СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже»

Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже Кудряшова Маша Янович Даша ПОДЛ-91

Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже

Кудряшова Маша

Янович Даша

ПОДЛ-91

Жан Пиаже  (1896 — 1980) Швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития. Основатель  Женевской школы генетической психологии, позднее Ж. Пиаже развил свой подход в науку о природе познания — генетическую эпистемологию.

Жан Пиаже (1896 — 1980)

Швейцарский психолог и

философ, известен

работами по изучению

психологии детей,

создатель теории

когнитивного развития.

Основатель Женевской

школы генетической

психологии, позднее

Ж. Пиаже развил свой

подход в науку о природе

познания — генетическую

эпистемологию.

Свою долгую научную карьеру Пиаже начал в возрасте одиннадцати лет.  Уже к 20 годам он стал признанным малакологом, защитил диссертацию по естественным наукам и получил степень доктора философии в Невшательском университете.

Свою долгую научную карьеру Пиаже начал в возрасте одиннадцати лет. Уже к 20 годам он стал признанным малакологом, защитил диссертацию по естественным наукам и получил степень доктора философии в Невшательском университете.

После получения учёной степени Жан Пиаже преподавал в парижской школе для мальчиков Альфреда Бине, создателя теста IQ.  В 1921 году Пиаже возвращается в Швейцарию и становится директором Института Руссо в Женеве.

После получения учёной степени Жан Пиаже преподавал в парижской школе для мальчиков Альфреда Бине, создателя теста IQ. В 1921 году Пиаже возвращается в Швейцарию и становится директором Института Руссо в Женеве.

Научное наследие Ж. Пиаже 1. Особенности психики ребёнка В начальный период своей деятельности Пиаже описал особенности представлений детей о мире: неразделённость мира и собственного Я ; анимизм (вера в существование души и духов и в одушевлённость всей природы); артификализм (восприятие мира как созданного руками человека). 2. Теория интеллекта В традиционной психологии детское мышление рассматривалось как более примитивное, по сравнению с мышлением взрослого человека. Но, согласно Пиаже, мышление ребенка можно характеризовать как качественно иное, своеобразное и отличительно особенное по своим свойствам. Пиаже разработал свой метод при работе с детьми- метод сбора данных посредством клинической беседы, в ходе которой экспериментатор задает ребенку вопросы или предлагает определенные задания, и получает ответы в свободной форме. Целью клинической беседы является выявление причин, приводящих к возникновению симптомов.

Научное наследие Ж. Пиаже

1. Особенности психики ребёнка

В начальный период своей деятельности Пиаже описал особенности

представлений детей о мире:

  • неразделённость мира и собственного Я ;
  • анимизм (вера в существование души и духов и в одушевлённость всей природы);
  • артификализм (восприятие мира как созданного руками человека).

2. Теория интеллекта

В традиционной психологии детское мышление рассматривалось как более

примитивное, по сравнению с мышлением взрослого человека. Но, согласно Пиаже,

мышление ребенка можно характеризовать как качественно иное, своеобразное и

отличительно особенное по своим свойствам.

Пиаже разработал свой метод при работе с детьми- метод сбора данных

посредством клинической беседы, в ходе которой экспериментатор задает ребенку

вопросы или предлагает определенные задания, и получает ответы в свободной

форме. Целью клинической беседы является выявление причин, приводящих к

возникновению симптомов.

3. Адаптивная природа интеллекта Развитие интеллекта происходит за счет адаптации субъекта к изменяющейся среде. Пиаже ввел понятие равновесия как основную жизненную цель индивида. Источником познания служит активность субъекта, направленная на восстановление гомеостаза. Равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием среды — обеспечивается адаптацией , то есть уравновешивание субъекта с окружающей средой происходит на основе равновесия двух разнонаправленных процессов — ассимиляции и аккомодации . С одной стороны, действие субъекта влияет на окружающие его объекты, а с другой — среда влияет на субъект обратным действием. Биологическое созревание субъекта не является определяющим для развития индивида, оно лишь создает предпосылки развития.

3. Адаптивная природа интеллекта

Развитие интеллекта происходит за счет адаптации субъекта к изменяющейся

среде. Пиаже ввел понятие равновесия как основную жизненную цель индивида.

Источником познания служит активность субъекта, направленная на

восстановление гомеостаза. Равновесие между воздействием организма на среду и

обратным воздействием среды — обеспечивается адаптацией , то есть

уравновешивание субъекта с окружающей средой происходит на основе равновесия

двух разнонаправленных процессов — ассимиляции и аккомодации . С одной

стороны, действие субъекта влияет на окружающие его объекты, а с другой —

среда влияет на субъект обратным действием.

Биологическое созревание субъекта не является определяющим для развития

индивида, оно лишь создает предпосылки развития.

