Вариант № 1
1. Задание
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Анфлераж хорош тем, что можно извлечь эфирное масло, не подвергая сами растения или предметы, содержащие пахучие вещества, термической обработке.
2) Анфлераж, обладающий некоторыми преимуществами по сравнению с другими способами получения эфирных масел, требует больших затрат времени и сырья, поэтому на сегодняшний день в парфюмерии не используется.
3) Главным преимуществом анфлеража является то, что растения или предметы, из которых получают аромат, не нужно подвергать термической обработке.
4) Несмотря на все плюсы анфлеража, этот способ получения эфирных масел сегодня не используется, поскольку он требует большого количества времени и сырья.
5) Анфлераж — это процесс, который основан на использовании чистого жира и при котором растения или предметы не подвергаются термообработке.
(1)Одним из способов получения эфирных масел является анфлераж, который основан на использовании очищенного жира, позволяющего впитывать эфирные масла. (2)Этот процесс хорош тем, что можно извлечь эфирное масло, не подвергая сами растения или предметы, содержащие пахучие вещества, термической обработке. (3) в наше время анфлераж в парфюмерии не используется, так как он требует больших затрат времени и сырья. |
Пояснение.
1) Ответ под номером 1 содержит неполную информацию: ничего не сказано о том, что анфлераж в наше время не используется из-за затратности.
2) Ответ под номером 2 содержит главную информацию.
3) Ответ под номером 3 содержит неполную информацию.
4) Ответ под номером 4 содержит главную информацию.
5) Ответ под номером 5 содержит неполную информацию: ничего не сказано о том, что анфлераж в наше время не используется из-за затратности.
Ответ: 24|42.
13779
24|42
2. Задание
Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении.
Пояснение.
Приведём верное написание.
(2)Этот процесс хорош тем, что можно извлечь эфирное масло, не подвергая сами растения или предметы, содержащие пахучие вещества, термической обработке. (3) в наше время анфлераж в парфюмерии не используется, так как он требует больших затрат времени и сырья.
Ответ: однако|но
14359
однако|но
3. Задание 3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВРЕМЯ. Определите, в каком значении это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ВРЕМЯ, ср.
1) В философии: объективная форма существования бесконечно развивающейся материи. Вне времени и пространства движение материи невозможно.
2) Пора дня, года. Вечернее в. В. детское (взрослым ещё рано ложиться спать; разг.). Дождливое в. Времена года (зима, весна, лето, осень).
3) Подходящая, благоприятная, удобная пора. Всему своё в.
4) Определённый момент, (непродолжительный по своей длительности), в который произошло, произойдёт или происходит что-н. В. обеда.
5) Период, эпоха. В. великих географических открытий.
Пояснение.
В третьем предложении текста слово «время» употреблено в значении №5:
5) Период, эпоха. В. великих географических открытий.
Ответ: 5
13781
5
4. Задание
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
лгалА
клАла
отозвалАсь
намерЕние
(мясные) блЮда
Пояснение.
Ошибка допущена в слове «намерЕние». Верно: намЕрение, как и в причастиях намЕрена, намЕренный и др. например, Она намЕрена это сделать. Или Сделать с намЕренной грубостью.
Ответ: намерение.
1065
намерение
Актуальность: 2016 — 2017
Сложность: повышенная
Раздел кодификатора: Орфоэпические нормы
Правило: Постановка ударения. Задание 4.
5. Задание
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Понять ОТЛИЧИЕ романа от повести несложно.
Перед ребятами выступил ПРИЗНАННЫЙ художник, картины которого известны.
Одна из ветвей государственной власти — ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ.
ПРИНИЗИТЬ значение образования и воспитания пытались уже неоднократно.
Наше производство ПРЕТЕРПЕЛО некоторое преобразование.
Пояснение.
Ошибка допущена в предложении Одна из ветвей государственной власти — исполнительская.
По контексту подразумевается ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ —приводящий в исполнение решение, постановление; практически осуществляющий управление чем-нибудь (книжн. офиц.). Исполнительная власть.
Ответ: исполнительная.
192
исполнительная
Актуальность: 2016 — 2017
Сложность: обычная
Правило: Употребление паронимов. Задание 5
6. Задание
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Объектом исследования является процесс анализа, разбора произведений различных жанров в старшей школе.
Пояснение.
Приведём верное написание.
Объектом исследования является процесс анализа (ИЛИ: разбора) произведений различных жанров в старшей школе.
Слова: «анализ» и «разбор» являются синонимами, поэтому употребление их в одном предложении является плеоназмом.
Ответ: анализа|разбора.
13665
анализа|разбора
7. Задание
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ИХ проблемы
пара ТУФЛЕЙ
в ПЯТИСТАХ случаях
БОЛЕЕ СЛАБЫЙ ученик
ОБЕИХ спортсменок
Пояснение.
Неверно: пара туфлей. Корректно: пара туфель.
Ответ: туфель.
4978
туфель
Правило: Морфологические нормы словообразования и словоизменения. Задание 6.
8. Задание
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) ошибка в построении предложения с однородными членами Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) неправильное построение предложения с косвенной речью Г) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм Д) ошибка в употреблении имени числительного | | -
Кто бы ни изучал биографию Пушкина, подчёркивал, что его поэтический талант необычайно расцветал в осеннюю пору. -
Поутру обои подруги отправились в институт, чтобы пересдать экзамен. -
В одном из старинных домов, сохранившихся в центре Москвы, бывали великие русские поэты и писатели, композиторы и художники. -
Организм человека, в котором работают сложные биохимические механизмы, требуют ежедневного поступления необходимых питательных веществ. 5) Мы взяли с собой нехитрую еду: вымоченная накануне в молоке просоленная рыба, вареная картошка, маринованные огурцы. 6) Древнегреческий философ Платон узнал об Атлантиде от своего деда Крития, который, в свою очередь, прослышал об этом от «мудреца мудрецов» Солона. 7) Незнакомец спросил у прохожего, «как мне добраться к вокзалу.» 8) Артём очень любит своего четвероногого друга, появившегося в его жизни столь загадочным образом, и позаботится о нём 9) Пьеса Горького «На дне», которая была написана в 1902 году, изображала жизнь «бывших людей». |
1942
54782
Актуальность: Используется в 2015—2017 году
Сложность: высокая
Раздел кодификатора: Синтаксические нормы согласования и управления
Правило: Правила выполнения задания 7
9. Задание
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) в..стибюль, инж..нер
2) оскв..рнить, в..негрет
3) предпол..гать, побл..днел
4) ф..нтан, б..лкон
5) р..внина, р..весник
Пояснение.
Приведём верное написание:
1. вестибюль, инженер — НГ
2. осквернить (сквЕрно) — ПГ, винегрет — НГ
3. предполагать — ЧГ, побледнел (блЕдный) — ПГ
4. фонтан, балкон — НГ
5. равнина, ровесник — ЧГ
Ответ: 14.
14534
14|41
10. Задание
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пре..чувствовать, о..крутить, по..ставить;
2) раз..чаровать, с..брать, с..трудник;
3) кон..юнктура, с..ёжиться, в..елся;
4) беспр..станно, сопр..частность, пр..дворный;
5) спец..нструмент, пост..мпрессионизм, пред..юльский.
