Теория и методика развития речи детей Становление методики развития речи
Презентацию подготовил воспитатель Мурзина А.А.
ноябрь 2020 г.
Теория и методика развития речи детей
Задачи и содержание методики развития речи
Методика развития речи - педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленные на формирование речи у детей дошкольного возраста в детском саду
Предмет изучения - процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия
Задачи
Фундаментальные
Прикладные
- исследование процессов овладения детьми родным языком, речью,
- чему учить - какие речевые умения надо усвоить в процессе обучения;
речевым общением;
- как учить - какие условия, формы, средства, методы и приёмы следует использовать;
- почему так, а не иначе - обоснование методики развития речи - проверка программ и методических рекомендаций на практике
- изучение закономерностей обучения родной речи;
- определение принципов и методов обучения
Методика развития речи - основа профессионально-образовательной программы подготовки специалиста дошкольного профиля. Это объясняется значимостью речи, её ролью в системе высших психических функций, в становлении и развитии личности
Профессиональная подготовка специалистов включает усвоение теории развития детской речи и овладение умениями управлять процессом развития речи и речевого общения
Практическая готовность педагогов включает умения :
- обследовать речь детей;
- составлять характеристики речевого развития;
- составлять перспективный план;
- план-конспект по развитию речи;
- привлекать внимание детей;
- устанавливать эмоциональный контакт с ними;
- обеспечивать мотивацию речевой деятельности;
- владеть речью и использовать невербальные средства общения;
- создавать атмосферу сотворчества в процессе общения с детьми;
- анализировать и обобщать полученные результаты
Методологическая основа методики развития речи
Язык - продукт общественно-исторического развития. В нём отражается история народа, традиции, культура, система социальных отношений.
Овладение языком, развитие речи и навыками общения у детей происходит в деятельности , а движущей силой развития является потребность в общении , возникшая в процессе этой деятельности
Язык - средство человеческого общения. Без языка невозможно общение, развитие личности. Важнейшая функция языка - коммуникативная . Особое внимание уделяется созданию развивающей речевой среды, роли общения с людьми.
Язык - орудие мышления и познания.
Язык - средство возникновения, формирования и выражения мысли.
Таким образом, обучение детей родному языку - важное средство умственного развития. На первом месте стоит накопление содержания речи. Овладение языком тесно связано с мышлением. Это прослеживается на примере освоения детьми всех уровней языковой системы (фонетической, лексической, грамматической). В результате повышается как уровень развития речи, так и уровень мышления
Естественнонаучная основа методики развития речи
Естественнонаучной основой методики развития речи является учение Ивана Петровича Павлова о первой и второй сигнальных системах высшей нервной деятельности человека, которое объясняет механизмы формирования речи.
Физиологической основой речи являются временные связи, которые образуются в коре головного мозга в результате воздействия на человека предметов и явлений действительности (первая сигнальная система) и слов, которые эти предметы и явления обозначают (вторая сигнальная система)
Иван Петрович с рядом учёных, проводя опыты, выяснили, что на ранних этапах развития ребёнка преобладающее значение имеет принцип наглядности обучения . С возрастом возрастает роль словесных сигналов
Психологическая и лингвистическая основы развития речи
Алексей Николаевич Леонтьев и Лев Семёнович Выготский определили следующие характеристики речи:
1. Речь занимает центральное место в процессе психического развития человека, развитие речи тесно связано с развитием мышления и сознания.
2. Речи присущи коммуникативная, указательная, интеллектуальная функции.
3. Речь выступает в разных формах: внешней (звуковой, громкой), внутренней (ситуативной, контекстной).
4. В речи различают две стороны: физическую (звуковую) и семантическую (смысловую, содержательную).
5. Процесс развития речи – это не только количественное увеличение словаря, но и качественное изменение, связанное с развитием мышления и сознания
Педагогу необходимо формировать не только речевые навыки, но и коммуникативно-речевые умения. Для этого необходимо подбирать средства и приёмы совершенствования речи в разных видах детской деятельности.
Лингвистическую основу методики составляет учение о языке как знаковой системе. Поэтому языкознание рассматривает: фонетику, лексику, морфологию, словообразование, синтаксис.
