СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест №2 «Экономика наука и хозяйство»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый КИМ поможет учащимся не только обобщить и систематизировать полученные знания по разделу "Экономика", но и приобрести практические навыки выполнения заданий и записи ответов, а также оценить свой уровень подготовки к предстоящему экзамену. Формат КИМа полностью соответствует демо-версии 2025 ЕГЭ "Обществознание.

Просмотр содержимого документа
«Тест №2 «Экономика наука и хозяйство»»

Тест: «Экономика: наука и хозяйство». Вариант 1.

1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам индустриального общества. 1) натуральное хозяйство; 2) развитие техники; 3) крупное производство; 4) фабричная организация труда; 5) опора на обычаи;

6) рост населения. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

2. СМИ опубликовали статистические данные о росте реального ВВП страны Z. Найдите в приведённом списке факторы, которые учитывались при подсчёте реального ВВП, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) цены базисного года 2) стоимость товаров, произведённых соотечественниками, временно проживающими за пределами страны Z 3) стоимость товаров, произведённых ранее, но проданных в истекшем году 4) количество научных разработок, внедрённых в производство 5) стоимость услуг, оказанных населению страны Z в соответствующий период 6) стоимость конечных продуктов

3. Установите соответствие между типами общества и при­сущими им общими и отличительными чертами: к каж­дой позиции, данной в первом столбце, подберите соот­ветствующую позицию из второго столбца.

Характерные черты

Индустриальное и постиндустриальное общество

А) основывается на ускоренном развитии промышленности

1. общие черты

2. отличительные черты

Б) является историческим этапом развития челове­чества

В) широко используются информационные техно­логии

Г) развивается как целостная система

Д) производство услуг опе­режает производство то­варов

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д






4. Выберите верные суждения об отличительных чертах традиционного общества:

1) В традиционном обществе преобладают рутинные технологии. 2) Для традиционного общества характерно быстрое развитие промышленности. 3) Традиционное общество отличает внедрение в произ­водство научных достижений. 4) Традиционному обществу свойственно интенсивное развитие информационных технологий. 5) В традиционном обществе преобладает натуральное хозяйство.

5. Выберите верные суждения о факторах, содействующих эффективности производства в условиях рынка?

1) На эффективность производства в условиях рынка влияет использование выгод международного разде­ления труда. 2) К факторам, содействующим эффективности произ­водства в условиях рынка, относится введение новых налогов. 3) Повышение эффективности производства в рыночной экономике определяется государственным регулиро­ванием затрат производства. 4) Инвестиционная политика - один из факторов, со­действующих эффективности производства в услови­ях рынка. 5) Эффективность производства в условиях рынка опре­деляется общими тенденциями развития экономики.

6. Выберите верные суждения об экономике: 1) Причиной низкой эффективности экономики может быть использование устаревших технологий, низкий уровень квалификации кадров, расточительное ис­пользование природных богатств. 2) Уровень экономического развития прямо влияет на уровень жизни населения страны. 3) Такие экономические факторы, как условия жизни, обеспеченность жильем, степень вовлеченности жен­щин в общественное производство, оказывают боль­шое влияние на рождаемость.

Тест: «Экономика: наука и хозяйство». Вариант 2.


1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам постиндустриального общества.

1) фабричная организация 2) натуральное хозяйство; 3) развитие техники;

4) крупное производство; труда; 5) опора на обычаи; 6) рост населения.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

2. Найдите в списке доходы, учитываемые при исчислении Валового внутреннего продукта (ВВП), и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) доходы от продажи печенья в частной кондитерской 2) доходы от перепродажи подержанного планшетника 3) доходы, полученные от сдачи металлолома 4) доходы от продажи партии новых компьютеров 5) доходы, вырученные от продажи овощей, в фермерском магазине 6) доходы от реализации партии контрафактного товара

3. . Установите соответствие между фазами хозяйственного цикла и приведенными примерами:

Примеры

Фазы цикла

А) с заводского конвейера сошел первый автомобиль новой модели

1. производство


Б) в трудные военные годы люди несли на рынки одежду, посуду, чтобы приобрести немного про­дуктов

2. распределение


В) в хозяйствах области за­вершаются посевные рабо­ты

3. обмен

Г) заработало новое предпри­ятие по выпуску товаров бытовой химии


Д) часть зерна нового урожая была отправлена в фонд государственных резервов


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответст­вующими буквами.

