СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Теория и методика развития речи детей. Становление методики развития речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы и приёмы развития речи

Просмотр содержимого документа
«"Теория и методика развития речи детей. Становление методики развития речи"»

Теория и методика развития речи детей Становление методики развития речи Презентацию подготовил воспитатель Мурзина А.А.  ноябрь 2020 г.

Теория и методика развития речи детей Становление методики развития речи

Презентацию подготовил воспитатель Мурзина А.А.

ноябрь 2020 г.

Теория и методика развития речи детей Задачи и содержание методики развития речи Методика развития речи - педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленные на формирование речи у детей дошкольного возраста в детском саду Предмет изучения - процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия Задачи Фундаментальные Прикладные - исследование процессов овладения детьми родным языком, речью, - чему учить - какие речевые умения надо усвоить в процессе обучения; речевым общением; - как учить - какие условия, формы, средства, методы и приёмы следует использовать; - почему так, а не иначе - обоснование методики развития речи - проверка программ и методических рекомендаций на практике - изучение закономерностей обучения родной речи; - определение принципов и методов обучения

Теория и методика развития речи детей

Задачи и содержание методики развития речи

Методика развития речи - педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленные на формирование речи у детей дошкольного возраста в детском саду

Предмет изучения - процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия

Задачи

Фундаментальные

Прикладные

- исследование процессов овладения детьми родным языком, речью,

- чему учить - какие речевые умения надо усвоить в процессе обучения;

речевым общением;

- как учить - какие условия, формы, средства, методы и приёмы следует использовать;

- почему так, а не иначе - обоснование методики развития речи - проверка программ и методических рекомендаций на практике

- изучение закономерностей обучения родной речи;

- определение принципов и методов обучения

Методика развития речи - основа профессионально-образовательной программы подготовки специалиста дошкольного профиля. Это объясняется значимостью речи, её ролью в системе высших психических функций, в становлении и развитии личности Профессиональная подготовка специалистов включает усвоение теории развития детской речи и овладение умениями управлять процессом развития речи и речевого общения Практическая готовность педагогов включает  умения : обследовать речь детей; составлять характеристики речевого развития; составлять перспективный план; план-конспект по развитию речи; привлекать внимание детей; устанавливать эмоциональный контакт с ними; обеспечивать мотивацию речевой деятельности; владеть речью и использовать невербальные средства общения; создавать атмосферу сотворчества в процессе общения с детьми; анализировать и обобщать полученные результаты

Методика развития речи - основа профессионально-образовательной программы подготовки специалиста дошкольного профиля. Это объясняется значимостью речи, её ролью в системе высших психических функций, в становлении и развитии личности

Профессиональная подготовка специалистов включает усвоение теории развития детской речи и овладение умениями управлять процессом развития речи и речевого общения

Практическая готовность педагогов включает умения :

  • обследовать речь детей;
  • составлять характеристики речевого развития;
  • составлять перспективный план;
  • план-конспект по развитию речи;
  • привлекать внимание детей;
  • устанавливать эмоциональный контакт с ними;
  • обеспечивать мотивацию речевой деятельности;
  • владеть речью и использовать невербальные средства общения;
  • создавать атмосферу сотворчества в процессе общения с детьми;
  • анализировать и обобщать полученные результаты
 Методологическая основа методики развития речи Язык - продукт общественно-исторического развития. В нём отражается история народа, традиции, культура, система социальных отношений. Овладение языком, развитие речи и навыками общения у детей происходит в деятельности , а движущей силой развития является потребность в общении , возникшая в процессе этой деятельности Язык - средство человеческого общения. Без языка невозможно общение, развитие личности. Важнейшая функция языка - коммуникативная . Особое внимание уделяется созданию развивающей речевой среды, роли общения с людьми. Язык - орудие мышления и познания. Язык - средство возникновения, формирования и выражения мысли. Таким образом, обучение детей родному языку - важное средство умственного развития. На первом месте стоит накопление содержания речи. Овладение языком тесно связано с мышлением. Это прослеживается на примере освоения детьми всех уровней языковой системы (фонетической, лексической, грамматической). В результате повышается как уровень развития речи, так и уровень мышления

Методологическая основа методики развития речи

Язык - продукт общественно-исторического развития. В нём отражается история народа, традиции, культура, система социальных отношений.