Развитие речи - это сложная система. Важнейшим принципом обучения родному языку считается комплексность
Язык - система объективно существующих знаков и система правил их употребления и сочетаемости.
Речь - психофизиологический процесс, реализация языка.
Язык - средство общения.
Речь - сам процесс общения.
Язык - абстрактен, воспроизводим, объективен.
Речь конкретна, неповторима, материальна, субъективна, вид творческой
деятельности
Связь методики развития речи детей с другими науками и дисциплинами
Дошкольная педагогика (дидактика) - (цель, задачи, методы, приёмы обучения, дидактический материал и др.)
История дошкольной педагогики помогает видеть динамику развития науки
Анатомия - строение речевых органов (важно при решении задач воспитания звуковой культуры речи, совершенствования работы артикуляционных органов)
Методика развития речи
Методика начального обучения родному языку . Связь между ними особенно проявляется в
области подготовки к обучению грамоте
Физиологическая основа речи - помогает понять процесс активизации словаря ребёнка
Опирается на общую психологическую теорию речи - особенности психического и речевого развития детей на разных этапах дошкольного детства
Становление методики развития речи
Развитие теории формирования речевой деятельности
Проблема развития речи детей дошкольного возраста в педагогике не нова. Истоки её находятся в трудах древнегреческих философов-просветителей Платона, Сократа, Аристотеля, римского педагога Квинтилиана, в которых упоминается о необходимости развития речи детей, даются некоторые практические советы по подготовке детей к освоению риторического искусства.
В Средние века особое внимание уделялось обучению детей чтению религиозных источников с целью постижения божественной мудрости.
В эпоху Возрождения возвращается идея Античности и первичности устной речи и необходимости развития красноречия как умения выражать свои мысли логично, внятно, в привлекательных для слушателя формах.
Ян Амос Коменский (1592-1672), чешский педагог-гуманист, философ.
Р азработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию «Материнская школа» , в котором 8-ю главу посвятил вопросам речевого развития .
В качестве средства развития речи предлагал использовать ритмические прибаутки, стихи, художественные рассказы, басни, сказки о животных.
Много внимание Ян Амос Коменский уделял наглядности, последовательности, постепенности усложнения материала
Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827), великий швейцарский педагог, раскрыл социальное, культурное и общепедагогическое значение родного языка. В обучении родному языку выделил три основные задачи:
- обучение звуку - средству развития органов речи;
- обучение слову - средству ознакомления с предметами;
- обучение речи - средству научиться ясно выражать мысли.
В своих книгах обосновал методику обучения родному языку . Считал, что речь нужно развивать планомерно и последовательно . В основе обучения слову лежит принцип наглядности .
Иоганн Генрих Песталоцци установил определённую последовательность в обучении связной речи :
- познание внешнего вида предмета, его отличительных признаков на основе восприятия,
- подбор слов для характеристики предмета,
- классификация слов и предметов,
- составление предложений,
- объяснение значений слов,
- составление связных текстов
Фридрих Фрёбель (1782-1852), немецкий педагог, основатель общественного дошкольного воспитания. Считал, что язык ребёнка развивается с раннего детства, а предпосылкой для его развития является богатство внутренней жизни малыша .
Развитие речи связывал с наблюдением окружающего мира (предметов, их свойств, качеств) и игрой.
Фридрих Фрёбель создал первое учебное заведение, которое назвал «детским садом».
Разработал занятия по развитию сенсорных способностей ребёнка с использованием дидактического материала (даров Фрёбеля), которые способствовали накоплению содержания речи
«Дары Фрёбеля» - это дидактический материал из шести составляющих. Первый «дар» - мячи разного цвета на ниточках – помогает ребёнку различать цвета и осваивать пространственные представления.
Второй «дар» - шар, куб и цилиндр (диаметр шара, высота куба и основание цилиндра одинаковы) – знакомит с геометрическими телами.
Остальные 4 «дара» - кубики, 4- и 3-гранные призмы, дёленные на мелкие части - дают представление о целом и части, знакомят с геометрическими формами, способствуют развитию конструирования
Игры на формирование звуковой культуры речи
В этих играх необходимо уделять внимание работе над интонационной выразительностью, темпом, дикцией и плавностью изложения высказывания.
