смотри на прямоугольный треугольник, никак не увидишь, его стороны а, b и с связывает простое соотношение:

c² = a²+ b²

с

a

b

Доказательство: 1)Достроим прямоугольник до квадрата со стороной  a + b. 2)Площадь квадрата равна ( а + b)² 3)С другой стороны квадрат составлен из четырёх равных прямоугольных треугольников с площадью ½ аb и квадрата,  площади с² 4) S=4 *1/2ab + с 2 = 2bc + с 2 .  (а+b) 2 =2ab+ с 2 .  с 2 = а 2 + b 2 .

Доказательство:

1)Достроим прямоугольник до квадрата со стороной

a + b.

2)Площадь квадрата равна ( а + b)²

3)С другой стороны квадрат составлен из четырёх равных прямоугольных треугольников с площадью ½ аb и квадрата,

площади с²

4) S=4 *1/2ab + с 2 = 2bc + с 2 .

(а+b) 2 =2ab+ с 2 .

с 2 = а 2 + b 2 .

 Теорему Пифагора называли «мостом ослов», так как слабые ученики, заучивающие теоремы наизусть, без понимания, и прозванные поэтому «ослами», были не в состоянии преодолеть теорему Пифагора, служившую для них вроде непреодолимого моста.

Теорему Пифагора называли «мостом ослов», так как слабые ученики, заучивающие теоремы наизусть, без понимания, и прозванные поэтому «ослами», были не в состоянии преодолеть теорему Пифагора, служившую для них вроде непреодолимого моста.

Записать для прямоугольных треугольников теорему Пифагора K В KN²=KM²+MN² N СE²=СО²+EО² M С ВD²=АB²+AD² О А D E

Записать для прямоугольных треугольников теорему Пифагора

K

В

KN²=KM²+MN²

N

СE²=СО²+EО²

M

С

ВD²=АB²+AD²

О

А

D

E

В Дан ромб ABCD. О – точка пересечения диагоналей. Записать для прямоугольных треугольников теорему Пифагора А С АВ²=АО²+ВО² О ВС²=СО²+ВО² АD²=АO²+DO² CD²=DO²+СO² D

В

Дан ромб ABCD. О – точка пересечения диагоналей.

Записать для прямоугольных треугольников теорему Пифагора

А

С

АВ²=АО²+ВО²

О

ВС²=СО²+ВО²

АD²=АO²+DO²

CD²=DO²+СO²

D

Дан прямоугольник ABCD. Записать для прямоугольных треугольников теорему Пифагора В С ВD²=АB²+AD² ВD²=АB²+AD² ВD²=СD²+ВC² А D

Дан прямоугольник ABCD.

Записать для прямоугольных треугольников теорему Пифагора

В

С

ВD²=АB²+AD²

ВD²=АB²+AD²

ВD²=СD²+ВC²

А

D

Задачи на применение теоремы Пифагора Дано: ΔАВС В=90° АВ=6 см ВС=8 см Найти: АС. А С В Решение: AC²=АB²+BC² АС = 10 см

Задачи на применение теоремы Пифагора

Дано:

ΔАВС

В=90°

АВ=6 см

ВС=8 см

Найти: АС.

А

С

В

Решение: AC²=АB²+BC²

АС = 10 см

 Вычислите, если возможно:  а) сторону АС треугольника АВС . ( рис. 1) б) сторону МN треугольника КМN . (рис. 2) С N К 12 2 13 В А 1 Рис. 2 М Рис. 1

Вычислите, если возможно: а) сторону АС треугольника АВС . ( рис. 1)

б) сторону МN треугольника КМN . (рис. 2)

С

N

К

12

2

13

В

А

1

Рис. 2

М

Рис. 1

в) вычислить диагональ ВМ квадрата ВСМF . (рис. 3) г) вычислить сторону PK треугольника КPR . (рис. 4) С 1 см М P 5 К В F Рис. 3 Рис. 4 3 R

в) вычислить диагональ ВМ квадрата ВСМF . (рис. 3)

г) вычислить сторону PK треугольника КPR . (рис. 4)

С

1 см

М

P

5

К

В

F

Рис. 3

Рис. 4

3

R

С  Дан равнобедренный треугольник АВС с основанием АВ. CD – медиана. CD = 16 см, АВ = 24 см. Найти АС Ответ: 20 см В D А Рис. 5

С

Дан равнобедренный треугольник АВС с основанием АВ. CD – медиана. CD = 16 см, АВ = 24 см. Найти АС

Ответ: 20 см

В

D

А

Рис. 5

Решение старинных задач  Задача индийского математика XII в. Бхаскары.  На берегу реки рос тополь одинокий.  Вдруг ветра порыв его ствол надломал.  Бедный тополь упал. И угол прямой  С теченьем реки его ствол составлял.  Запомни теперь, что в том месте река  В четыре лишь фута всего широка.  Верхушка склонилась у края реки,  Осталось три фута всего от ствола.  Прошу тебя, скоро теперь мне скажи:  У тополя как велика высота?

Решение старинных задач

Задача индийского математика XII в. Бхаскары. На берегу реки рос тополь одинокий. Вдруг ветра порыв его ствол надломал.

Бедный тополь упал. И угол прямой С теченьем реки его ствол составлял. Запомни теперь, что в том месте река В четыре лишь фута всего широка. Верхушка склонилась у края реки, Осталось три фута всего от ствола. Прошу тебя, скоро теперь мне скажи: У тополя как велика высота?

Решение старинной задачи Бхаскары.   Найти высоту тополя, если ширина реки 4 фута, а ствол надломился на высоте 3 фута. 3 4 Ответ: 8 футов

Решение старинной задачи Бхаскары.

Найти высоту тополя, если ширина реки 4 фута, а ствол надломился на высоте 3 фута.

3

4

Ответ: 8 футов

Важные открытия, связанные с именем Пифагора: в географии и астрономии – представление о том, что Земля – шар и что существуют другие, похожие на неё миры; в музыке – зависимость между длиной струны арфы и звуком, который она издаёт; в геоме трии – построение правильных многоугольников (один из них пятиконечная звезда – стал символом пифагорейцев).

Важные открытия, связанные с именем Пифагора:

  • в географии и астрономии – представление о том, что Земля – шар и что существуют другие, похожие на неё миры;
  • в музыке – зависимость между длиной струны арфы и звуком, который она издаёт;
  • в геоме трии – построение правильных многоугольников (один из них пятиконечная звезда – стал символом пифагорейцев).
Рефлексия Я все понял, мне очень понравилось! Я не очень хорошо понял, но хотел бы понять! Я ничего не понял!

Рефлексия

Я все понял, мне очень понравилось!

Я не очень хорошо понял, но хотел бы понять!

Я ничего не понял!

Домашнее задание П. 16, № 531, № 533, № 535, № 538

Домашнее задание

П. 16, № 531,

533,

535,

538


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!