Овладение языком, развитие речи и навыками общения у детей происходит в деятельности , а движущей силой развития является потребность в общении , возникшая в процессе этой деятельности

Язык - средство человеческого общения. Без языка невозможно общение, развитие личности. Важнейшая функция языка - коммуникативная . Особое внимание уделяется созданию развивающей речевой среды, роли общения с людьми.

Язык - орудие мышления и познания.

Язык - средство возникновения, формирования и выражения мысли.

Таким образом, обучение детей родному языку - важное средство умственного развития. На первом месте стоит накопление содержания речи. Овладение языком тесно связано с мышлением. Это прослеживается на примере освоения детьми всех уровней языковой системы (фонетической, лексической, грамматической). В результате повышается как уровень развития речи, так и уровень мышления

 Естественнонаучная основа методики развития речи Естественнонаучной основой методики развития речи является учение Ивана Петровича Павлова о первой и второй сигнальных системах высшей нервной деятельности человека, которое объясняет механизмы формирования речи. Физиологической основой речи являются временные связи, которые образуются в коре головного мозга в результате воздействия на человека предметов и явлений действительности (первая сигнальная система) и слов, которые эти предметы и явления обозначают (вторая сигнальная система) Иван Петрович с рядом учёных, проводя опыты, выяснили, что на ранних этапах развития ребёнка преобладающее значение имеет принцип наглядности обучения . С возрастом возрастает роль словесных сигналов

Естественнонаучная основа методики развития речи

Естественнонаучной основой методики развития речи является учение Ивана Петровича Павлова о первой и второй сигнальных системах высшей нервной деятельности человека, которое объясняет механизмы формирования речи.

Физиологической основой речи являются временные связи, которые образуются в коре головного мозга в результате воздействия на человека предметов и явлений действительности (первая сигнальная система) и слов, которые эти предметы и явления обозначают (вторая сигнальная система)

Иван Петрович с рядом учёных, проводя опыты, выяснили, что на ранних этапах развития ребёнка преобладающее значение имеет принцип наглядности обучения . С возрастом возрастает роль словесных сигналов

 Психологическая и лингвистическая основы развития речи  Алексей Николаевич Леонтьев и Лев Семёнович Выготский определили следующие характеристики речи: 1. Речь занимает центральное место в процессе психического развития человека, развитие речи тесно связано с развитием мышления и сознания. 2. Речи присущи коммуникативная, указательная, интеллектуальная функции. 3. Речь выступает в разных формах: внешней (звуковой, громкой), внутренней (ситуативной, контекстной). 4. В речи различают две стороны: физическую (звуковую) и семантическую (смысловую, содержательную). 5. Процесс развития речи – это не только количественное увеличение словаря, но и качественное изменение, связанное с развитием мышления и сознания

Психологическая и лингвистическая основы развития речи

Алексей Николаевич Леонтьев и Лев Семёнович Выготский определили следующие характеристики речи:

1. Речь занимает центральное место в процессе психического развития человека, развитие речи тесно связано с развитием мышления и сознания.

2. Речи присущи коммуникативная, указательная, интеллектуальная функции.

3. Речь выступает в разных формах: внешней (звуковой, громкой), внутренней (ситуативной, контекстной).

4. В речи различают две стороны: физическую (звуковую) и семантическую (смысловую, содержательную).

