СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теорема Пифагора.

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Теорема Пифагора.»

 На площади устанавливают елку высотой 8 метров. Для этого нужны растяжки из проволоки исходящие от вершины и находящиеся на расстоянии 6 м от основания ёлки. Сколько метров проволоки понадобится на одну растяжку?

На площади устанавливают елку высотой 8 метров. Для этого нужны растяжки из проволоки исходящие от вершины и находящиеся на расстоянии 6 м от основания ёлки. Сколько метров проволоки понадобится на одну растяжку?

Опорное повторение по готовым чертежам В Какой треугольник изображён?  (Определите его вид) Назовите катеты и гипотенузу данного треугольника. Как найти площадь  Δ АВС? С А

Опорное повторение по готовым чертежам

В

  • Какой треугольник изображён?

(Определите его вид)

  • Назовите катеты и гипотенузу данного треугольника.
  • Как найти площадь

Δ АВС?

С

А

На какие два многоугольника разбит данный многоугольник ABCDE? Каким свойством площадей необходимо воспользоваться, чтобы найти площадь многоугольника ABCDE? С помощью каких формул можно найти площадь квадрата ABCF и площадь треугольника DFE? Запишите формулой площадь многоугольника ABCDE.  В С  D  A E   F
  • На какие два многоугольника разбит данный многоугольник ABCDE?
  • Каким свойством площадей необходимо воспользоваться, чтобы найти площадь многоугольника ABCDE?
  • С помощью каких формул можно найти площадь квадрата ABCF и площадь треугольника DFE?
  • Запишите формулой площадь многоугольника ABCDE.

В С

D

A E

F

 Практическая работа    Постройте в тетрадях прямоугольный треугольник (с катетами, длина которых для удобства выражается целыми числами). Измерьте катеты и гипотенузу. Результаты измерений запишите в тетрадях. Возведите все результаты в квадрат, т. е. Узнайте величины a 2 ; b 2 ; c 2 . Сложите квадраты катетов (a 2 + b 2 ) и сравните с квадратом гипотенузы. У всех ли получилось, что a 2 + b 2 = с 2 ? Постройте в тетрадях прямоугольный треугольник (с катетами, длина которых для удобства выражается целыми числами). Измерьте катеты и гипотенузу. Результаты измерений запишите в тетрадях. Возведите все результаты в квадрат, т. е. Узнайте величины a 2 ; b 2 ; c 2 . Сложите квадраты катетов (a 2 + b 2 ) и сравните с квадратом гипотенузы. У всех ли получилось, что a 2 + b 2 = с 2 ?

Практическая работа

  • Постройте в тетрадях прямоугольный треугольник (с катетами, длина которых для удобства выражается целыми числами). Измерьте катеты и гипотенузу. Результаты измерений запишите в тетрадях. Возведите все результаты в квадрат, т. е. Узнайте величины a 2 ; b 2 ; c 2 . Сложите квадраты катетов (a 2 + b 2 ) и сравните с квадратом гипотенузы. У всех ли получилось, что a 2 + b 2 = с 2 ?
  • Постройте в тетрадях прямоугольный треугольник (с катетами, длина которых для удобства выражается целыми числами).
  • Измерьте катеты и гипотенузу. Результаты измерений запишите в тетрадях.
  • Возведите все результаты в квадрат, т. е. Узнайте величины a 2 ; b 2 ; c 2 .
  • Сложите квадраты катетов (a 2 + b 2 ) и сравните с квадратом гипотенузы.
  • У всех ли получилось, что a 2 + b 2 = с 2 ?
  Тема урока: «Теорема Пифагора»

Тема урока: «Теорема Пифагора»

Теорема Пифагора И, конечно, трудно найти человека, у которого бы имя Пифагора не ассоциировалось с теоремой Пифагора. В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.  c 2 = a 2 + b 2  a  c   b

Теорема Пифагора

И, конечно, трудно найти человека, у которого бы имя Пифагора не ассоциировалось с теоремой Пифагора.