Пояснение.
Приведем верное написание.
1. предчувствовать, открутить, подставить;
2. разочаровать, собрать, сотрудник;
3. конъюнктура, съёжиться, въелся;
4. беспрестанно, сопричастность, придворный;
5. специнструмент, постимпрессионизм, предыюльский.
Ответ: 23.
14578
23|32
11. Задание
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) буш..вать, зно..н
2) подп..вать, удосто..н
3) высок..нький, лёг..нький
4) разглаж..вающий, кле..вой
5) ландыш..вый, лен..вый
Пояснение.
Приведем верное написание:
1. бушевать — перед безударным ВА пишем Е, зноен — краткое прилагательное
2. подпевать — перед безударным ВА пишем Е, удостоен — краткое прилагательное
3. высоконький, лёгонький — ОНЬК− после Г, К, Х
4. разглаживающий — в 1-м лице ИВА сохраняется, клеевой — суф. ЕВ, всегда безударный в прилагательных
5. ландышевый — суф. ЕВ, всегда безударный в прилагательных, ленивый — под ударением
Ответ: 123.
14659
123|132|231|213|321|312
12. Задание
Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) стро..тся (дом), подозрева..мый
2) труд..тся (электрики), броса..т (игроки)
3) леле..щая, пар..т (облака)
4) кат..тся (шар), вид..мый
5) лет..щий, постав..т (архитекторы)
Пояснение.
1. строится (дом) — 2 спр., подозреваемый — от глагола 1 спр.
2. трудятся (электрики) — 2 спр., бросают (игроки) — 1 спр.
3. лелеющая — от глагола 1 спр., парят (облака) — 2 спр.
4. катится (шар) — 2 спр., видимый — от глагола 2 спр.
5. летящий — от глагола 2 спр., поставят (архитекторы) — 2 спр.
Ответ: 45.
14496
45|54
13. Задание
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Громадный кран так вздрагивал, будто он был (не)стальной, а бамбуковый.
Река тянулась вдоль (не)высокого обрывистого берега.
Разговаривать им больше (не)о чем.
Никто (не)отзывался.
(Не)место красит человека, а человек место.
Пояснение.
Приведем верное написание:
Громадный кран так вздрагивал, будто он был не стальной, а бамбуковый.
Река тянулась вдоль невысокого обрывистого берега.
Разговаривать им больше не о чем.
Никто не отзывался.
Не место красит человека, а человек место.
Ответ: НЕВЫСОКОГО.
739
невысокого
Актуальность: Используется в 2015—2017 году
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание НЕ и НИ.
Правило: Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи.Задание 12
14. Задание
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)СКОРЕ наша лодка вышла на самую середину реки; когда за изгибом показался хуторок, одна из сидящих в лодке женщин склонила голову (НА)БОК и тихо запела.
Мой проводник снял с себя мокрую одежду, завернулся в сухое одеяло и сказал, ЧТО(БЫ) я сделал ТО(ЖЕ) самое.
(НА)ПРОТЯЖЕНИИ нескольких лет мы с отцом собирали монеты, ТАК(ЧТО) у нас получилась впечатляющая коллекция.
Перед выездом Олег решил ВСЁ(ТАКИ) сообщить родителям о своём скором прибытии, дабы не застать их (В)РАСПЛОХ.
Васютка хотел сделать сюрприз для мамы (ПО)НАСТОЯЩЕМУ неожиданным, ПО(ЭТОМУ) всю подготовку хранил в секрете.
Пояснение.
Определим предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскроем скобки и выпишем эти два слова.
ВСКОРЕ наша лодка вышла на самую середину реки; когда за изгибом показался хуторок, одна из сидящих в лодке женщин склонила голову НАБОК и тихо запела.
Мой проводник снял с себя мокрую одежду, завернулся в сухое одеяло и сказал, ЧТОБЫ я сделал ТО ЖЕ самое.
НА ПРОТЯЖЕНИИ нескольких лет мы с отцом собирали монеты, ТАК ЧТО у нас получилась впечатляющая коллекция.
Перед выездом Олег решил ВСЁ−ТАКИ сообщить родителям о своём скором прибытии, дабы не застать их ВРАСПЛОХ.
Васютка хотел сделать сюрприз для мамы ПО−НАСТОЯЩЕМУ неожиданным, ПОЭТОМУ всю подготовку хранил в секрете.
Ответ: вскоре, набок.
10770
вскоренабок|набоквскоре
Актуальность: Используется в 2015—2017 году
Сложность: обычная
Правило: Слитное, раздельное и дефисное написание слов. Задание 13.
15. Задание
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Когда художники увидели присла(1)ую из Ялты картину Фёдора Васильева «Мокрый луг», они были потрясе(2)ы: чистая зелень травы, невида(3)ый свет, лёгкий ветерок говорили о необыкнове(4)ом таланте автора.
Пояснение.
Приведем верное написание.
Когда художники увидели прислаННую из Ялты картину Фёдора Васильева «Мокрый луг», они были потрясеНы: чистая зелень травы, невидаННый свет, лёгкий ветерок говорили о необыкновеННом таланте автора.
В этом предложении:
прислаННую — полное причастие с приставкой и зависимым словом;
потрясеНы — краткое причастие всегда с Н;
невидаННый — прилагательное, образованное от глагола несовершенного вида, без приставок и зависимых слов (надо запомнить); приставка «не» не считается приставкой, влияющей на вид. Это— слово исключение, наряду с «нежданный», «негаданный» и других. Все они есть в правиле к заданию.
необыкновеННом — прилагательное, образованное от существительного ОБЫКНОВЕНИЕ с основой на Н при помощи суффикса Н.
Ответ: 134.
1533
134
Правило: Написание Н и НН в словах разных частей речи. Задание 14.
16. Задание
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели.
2) Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами.
3) На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.
4) Представители интеллигенции стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.
5) Миф об эффективности детектора лжи изо всех сил поддерживается как самими полиграфологами так
и прочими заинтересованными структурами.
Пояснение.
Приведём верное написание.
1)О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели.
2)Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами.
3)На клумбе были посажены яркие маки, и нежные тюльпаны, и мохнатые ноготки. См. Правило15.1.3. При различных комбинациях союзного и бессоюзного сочетания однородных членов предложения соблюдается правило: если однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды, то запятая ставится между всеми однородными членами.
4)Представители интеллигенции стремились к смысловой точности и выразительности речи, боролись против искажения и засорения родного языка.
5)Миф об эффективности детектора лжи изо всех сил поддерживается как самими полиграфологами, так
и прочими заинтересованными структурами.
Одна запятая необходима:
в 4 предложении: его однородные сказуемые СТРЕМИЛИСЬ и БОРОЛИСЬ разделяются запятой;
в 5: союз КАК..., ТАК И.
Ответ:4 и 5
1923
45|54
Актуальность: 2016 — 2017
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Знаки препинания в ССП и предложении с однородными членами
Правило: Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами. Задание 15.