5. Процесс развития речи – это не только количественное увеличение словаря, но и качественное изменение, связанное с развитием мышления и сознания

 Педагогу необходимо формировать не только речевые навыки, но и коммуникативно-речевые умения. Для этого необходимо подбирать средства и приёмы совершенствования речи в разных видах детской деятельности. Лингвистическую основу методики составляет учение о языке как знаковой системе. Поэтому языкознание рассматривает: фонетику, лексику, морфологию, словообразование, синтаксис. Развитие речи - это сложная система. Важнейшим принципом обучения родному языку считается комплексность  Язык - система объективно существующих знаков и система правил их употребления и сочетаемости. Речь - психофизиологический процесс, реализация языка. Язык - средство общения. Речь - сам процесс общения. Язык - абстрактен, воспроизводим, объективен. Речь конкретна, неповторима, материальна, субъективна, вид творческой деятельности

Педагогу необходимо формировать не только речевые навыки, но и коммуникативно-речевые умения. Для этого необходимо подбирать средства и приёмы совершенствования речи в разных видах детской деятельности.

Лингвистическую основу методики составляет учение о языке как знаковой системе. Поэтому языкознание рассматривает: фонетику, лексику, морфологию, словообразование, синтаксис.

Развитие речи - это сложная система. Важнейшим принципом обучения родному языку считается комплексность

Язык - система объективно существующих знаков и система правил их употребления и сочетаемости.

Речь - психофизиологический процесс, реализация языка.

Язык - средство общения.

Речь - сам процесс общения.

Язык - абстрактен, воспроизводим, объективен.

Речь конкретна, неповторима, материальна, субъективна, вид творческой

деятельности

 Связь методики развития речи детей с другими науками и дисциплинами Дошкольная педагогика (дидактика) - (цель, задачи, методы, приёмы обучения, дидактический материал и др.) История дошкольной педагогики помогает видеть динамику развития науки Анатомия - строение речевых органов (важно при решении задач воспитания звуковой культуры речи, совершенствования работы артикуляционных органов) Методика развития речи  Методика начального обучения родному языку . Связь между ними особенно проявляется в области подготовки к обучению грамоте Физиологическая основа речи - помогает понять процесс активизации словаря ребёнка Опирается на общую психологическую теорию речи - особенности психического и речевого развития детей на разных этапах дошкольного детства

Связь методики развития речи детей с другими науками и дисциплинами

Дошкольная педагогика (дидактика) - (цель, задачи, методы, приёмы обучения, дидактический материал и др.)

История дошкольной педагогики помогает видеть динамику развития науки

Анатомия - строение речевых органов (важно при решении задач воспитания звуковой культуры речи, совершенствования работы артикуляционных органов)

Методика развития речи

Методика начального обучения родному языку . Связь между ними особенно проявляется в

области подготовки к обучению грамоте

Физиологическая основа речи - помогает понять процесс активизации словаря ребёнка

Опирается на общую психологическую теорию речи - особенности психического и речевого развития детей на разных этапах дошкольного детства

Становление методики развития речи  Развитие теории формирования речевой деятельности Проблема развития речи детей дошкольного возраста в педагогике не нова. Истоки её находятся в трудах древнегреческих философов-просветителей Платона, Сократа, Аристотеля, римского педагога Квинтилиана, в которых упоминается о необходимости развития речи детей, даются некоторые практические советы по подготовке детей к освоению риторического искусства.

Становление методики развития речи

Развитие теории формирования речевой деятельности

Проблема развития речи детей дошкольного возраста в педагогике не нова. Истоки её находятся в трудах древнегреческих философов-просветителей Платона, Сократа, Аристотеля, римского педагога Квинтилиана, в которых упоминается о необходимости развития речи детей, даются некоторые практические советы по подготовке детей к освоению риторического искусства.

