СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест ЕГЭ "Человек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест для подготовке к ЕГЭ по теме"Человек"

Просмотр содержимого документа
«Тест ЕГЭ "Человек"»

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК» В ФОРМАТЕ ЕГЭ


1. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

ХА­РАК­ТЕР ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НО­СТИ

ПРО­ЯВ­ЛЕ­НИЕ

Со­зна­тель­ный

Вы­дви­же­ние целей и пред­ви­де­ние ре­зуль­та­тов

...

Из­ме­не­ние окру­жа­ю­ще­го мира и са­мо­го себя

 

2.Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

1) по­треб­ность 2) уста­нов­ка 3) убеж­де­ние 4) мотив

5) идеал 6) ин­те­рес 7) эмо­ция

 

3. Какие две основные стороны составляют сущность человека:

1) Классовая 2) биологическая 3)космическая

4) Социальная 5) экономическая 6)мистическая


4. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

1) био­ло­ги­че­ская при­ро­да че­ло­ве­ка 2)ин­стинк­тив­ное по­ве­де­ние

 3) фи­зио­ло­ги­че­ские по­треб­но­сти 4) фи­зи­че­ское раз­ви­тие

5) воз­раст­ные осо­бен­но­сти раз­ви­тия пси­хи­ки


5. Найдите в приведенном ниже списке отличительные характеристики человека.

1)существо биологическое 2)сознательно выдвигает цели деятельности

3)живет среди себе подобных 4)обладает способностью к творчеству

5)производит орудия труда 6)обладает врожденными инстинктами


6. Ниже при­ве­де­ны на­зва­ния по­треб­но­стей. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, яв­ля­ют­ся при­род­ными по­треб­но­стями че­ло­ве­ка. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда

1) био­ло­ги­че­ские 2) фи­зио­ло­ги­че­ские 3) со­ци­аль­ные

 4) ор­га­ни­че­ские 5) есте­ствен­ные 6) эс­те­ти­че­ские


7.Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, яв­ля­ют­ся со­ци­аль­ны­ми ка­че­ства­ми че­ло­ве­ка. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда.

1) по­ря­доч­ность 2) со­об­ра­зи­тель­ность 3) за­ко­но­по­слуш­ность

4) тру­до­лю­бие 5) на­чи­тан­ность 6) быст­ро­та ре­ак­ций

 

8. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между про­яв­ле­ни­я­ми ка­честв че­ло­ве­ка и при­ро­дой этих ка­честв.

ПРО­ЯВ­ЛЕ­НИЯ КА­ЧЕСТВ ЧЕ­ЛО­ВЕ­КА

 

ПРИ­РО­ДА КА­ЧЕСТВ

A) спо­соб­ность к про­дол­же­нию рода

Б) спо­соб­ность при­спо­саб­ли­вать­ся к усло­ви­ям при­род­ной среды

B) спо­соб­ность на­кап­ли­вать зна­ния и тру­до­вые на­вы­ки

Г) спо­соб­ность ви­деть цель своих дей­ствий

Д) спо­соб­ность оце­ни­вать себя и дру­гих

 

1) со­ци­аль­ная

2) био­ло­гическая


9. Найдите в приведённом ниже списке примеры социальных потребностей и обведите цифры, под которыми они указаны

1) познание 2) получение образования  3) общение с другими людьми

4) самовыражение 5)  самосохранение 6) достижение определённого статуса


10.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между от­ли­чи­тель­ны­ми при­зна­ка­ми и ви­да­ми де­я­тель­но­сти.

ОТ­ЛИ­ЧИ­ТЕЛЬ­НЫЙ ПРИ­ЗНАК

 

ВИД ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НО­СТИ

А) пре­об­ра­зо­ва­ние при­ро­ды и об­ще­ства

Б) на­прав­лен­ность на создание раз­лич­ные благ

В) фор­ми­ро­ва­ние зна­ний и уме­ний, раз­ви­тие мыш­ле­ния

Г) по­бу­ди­тель­ный мотив за­клю­ча­ет­ся в про­цес­се деятельности

Д) все сред­ства на­прав­ле­ны на из­ме­не­ние субъ­ек­та де­я­тель­ности

 

1) труд

2) игра

3) учёба


11. Вы­бе­ри­те среди пред­ло­жен­но­го со­ци­аль­ные факты, со­дер­жа­щие про­яв­ле­ние важ­ней­ших со­ци­аль­ных по­треб­но­стей лич­но­сти.