4. Развитие структур интеллекта Развитие психики происходит в процессе социализации. Опыт сохраняется в виде схемы действия. В определенный момент развития ребенка схемы действия превращаются в операции. В своей теории Пиаже описывает интеллект как систему операций. Операции представляют собой интериоризированные умственные действия, скоординированные в систему с другими действиями и обладающие свойствами обратимости, которые обеспечивают сохранение основных свойств объекта. Пиаже описывает интеллектуальное развитие в виде различных группировок, аналогичных математическим группам. Группировка — закрытая и обратимая система, в которой все операции, объединенные в целое, подчиняются 5 критериям:  Комбинативность: А + В = С Обратимость: С — В = А Ассоциативность: (А + В) + С = А + (В + С) Общая операция идентичность: А — А = 0 Тавтология: А + А = А .

4. Развитие структур интеллекта

Развитие психики происходит в процессе социализации. Опыт

сохраняется в виде схемы действия. В определенный момент развития

ребенка схемы действия превращаются в операции.

В своей теории Пиаже описывает интеллект как систему операций.

Операции представляют собой интериоризированные умственные

действия, скоординированные в систему с другими действиями и

обладающие свойствами обратимости, которые обеспечивают

сохранение основных свойств объекта.

Пиаже описывает интеллектуальное развитие в виде различных

группировок, аналогичных математическим группам. Группировка —

закрытая и обратимая система, в которой все операции, объединенные в

целое, подчиняются 5 критериям:

  • Комбинативность: А + В = С
  • Обратимость: С — В = А
  • Ассоциативность: (А + В) + С = А + (В + С)
  • Общая операция идентичность: А — А = 0
  • Тавтология: А + А = А .

5. Развитие мышления ребенка

Мышление ребенка проходит 3 стадии: аутистическое (0-2/3 года), эгоцентрическое

(2/3 -11/12) и социализированное мышление.

Аутистическое мышление — это детские фантазии, грезы, образы.

Характерные черты аутистического мышления:

  • врождено,
  • подчинено принципу удовольствия,
  • бессознательно,
  • не направленно на внешний мир,
  • не приспосабливается под внешние условия.

Эгоцентрическое мышление занимает промежуточный этап между логикой

Аутистической и логикой социализированной, разумной. Переход к

эгоцентрическому мышлению связан с отношениями принуждения — ребенок

начинает соотносить принципы удовольствия и реальности.

Пиаже описывает эгоцентризм как познавательную позицию ребенка в отношении

окружающего мира, когда явления и объекты рассматриваются только по

отношению к себе. Ребенок, находящийся на стадии эгоцентризма, не способен

координировать различные точки зрения на предмет.

Эгоцентрическая мысль остается аутистической по структуре, но в данном

случае интересы ребенка не направлены исключительно на удовлетворение

органических потребностей или потребностей игры, как это происходит в случае

аутистической мысли, а направлены также и на умственное приспособление,

которое, в свою очередь, подобно мысли взрослого человека.

Синкретизм рассматривается Ж. Пиаже как прямой результат детского эгоцентризма и является основной характеристикой детского мышления, которая объясняет неспособность ребенка к логическому рассуждению из-за тенденции заменять синтез соположением. Пиаже считал, что стадии развития мышления отражаются через нарастание коэффициента эгоцентрической речи (коэффициент эгоцентрической речи = отношение эгоцентрических высказываний к общему количеству высказываний). Согласно теории Ж. Пиаже эгоцентрическая речь не выполняет коммуникативной функции, для ребенка важен лишь интерес со стороны собеседника, но он не пытается встать на сторону собеседника. От 3 до 5 лет коэффициент эгоцентрической речи нарастает, далее происходит его снижение, примерно до 12 лет. В 7- 12 лет происходит вытеснение эгоцентризма из сферы восприятия. Характеристики социализированного мышления : подчинено принципу реальности, формируется прижизненно, направлено на познание и преобразование внешнего мира, выражено в речи.

Синкретизм рассматривается Ж. Пиаже как прямой результат детского

эгоцентризма и является основной характеристикой детского мышления,

которая объясняет неспособность ребенка к логическому рассуждению

из-за тенденции заменять синтез соположением.

Пиаже считал, что стадии развития мышления отражаются через

нарастание коэффициента эгоцентрической речи (коэффициент

эгоцентрической речи = отношение эгоцентрических высказываний к

общему количеству высказываний). Согласно теории Ж. Пиаже

эгоцентрическая речь не выполняет коммуникативной функции, для

ребенка важен лишь интерес со стороны собеседника, но он не пытается

встать на сторону собеседника. От 3 до 5 лет коэффициент

эгоцентрической речи нарастает, далее происходит его снижение,

примерно до 12 лет.

В 7- 12 лет происходит вытеснение эгоцентризма из сферы восприятия.