В Средние века особое внимание уделялось обучению детей чтению религиозных источников с целью постижения божественной мудрости.  В эпоху Возрождения возвращается идея Античности и первичности устной речи и необходимости развития красноречия как умения выражать свои мысли логично, внятно, в привлекательных для слушателя формах. Ян Амос Коменский (1592-1672), чешский педагог-гуманист, философ. Р азработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию «Материнская школа» , в котором 8-ю главу посвятил вопросам речевого развития . В качестве средства развития речи предлагал использовать ритмические прибаутки, стихи, художественные рассказы, басни, сказки о животных. Много внимание Ян Амос Коменский уделял наглядности, последовательности, постепенности усложнения материала

В Средние века особое внимание уделялось обучению детей чтению религиозных источников с целью постижения божественной мудрости.

В эпоху Возрождения возвращается идея Античности и первичности устной речи и необходимости развития красноречия как умения выражать свои мысли логично, внятно, в привлекательных для слушателя формах.

Ян Амос Коменский (1592-1672), чешский педагог-гуманист, философ.

Р азработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию «Материнская школа» , в котором 8-ю главу посвятил вопросам речевого развития .

В качестве средства развития речи предлагал использовать ритмические прибаутки, стихи, художественные рассказы, басни, сказки о животных.

Много внимание Ян Амос Коменский уделял наглядности, последовательности, постепенности усложнения материала

Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827), великий швейцарский педагог, раскрыл социальное, культурное и общепедагогическое значение родного языка. В обучении родному языку выделил три основные задачи: - обучение звуку - средству развития органов речи; - обучение слову - средству ознакомления с предметами;  - обучение речи - средству научиться ясно выражать мысли. В своих книгах обосновал методику обучения родному языку . Считал, что речь нужно развивать планомерно и последовательно . В основе обучения слову лежит принцип наглядности . Иоганн Генрих Песталоцци установил определённую последовательность в обучении связной речи : познание внешнего вида предмета, его отличительных признаков на основе восприятия, подбор слов для характеристики предмета, классификация слов и предметов, составление предложений, объяснение значений слов, составление связных текстов

Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827), великий швейцарский педагог, раскрыл социальное, культурное и общепедагогическое значение родного языка. В обучении родному языку выделил три основные задачи:

- обучение звуку - средству развития органов речи;

- обучение слову - средству ознакомления с предметами;

- обучение речи - средству научиться ясно выражать мысли.

В своих книгах обосновал методику обучения родному языку . Считал, что речь нужно развивать планомерно и последовательно . В основе обучения слову лежит принцип наглядности .

Иоганн Генрих Песталоцци установил определённую последовательность в обучении связной речи :

  • познание внешнего вида предмета, его отличительных признаков на основе восприятия,
  • подбор слов для характеристики предмета,
  • классификация слов и предметов,
  • составление предложений,
  • объяснение значений слов,
  • составление связных текстов
Фридрих Фрёбель (1782-1852), немецкий педагог, основатель общественного дошкольного воспитания. Считал, что язык ребёнка развивается с раннего детства, а предпосылкой для его развития является богатство внутренней жизни малыша . Развитие речи связывал с наблюдением окружающего мира (предметов, их свойств, качеств) и игрой. Фридрих Фрёбель создал первое учебное заведение, которое назвал «детским садом». Разработал занятия по развитию сенсорных способностей ребёнка с использованием дидактического материала (даров Фрёбеля), которые способствовали накоплению содержания речи

Фридрих Фрёбель (1782-1852), немецкий педагог, основатель общественного дошкольного воспитания. Считал, что язык ребёнка развивается с раннего детства, а предпосылкой для его развития является богатство внутренней жизни малыша .

Развитие речи связывал с наблюдением окружающего мира (предметов, их свойств, качеств) и игрой.

Фридрих Фрёбель создал первое учебное заведение, которое назвал «детским садом».

