Актуализация темы и цели урока (2-3 мин.) 3мин | « Путешествие на остров». Здравствуйте, ребята: Представьте, что вы сейчас , как Робинзон Крузо, попадете на необитаемый остров , вам можно взять всего лишь один предмет, который вам пригодится, выберите его из предложенных и аргументируйте, почему вы выбрали именно его. Тема нашего урока : «Мужик везде есть, стоит только поискать его…» (по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Слово учителя: Салтыков-Щедрин - писатель-сатирик, и сказки его тоже сатирические. Смех - основное оружие сатиры. «Это оружие очень сильное, - говорил Щедрин, - ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан, и что по поводу его уже раздался смех». Цели урока: понимать детально содержание текстов, соотнося детали с основной мыслью текста; -
определять особенности текстов публицистического и научного стилей разных жанров (тезис, аннотация, аналитическая статья, пресс-релиз); -
соблюдать пунктуационные нормы в трудных случаях (в СПП с несколькими придаточными, с союзом как) Критерии к уроку Понимает детально содержание текстов, соотнося детали с основной мыслью текста; определяет особенности текстов публицистического и научного стилей разных жанров (тезис, аннотация, аналитическая статья, пресс-релиз); Соблюдает пунктуационные нормы в трудных случаях (в СПП с несколькими придаточными, с союзом как) Домашнее задание. Вопросы. 1. Какое учебное заведение, в котором он сам учился, Салтыков-Щедрин впоследствии назвал «рассадником министров»? 2. Членом какого социалистического кружка был молодой Салтыков? 3. Как удалось ему избежать каторги, в отличие Достоевского? 4. Какой период своего жизненного пути Салтыков-Щедрин считал «великой школой жизни»? 5. Историю какого вымышленного города написал Салтыков-Щедрин, указав точные даты его существования? 6. Какие журналы редактировал Салтыков-Щедрин вместе с Некрасовым? 7. Каким неологизмом назвал Щедрин продажных литераторов и вообще бездельников, присваивающих себе созданное другими? 8. Если гоголевский «смех сквозь слёзы», то как можно определить щедринский смех? 9. В прощальном письме к сыну перед смертью Салтыков-Щедрин писал: «Паче всего люби родную ... и звание ... предпочитай всякому другому». Какие слова пропущены? 10. Сколько всего сказок написал М. Е. Салтыков-Щедрин? ОТВЕТЫ. 1. Царскосельский лицей. 2. Кружка М. В. Петрашевского. 3. Арестован был за повести «Противоречия» и «Запутанное дело» в 1848 г. до разгрома кружка и сослан в Вятку. 4. «Вятский плен» — почти 8 лет (1848—1855). 5. «История одного города» — Глупова, с 1731 по 1826 г. 6. «Современник» и «Отечественные записки». 7. Пенкосниматели. 8. Смех сквозь негодование. 9. «...литературу», «...литератора». 10. 32 сказки. | Знакомится с темой и целями урока | 1 слайд 2 слайд 3 слайд |
Усвоение нового материала (5-6 мин.) 2-3 мин. | Работа с текстом Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, … очутились на необитаемом острове… Оказавшись на необитаемом острове, генералы блуждают в поисках сторон света и еды. Но ничего не могут. Мучения генералов заканчиваются, когда генерала (учителя каллиграфии) осеняет еще одна «гениальная» мысль. Какая? (найти мужика) А что, ваше превосходительство, если бы нам найти мужика? …Мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает! - Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы. - И зачал он перед ними действовать. Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли - Прошел день, прошел другой; мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить. Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые, белые. …Набрал сейчас мужичина конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег… - Долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились. - И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися! И выстроил он корабль… -Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство - этого ни пером описать, ни в сказке сказать. А мужик все гребет да гребет, да кормит генералов селедками. Вывод: Мужик - редкий умелец, но он так привык к своему рабскому положению, что даже там, где никакой закон не обязывает его работать на генералов, он действует по установившемуся порядку вещей, не используя тех возможностей, которые предоставляют ему его физические и умственные данные. Генералы убеждены в том, что мужик есть везде, и он должен на них работать. Мужик только делает попытку «дать стречка» и тут же подчиняется. -
Высмеивая робкую покорность мужика, Щедрин испытывает чувство боли, мужик могуч, не пропадет в любой ситуации, обстановке, ловок, находчив (ловкость и находчивость автор, преувеличивает) и… безропотно покорный, поэтому смех писателя горький, смех сквозь слезы, смешанный с настоящей человеческой болью. Рабская покорность мужика вызывает протест у автора и читателя.) -
Только огромная любовь к русскому народу и неограниченная возможность безнаказанно смеяться над пороками людей заставила Салтыкова-Щедрина стать писателем-сатириком и обратиться к жанру сказок. В них он обличает паразитическую сущность господ. В них звучит и обращение к народу, умному и талантливому, великому и могучему, сбросить иго покорности. | Знакомится с биографией Салтыкова -Щедрина - прочитать отрывок из повести | 4 слайд 5 слайд 6 слайд 7 слайд |
Консультация Задание 2 (2-3 мин.) | Задание: расставить знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися! Дескрипторы: -
расставляет знаки препинания в СПП с несколькими придаточными-1б -
Находит грамматическую основу в предложении-3б -
Определяет тип подчинения придаточных-1б Выполнение: И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися! Это сложно-подчиненное предложение с двумя придаточными. Первое придаточное присоединяется к главному предложению, второе - к первому придаточному | Показывает знаниеСПП с несколькими придаточными расстановку знаков препинания при них. | 10 слайд 11 слайд |