СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теория графов 5 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации  на примерах обьяснена теория графов.

Просмотр содержимого документа
«Теория графов 5 класс»

 Умение решать задачи - такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать. Ему нужно научиться только путем подражания или упражнения.  Д. Пойа Теория графов   учитель математики МБОУ СОШ №11 г.Обнинска Куракина Светлана Михайловна

Умение решать задачи - такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать.

Ему нужно научиться только путем подражания или упражнения.

Д. Пойа

Теория графов

учитель математики

МБОУ СОШ №11 г.Обнинска

Куракина Светлана Михайловна

 Графы – математические объекты, с помощью которых можно решать много различных, внешне не похожих друг на друга задач. В математике существует целый раздел – теория графов, который изучает графы, их свойства и применение. Первая  работа по теории графов принадлежит Леонарду Эйлеру(1736год)

Графы – математические объекты, с помощью которых можно решать много различных, внешне не похожих друг на друга задач.

В математике существует целый раздел – теория графов, который изучает графы, их свойства и применение.

Первая работа по теории графов

принадлежит Леонарду Эйлеру(1736год)

Какие предметы ты хочешь изучать наиболее глубоко и основательно? 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Русский язык Литература Математика История Биология Английский язык География Физика

Какие предметы ты хочешь изучать наиболее глубоко и основательно?

  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12

Русский язык

Литература

Математика

История

Биология

Английский язык

География

Физика

Основные понятия теории графов  Графами - схемы, состоящие из точек и соединяющих эти точки отрезков прямых или кривых.  Точки - вершины, а линии - ребра графа.  Вершина, в которой сходится четное число ребер, называется четной, а вершина, в которой сходится нечетное число ребер, называется нечетной. .

Основные понятия теории графов

Графами - схемы, состоящие из точек и соединяющих эти точки отрезков прямых или кривых.

Точки - вершины, а линии - ребра графа.

Вершина, в которой сходится четное число ребер, называется четной, а вершина, в которой сходится нечетное число ребер, называется нечетной.

.

Задача  Аркадий, Борис, Владимир, Григорий и Дмитрий при встрече обменялись рукопожатиями (каждый пожал руку каждому по одному разу).  Сколько всего рукопожатий было сделано? Ответ: 20 рукопожатий. Аркадий Владимир Борис Григорий Дмитрий

Задача

Аркадий, Борис, Владимир, Григорий и Дмитрий при встрече обменялись рукопожатиями (каждый пожал руку каждому по одному разу).

Сколько всего рукопожатий было сделано?

Ответ: 20 рукопожатий.

Аркадий

Владимир

Борис

Григорий

Дмитрий

Задача  Можно ли нарисовать изображенный на рисунке граф не отрывая карандаш от бумаги и проводя каждое ребро ровно один раз ? Решение: если мы будем рисовать граф так, как сказано в условии, то в каждую вершину, кроме начальной и конечной, мы войдем столько же раз, сколько выйдем из нее. То есть все вершины графа, кроме двух должны быть четными. В нашем же графе имеется три нечетные вершины, поэтому его нельзя нарисовать указанным в условии способом. Сейчас мы доказали теорему об Эйлеровых графах: Теорема: Эйлеров граф должен иметь не более двух нечетных вершин.

Задача

Можно ли нарисовать изображенный на рисунке граф не отрывая карандаш от бумаги и проводя каждое ребро ровно один раз ?

Решение: если мы будем рисовать граф так, как сказано в условии, то в каждую вершину, кроме начальной и конечной, мы войдем столько же раз, сколько выйдем из нее. То есть все вершины графа, кроме двух должны быть четными. В нашем же графе имеется три нечетные вершины, поэтому его нельзя нарисовать указанным в условии способом.

Сейчас мы доказали теорему об Эйлеровых графах:

Теорема: Эйлеров граф должен иметь не более двух нечетных вершин.

Задача о Кенигсбергских мостах  В городе Кенигсберге (ныне это город Калининград) протекает река Прегель. Сам город расположен на берегах этой реки и ее островах. Естественно, что в городе построены мосты, связывающие все его районы . Во время прогулки по городу Эйлер захотел пройти по всем мостам, причем по каждому только один раз  и вернуться в исходную точку. Однако , ему это не удалось. Вернувшись домой, ученый составил схему, изобразив участки суши точками, а мосты отрезками. Это и был первый граф.  В С А D

Задача о Кенигсбергских мостах

В городе Кенигсберге (ныне это город Калининград) протекает река Прегель. Сам город расположен на берегах этой реки и ее островах. Естественно, что в городе построены мосты, связывающие все его районы . Во время прогулки по городу Эйлер захотел пройти по всем мостам, причем по каждому только один раз и вернуться в исходную точку. Однако , ему это не удалось. Вернувшись домой, ученый составил схему, изобразив участки суши точками, а мосты отрезками. Это и был первый граф.

В

С

А

D

Задача космонавта №1:  Между девятью планетами солнечной системы установлено космическое сообщение. Рейсовые ракеты летают по следующим маршрутам: Земля – Меркурий; Плутон – Венера; Земля – Плутон; Плутон – Меркурий; Меркурий – Венера, Уран – Нептун; Нептун – Сатурн; Сатурн – Юпитер; Юпитер – Марс и Марс – Уран. Можно ли долететь на рейсовых ракетах с Земли до Марса ?

Задача космонавта №1:

Между девятью планетами солнечной системы установлено космическое сообщение. Рейсовые ракеты летают по следующим маршрутам: Земля – Меркурий; Плутон – Венера; Земля – Плутон; Плутон – Меркурий; Меркурий – Венера, Уран – Нептун; Нептун – Сатурн; Сатурн – Юпитер; Юпитер – Марс и Марс – Уран.