17. Задание
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Спокойная величавая река с точками лодок и их пропадающими следами расстилалась между берегами и уходила вперёд (1) сжимаясь меж громадными уступами скал (2) и затем исчезала (3) в ярко зеленеющих (4) долинах.
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
Спокойная величавая река с точками лодок и их пропадающими следами расстилалась между берегами и уходила вперёд, сжимаясь меж громадными уступами скал, и затем исчезала в ярко зеленеющих долинах.
Запятые под номерами 1 и 2 выделяют деепричастный оборот.
Ответ: 1, 2.
9898
12|21
Источник: ЕГЭ — 2015. Досрочная волна
Правило: Обособление определений и обстоятельств. Задание 16.
18. Задание
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так (1)воспитаньем(2) слава богу(3)
У нас немудрено блеснуть.
Онегин был(4) по мненью многих(5)
(Судей решительных и строгих)(6)
Ученый малый, но педант.
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре (7)
Коснуться (8) до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм.
(Александр Пушкин)
Пояснение.
Приведем верное написание.
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
Онегин был, по мненью многих
(Судей решительных и строгих),
Ученый малый, но педант.
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм.
«Так» — это в данном тексте не вводное слово, это наречие.
Запятые 2 и 3 для вводного слова; 4 и 6 также для вводного слова.
Обратите внимание, почему нет цифры: 5в скобках дано вставное предложение, а после него уже запятая.
Ответ: 2346
515
2346
Актуальность: Текущий учебный год
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
Правило: Вводные слова и обращение. Задание 17 ЕГЭ.
19. Задание
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Кабинет представлял собой высокую угловую комнату, выходившую двумя окнами в тенистый сад (1) из-за разорванной линии (2) которого (3) виднелись полоса заводского пруда (4) и контуры грудившихся гор.
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
[Кабинет представлял собой высокую угловую комнату, выходившую двумя окнами в тенистый сад], (1) (из-за разорванной линии (2) которого (3) виднелись полоса заводского пруда (4) и контуры грудившихся гор).
Запятые нужны только для границы придаточного предложения. Обратите внимание, в придаточном однородные подлежащие, запятой нет.
Ответ: 1.
12565
1
Правило: Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Задание 18.
20. Задание
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Князя в имении не ждали (1) так как никто не знал (2) приедет ли он (3) и (4) поэтому его появление стало для всех неожиданностью.
Пояснение.
Приведём верное написание.
Князя в имении не ждали, так как никто не знал, приедет ли он, и поэтому его появление стало для всех неожиданностью.
Запятые должны стоять на первом и втором местах: это запятые, показывающие границы придаточных частей «так как никто не знал» и «приедет ли он».
Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 3.
1736
123
Правило: Знаки препинания в предложении с разными видами связи. 19 ЕГЭ
21. Задание
Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Слово «заря» — одно из прекраснейших слов русского языка. 2) Оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. 3) Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. 4) Мы часто путаем два понятия: закат солнца и вечернюю зарю. 5) Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край земли. 6) Тогда она овладевает меркнущим небом, разливая по нему множество чистых красок и медленно переходя в поздние сумерки и в ночь. 7) Кричат в кустах коростели, бьют перепела, гудит выпь, горят первые звёзды, а заря еще долго дотлевает над далями и туманами.
Пояснение.
В предложениях 2 и 5 запятая между основами в сложноподчиненном предложении.
14118
25
22. Задание
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Чтобы стать кремнем, необходимо было попасть в пучину и пережить её трудности.
2) Кремень не зазнался, а на самом деле привык жить в бурной стихии, полюбил её.
3) Старый Камень тоже мечтал вновь стать сильным, как Кремень.
4) Комья глины не отпустили Растрескавшийся Камень в море.
5) Рассказывать о геройстве, превращаясь в труху, и быть героем, преодолевая сложности—разные вещи.
Два камня
(1)У самого берега лежали два камня − два неразлучных и давних приятеля. (2) Целыми днями грелись они в лучах южного солнца и, казалось, счастливы были, что море шумит в стороне и не нарушает их спокойного и мирного уюта.
(3)Но вот однажды, когда разгулялся на море шторм, кончилась дружба двух приятелей: одного из них подхватила забежавшая на берег волна и унесла с собой далеко в море. (4)Другой камень, уцепившись за гнилую корягу, сумел удержаться на берегу и долго не мог прийти в себя от страха. (5)А когда немного успокоился, нашёл себе новых друзей. (6)Это были старые, высохшие и потрескавшиеся от времени комья глины. (7)Они с утра до вечера слушали рассказы Камня о том, как он рисковал жизнью, какой подвергался опасности во время бури. (8)И, ежедневно повторяя им эту историю, Камень, в конце концов, почувствовал себя героем.
(9)Шли годы. (10)Под лучами жаркого солнца Камень и сам растрескался и уже почти ничем не отличался от своих друзей − комьев глины. (11)Но вот набежавшая волна выбросила на берег блестящий Кремень, каких ещё не видали в этих краях.
(12)− Здравствуй, дружище! − крикнул он Растрескавшемуся Камню.
(13)Старый Камень был удивлён.
(14)− Извините, я вас впервые вижу.
(15)− Эх, ты! (16)Впервые вижу! (17)Забыл, что ли, сколько лет провели мы вместе на этом берегу, прежде чем меня унесло в море?
(18)И он рассказал своему старому другу, что ему пришлось пережить в морской пучине и как всё-таки там было здорово, интересно.
(19)− Пошли со мной! − предложил Кремень. (20)− Ты увидишь настоящую жизнь, узнаешь настоящие бури.
(21)Но его друг, Растрескавшийся Камень, посмотрел на комья глины, которые при слове «бури» готовы были совсем рассыпаться от страха, и сказал:
(22)− Нет, это не по мне. (23)Я и здесь прекрасно устроен.
(24)−Что ж, как знаешь! − Кремень вскочил на подбежавшую волну и умчался
в море.
(25)Долго молчали все оставшиеся на берегу. (26)Наконец Растрескавшийся
Камень сказал:
(27)− Повезло ему, вот и зазнался. (28)Разве стоило ради него рисковать жизнью?
(29)Где же правда? (30)Где справедливость? (31)И комья глины согласились с ним, что справедливости в жизни нет.
(По Ф. Д. Кривину*)
*Феликс Давидович Кривин (род. в 1928 г. в городе Мариуполе) – русский, советский писатель, поэт, прозаик. Феликс Кривин – автор десятков книг, выходивших с начала 1960-х годов в различных издательствах Советского Союза. Сотрудничал с Аркадием Райкиным, для которого писал интермедии. В 1998 г. выехал на постоянное место жительства в Израиль.
Пояснение.
Высказывание 1) подтверждается предложением №18.
Высказывание 2) подтверждается предложением №20.
Высказывание 3) противоречит предложениями №22-23.
Высказывание 4) противоречит предложению №21.
Высказывание 5) подтверждается содержанием всего текста.
Ответ: 125
3127
125
Актуальность: 2016 — 2017
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Смысловая и композиционная целостность текста.
23. Задание
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Содержание предложений 2 и 3 противопоставлено.
2) Предложение 6 поясняет, дополняет содержание предложения 5.
