Просмотр содержимого документа
«Тест грамотности чтения художественных текстов»
Тест грамотности чтения художественных текстов Использован текст рассказа А.П. Гайдара «Совесть».
Цель – выявить начальный уровень сформированности аналитических читательских умений младших школьников.
Для определения уровня развития читательских умений младших школьников в качестве параметров оценивания были выбраны шесть аналитических умений:
умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении;
умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем;
умение устанавливать причинно-следственные связи;
умение воспринимать и оценивать образ-персонаж;
умение видеть авторскую позицию;
умение осознавать идею произведения.
Каждый ребѐнок читает текст А.П.Гайдара «Совесть». Задание: прочитай текст рассказа вслух, а затем еще раз про себя.
Ребенок должен проанализировать данный текст, ответив как можно полно на шесть вопросов (по одному вопросу на проверку одного читательского умения).
Вопросы для анализа текста:
Найди в тексте образные слова и выражения, объясни их значение – проверка умения воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.
Опиши героев рассказа; место и время, где происходит действие рассказа – проверка умения воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем.
Кратко перескажи последовательность событий рассказа – проверка умения устанавливать причинно-следственные связи.
Объясни поступки Нины и попытайся выразить к ним свое отношение – проверка умения воспринимать и оценивать образ-персонаж.
Определи авторское отношение к главной героине рассказа – проверка умения видеть авторскую позицию.
Сформулируй идею (основную мысль) рассказа – проверка умения осознавать идею произведения.
Ответы на каждый вопрос тестового задания в зависимости от правильности и полноты оценивались по трехбалльной шкале, и в зависимости от набранных баллов определялся уровень сформированности каждого читательского (аналитического) умения:
высокий уровень – 3 балла;
средний уровень – 2 балла;
низкий уровень – 1 балл.
Показатели уровня сформированности читательских умений младших школьников
Аналитические умения | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Умение воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией. | Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор и др. | Находит в тексте образные слова и выражения, но не понимает их роли. | Видит отдельные средства языка в тексте с помощью учителя. |
Умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем. | Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. | Находит описание героя (внешний вид, речь) и окружающей его обстановки (интерьер), описание картин природы. | При словесном рисовании картины по воображению упускает существенные детали. Воссоздание образа подменяет подробным перечислением отдельных деталей. |
Умение устанавливать причинно-следственные связи. | Устанавливает последовательность и причинность событий; объясняет причину поступка героя и дает ему свою оценку | Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий. | Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий. |
Умение воспринимать | Выражает свое личное отношение к | Дает оценку поступка без | Не обращает внимание на чувства, |
образ – персонаж. | героям, событиям, мотивируя ответ. | указания личного отношения к нему; определяет чувства, состояние героя. | переживания героев. |
Умение видеть авторскую позицию. | Определяет отношение к герою писателя (по метким словам, прямому и косвенному высказыванию); определяет авторскую позицию. | Определяет отношение писателя к героям и их поступкам, но не мотивирует ответ. | Нуждается в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий. |
Умение осознать идею произведения. | Самостоятельно определяет основную мысль произведения. | Способен самостоятельно уяснить идею произведения, если композиция его не осложнена и ранее обсуждалось произведение похожей структуры. | При определении основной мысли требуется помощь учителя. |