В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

c 2 = a 2 + b 2

a c

b

Теорема Пифагора В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.  Дано  : ABC – треугольник  угол С –прямой  a,b – катеты , c – гипотенуза Доказать  : с 2 = a 2 + b 2 b a b a Доказательство  : достроим треугольник ABC  до квадрата со стороной a + b  S кв = (a + b) 2   . С другой стороны этот квадрат состоит из четырех равных треугольников, площадь которых равна 0,5ab x 4 = 2ab , и квадрата с площадью с 2 . Отсюда (a + b) 2 = c 2 + 2ab , a 2 + b 2 = c 2 c c a b b a

Теорема Пифагора

В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

Дано : ABC – треугольник

угол С –прямой

a,b – катеты , c – гипотенуза

Доказать : с 2 = a 2 + b 2

b

a

b

a

Доказательство : достроим треугольник ABC

до квадрата со стороной a + b

S кв = (a + b) 2

.

С другой стороны этот квадрат состоит из четырех равных треугольников, площадь которых равна

0,5ab x 4 = 2ab , и квадрата с площадью с 2 . Отсюда

(a + b) 2 = c 2 + 2ab , a 2 + b 2 = c 2

c

c

a

b

b

a

Стихотворение о теореме Пифагора Если дан нам треугольник, И притом с прямым углом. То квадрат гипотенузы Мы всегда легко найдём:  Катеты в квадрат возводим,  Сумму степеней находим –  И таким простым путём  К результату мы придём.  (И. Дырченко)

Стихотворение о теореме Пифагора

Если дан нам треугольник,

И притом с прямым углом.

То квадрат гипотенузы

Мы всегда легко найдём:

Катеты в квадрат возводим,

Сумму степеней находим –

И таким простым путём

К результату мы придём.

(И. Дырченко)

Составьте по готовым чертежам, если это возможно, верное равенство.   3   х  5 5 4 х    4

Составьте по готовым чертежам, если это возможно, верное равенство.

3

х

5 5

4 х

4

Попытка вторая:  На площади устанавливают елку высотой 8 метров. Для этого нужны растяжки из проволоки исходящие от вершины и находящиеся на расстоянии 6 м от основания ёлки. Сколько метров проволоки понадобится на одну растяжку?

Попытка вторая:

На площади устанавливают елку высотой 8 метров. Для этого нужны растяжки из проволоки исходящие от вершины и находящиеся на расстоянии 6 м от основания ёлки. Сколько метров проволоки понадобится на одну растяжку?

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ГОТОВЫМ  ЧЕРТЕЖАМ

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ГОТОВЫМ ЧЕРТЕЖАМ

1.  Дано:  Найти: ВС В ? 6 см С А 8 см

1.

Дано:

Найти: ВС

В

?

6 см

С

А

8 см

2.  Дано:  Найти: ВС В 5 см А ? 7 см С

2.

Дано:

Найти: ВС

В

5 см

А

?

7 см

С

3. 13 см  Дано:  Найти: А 12 см ? B D C

3.

13 см

Дано:

Найти:

А

12 см

?

B

D

C

Подведение итогов Возможно ли было решение задач данного типа без применения теоремы Пифагора? В чём суть теоремы Пифагора? Для любых ли треугольников можно применить данную теорему?

Подведение итогов

  • Возможно ли было решение задач данного типа без применения теоремы Пифагора?
  • В чём суть теоремы Пифагора?
  • Для любых ли треугольников можно применить данную теорему?
Домашнее задание П. 55. № 483 ( б ,в); Подготовить историческую справку о Пифагоре; Принести верёвочку с 12 узелками .

Домашнее задание

П. 55. № 483 ( б ,в);

Подготовить историческую справку о Пифагоре;

Принести верёвочку с 12 узелками .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!