3) Предложения 25–31 содержат описание.
4) Предложения 1–5 содержат повествование.
5) Предложение 31 содержит вывод из 30.
Два камня
(1)У самого берега лежали два камня − два неразлучных и давних приятеля. (2) Целыми днями грелись они в лучах южного солнца и, казалось, счастливы были, что море шумит в стороне и не нарушает их спокойного и мирного уюта.
(3)Но вот однажды, когда разгулялся на море шторм, кончилась дружба двух приятелей: одного из них подхватила забежавшая на берег волна и унесла с собой далеко в море. (4)Другой камень, уцепившись за гнилую корягу, сумел удержаться на берегу и долго не мог прийти в себя от страха. (5)А когда немного успокоился, нашёл себе новых друзей. (6)Это были старые, высохшие и потрескавшиеся от времени комья глины. (7)Они с утра до вечера слушали рассказы Камня о том, как он рисковал жизнью, какой подвергался опасности во время бури. (8)И, ежедневно повторяя им эту историю, Камень, в конце концов, почувствовал себя героем.
(9)Шли годы. (10)Под лучами жаркого солнца Камень и сам растрескался и уже почти ничем не отличался от своих друзей − комьев глины. (11)Но вот набежавшая волна выбросила на берег блестящий Кремень, каких ещё не видали в этих краях.
(12)− Здравствуй, дружище! − крикнул он Растрескавшемуся Камню.
(13)Старый Камень был удивлён.
(14)− Извините, я вас впервые вижу.
(15)− Эх, ты! (16)Впервые вижу! (17)Забыл, что ли, сколько лет провели мы вместе на этом берегу, прежде чем меня унесло в море?
(18)И он рассказал своему старому другу, что ему пришлось пережить в морской пучине и как всё-таки там было здорово, интересно.
(19)− Пошли со мной! − предложил Кремень. (20)− Ты увидишь настоящую жизнь, узнаешь настоящие бури.
(21)Но его друг, Растрескавшийся Камень, посмотрел на комья глины, которые при слове «бури» готовы были совсем рассыпаться от страха, и сказал:
(22)− Нет, это не по мне. (23)Я и здесь прекрасно устроен.
(24)−Что ж, как знаешь! − Кремень вскочил на подбежавшую волну и умчался
в море.
(25)Долго молчали все оставшиеся на берегу. (26)Наконец Растрескавшийся
Камень сказал:
(27)− Повезло ему, вот и зазнался. (28)Разве стоило ради него рисковать жизнью?
(29)Где же правда? (30)Где справедливость? (31)И комья глины согласились с ним, что справедливости в жизни нет.
(По Ф. Д. Кривину*)
*Феликс Давидович Кривин (род. в 1928 г. в городе Мариуполе) – русский, советский писатель, поэт, прозаик. Феликс Кривин – автор десятков книг, выходивших с начала 1960-х годов в различных издательствах Советского Союза. Сотрудничал с Аркадием Райкиным, для которого писал интермедии. В 1998 г. выехал на постоянное место жительства в Израиль.
Пояснение.
1) Содержание предложений 2 и 3 противопоставлено.
2) Предложение 6 поясняет, дополняет содержание предложения 5.
3) Предложения 25–31 содержат описание. Неверно
4) Предложения 1–5 содержат повествование.
5) Предложение 31 содержит вывод из 30.Неверно.
Ответ: 124
3128
124
Актуальность: 2016 — 2017
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Функционально-смысловые типы речи
24. Задание
Из предложения 4 выпишите фразеологизм.
Два камня
(1)У самого берега лежали два камня − два неразлучных и давних приятеля. (2) Целыми днями грелись они в лучах южного солнца и, казалось, счастливы были, что море шумит в стороне и не нарушает их спокойного и мирного уюта.
(3)Но вот однажды, когда разгулялся на море шторм, кончилась дружба двух приятелей: одного из них подхватила забежавшая на берег волна и унесла с собой далеко в море. (4)Другой камень, уцепившись за гнилую корягу, сумел удержаться на берегу и долго не мог прийти в себя от страха. (5)А когда немного успокоился, нашёл себе новых друзей. (6)Это были старые, высохшие и потрескавшиеся от времени комья глины. (7)Они с утра до вечера слушали рассказы Камня о том, как он рисковал жизнью, какой подвергался опасности во время бури. (8)И, ежедневно повторяя им эту историю, Камень, в конце концов, почувствовал себя героем.
(9)Шли годы. (10)Под лучами жаркого солнца Камень и сам растрескался и уже почти ничем не отличался от своих друзей − комьев глины. (11)Но вот набежавшая волна выбросила на берег блестящий Кремень, каких ещё не видали в этих краях.
(12)− Здравствуй, дружище! − крикнул он Растрескавшемуся Камню.
(13)Старый Камень был удивлён.
(14)− Извините, я вас впервые вижу.
(15)− Эх, ты! (16)Впервые вижу! (17)Забыл, что ли, сколько лет провели мы вместе на этом берегу, прежде чем меня унесло в море?
(18)И он рассказал своему старому другу, что ему пришлось пережить в морской пучине и как всё-таки там было здорово, интересно.
(19)− Пошли со мной! − предложил Кремень. (20)− Ты увидишь настоящую жизнь, узнаешь настоящие бури.
(21)Но его друг, Растрескавшийся Камень, посмотрел на комья глины, которые при слове «бури» готовы были совсем рассыпаться от страха, и сказал:
(22)− Нет, это не по мне. (23)Я и здесь прекрасно устроен.
(24)−Что ж, как знаешь! − Кремень вскочил на подбежавшую волну и умчался
в море.
(25)Долго молчали все оставшиеся на берегу. (26)Наконец Растрескавшийся
Камень сказал:
(27)− Повезло ему, вот и зазнался. (28)Разве стоило ради него рисковать жизнью?
(29)Где же правда? (30)Где справедливость? (31)И комья глины согласились с ним, что справедливости в жизни нет.
(По Ф. Д. Кривину*)
*Феликс Давидович Кривин (род. в 1928 г. в городе Мариуполе) – русский, советский писатель, поэт, прозаик. Феликс Кривин – автор десятков книг, выходивших с начала 1960-х годов в различных издательствах Советского Союза. Сотрудничал с Аркадием Райкиным, для которого писал интермедии. В 1998 г. выехал на постоянное место жительства в Израиль.
Пояснение.
В предложении 4 употреблен фразеологизм: не мог прийти в себя от страха.
Ответ: прийти в себя
3129
прийти в себя
Актуальность: 2016 — 2017
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Лексическое значение слова
25. Задание
Среди предложений 3–7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Два камня
(1)У самого берега лежали два камня − два неразлучных и давних приятеля. (2) Целыми днями грелись они в лучах южного солнца и, казалось, счастливы были, что море шумит в стороне и не нарушает их спокойного и мирного уюта.