Характеристики социализированного мышления :

  • подчинено принципу реальности,
  • формируется прижизненно,
  • направлено на познание и преобразование внешнего мира,
  • выражено в речи.

6. Виды речи

Пиаже разделяет детскую речь на две большие группы: эгоцентрическая речь и

социализированная речь .

Эгоцентрическая речь, по мнению Ж. Пиаже, является таковой, потому что

ребенок говорит лишь о себе, не пытаясь встать на место собеседника. У

ребенка нет цели воздействовать на собеседника, донести до него какую-то

мысль или идею, важен лишь видимый интерес собеседника.

Ж. Пиаже делит эгоцентрическую речь на три категории: повторение, монолог и «монолог вдвоем».

  • Повторение (эхолалия). Речь и идет лишь о повторении слов и слогов, ребенку просто нравится их повторять, при этом не преследуется ни цели обращения к кому-то, ни цели осмысленного произношения.
  • Монолог. Ребенок говорит сам с собой, он будто думает вслух. Он ни к кому не обращается. Для ребенка слово является близким к действию, в отличие от взрослых людей.
  • Монолог вдвоем или коллективный монолог. «Внутреннее противоречие этого названия хорошо демонстрирует парадоксальность детских разговоров, во время которых каждый приобщает другого к своей мысли или действию в данный момент, но не заботится о том, чтобы и, в самом деле, быть услышанным или понятым. Позиция собеседника никогда не принимается в расчет, собеседник — только возбудитель».

Нарастание коэффициента эгоцентрической речи происходит от 3 до 5 лет, но после, независимо от среды и внешних факторов, коэффициент эгоцентрической речи начинает уменьшаться. Таким образом, эгоцентризм уступает место децентрации, а эгоцентрическая речь уступает место социализированной. Социализированная речь, в отличие от эгоцентрической, выполняет конкретную функцию сообщения, коммуникативного воздействия. Последовательность развития речи и мышления, согласно теории Ж. Пиаже, находятся в следующей последовательности: вначале возникает внеречевое аутистическое мышление, которое сменяет эгоцентрическая речь и эгоцентрическое мышление, после «отмирания» которых и рождаются социализированная речь и логическое мышление.

Нарастание коэффициента эгоцентрической речи происходит от 3 до 5

лет, но после, независимо от среды и внешних факторов, коэффициент

эгоцентрической речи начинает уменьшаться. Таким образом,

эгоцентризм уступает место децентрации, а эгоцентрическая речь

уступает место социализированной. Социализированная речь, в отличие

от эгоцентрической, выполняет конкретную функцию сообщения,

коммуникативного воздействия.

Последовательность развития речи и мышления, согласно теории Ж.

Пиаже, находятся в следующей последовательности: вначале возникает

внеречевое аутистическое мышление, которое сменяет эгоцентрическая

речь и эгоцентрическое мышление, после «отмирания» которых и

рождаются социализированная речь и логическое мышление.

Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже В соответствии с теорией интеллекта Жана Пиаже интеллект человека проходит в своём развитии несколько основных стадий. период сенсо-моторного интеллекта (от рождения до 2 лет); период подготовки и организации конкретных операций (от 2 до 11 лет), в котором выделены подпериод  дооперациональных представлений (от 2 до 7 лет) и подпериод  конкретных  операций (от 7 до 11 лет); период формальных операций (с 11 лет приблизительно до 15)

Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже

В соответствии с теорией

интеллекта Жана Пиаже интеллект

человека проходит в своём развитии

несколько основных стадий.

  • период сенсо-моторного интеллекта (от рождения до 2 лет);
  • период подготовки и организации конкретных операций (от 2 до 11 лет), в котором выделены подпериод дооперациональных представлений (от 2 до 7 лет) и подпериод конкретных операций (от 7 до 11 лет);
  • период формальных операций (с 11 лет приблизительно до 15)
Таблица 1

Таблица 1

Язык и мышление Что касается соотношения языка и мышления в когнитивном развитии, Пиаже полагает, что «язык не полностью объясняет мышление, поскольку структуры, которые характеризуют это последнее, уходят своими корнями в действие и в сенсомоторные механизмы более глубокие, чем языковая реальность. Но всё же очевидно, что чем более сложными становятся структуры мышления, тем более необходимым для завершения их обработки является язык. Следовательно, язык — это необходимое, но не достаточное условие построения логических операций».

Язык и мышление

Что касается соотношения языка и мышления в когнитивном развитии, Пиаже

полагает, что «язык не полностью объясняет мышление, поскольку структуры,

которые характеризуют это последнее, уходят своими корнями в действие и в

сенсомоторные механизмы более глубокие, чем языковая реальность. Но всё же

очевидно, что чем более сложными становятся структуры мышления, тем более

необходимым для завершения их обработки является язык.

Следовательно, язык — это необходимое, но не достаточное условие построения

логических операций».

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!