Можно ли долететь на рейсовых ракетах с Земли до Марса ?

Решение задачи №1: Нарисуем схему условия: планеты изобразим точками, а маршруты ракет – линиями. Теперь сразу видно, что долететь с Земли до Марса нельзя.

Решение задачи №1:

Нарисуем схему условия: планеты изобразим точками, а маршруты ракет – линиями.

Теперь сразу видно, что долететь с Земли до Марса нельзя.

Задача экскурсовода №2: В некоторой местности через протоки переброшено 15 мостов .  Можно ли обойти все мосты, пройдя по каждому из  них только один раз?

Задача экскурсовода №2:

В некоторой местности через протоки

переброшено 15 мостов .

Можно ли обойти все мосты, пройдя по каждому из

них только один раз?

Задача телефониста №3: В городе Маленьком 15 телефонов. Можно ли их соединить проводами так, чтобы каждый телефон был соединен ровно с пятью другими ?

Задача телефониста №3:

В городе Маленьком 15 телефонов. Можно ли их соединить проводами так, чтобы каждый телефон был соединен ровно с пятью другими ?

Решение задачи №3: Представим себе граф, в котором вершины обозначают телефоны, а ребра – провода, их соединяющие 15*5:2=37,5 (т.к. каждый провод имеет два конца, то при суммировании степеней каждый провод будет взят 2 раза). Title in here Ответ: Соединить телефоны таким образом невозможно.

Решение задачи №3:

Представим себе граф, в котором вершины обозначают телефоны, а ребра – провода, их соединяющие 15*5:2=37,5 (т.к. каждый провод имеет два конца, то при суммировании степеней каждый провод будет взят 2 раза).

Title in here

Ответ: Соединить телефоны таким образом невозможно.

Задача модельера №4: У Даши 4 блузки – красная, желтая, голубая, зеленая и 3 юбки – синяя, черная и оранжевая. Сколько у Даши вариантов подбора костюма?  Content Layouts

Задача модельера №4:

У Даши 4 блузки – красная, желтая, голубая, зеленая и 3 юбки – синяя, черная и оранжевая. Сколько у Даши вариантов подбора костюма?

Content Layouts

Решение задачи №4: Ответ: 12 вариантов.

Решение задачи №4:

Ответ:

12 вариантов.

Задача о строительстве дорог №5:   О трех домах и трех колодцах.   Имеется три дома и три колодца, каким-то образом расположенные на местности. Провести от каждого дома к каждому колодцу дорогу так, чтобы дороги не пересекались.

Задача о строительстве дорог №5: О трех домах и трех колодцах.

Имеется три дома и три колодца, каким-то образом расположенные на местности. Провести от каждого дома к каждому колодцу дорогу так, чтобы дороги не пересекались.

Решение задачи №5:  Решения не существует. Эта задача была решена Куратовским в 1930 году.

Решение задачи №5:

Решения не существует.

Эта задача была решена Куратовским в 1930 году.

Задача администратора магазина №6:  Администратор магазина формирует подарки к 8 марта. Для этого он закупил 2 книги, 4 блокнота и 3 ручки. Администратор хочет скомплектовать из этих предметов подарок, состоящий из 1 книги, 1 блокнота и 1 ручки. Сколько есть вариантов выбора?

Задача администратора магазина №6:

Администратор магазина формирует подарки к 8 марта. Для этого он закупил 2 книги, 4 блокнота и 3 ручки. Администратор хочет скомплектовать из этих предметов подарок, состоящий из 1 книги, 1 блокнота и 1 ручки. Сколько есть вариантов выбора?

 Решение задачи №6: Ответ: 24 варианта.

Решение задачи №6:

Ответ: 24 варианта.

Домашнее задание: Нарисовать в тетради несколько вариантов своего пути от дома до школы и выбрать из них кратчайший, выделив его особым цветом (с учетом  правил дорожного движения).

Домашнее задание:

Нарисовать в тетради несколько вариантов своего пути от дома до школы

и выбрать из них кратчайший, выделив его особым цветом (с учетом

правил дорожного движения).

Выводы: Многие логические задачи лучше представить в виде чертежа, рисунка, схемы, в которых используются графы. Это облегчает решение задачи, делает его более убедительным и наглядным. Знание теории графов дают возможность приобрести навыки решения реальных ситуаций, научиться строить простейшие алгоритмы.   Your text in here

Выводы:

  • Многие логические задачи лучше представить в виде чертежа, рисунка, схемы, в которых используются графы. Это облегчает решение задачи, делает его более убедительным и наглядным.
  • Знание теории графов дают возможность приобрести навыки решения реальных ситуаций, научиться строить простейшие алгоритмы.

Your text in here

Настало время последнего испытания :  На рисунке план подземелья, в одной из комнат которого скрыт ключ нужный вам.   Для отыскания ключа достаточно войти в одну из крайних комнат подземелья, пройти через все двери,  причем в точности по одному разу через каждую. Ключ скрыт за той дверью, которая будет пройдена последней.   Укажите номер комнаты в которой спрятан ключ .

Настало время последнего испытания :

На рисунке план подземелья, в одной из комнат которого скрыт ключ нужный вам.

Для отыскания ключа достаточно войти в одну из крайних комнат подземелья, пройти через все двери, причем в точности по одному разу через каждую. Ключ скрыт за той дверью, которая будет пройдена последней.

Укажите номер комнаты в которой спрятан ключ .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!