(3)Но вот однажды, когда разгулялся на море шторм, кончилась дружба двух приятелей: одного из них подхватила забежавшая на берег волна и унесла с собой далеко в море. (4)Другой камень, уцепившись за гнилую корягу, сумел удержаться на берегу и долго не мог прийти в себя от страха. (5)А когда немного успокоился, нашёл себе новых друзей. (6)Это были старые, высохшие и потрескавшиеся от времени комья глины. (7)Они с утра до вечера слушали рассказы Камня о том, как он рисковал жизнью, какой подвергался опасности во время бури. (8)И, ежедневно повторяя им эту историю, Камень, в конце концов, почувствовал себя героем.
(9)Шли годы. (10)Под лучами жаркого солнца Камень и сам растрескался и уже почти ничем не отличался от своих друзей − комьев глины. (11)Но вот набежавшая волна выбросила на берег блестящий Кремень, каких ещё не видали в этих краях.
(12)− Здравствуй, дружище! − крикнул он Растрескавшемуся Камню.
(13)Старый Камень был удивлён.
(14)− Извините, я вас впервые вижу.
(15)− Эх, ты! (16)Впервые вижу! (17)Забыл, что ли, сколько лет провели мы вместе на этом берегу, прежде чем меня унесло в море?
(18)И он рассказал своему старому другу, что ему пришлось пережить в морской пучине и как всё-таки там было здорово, интересно.
(19)− Пошли со мной! − предложил Кремень. (20)− Ты увидишь настоящую жизнь, узнаешь настоящие бури.
(21)Но его друг, Растрескавшийся Камень, посмотрел на комья глины, которые при слове «бури» готовы были совсем рассыпаться от страха, и сказал:
(22)− Нет, это не по мне. (23)Я и здесь прекрасно устроен.
(24)−Что ж, как знаешь! − Кремень вскочил на подбежавшую волну и умчался
в море.
(25)Долго молчали все оставшиеся на берегу. (26)Наконец Растрескавшийся
Камень сказал:
(27)− Повезло ему, вот и зазнался. (28)Разве стоило ради него рисковать жизнью?
(29)Где же правда? (30)Где справедливость? (31)И комья глины согласились с ним, что справедливости в жизни нет.
(По Ф. Д. Кривину*)
*Феликс Давидович Кривин (род. в 1928 г. в городе Мариуполе) – русский, советский писатель, поэт, прозаик. Феликс Кривин – автор десятков книг, выходивших с начала 1960-х годов в различных издательствах Советского Союза. Сотрудничал с Аркадием Райкиным, для которого писал интермедии. В 1998 г. выехал на постоянное место жительства в Израиль.
Пояснение.
Личные местоимения чаще всего ОН, ОНО, ОНИ, ОНА заменяют существительные в предыдущем предложении. В предложении 7 местоимение ОНИ заменяет из предыдущего предложенрия «комья глины».
3136
7
Правило: Средства связи предложений в тексте. Задание 23
26. Задание
Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Перед нами своеобразная басня-сказка в прозе. Естественно, что ведущим приёмом текста является (А)_____ : под пером автора предметы оживают, вступают в общение друг с другом, что передано с помощью (Б)_____ (предложения 12–17, 22–24). Обыгрывая присущие своим персонажам свойства и качества, Кривин заставляет читателя задуматься над «человеческим» смыслом этой истории. Так, авторская оценка персонажей выражена с помощью (В)_____ («Кремень» — «Растрескавшийся Камень»). Для характеристики героев использовано и такое лексическое средство выразительности, как (Г)_____ («старые, высохшие и потрескавшиеся комья глины»). Прочитав философскую сказку Феликса Кривина, каждый должен задуматься о своём отношении к жизни.
Список терминов:
1) ряд однородных членов
2) олицетворение
3) метонимия
4) эпитеты
5) звукопись
6) вопросно-ответная форма изложения
7) диалог
8) антитеза
9) восклицательные предложения
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
3137
2784
Правило: Языковые средства выразительности.Задание 24
27. Задание
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант № 1. Ответы
1. Задание
Пояснение.
1) Ответ под номером 1 содержит неполную информацию: ничего не сказано о том, что анфлераж в наше время не используется из-за затратности.
2) Ответ под номером 2 содержит главную информацию.
3) Ответ под номером 3 содержит неполную информацию.
4) Ответ под номером 4 содержит главную информацию.
5) Ответ под номером 5 содержит неполную информацию: ничего не сказано о том, что анфлераж в наше время не используется из-за затратности.
Ответ: 24|42.
Ответ: 24|42
13779
24|42
2. Задание Пояснение.
Приведём верное написание.
(2)Этот процесс хорош тем, что можно извлечь эфирное масло, не подвергая сами растения или предметы, содержащие пахучие вещества, термической обработке. (3) в наше время анфлераж в парфюмерии не используется, так как он требует больших затрат времени и сырья.
Ответ: однако|но
Ответ: однако|но
14359
однако|но
3. Задание Пояснение.
В третьем предложении текста слово «время» употреблено в значении №5:
5) Период, эпоха. В. великих географических открытий.
Ответ: 5
Ответ: 5
13781
5
4. Задание
Пояснение.
Ошибка допущена в слове «намерЕние». Верно: намЕрение, как и в причастиях намЕрена, намЕренный и др. например, Она намЕрена это сделать. Или Сделать с намЕренной грубостью.
Ответ: намерение.
Ответ: намерение
1065
намерение
Актуальность: 2016 — 2017
Сложность: повышенная
Раздел кодификатора: Орфоэпические нормы
Правило: Постановка ударения. Задание 4.
5. Задание
Пояснение.
Ошибка допущена в предложении Одна из ветвей государственной власти — исполнительская.
По контексту подразумевается ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ —приводящий в исполнение решение, постановление; практически осуществляющий управление чем-нибудь (книжн. офиц.). Исполнительная власть.
Ответ: исполнительная.
Ответ: исполнительная
192
исполнительная
Актуальность: 2016 — 2017
Сложность: обычная
Правило: Употребление паронимов. Задание 5
6. Задание
Пояснение.
Приведём верное написание.
Объектом исследования является процесс анализа (ИЛИ: разбора) произведений различных жанров в старшей школе.
Слова: «анализ» и «разбор» являются синонимами, поэтому употребление их в одном предложении является плеоназмом.
Ответ: анализа|разбора.
Ответ: анализа|разбора
13665
анализа|разбора
7. Задание
Пояснение.
Неверно: пара туфлей. Корректно: пара туфель.
Ответ: туфель.
Ответ: туфель
4978
туфель
Правило: Морфологические нормы словообразования и словоизменения. Задание 6.
8. Задание Ответ: 54782
1942
54782
Актуальность: Используется в 2015—2017 году
Сложность: высокая
Раздел кодификатора: Синтаксические нормы согласования и управления
Правило: Правила выполнения задания 7
9. Задание
Пояснение.
Приведём верное написание:
1. вестибюль, инженер — НГ
2. осквернить (сквЕрно) — ПГ, винегрет — НГ
3. предполагать — ЧГ, побледнел (блЕдный) — ПГ
4. фонтан, балкон — НГ
5. равнина, ровесник — ЧГ
Ответ: 14.
Ответ: 14|41
14534
14|41
10. Задание
Пояснение.
Приведем верное написание.