1) В тру­до­вом кол­лек­ти­ве, куда при­ш­ла вы­пуск­ни­ца эко­но­ми­че­ско­го вуза, сна­ча­ла ей было не­про­сто, мно­гие во­про­сы су­ще­ствен­но раз­ли­ча­лись с ву­зов­ски­ми зна­ни­я­ми, но более опыт­ные стар­шие кол­ле­ги сво­и­ми со­ве­та­ми по­мог­ли ей войти в курс дела.

2) Для юноши чрез­вы­чай­но важен его круг об­ще­ния, дру­зья и по­дру­ги, с ними можно об­су­дить порой то, что не об­су­дишь ни с ро­ди­те­ля­ми, ни с учи­те­ля­ми.

3) Мо­ло­дой че­ло­век пре­успел в ту­ри­сти­че­ском биз­не­се, со­здав круп­ную ком­па­нию, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щу­ю­ся в об­ла­сти экс­тре­маль­но­го ту­риз­ма, но те­перь его боль­ше вол­ну­ет слава ме­це­на­та, по­кро­ви­те­ля мо­ло­дых да­ро­ва­ний; не­дав­но им была учре­жде­на сти­пен­дия для мо­ло­дых учёных.

4) Каж­дую по­след­нюю суб­бо­ту ме­ся­ца про­фес­сор по­свя­ща­ет по­хо­ду в кон­сер­ва­то­рию на кон­цер­ты ка­мер­ной му­зы­ки.

5) Каж­дый че­ло­век нуж­да­ет­ся в под­дер­жа­нии теп­ло­во­го ба­лан­са тела, по­это­му зимой мы на­де­ва­ем ва­реж­ки, тёплые са­по­ги и курт­ки.


12. Иван вы­пол­нял за­да­ние по теме: «Че­ло­век как ре­зуль­тат био­ло­ги­че­ской и со­ци­о­куль­тур­ной эво­лю­ции». Он вы­пи­сы­вал из учеб­ни­ка черты, свой­ствен­ные че­ло­ве­ку. Какие из них от­ра­жа­ют спе­ци­фи­ку со­ци­аль­ной при­ро­ды че­ло­ве­ка, в от­ли­чие от жи­вот­но­го?

1) спо­соб­ность к це­ле­по­лага­нию 2) ис­поль­зо­ва­ние пред­ме­тов, дан­ных при­ро­дой

3) за­бо­та о потом­стве 4) при­спо­соб­ле­ние к усло­ви­ям окру­жа­ю­щей среды

5) стрем­ле­ние по­нять окру­жа­ю­щий мир 6) об­ще­ние с по­мо­щью чле­но­раз­дель­ной речи


13. Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, раскрываю­щие его социальную природу.

1)Стремление к самореализации 2)Умение приспосабливаться к природным условиям

3)Потребность в воде, пище, отдыхе 4)Устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

5)Способность к самосохранению 6) Способность к преобразовательной деятельности


14.Установите соответствие между видами деятельности, данными в пер­вом столбце, и их характеристиками, данными во втором.


ХАРАКТЕРИСТИКА

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. Деятельность в воображаемой ситуации

1. Труд

Б. Практическая полезность

2. Учение

В. Нацеленность на получение знаний

3. Игра

Г. Замещение реальных объектов условными


Д. Преобразовательная направленность



15.Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные твор­ческой деятельности.

1)Доступность для использования 2)Уникальность 3)Практическая значимость

4) Воспроизводимость образца 5)Принципиальная новизна


16.Установите соответствие между понятиями и характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ


А) человек, активно осваивающий и целенаправленно 1) индивид

преобразующий природу, общество и самого себя 2) индивидуальность

Б) отдельно взятый представитель всего человеческого рода 3) личность

В) человек в комплексе его неповторимых уникальных свойств

Г) человек, способный сознательно и ответственно делать выбор


17. Определите правильно агентов первичной и вторичной социализации личности.

