Просмотр содержимого документа
«Теорема Пифагора»
Урок по теме: «Теорема Пифагора»
Историческая справка
Пифагор – древнегреческий ученый, живший в VI веке до нашей эры.
Вообще надо заметить, что о жизни и деятельности Пифагора, который умер две с половиной тысячи лет тому назад, нет достоверных сведений. Биографию учёного и его труды приходится реконструировать по произведениям других античных авторов, а они часто противоречат друг другу.
С именем Пифагора связано много важных научных открытий: в географии и астрономии – представление о том, что Земля – шар и что существуют другие, похожие на неё миры; в музыке – зависимость между длиной струны арфы и звуком, который она издаёт; в геометрии – построение правильных многоугольников (один из них пятиконечная звезда – стал символом пифагорейцев).
Венчала геометрию теорема Пифагора , которой посвящён сегодняшний урок.
Но изучение вавилонских клинописных таблиц и древних китайских рукописей показало, что это утверждение было известно задолго до Пифагора. Заслуга же Пифагора состояла в том, что он открыл доказательство этой теоремы.
Опорное повторение по готовым чертежам
В
- Какой треугольник изображён?
(Определите его вид)
- Назовите катеты и гипотенузу данного треугольника.
- Как найти площадь
Δ АВС?
С
А
- На какие два многоугольника разбит данный многоугольник ABCDE?
- Каким свойством площадей необходимо воспользоваться, чтобы найти площадь многоугольника ABCDE?
- С помощью каких формул можно найти площадь квадрата ABCF и площадь треугольника DFE?
- Запишите формулой площадь многоугольника ABCDE.
В С
D
A E
F
Практическая работа
- Постройте в тетрадях прямоугольный треугольник (с катетами, длина которых для удобства выражается целыми числами). Измерьте катеты и гипотенузу. Результаты измерений запишите в тетрадях. Возведите все результаты в квадрат, т. е. Узнайте величины a 2 ; b 2 ; c 2 . Сложите квадраты катетов (a 2 + b 2 ) и сравните с квадратом гипотенузы. У всех ли получилось, что a 2 + b 2 = с 2 ?
- Постройте в тетрадях прямоугольный треугольник (с катетами, длина которых для удобства выражается целыми числами).
- Измерьте катеты и гипотенузу. Результаты измерений запишите в тетрадях.
- Возведите все результаты в квадрат, т. е. Узнайте величины a 2 ; b 2 ; c 2 .
- Сложите квадраты катетов (a 2 + b 2 ) и сравните с квадратом гипотенузы.
- У всех ли получилось, что a 2 + b 2 = с 2 ?
Теорема Пифагора
В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов
c 2 = a 2 + b 2
a c
b
Стихотворение о теореме Пифагора
Если дан нам треугольник,
И притом с прямым углом.
То квадрат гипотенузы
Мы всегда легко найдём:
Катеты в квадрат возводим,
Сумму степеней находим –
И таким простым путём
К результату мы придём.
(И. Дырченко)
Составьте по готовым чертежам, если это возможно, верное равенство.
3
х
5 5
4 х
4
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ГОТОВЫМ ЧЕРТЕЖАМ
1.
Дано:
Найти: ВС
В
?
6 см
С
А
8 см
2.
Дано:
Найти: ВС
В
5 см
А
?
7 см
С
3.
13 см
Дано:
Найти:
А
12 см
?
B
D
C
Подведение итогов
- Возможно ли было решение задач данного типа без применения теоремы Пифагора?
- В чём суть теоремы Пифагора?
- Для любых ли треугольников можно применить данную теорему?
4. В Древнем Египте был известен треугольник со сторонами 3, 4, 5; его использовали при разметке прямоугольных земельных участков после ежегодного уничтожения их границ разлившимся Нилом. Для построения прямых углов египтяне поступали так: на веревке делали метки, делящие ее на 12 равных частей, связывали концы веревки и растягивали на земле с помощью кольев в виде треугольника со сторонами 3, 4 и 5. Тогда угол между сторонами, равными 3 и 4, оказывался прямым.
5. Занимаясь поисками треугольников, стороны которых a, b, c удовлетворяли бы условию a 2 + b 2 = c 2 , Пифагор нашел формулы, которые в современной символике могут быть записаны так:
a = 2n + 1, b = 2n(n + 1), c = 2n 2 + 2n + 1, n Є Z.
6. Треугольник с такими сторонами является прямоугольным:
n = 1: а = 3, b = 4, с = 5 (приведите примеры самостоятельно).
7. Где применяется, по вашему, сейчас теорема Пифагора?
Домашнее задание
П. 54. № 483 ( б ,в);
№ 484 ( а,б ,в)