1. предчувствовать, открутить, подставить;
2. разочаровать, собрать, сотрудник;
3. конъюнктура, съёжиться, въелся;
4. беспрестанно, сопричастность, придворный;
5. специнструмент, постимпрессионизм, предыюльский.
Ответ: 23.
Ответ: 23|32
14578
23|32
11. Задание
Пояснение.
Приведем верное написание:
1. бушевать — перед безударным ВА пишем Е, зноен — краткое прилагательное
2. подпевать — перед безударным ВА пишем Е, удостоен — краткое прилагательное
3. высоконький, лёгонький — ОНЬК− после Г, К, Х
4. разглаживающий — в 1-м лице ИВА сохраняется, клеевой — суф. ЕВ, всегда безударный в прилагательных
5. ландышевый — суф. ЕВ, всегда безударный в прилагательных, ленивый — под ударением
Ответ: 123.
Ответ: 123|132|231|213|321|312
14659
123|132|231|213|321|312
12. Задание
Пояснение.
1. строится (дом) — 2 спр., подозреваемый — от глагола 1 спр.
2. трудятся (электрики) — 2 спр., бросают (игроки) — 1 спр.
3. лелеющая — от глагола 1 спр., парят (облака) — 2 спр.
4. катится (шар) — 2 спр., видимый — от глагола 2 спр.
5. летящий — от глагола 2 спр., поставят (архитекторы) — 2 спр.
Ответ: 45.
Ответ: 45|54
14496
45|54
13. Задание
Пояснение.
Приведем верное написание:
Громадный кран так вздрагивал, будто он был не стальной, а бамбуковый.
Река тянулась вдоль невысокого обрывистого берега.
Разговаривать им больше не о чем.
Никто не отзывался.
Не место красит человека, а человек место.
Ответ: НЕВЫСОКОГО.
Ответ: невысокого
739
невысокого
Актуальность: Используется в 2015—2017 году
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание НЕ и НИ.
Правило: Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи.Задание 12
14. Задание
Пояснение.
Определим предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскроем скобки и выпишем эти два слова.
ВСКОРЕ наша лодка вышла на самую середину реки; когда за изгибом показался хуторок, одна из сидящих в лодке женщин склонила голову НАБОК и тихо запела.
Мой проводник снял с себя мокрую одежду, завернулся в сухое одеяло и сказал, ЧТОБЫ я сделал ТО ЖЕ самое.
НА ПРОТЯЖЕНИИ нескольких лет мы с отцом собирали монеты, ТАК ЧТО у нас получилась впечатляющая коллекция.
Перед выездом Олег решил ВСЁ−ТАКИ сообщить родителям о своём скором прибытии, дабы не застать их ВРАСПЛОХ.
Васютка хотел сделать сюрприз для мамы ПО−НАСТОЯЩЕМУ неожиданным, ПОЭТОМУ всю подготовку хранил в секрете.
Ответ: вскоре, набок.
Ответ: вскоренабок|набоквскоре
10770
вскоренабок|набоквскоре
Актуальность: Используется в 2015—2017 году
Сложность: обычная
Правило: Слитное, раздельное и дефисное написание слов. Задание 13.
15. Задание
Пояснение.
Приведем верное написание.
Когда художники увидели прислаННую из Ялты картину Фёдора Васильева «Мокрый луг», они были потрясеНы: чистая зелень травы, невидаННый свет, лёгкий ветерок говорили о необыкновеННом таланте автора.
В этом предложении:
прислаННую — полное причастие с приставкой и зависимым словом;
потрясеНы — краткое причастие всегда с Н;
невидаННый — прилагательное, образованное от глагола несовершенного вида, без приставок и зависимых слов (надо запомнить); приставка «не» не считается приставкой, влияющей на вид. Это— слово исключение, наряду с «нежданный», «негаданный» и других. Все они есть в правиле к заданию.
необыкновеННом — прилагательное, образованное от существительного ОБЫКНОВЕНИЕ с основой на Н при помощи суффикса Н.
Ответ: 134.
Ответ: 134
1533
134
Правило: Написание Н и НН в словах разных частей речи. Задание 14.
16. Задание
Пояснение.
Приведём верное написание.
1)О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели.
2)Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами.
3)На клумбе были посажены яркие маки, и нежные тюльпаны, и мохнатые ноготки. См. Правило15.1.3. При различных комбинациях союзного и бессоюзного сочетания однородных членов предложения соблюдается правило: если однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды, то запятая ставится между всеми однородными членами.
4)Представители интеллигенции стремились к смысловой точности и выразительности речи, боролись против искажения и засорения родного языка.
5)Миф об эффективности детектора лжи изо всех сил поддерживается как самими полиграфологами, так
и прочими заинтересованными структурами.
Одна запятая необходима:
в 4 предложении: его однородные сказуемые СТРЕМИЛИСЬ и БОРОЛИСЬ разделяются запятой;
в 5: союз КАК..., ТАК И.
Ответ:4 и 5
Ответ: 45|54
1923
45|54
Актуальность: 2016 — 2017
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Знаки препинания в ССП и предложении с однородными членами
Правило: Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами. Задание 15.
17. Задание
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
Спокойная величавая река с точками лодок и их пропадающими следами расстилалась между берегами и уходила вперёд, сжимаясь меж громадными уступами скал, и затем исчезала в ярко зеленеющих долинах.
Запятые под номерами 1 и 2 выделяют деепричастный оборот.
Ответ: 1, 2.
Ответ: 12|21
9898
12|21
Источник: ЕГЭ — 2015. Досрочная волна
Правило: Обособление определений и обстоятельств. Задание 16.
18. Задание Пояснение.
Приведем верное написание.
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
Онегин был, по мненью многих
(Судей решительных и строгих),
Ученый малый, но педант.
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм.
«Так» — это в данном тексте не вводное слово, это наречие.
Запятые 2 и 3 для вводного слова; 4 и 6 также для вводного слова.
Обратите внимание, почему нет цифры: 5в скобках дано вставное предложение, а после него уже запятая.
Ответ: 2346
Ответ: 2346
515
2346
Актуальность: Текущий учебный год
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
Правило: Вводные слова и обращение. Задание 17 ЕГЭ.
19. Задание
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
[Кабинет представлял собой высокую угловую комнату, выходившую двумя окнами в тенистый сад], (1) (из-за разорванной линии (2) которого (3) виднелись полоса заводского пруда (4) и контуры грудившихся гор).
Запятые нужны только для границы придаточного предложения. Обратите внимание, в придаточном однородные подлежащие, запятой нет.
Ответ: 1.
Ответ: 1
12565
1
Правило: Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Задание 18.
20. Задание
Пояснение.
Приведём верное написание.
Князя в имении не ждали, так как никто не знал, приедет ли он, и поэтому его появление стало для всех неожиданностью.
Запятые должны стоять на первом и втором местах: это запятые, показывающие границы придаточных частей «так как никто не знал» и «приедет ли он».
Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 3.
Ответ: 123
1736
123
Правило: Знаки препинания в предложении с разными видами связи. 19 ЕГЭ
21. Задание
Пояснение.
В предложениях 2 и 5 запятая между основами в сложноподчиненном предложении.