А

Б

В

Г

Д






4. Какие из перечисленных ситуаций свидетельствуют о развитии постиндустриального общества? 1) жители поселка обратились к главе администрации с просьбой организовать центр открытого доступа в Интернет 2) в городе открылся технический университет 3) рабочие завода выступили с требованием введения восьмичасового рабочего дня 4) работница металлургического комбината получила отпуск по уходу за ребенком 5) в республике прошли выборы депутатов республикан­ского парламента 6) в стране разрабатывается язык программирования, специально предназначенный для ученых.

5. Выберите верные суждения об экономике как науке и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Экономика как наука включает материальное и не­материальное производство. 2) Микроэкономика изучает роль государства в регулиро­вании экономики. 3) Экономика как наука изучает способы хозяйствова­ния, отношения между хозяйствующими субъектами. 4) Ученые изучают как общие закономерности функ­ционирования экономики, так и локальные пробле­мы ведения рыночного хозяйства. 5) Экономика как наука зародилась в античные време­на.

6. Выберите верные суждения об экономике и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) В рыночной экономике координация взаимосвязей между фирмами осуществляется посредством добро­вольных соглашений продавцов и покупателей на основе механизма спроса и предложения. 2) Координация взаимосвязей между фирмами требует определенных затрат, связанных с осуществлением рыночных сделок, в частности затрат по поиску ин­формации о поставщиках и покупателях, товарах, ценах и т.д. 3) В условиях совершенной конкуренции фирма не в состоянии повлиять на цену и может выбирать толь­ко объем производства. 4) Фирме доступна полная и достоверная информация относительно положения на рынках товаров и фак­торов производства. 5) Все действия фирмы как экономического субъекта являются рациональными.

Поскольку мы физические организмы, то нам необходимо некоторое количество еды, одежды, жильё и прочие товары для удовлетворения наших основных потребностей. Далее мы потребляем другие продукты, соответствующие нашим более «высоким» духовным желаниям: приобретаем книги, музыкальные инструменты, телевизоры, компьютеры и тому подобные вещи. Мы также покупаем и потребляем услуги, такие как поездка на автобусе, стрижка, ужин в ресторане.

Большая часть экономической науки посвящена изучению вопросов потребления: как люди расходуют деньги на приобретение различных товаров и услуг, как они делают выбор между конкурирующими сортами одного и того же продукта, как ими манипулирует или их информирует реклама.

Но для того чтобы использовать продукты и услуги, их нужно произвести: продукты - на фермах и фабриках, услуги - в офисах и мастерских. Это царство производства, которое представляет собой безусловное основание любой экономической деятельности. В традиционных учебниках по экономике производство выступает в роли «чёрного ящика», в котором каким-то образом какое-то количество труда (работы, выполняемой человеком) и капитала (машин и инструментов) объединяются, для того чтобы произвести товары и услуги. Но производство представляет собой нечто намного большее, чем простую комбинацию труда и капитала. Оно требует правильного управления большим количеством дел. Структура завода, методы управления работниками, систематическое усовершенствование используемых технологий с помощью научных исследований — всё это тоже относится к экономике. Действительно, изменения в сфере производства, как правило, оказываются наиболее мощными источниками социальных преобразований. Современный мир был создан в результате серии изменений, которые произошли со времён промышленной революции.

7. Как в тексте охарактеризована роль изменений в сфере производства? Чему, на взгляд автора, посвящена большая часть экономической науки?

8. В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.

Используя обществоведческие знания,

- укажите не менее трёх основных признаков понятия «экономическая деятельность»;

- объясните связь названных автором элементов, которые объединяются в процессе производства. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

4) Ускорение или замедление темпов экономического развития не связано с общей численностью населе­ния, его плотностью, темпами его роста. 5) Уровень развития экономики страны не оказывает влияние на формирование социальных общностей и процессы стратификации.

Экономическая наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чём они думают в своей повседневной жизни. Но предметом её исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни. Каждый сколько-нибудь достойный человек отдаёт хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и преданности высоким идеалам. Правда, самые способные изобретатели и организаторы усовершенствованных методов производства и машин посвящают этому делу все свои силы, движимые скорее благородным духом соревнования, нежели жаждой богатства как такового. Но при всём этом самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за неё плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Она затем может быть израсходована на эгоистичные или альтруистические, благородные или низменные цели, и здесь находит своё проявление многосторонность человеческой натуры. Однако побудительным мотивом выступает определённое количество денег. Именно это определённое и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека. Так же как точные весы химика сделали химию более точной, чем большинство других естественных наук, так и эти весы экономиста, сколь бы грубы и несовершенны они ни были, сделали экономическую науку более точной, чем любая другая из общественных наук. Но экономическую науку, разумеется, нельзя приравнять к точным и естественным наукам, ибо она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры.

Источник преимуществ экономической науки перед другими отраслями общественных наук, следовательно, кроется, по-видимому, в том факте, что её специфическая область предоставляет гораздо большие возможности для применения точных методов исследования, чем любая другая общественная наука. Она занимается главным образом теми желаниями, устремлениями и иными склонностями человеческой натуры, внешние проявления которых принимают форму стимулов к действию, причём сила или количественные параметры этих стимулов могут быть оценены и измерены с известным приближением к точности, а поэтому в некоторой степени поддаются исследованию с помощью научного аппарата. Применение научных методов и анализа в экономической науке возникает лишь тогда, когда силу побудительных мотивов человека — а не самих мотивов - становится возможным приблизительно измерить той суммой денег, которую он готов отдать, чтобы получить взамен желаемое удовлетворение, или, наоборот, той суммой, которая необходима, чтобы побудить его затратить определённое количество утомительного труда... Между тем жизненная сфера, которая особенно интересует экономическую науку, - это та, где поведение человека обдуманно, где он чаще всего высчитывает выгоды и невыгоды какого-либо конкретного действия, прежде чем к нему приступить.

7. Что, по мнению автора, является преимуществом экономики перед другими общественными науками? Почему экономику нельзя приравнивать к точным и естественным наукам?

8. В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.

Используя обществоведческие знания,

- укажите не менее трёх основных признаков денег как особого товара;

- объясните связь экономики с любой другой общественной наукой. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Ключ к тесту «Экономика: наука и хозяйство»

Вариант 1

Вариант 2

балл

1

15

25

1

2

156

145

2

3

21212

13112

2

4

15

16

2

5

145

34

2

6

123

123

2

7

1) её специфическая область предоставляет гораздо большие возможности для применения точных методов исследования, чем любая другая общественная наука (ИЛИ определённое и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило опередить другие науки о человеке);

2) она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры;

1) действительно, изменения в сфере производства, как правило, оказываются

наиболее мощными источниками социальных преобразований;

2) изучению вопросов потребления:

2

8

1) основные признаки денег как особого товара, например:

– всеобщий эквивалент;

– обладают высокой ликвидностью;

– обладают ценностью.

2) объяснение с опорой на положения текста, например:

– Политология и экономика: многие политические явления и процессы имеют экономические предпосылки (например, революции связаны с экономическими кризисами, политическая борьба партий связана с экономической составляющей различных идеологий), поэтому политология в своих выводах вынуждена опираться на достижения экономики.

– Связь между экономикой и юриспруденцией реализуется в том, что экономическим отношениям обычно придается юридическая форма. В каждой стране существуют законы о собственности, организации предприятий, налогообложении доходов и др. Связь между этими науками также прослеживается в части экономических законов и экономических преступлений, в налоговом праве, в гражданском праве.


1) основные признаки понятия «экономическая деятельность», например:

- разнообразные виды хозяйственной деятельности людей;

- обеспечение материальных условий жизни человека и общества;

- преобразование ресурсов в экономические блага (товары и услуги) для удовлетворения потребностей людей;

- совокупность процессов производства, распределения, обмена и потребления и др.;

2) объяснение с опорой на положения текста, например: в процессе производства люди используют различные

машины и инструменты для создания материальных благ, и эти процессы координирует и регулирует система

управления производством.


2

«5» - 14 - 15 баллов «4» - 11 - 13 баллов «3» - 8 - 10 баллов «2» - 7 и менее баллов