Разработал занятия по развитию сенсорных способностей ребёнка с использованием дидактического материала (даров Фрёбеля), которые способствовали накоплению содержания речи

«Дары Фрёбеля»  - это дидактический материал из шести составляющих. Первый «дар» - мячи разного цвета на ниточках – помогает ребёнку различать цвета и осваивать пространственные представления. Второй «дар» - шар, куб и цилиндр (диаметр шара, высота куба и основание цилиндра одинаковы) – знакомит с геометрическими телами. Остальные 4 «дара» - кубики, 4- и 3-гранные призмы, дёленные на мелкие части - дают представление о целом и части, знакомят с геометрическими формами, способствуют развитию конструирования

«Дары Фрёбеля» - это дидактический материал из шести составляющих. Первый «дар» - мячи разного цвета на ниточках – помогает ребёнку различать цвета и осваивать пространственные представления.

Второй «дар» - шар, куб и цилиндр (диаметр шара, высота куба и основание цилиндра одинаковы) – знакомит с геометрическими телами.

Остальные 4 «дара» - кубики, 4- и 3-гранные призмы, дёленные на мелкие части - дают представление о целом и части, знакомят с геометрическими формами, способствуют развитию конструирования

Игры на формирование звуковой культуры речи

В этих играх необходимо уделять внимание работе над интонационной выразительностью, темпом, дикцией и плавностью изложения высказывания.

Игра «Пчёлы и змеи» (модуль 2)

Дети делятся на две команды, одна «пчёлы», другая - «змеи»,

выбираются два короля, они должны отыскать: пчелиный король - куб (мёд)

и змеиный - цилиндр (ящерицу). Команды должны помогать своим королям,

издавая определенный звук: «пчёлы» - «ж-ж-ж», а «змеи» - «ш-ш-ш».

Чем ближе «король» приближается к месту, где спрятан предмет, тем сильнее становится звук, и наоборот, чем «король» дальше от спрятанного предмета, тем звук тише.

Игра «Гусеница» (модуль 11)

Детям предлагается назвать слово с заданным звуком и нанизывать бусину

на шнурок.

Усложнение: брать только определенный цвет

Игры на формирование грамматического строя речи

В этих играх необходимо освоение способов словообразования разных частей речи, формирование языковых обобщений, а также построение простых и сложных предложений

Игра «Волшебный мешочек» (1 модуль)

Детям предлагается достать мячик из мешочка, определить цвет,

придумать словосочетание: зелёное яблоко, красный помидор,

жёлтое солнышко, синее море и т.д.

Игра «А сколько у тебя?»

В начале игры дети берут определенное количество палочек (модуль 8),

а ведущий показывает картинку с предметом, дети должны ответить, сколько кого.

Например: 5 лисят, 2 лисёнка, 1 лисёнок, и т.д.

Мария Монтессори (1870-1952), врач, дефектолог, философ, итальянский педагог, сторонница свободного воспитания (система, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду). Мария Монтессори считала, что основными задачами должны стать развитие мускулов, чувств и языка . Разработала специальные упражнения с дидактическим материалом (цилиндром, кубом, лестницами, катушками, вкладышами и др.). Уделяла большое внимание развитию мелкой моторики, сложению слов из подвижных букв

Мария Монтессори (1870-1952), врач, дефектолог, философ, итальянский педагог, сторонница свободного воспитания (система, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду).

Мария Монтессори считала, что основными задачами должны стать развитие мускулов, чувств и языка .

Разработала специальные упражнения с дидактическим материалом (цилиндром, кубом, лестницами, катушками, вкладышами и др.).

Уделяла большое внимание развитию мелкой моторики, сложению слов из подвижных букв

Подготовленная среда Монтессори-класса

Подготовленная среда Монтессори-класса

 Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) - создатель  системы первоначального обучения детей родному языку . В  основе системы - принцип народности . Усваивая родной  язык ребёнок усваивает не просто слова, их сочетания, но  множество понятий, мыслей, чувств, образов, опыт народа,  накопленный тысячелетиями и заключённый в языке,  духовную культуру народа. Преподавание достигается через: чтение художественной литературы, фольклора, окружающий мир, обучение, рассматривание картин. Для этого разработал систему упражнений, отвечающих принципам наглядности, доступности, систематичности, сознательности обучения. Разработал звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте . Доказал необходимость подготовительного обучения до школы, развития речи на основе накопленных знаний. В современной практике используются упражнения, рассказы, написанные им, народные сказки в его обработке. Взгляды К. Д. Ушинского на родной язык, его методические идеи положены в основу разработки отечественной методики развития речи дошкольников