Ответ: 25
14118
25
22. Задание
Пояснение.
Высказывание 1) подтверждается предложением №18.
Высказывание 2) подтверждается предложением №20.
Высказывание 3) противоречит предложениями №22-23.
Высказывание 4) противоречит предложению №21.
Высказывание 5) подтверждается содержанием всего текста.
Ответ: 125
Ответ: 125
3127
125
Актуальность: 2016 — 2017
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Смысловая и композиционная целостность текста.
23. Задание
Два камня
(1)У самого берега лежали два камня − два неразлучных и давних приятеля. (2) Целыми днями грелись они в лучах южного солнца и, казалось, счастливы были, что море шумит в стороне и не нарушает их спокойного и мирного уюта.
(3)Но вот однажды, когда разгулялся на море шторм, кончилась дружба двух приятелей: одного из них подхватила забежавшая на берег волна и унесла с собой далеко в море. (4)Другой камень, уцепившись за гнилую корягу, сумел удержаться на берегу и долго не мог прийти в себя от страха. (5)А когда немного успокоился, нашёл себе новых друзей. (6)Это были старые, высохшие и потрескавшиеся от времени комья глины. (7)Они с утра до вечера слушали рассказы Камня о том, как он рисковал жизнью, какой подвергался опасности во время бури. (8)И, ежедневно повторяя им эту историю, Камень, в конце концов, почувствовал себя героем.
(9)Шли годы. (10)Под лучами жаркого солнца Камень и сам растрескался и уже почти ничем не отличался от своих друзей − комьев глины. (11)Но вот набежавшая волна выбросила на берег блестящий Кремень, каких ещё не видали в этих краях.
(12)− Здравствуй, дружище! − крикнул он Растрескавшемуся Камню.
(13)Старый Камень был удивлён.
(14)− Извините, я вас впервые вижу.
(15)− Эх, ты! (16)Впервые вижу! (17)Забыл, что ли, сколько лет провели мы вместе на этом берегу, прежде чем меня унесло в море?
(18)И он рассказал своему старому другу, что ему пришлось пережить в морской пучине и как всё-таки там было здорово, интересно.
(19)− Пошли со мной! − предложил Кремень. (20)− Ты увидишь настоящую жизнь, узнаешь настоящие бури.
(21)Но его друг, Растрескавшийся Камень, посмотрел на комья глины, которые при слове «бури» готовы были совсем рассыпаться от страха, и сказал:
(22)− Нет, это не по мне. (23)Я и здесь прекрасно устроен.
(24)−Что ж, как знаешь! − Кремень вскочил на подбежавшую волну и умчался
в море.
(25)Долго молчали все оставшиеся на берегу. (26)Наконец Растрескавшийся
Камень сказал:
(27)− Повезло ему, вот и зазнался. (28)Разве стоило ради него рисковать жизнью?
(29)Где же правда? (30)Где справедливость? (31)И комья глины согласились с ним, что справедливости в жизни нет.
(По Ф. Д. Кривину*)
*Феликс Давидович Кривин (род. в 1928 г. в городе Мариуполе) – русский, советский писатель, поэт, прозаик. Феликс Кривин – автор десятков книг, выходивших с начала 1960-х годов в различных издательствах Советского Союза. Сотрудничал с Аркадием Райкиным, для которого писал интермедии. В 1998 г. выехал на постоянное место жительства в Израиль.
Пояснение.
1) Содержание предложений 2 и 3 противопоставлено.
2) Предложение 6 поясняет, дополняет содержание предложения 5.
3) Предложения 25–31 содержат описание. Неверно
4) Предложения 1–5 содержат повествование.
5) Предложение 31 содержит вывод из 30.Неверно.
Ответ: 124
Ответ: 124
3128
124
Актуальность: 2016 — 2017
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Функционально-смысловые типы речи
24. Задание
Два камня
(1)У самого берега лежали два камня − два неразлучных и давних приятеля. (2) Целыми днями грелись они в лучах южного солнца и, казалось, счастливы были, что море шумит в стороне и не нарушает их спокойного и мирного уюта.
(3)Но вот однажды, когда разгулялся на море шторм, кончилась дружба двух приятелей: одного из них подхватила забежавшая на берег волна и унесла с собой далеко в море. (4)Другой камень, уцепившись за гнилую корягу, сумел удержаться на берегу и долго не мог прийти в себя от страха. (5)А когда немного успокоился, нашёл себе новых друзей. (6)Это были старые, высохшие и потрескавшиеся от времени комья глины. (7)Они с утра до вечера слушали рассказы Камня о том, как он рисковал жизнью, какой подвергался опасности во время бури. (8)И, ежедневно повторяя им эту историю, Камень, в конце концов, почувствовал себя героем.
(9)Шли годы. (10)Под лучами жаркого солнца Камень и сам растрескался и уже почти ничем не отличался от своих друзей − комьев глины. (11)Но вот набежавшая волна выбросила на берег блестящий Кремень, каких ещё не видали в этих краях.
(12)− Здравствуй, дружище! − крикнул он Растрескавшемуся Камню.
(13)Старый Камень был удивлён.
(14)− Извините, я вас впервые вижу.
(15)− Эх, ты! (16)Впервые вижу! (17)Забыл, что ли, сколько лет провели мы вместе на этом берегу, прежде чем меня унесло в море?
(18)И он рассказал своему старому другу, что ему пришлось пережить в морской пучине и как всё-таки там было здорово, интересно.
(19)− Пошли со мной! − предложил Кремень. (20)− Ты увидишь настоящую жизнь, узнаешь настоящие бури.
(21)Но его друг, Растрескавшийся Камень, посмотрел на комья глины, которые при слове «бури» готовы были совсем рассыпаться от страха, и сказал:
(22)− Нет, это не по мне. (23)Я и здесь прекрасно устроен.
(24)−Что ж, как знаешь! − Кремень вскочил на подбежавшую волну и умчался
в море.
(25)Долго молчали все оставшиеся на берегу. (26)Наконец Растрескавшийся
Камень сказал:
(27)− Повезло ему, вот и зазнался. (28)Разве стоило ради него рисковать жизнью?
(29)Где же правда? (30)Где справедливость? (31)И комья глины согласились с ним, что справедливости в жизни нет.
(По Ф. Д. Кривину*)
*Феликс Давидович Кривин (род. в 1928 г. в городе Мариуполе) – русский, советский писатель, поэт, прозаик. Феликс Кривин – автор десятков книг, выходивших с начала 1960-х годов в различных издательствах Советского Союза. Сотрудничал с Аркадием Райкиным, для которого писал интермедии. В 1998 г. выехал на постоянное место жительства в Израиль.
Пояснение.
В предложении 4 употреблен фразеологизм: не мог прийти в себя от страха.
Ответ: прийти в себя
Ответ: прийти в себя
3129
прийти в себя
Актуальность: 2016 — 2017
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Лексическое значение слова
25. Задание
Два камня
(1)У самого берега лежали два камня − два неразлучных и давних приятеля. (2) Целыми днями грелись они в лучах южного солнца и, казалось, счастливы были, что море шумит в стороне и не нарушает их спокойного и мирного уюта.
(3)Но вот однажды, когда разгулялся на море шторм, кончилась дружба двух приятелей: одного из них подхватила забежавшая на берег волна и унесла с собой далеко в море. (4)Другой камень, уцепившись за гнилую корягу, сумел удержаться на берегу и долго не мог прийти в себя от страха. (5)А когда немного успокоился, нашёл себе новых друзей. (6)Это были старые, высохшие и потрескавшиеся от времени комья глины. (7)Они с утра до вечера слушали рассказы Камня о том, как он рисковал жизнью, какой подвергался опасности во время бури. (8)И, ежедневно повторяя им эту историю, Камень, в конце концов, почувствовал себя героем.
(9)Шли годы. (10)Под лучами жаркого солнца Камень и сам растрескался и уже почти ничем не отличался от своих друзей − комьев глины. (11)Но вот набежавшая волна выбросила на берег блестящий Кремень, каких ещё не видали в этих краях.
(12)− Здравствуй, дружище! − крикнул он Растрескавшемуся Камню.
(13)Старый Камень был удивлён.
(14)− Извините, я вас впервые вижу.
(15)− Эх, ты! (16)Впервые вижу! (17)Забыл, что ли, сколько лет провели мы вместе на этом берегу, прежде чем меня унесло в море?
(18)И он рассказал своему старому другу, что ему пришлось пережить в морской пучине и как всё-таки там было здорово, интересно.
(19)− Пошли со мной! − предложил Кремень. (20)− Ты увидишь настоящую жизнь, узнаешь настоящие бури.
(21)Но его друг, Растрескавшийся Камень, посмотрел на комья глины, которые при слове «бури» готовы были совсем рассыпаться от страха, и сказал:
(22)− Нет, это не по мне. (23)Я и здесь прекрасно устроен.
(24)−Что ж, как знаешь! − Кремень вскочил на подбежавшую волну и умчался
в море.
(25)Долго молчали все оставшиеся на берегу. (26)Наконец Растрескавшийся
Камень сказал:
(27)− Повезло ему, вот и зазнался. (28)Разве стоило ради него рисковать жизнью?
(29)Где же правда? (30)Где справедливость? (31)И комья глины согласились с ним, что справедливости в жизни нет.
(По Ф. Д. Кривину*)
*Феликс Давидович Кривин (род. в 1928 г. в городе Мариуполе) – русский, советский писатель, поэт, прозаик. Феликс Кривин – автор десятков книг, выходивших с начала 1960-х годов в различных издательствах Советского Союза. Сотрудничал с Аркадием Райкиным, для которого писал интермедии. В 1998 г. выехал на постоянное место жительства в Израиль.
Пояснение.
Личные местоимения чаще всего ОН, ОНО, ОНИ, ОНА заменяют существительные в предыдущем предложении. В предложении 7 местоимение ОНИ заменяет из предыдущего предложенрия «комья глины».
Ответ: 7
3136
7
Правило: Средства связи предложений в тексте. Задание 23
26. Задание
Два камня
(1)У самого берега лежали два камня − два неразлучных и давних приятеля. (2) Целыми днями грелись они в лучах южного солнца и, казалось, счастливы были, что море шумит в стороне и не нарушает их спокойного и мирного уюта.
(3)Но вот однажды, когда разгулялся на море шторм, кончилась дружба двух приятелей: одного из них подхватила забежавшая на берег волна и унесла с собой далеко в море. (4)Другой камень, уцепившись за гнилую корягу, сумел удержаться на берегу и долго не мог прийти в себя от страха. (5)А когда немного успокоился, нашёл себе новых друзей. (6)Это были старые, высохшие и потрескавшиеся от времени комья глины. (7)Они с утра до вечера слушали рассказы Камня о том, как он рисковал жизнью, какой подвергался опасности во время бури. (8)И, ежедневно повторяя им эту историю, Камень, в конце концов, почувствовал себя героем.
(9)Шли годы. (10)Под лучами жаркого солнца Камень и сам растрескался и уже почти ничем не отличался от своих друзей − комьев глины. (11)Но вот набежавшая волна выбросила на берег блестящий Кремень, каких ещё не видали в этих краях.
(12)− Здравствуй, дружище! − крикнул он Растрескавшемуся Камню.
(13)Старый Камень был удивлён.
(14)− Извините, я вас впервые вижу.
(15)− Эх, ты! (16)Впервые вижу! (17)Забыл, что ли, сколько лет провели мы вместе на этом берегу, прежде чем меня унесло в море?
(18)И он рассказал своему старому другу, что ему пришлось пережить в морской пучине и как всё-таки там было здорово, интересно.
(19)− Пошли со мной! − предложил Кремень. (20)− Ты увидишь настоящую жизнь, узнаешь настоящие бури.
(21)Но его друг, Растрескавшийся Камень, посмотрел на комья глины, которые при слове «бури» готовы были совсем рассыпаться от страха, и сказал:
(22)− Нет, это не по мне. (23)Я и здесь прекрасно устроен.
(24)−Что ж, как знаешь! − Кремень вскочил на подбежавшую волну и умчался
в море.
(25)Долго молчали все оставшиеся на берегу. (26)Наконец Растрескавшийся
Камень сказал:
(27)− Повезло ему, вот и зазнался. (28)Разве стоило ради него рисковать жизнью?
(29)Где же правда? (30)Где справедливость? (31)И комья глины согласились с ним, что справедливости в жизни нет.
(По Ф. Д. Кривину*)
*Феликс Давидович Кривин (род. в 1928 г. в городе Мариуполе) – русский, советский писатель, поэт, прозаик. Феликс Кривин – автор десятков книг, выходивших с начала 1960-х годов в различных издательствах Советского Союза. Сотрудничал с Аркадием Райкиным, для которого писал интермедии. В 1998 г. выехал на постоянное место жительства в Израиль.
Пояснение.
Заполним пропуски.
Перед нами своеобразная басня-сказка в прозе. Естественно, что ведущим приёмом текста является олицетворение: под пером автора предметы оживают, вступают в общение друг с другом, что передано с помощью диалога (предложения 12—17, 22—24). Обыгрывая присущие своим персонажам свойства и качества, Кривин заставляет читателя задуматься над «человеческим» смыслом этой истории. Так, авторская оценка персонажей выражена с помощью антитезы («Кремень» — «Растрескавшийся Камень»). Для характеристики героев использовано и такое лексическое средство выразительности, как эпитеты («старые, высохшие и потрескавшиеся комья глины»). Прочитав философскую сказку Феликса Кривина, каждый должен задуматься о своём отношении к жизни.
Ответ: 2784.
Ответ: 2784
3137
2784
Правило: Языковые средства выразительности.Задание 24
27. Задание
Пояснение.
Основные проблемы
1. Проблема выбора жизненной позиции (как должен человек относиться к жизненным трудностям?).
2. Проблема самообмана (в чём опасность самообмана?).
Позиция автора
1. Человек должен быть активной личностью, смело идти навстречу жизненным трудностям, учиться их преодолевать.
2. Человек должен жить реальной жизнью, не подменять ее выдумками, выдавая желаемое за действительное.