Агенты

Социализация

А) семья, родители,

  1. первичная

Б) администрация школы

  1. вторичная

В) друзья, ровесники


Г) армия

Д) церковь

Е) учителя, тренеры




18.Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но опре­де­лен­ной бук­вой.

(А) Человек- биосоциальное существо.(Б) И че­ло­век, и жи­вот­ное об­ла­да­ют нерв­ной си­сте­мой, спо­соб­ны ощу­щать и вос­при­ни­мать окру­жа­ю­щую дей­стви­тель­ность. (В) Но в от­ли­чие от жи­вот­ных че­ло­век об­ла­да­ет аб­стракт­ным мыш­ле­ни­ем и спо­со­бен осо­зна­вать цели своей де­я­тель­но­сти и пред­ви­деть ее ре­зуль­та­ты. (Г) Можно кон­ста­ти­ро­вать, что бла­го­да­ря этому че­ло­век воз­вы­сил­ся над всеми жи­вы­ми ор­га­низ­ма­ми и под­чи­нил себе при­ро­ду. (Д) Все дей­ствия че­ло­ве­ка про­ду­ма­ны и на­прав­ле­ны на даль­ней­шее укреп­ле­ние его по­ло­же­ния как «царя при­ро­ды».

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста носят

1) фак­ти­че­ский ха­рак­тер 2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суж­де­ний 3) теоретический характер


19. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков. .


«Че­ло­век пред­став­ля­ет собой _______(А) един­ство. Ме­ха­низм _____(Б), опре­де­ля­ю­щий био­ло­ги­че­скую сто­ро­ну че­ло­ве­ка, вли­я­ет и на его со­ци­аль­ную сущ­ность. Но­во­рождённый ока­зы­ва­ет­ся об­ла­да­те­лем _______(В) к под­ра­жа­нию и обу­че­нию. Таким об­ра­зом, ребёнок по­яв­ля­ет­ся на свет имен­но как че­ло­ве­че­ское су­ще­ство. Хотя ему ещё нужно на­учить­ся стать че­ло­ве­ком. Его вво­дит в мир людей ______(Г), бла­го­да­ря ко­то­ро­му фор­ми­ру­ет­ся пси­хи­ка че­ло­ве­ка, его со­ци­альное ______(Д).

На­при­мер, че­ло­век об­ла­да­ет по­слуш­ны­ми его воле паль­ца­ми; он может взять кисть, крас­ки и на­чать ри­со­вать. Но это не сде­ла­ет его на­сто­я­щим жи­во­пис­цем. Точно так же и с со­зна­ни­ем. Со­зна­тель­ные пси­хи­че­ские яв­ле­ния фор­ми­ру­ют­ся при­жиз­нен­но в ре­зуль­та­те вос­пи­та­ния, обу­че­ния, ак­тив­но­го овла­де­ния _______(Е), миром куль­ту­ры».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1) спо­соб­ность 2) био­со­ци­аль­ное 3) по­ве­де­ние 4) ин­ди­вид 5) по­треб­ность

6) язык 7) на­след­ствен­ность 8) об­ще­ние 9) эмо­ци­о­наль­ное


20. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.


«Когда хотят оха­рак­те­ри­зо­вать ка­ко­го-то че­ло­ве­ка, часто го­во­рят о нём как о лич­но­сти,

то как об ин­ди­ви­ду­аль­но­сти. В пси­хо­ло­гии эти по­ня­тия раз­ли­ча­ют­ся. (А) ___ – это кон­крет­ный че­ло­век, во всём свое­об­ра­зии своих фи­зи­че­ских и фи­зио­ло­ги­че­ских ка­честв и свойств ,т.е. особенностей. Если речь идёт о со­ци­аль­но зна­чи­мых ка­че­ствах – ис­поль­зу­ет­ся по­ня­тие ___ (Б). В пси­хо­ло­гии по­ня­тие «лич­ность» чаще всего ис­поль­зу­ет­ся в двух ос­нов­ных зна­че­ни­ях. Во-пер­вых, лич­ность − это любой че­ло­век, об­ла­да­ю­щий ____ (В). Дру­гие пси­хо­ло­ги подчёрки­ва­ют, что лич­но­стью сле­ду­ет на­зы­вать че­ло­ве­ка, до­стиг­ше­го опре­делённого уров­ня пси­хи­че­ско­го раз­ви­тия. Этот уро­вень ха­рак­те­ри­зу­ет­ся тем, что в про­цес­се____ (Г) че­ло­век на­чи­на­ет вос­при­ни­мать и пе­ре­жи­вать са­мо­го себя как еди­ное целое, от­лич­ное от дру­гих людей и вы­ра­жа­ю­ще­е­ся в по­ня­тии «я». Не­об­хо­ди­мая ха­рак­те­ри­сти­ка лич­но­сти – её ___ (Д). Че­ло­век на этом уров­не раз­ви­тия спо­со­бен воз­дей­ство­вать на ____ (Е), из­ме­нять её в своих целях, а также из­ме­нять в своих целях са­мо­го себя.»

 

1) субъ­ект 2) лич­ность 3) окру­жа­ю­щая дей­стви­тель­ность

4) со­зна­ние 5) ак­тив­ность 6) объ­ект

7) со­ци­аль­ный 8) ин­ди­ви­ду­аль­ность 9) са­мо­по­зна­ние


Задания части 2

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. ... машина не цель. Самолет — не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг. ... Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу — прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям.

Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека — создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий... Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным — уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития — уже не машина.

Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина — пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.

А. де Сент-Экзюпери. Планета людей


21. Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности людей.

22. Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.

23. Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин считать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.

24.Что является конечной целью преобразовательной деятельности человека, по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.

25. Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не человек, а только «кандидат в человека». Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка «кандидатом в челове­ка»? Сформулируйте три суждения.

26. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетиче­ски запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственно­сти». В чем проявляется свобода человека от «деспотизма ответствен­ности»? Сформулируйте не менее трех утверждений.


Темы эссе:

1) «Человек вне общества — или бог, или зверь». (Аристотель)

2) «Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как». (Ф.Ницше)

3) «Человек есть принципиальная новизна в природе». (Н.Бердяев)

4) «Человек – не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе его развития. В любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может стать, и чем он, возможно, еще и станет» (Э. Фромм)




Ответы:

1. преобразовательный

2. 4

3. 24

4. 1

5. 245

6. 36

7. 26

8. 11222

9. 346

10. 11321

11. 12

12. 156

13. 146

14. 31231

15. 25

16. 3123

17. 121221

18. 3 1122

19. 271836

20. 24953.

21.

-прокладывали железные дороги,

-строили заводы,

-бурили нефтяные скважины


22.Черты человеческой деятельности, как:

-целесообразность, практическая полезность, наличие результата;

-сознательный, продуктивный, преобразующий, общественный характер деятельности.


23.

-Да, можно считать.

-Аргумент: появление нового, более совершенного качества ре­зультатов труда человека;

- Творческая деятельность - как деятельность, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее.


24. Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) Цель пре­об­ра­зо­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти по мне­нию ав­то­ра - "слу­же­ние людям". "Все это для того и со­зда­ва­лось, чтобы слу­жить людям".

Пре­об­ра­зо­ва­тель­ная де­я­тель­ность на­прав­ле­на на удо­вле­тво­ре­ние фун­да­мен­таль­ных по­треб­но­стей людей.

2.) Цель пре­об­ра­зо­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти по мне­нию уче­ни­ка и ее обос­но­ва­ние.

-Пре­об­ра­зо­ва­тель­ная де­я­тель­ность че­ло­ве­ка свя­за­на с со­зда­ни­ем не­об­хо­ди­мых для удо­вле­тво­ре­ния по­треб­но­стей людей вещей и ма­те­ри­аль­ных цен­но­стей.


25. Правильный ответ может содержать следующие суждения, например:

-Человек — существо общественное, социальное, а не только биологиче­ское;

-Понятия индивид — индивидуальность — личность представляют со­бой различные аспекты рассмотрения проблемы «человека», они раз­личаются;

-Личностью человек становится в процессе социализации (воспитания, обучения, общения с себе подобными); вне общества — общения с себе подобными, развитие мышления, речи невозможны.


26. Правильный ответ может содержать следующие утверждения:

-Человек — существо общественное и сознательное;

-В отличие от животного обладает целеполаганием; способность человека к творчеству не является наследственной; человек способен сознательно управлять своими инстинктами.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!