Игра «Пчёлы и змеи» (модуль 2)
Дети делятся на две команды, одна «пчёлы», другая - «змеи»,
выбираются два короля, они должны отыскать: пчелиный король - куб (мёд)
и змеиный - цилиндр (ящерицу). Команды должны помогать своим королям,
издавая определенный звук: «пчёлы» - «ж-ж-ж», а «змеи» - «ш-ш-ш».
Чем ближе «король» приближается к месту, где спрятан предмет, тем сильнее становится звук, и наоборот, чем «король» дальше от спрятанного предмета, тем звук тише.
Игра «Гусеница» (модуль 11)
Детям предлагается назвать слово с заданным звуком и нанизывать бусину
на шнурок.
Усложнение: брать только определенный цвет
Игры на формирование грамматического строя речи
В этих играх необходимо освоение способов словообразования разных частей речи, формирование языковых обобщений, а также построение простых и сложных предложений
Игра «Волшебный мешочек» (1 модуль)
Детям предлагается достать мячик из мешочка, определить цвет,
придумать словосочетание: зелёное яблоко, красный помидор,
жёлтое солнышко, синее море и т.д.
Игра «А сколько у тебя?»
В начале игры дети берут определенное количество палочек (модуль 8),
а ведущий показывает картинку с предметом, дети должны ответить, сколько кого.
Например: 5 лисят, 2 лисёнка, 1 лисёнок, и т.д.
Мария Монтессори (1870-1952), врач, дефектолог, философ, итальянский педагог, сторонница свободного воспитания (система, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду).
Мария Монтессори считала, что основными задачами должны стать развитие мускулов, чувств и языка .
Разработала специальные упражнения с дидактическим материалом (цилиндром, кубом, лестницами, катушками, вкладышами и др.).
Уделяла большое внимание развитию мелкой моторики, сложению слов из подвижных букв
Подготовленная среда Монтессори-класса
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) - создатель
системы первоначального обучения детей родному языку . В
основе системы - принцип народности . Усваивая родной
язык ребёнок усваивает не просто слова, их сочетания, но
множество понятий, мыслей, чувств, образов, опыт народа,
накопленный тысячелетиями и заключённый в языке,
духовную культуру народа.
Преподавание достигается через: чтение художественной литературы, фольклора, окружающий мир, обучение, рассматривание картин. Для этого разработал систему упражнений, отвечающих принципам наглядности, доступности, систематичности, сознательности обучения.
Разработал звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте . Доказал необходимость подготовительного обучения до школы, развития речи на основе накопленных знаний.
В современной практике используются упражнения, рассказы, написанные им, народные сказки в его обработке. Взгляды К. Д. Ушинского на родной язык, его методические идеи положены в основу разработки отечественной методики развития речи дошкольников
Елизавета Ивановна Тихеева (1867-1944) – общественный деятель, создатель теории и методики развития речи детей до школы .
Руководила базовым детским садом, там создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста, которую отразила в книге «Развитие речи дошкольников» (1937 г.)
Елизавета Ивановна особое место отводила обогащению содержания речи на основе знакомства с миром природы и социальной жизнью. Поставила вопрос о программе наблюдений , разработала указания об организации и правилах проведения экскурсий , осмотров ; разработала занятия с использованием игрушек, натуральных предметов, картин ; словарные упражнения для детей 5-7 лет .
Елизавета Ивановна Тихеева преподавала курс методики развития речи в педагогическом институте дошкольного образования им. А. И. Герцена.
К настоящему времени методика располагает богатым практическим материалом и собственной базой экспериментальных данных о процессе развития речи и речевого общения детей. Однако задачи методики далеко не решены. Актуальными вопросами дальнейших исследований являются:
- исследование форм, методов и приёмов обучения, учитывающих коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи;
- пути повышения эффективности обучения родной речи;
- вопросы обучения диалогической речи;
- диагностика речевого развития детей;
- проблемы речевого развития в условиях семьи;
- методика индивидуализации обучения;
- создание методического обеспечения;
- создание нового дидактического материала и использование технических средств обучения