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) - создатель

системы первоначального обучения детей родному языку . В

основе системы - принцип народности . Усваивая родной

язык ребёнок усваивает не просто слова, их сочетания, но

множество понятий, мыслей, чувств, образов, опыт народа,

накопленный тысячелетиями и заключённый в языке,

духовную культуру народа.

Преподавание достигается через: чтение художественной литературы, фольклора, окружающий мир, обучение, рассматривание картин. Для этого разработал систему упражнений, отвечающих принципам наглядности, доступности, систематичности, сознательности обучения.

Разработал звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте . Доказал необходимость подготовительного обучения до школы, развития речи на основе накопленных знаний.

В современной практике используются упражнения, рассказы, написанные им, народные сказки в его обработке. Взгляды К. Д. Ушинского на родной язык, его методические идеи положены в основу разработки отечественной методики развития речи дошкольников

 Елизавета Ивановна Тихеева (1867-1944) – общественный деятель, создатель теории и методики развития речи детей до школы . Руководила базовым детским садом, там создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста, которую отразила в книге «Развитие речи дошкольников» (1937 г.) Елизавета Ивановна особое место отводила обогащению содержания речи на основе знакомства с миром природы и социальной жизнью. Поставила вопрос о программе наблюдений , разработала указания об организации и правилах проведения экскурсий , осмотров ; разработала занятия с использованием игрушек, натуральных предметов, картин ; словарные упражнения для детей 5-7 лет . Елизавета Ивановна Тихеева преподавала курс методики развития речи в педагогическом институте дошкольного образования им. А. И. Герцена.

Елизавета Ивановна Тихеева (1867-1944) – общественный деятель, создатель теории и методики развития речи детей до школы .

Руководила базовым детским садом, там создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста, которую отразила в книге «Развитие речи дошкольников» (1937 г.)

Елизавета Ивановна особое место отводила обогащению содержания речи на основе знакомства с миром природы и социальной жизнью. Поставила вопрос о программе наблюдений , разработала указания об организации и правилах проведения экскурсий , осмотров ; разработала занятия с использованием игрушек, натуральных предметов, картин ; словарные упражнения для детей 5-7 лет .

Елизавета Ивановна Тихеева преподавала курс методики развития речи в педагогическом институте дошкольного образования им. А. И. Герцена.

К настоящему времени методика располагает богатым практическим материалом и собственной базой экспериментальных данных о процессе развития речи и речевого общения детей. Однако задачи методики далеко не решены. Актуальными вопросами дальнейших исследований являются: - исследование форм, методов и приёмов обучения, учитывающих коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи; - пути повышения эффективности обучения родной речи; - вопросы обучения диалогической речи; - диагностика речевого развития детей; - проблемы речевого развития в условиях семьи; - методика индивидуализации обучения; - создание методического обеспечения; - создание нового дидактического материала и использование технических средств обучения

К настоящему времени методика располагает богатым практическим материалом и собственной базой экспериментальных данных о процессе развития речи и речевого общения детей. Однако задачи методики далеко не решены. Актуальными вопросами дальнейших исследований являются:

- исследование форм, методов и приёмов обучения, учитывающих коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи;

- пути повышения эффективности обучения родной речи;

- вопросы обучения диалогической речи;

- диагностика речевого развития детей;

- проблемы речевого развития в условиях семьи;

- методика индивидуализации обучения;

- создание методического обеспечения;

- создание нового дидактического материала и использование технических средств обучения


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя