СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест грамотности чтения художественных текстов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тест грамотности чтения художественных текстов»

Тест грамотности чтения художественных текстов Использован текст рассказа А.П. Гайдара «Совесть».

Цель – выявить начальный уровень сформированности аналитических читательских умений младших школьников.


Для определения уровня развития читательских умений младших школьников в качестве параметров оценивания были выбраны шесть аналитических умений:


  1. умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении;


  1. умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем;


  1. умение устанавливать причинно-следственные связи;


  1. умение воспринимать и оценивать образ-персонаж;


  1. умение видеть авторскую позицию;


  1. умение осознавать идею произведения.


Каждый ребѐнок читает текст А.П.Гайдара «Совесть». Задание: прочитай текст рассказа вслух, а затем еще раз про себя.


Ребенок должен проанализировать данный текст, ответив как можно полно на шесть вопросов (по одному вопросу на проверку одного читательского умения).


Вопросы для анализа текста:


  1. Найди в тексте образные слова и выражения, объясни их значение – проверка умения воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.


  1. Опиши героев рассказа; место и время, где происходит действие рассказа – проверка умения воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем.



  1. Кратко перескажи последовательность событий рассказа – проверка умения устанавливать причинно-следственные связи.


  1. Объясни поступки Нины и попытайся выразить к ним свое отношение – проверка умения воспринимать и оценивать образ-персонаж.


  1. Определи авторское отношение к главной героине рассказа – проверка умения видеть авторскую позицию.


  1. Сформулируй идею (основную мысль) рассказа – проверка умения осознавать идею произведения.


Ответы на каждый вопрос тестового задания в зависимости от правильности и полноты оценивались по трехбалльной шкале, и в зависимости от набранных баллов определялся уровень сформированности каждого читательского (аналитического) умения:


    • высокий уровень – 3 балла;

    • средний уровень – 2 балла;

    • низкий уровень – 1 балл.


Показатели уровня сформированности читательских умений младших школьников



Аналитические умения

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Умение воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией.

Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор и

др.

Находит в тексте образные слова и выражения, но не понимает их роли.

Видит отдельные средства языка в тексте с помощью учителя.

Умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем.

Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом.

Находит описание героя (внешний вид, речь) и окружающей его обстановки (интерьер), описание картин

природы.

При словесном рисовании картины по воображению упускает существенные детали. Воссоздание образа подменяет подробным

перечислением отдельных деталей.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Устанавливает последовательность и причинность событий; объясняет

причину поступка героя и дает ему свою оценку

Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий.

Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий.

Умение воспринимать

Выражает свое личное отношение к

Дает оценку поступка без

Не обращает внимание на чувства,




образ – персонаж.

героям, событиям, мотивируя ответ.

указания личного отношения к нему; определяет чувства,

состояние героя.

переживания героев.

Умение видеть авторскую позицию.

Определяет отношение к герою писателя (по метким словам, прямому и косвенному

высказыванию); определяет авторскую позицию.

Определяет отношение писателя к героям и их поступкам, но не мотивирует ответ.

Нуждается в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий.

Умение осознать идею произведения.

Самостоятельно определяет основную мысль произведения.

Способен самостоятельно уяснить идею произведения, если композиция его не осложнена и ранее обсуждалось произведение

похожей структуры.

При определении основной мысли требуется помощь учителя.