Контрольная работа «История России в XIX в» 10 класс
Вариант I
1. Какие из перечисленных ниже положений соответствовали идеологииславянофилов в 1830 – 50-е гг.?
А) исключительность исторического пути России
Б) отрицательное отношение к деятельности Петра I
В) отрицательное отношение к крепостному праву
Г) отрицательное отношение к частной собственности
Д) единство мировой цивилизации, в том числе и России
Укажите верный ответ
АБВ2) АГД3) АГБ4) АВД
2.Какое из перечисленных событий произошло позже остальных?
А) начало царствования Александра IБ) провозглашение России империей
В) учреждение Государственного советаГ) издание манифеста о вольности дворянской
3. Следствием реформы 1861 г. стало предоставление крестьянам участказемли в виде
А) надела Б) поместья В) отруба Г) имения
4.Общим в программных документах Северного и Южного обществ декабристов было положение об (о)
А) установлении республики
Б) освобождении крестьян от крепостной зависимости
В) делении всех угодий на общественные и частные земли
Г) установлении имущественного ценза для участия в выборах
5.Что из перечисленного относилось к внутренней политике Николая I?
А) создание III отделения императорской канцелярииБ) введение обязательной военной службы для дворян
В) введение рекрутских наборов в армиюГ) созыв Государственной думы
6. Какие из перечисленных явлений свидетельствовали о сохранениипережитков традиционного общества в России в 1870-х – 1890-х годах?
А) самодержавная власть царя Б) крепостная зависимость В) численное превосходство наемных рабочих Г) железнодорожное строительство Д) существование общины
Е) преобладание сельского населения
1) АБГ 2) АДЕ 3) БВД 4) ВГЕ
7. Прочтите отрывок из статьи современника и укажите, о чьих взглядах идетречь.
«Средства производства перестанут быть частной собственностью иперейдут в руки общества, т.е. всего трудового народа. С этим капиталисты не могут добровольно согласиться. Потому-то борьба рабочих против "естественных законов" капиталистического общества означает борьбу рабочих против капиталистов…Сокращение рабочего дня, – говорит Маркс, – есть победа экономии труда над экономией капитала».
А) декабристовБ) петрашевцевВ) славянофиловГ) революционеров
8. В результате проведения судебной реформы 1864 г. был учрежден суд
А) общий для крестьян и военныхБ) присяжных заседателей
В) без участия прокурора и адвокатаГ) помещика над крестьянами
9. Что характеризовало внутреннюю политику Николая I?
А) отмена цензурных ограничений
Б) отсутствие мер, направленных на решение крестьянского вопроса
В) создание высшего государственного органа из представителей земств и городов
Г) попытки остановить распространение революционных идей в России
10. Деятельность каких исторических личностей относилась к первой четверти XIX в.?
А) В.И. Ленина и Ю.О. Мартова Б) М.М. Сперанского и Александра I В) М.В. Ломоносова и Петра II
Г) К.П. Победоносцева и П.А. Столыпина
11.К какой категории населения относились в первой половине XIX в.
помещики, имевшие крепостных крестьян и земельные владения?
А) бояре Б) дворяне В) мещане Г) купцы
12. Запишите слово, пропущенное в схеме.
В1. Прочтите отрывок из воспоминаний Б.Н. Чичерина и укажите императора, о котором идёт речь.
«Целые два месяца Россия была в каком-то странном смущении и оцепенении; не только руки отпадали от всякого дела, но даже ум и чувства как будто омертвели. Покойного государя любили, обожали освобождённые крестьяне и бывшие дворовые люди; душевно были к нему расположены и преданы в обществе все лично его знавшие и те, которые много слышали о его сердечной доброте, о его всегдашнем расположении ко всякому доброму делу».
В2.Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:
1) введение всеобщей воинской повинности; 2) отмена крепостного права; 3) издание манифеста о незыблемости самодержавия; 4) земская реформа.
В3. О каком сословии идет речь?
1. Сословный статус принадлежавшего к этому сословию определял имущественный ценз. С конца XVIII века делилось на три гильдии. Принадлежность к одной из них определялась размерами капитала, с которого человек обязан был выплачивать ежегодно гильдейский взнос в размере 1 % от общего капитала. Это затрудняло доступ в это сословие представителям других слоев населения.
2. Сословие, охранявшее границы государства и являвшееся социальной опорой самодержавия. В свободное от несения службы время обрабатывали землю (по 30 десятин на 1 душу мужского пола). Они пользовались бесплатным медицинским обслуживанием и обучением.
Часть С
С1. Назовите не менее трех положений, составляющих содержание понятия «народничество». Приведите не менее двух направлений революционного народничества. Укажите их лидеров и основные направления деятельности.
С2. Укажите не менее трёх положений крестьянской реформы.
С3. Начало формы
«Не улеглось ещё увлечение мировыми судьями, быстро, без каких-либо формальностей разбиравшими публично гражданские и уголовные дела, выступавшими одинаково в защиту личных и имущественных прав как знатного, так и простолюдина Сильнейшее впечатление на общество производили тогда и заседания окружного суда с присяжными заседателями. Перед введением их немало раздавалось голосов, предостерегавших от увлечения этой формой суда у нас в России на том основании, что наши присяжные заседатели, в число которых первоначально допускались и неграмотные крестьяне, не поймут возлагаемых на них обязанностей, не сумеют их выполнить и, пожалуй, явят из себя судей, доступных подкупу. Такими толками ещё больше увеличивался интерес общества к первым шагам новоявленных присяжных, а независимо от этого до крайности любопытным представлялись первые выступления государственного обвинителя-прокурора и – в качестве защитников – членов сословия присяжных поверенных С первых же заседаний суда стало очевидным, что страх за наших присяжных заседателей совершенно напрасен». 1.О какой реформе идёт речь в тексте? В чьё правление она была проведена? Укажите год проведение этой реформы. | |
Конец формы
Начало формы
2.На каких принципах строилось судопроизводство согласно этой реформе? Укажите не менее двух принципов. |
Конец формы