СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест по теме "Русь в IX - XII веках"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест составлен в формате ЕГЭ, может быть использован при проверке знаний по теме "Русь в IX - XII вв."

Просмотр содержимого документа
«Тест по теме "Русь в IX - XII веках"»

Тест «Русь в IXXII веках»

Вариант -1

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

  1. Съезд князей в Любече

  2. Призвание варягов на Русь

  3. Составление «Правды Ярослава»


2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


СОБЫТИЯ

ГОДЫ

А) поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев

Б) начало княжения Владимира Мономаха в Новгороде

В) поход Игоря на Константинополь

Г) крещение княгини Ольги


  1. 941

  2. 957

  3. 980

  4. 1113

  5. 1125

  6. 1185


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г







3. Ниже приведен список названий. Все они, за исключением двух, относятся к славянским племенным союзам, вошедшим в состав государства Древняя Русь.

1) словене; 2) хазары; 3) дреговичи; 4) древляне; 5) касоги; 6) поляне.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к названиям неславянских племенных объединений.


4. Напишите пропущенное словосочетание.

 На экономическое и общественное развитие восточных славян повлиял проходивший через Восточно-Европейскую равнину торговый путь, который «Повесть временных лет» назвала «путь________________».


5. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.


ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

На другой же день, 17 апреля, киевляне устроили совет и послали к Владимиру, говоря: «Пойди князь, на стол отцовский и дедовский». Услышав это Владимир много плакал и не пошел, горюя по брате. Киевляне же разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на иудеев, разграбили их имущество. И послали киевляне к Владимиру, говоря: «Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, или иудеев пограбят, а еще нападут на невестку твою и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри». Услышав это, Владимир отправился в Киев».

Б)

«Когда Святослав вырос и возмужал, начал он собирать много храбрых воинов. И легко ходил в походах, как барс, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так и ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах. Такими же были и все прочие его воины. И посылал в иные страны со словами: «Иду на вы».


ХАРАКТЕРИСТИКИ

  1. В отрывке описываются события, которые произошли до Крещения Руси.

  2. Князь, о котором идёт речь в отрывке, написал «Поучение детям».

  3. В отрывке описываются события, которые произошли в XI в.

  4. В период правления упоминаемого в отрывке князя был подписан первый в истории договор между государством Русь и Византийской империей.

  5. Сын князя, упоминаемого в отрывке, считался основателем Москвы.

  6. Упоминаемый в отрывке князь погиб в сражении с печенегами.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:


Фрагмент А

Фрагмент Б






6. Какие из перечисленных событий, явлений связаны с деятельностью русских князей в X – XI вв.? Выберите три события и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Разгром Хазарского каганата

  2. битва на р. Калке

  3. Создание первой части Русской правды

  4. Поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев

  5. Съезд князей в Любече

  6. Объединение Киева и Новгорода под властью одного князя


7. Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ)

УЧАСТНИКИ

А) первое упоминание Москвы в летописи

Б) Любечский съезд князей

В) строительство собора Покрова на Нерли

Г) окончательный разгром печенегов


  1. Ярослав Мудрый

  2. Святополк Изяславович

  3. Владимир Мономах

  4. Юрий Долгорукий

  5. Андрей Боголюбский

  6. Всеволод Большое Гнездо


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г








Рассмотрите схему и выполните задания 8-11.



8. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».


9. Укажите название народа, поход против которого обозначен в легенде схемы.


10. Укажите название государства, которое являлось ближайшим восточным соседом Руси в первой четверти XIII в.


11. Какие суждения, относящиеся к данному изображению, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Среди княжеств и земель, изображённых на схеме, наибольшим по площади было Киевское княжество

  2. В период раздробленности Древнерусского государства р. Дон и Волга служили торговыми путями

  3. Город, обозначенный на схеме цифрой «1», был основан Андреем Боголюбским.

  4. В результате похода, обозначенного на схеме, князь, руководивший походом, увеличил территорию своего княжества

  5. В XII в. продолжалась борьба князей за право править в городе, обозначенном на схеме цифрой «2»

  6. На карте обозначен город, в котором утвердилась республиканская форма правления.


12. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) «Слово о полку Игореве»

Б) Дмитриевский собор

В) «Слово о Законе и благодати»

Г) Десятинная церковь


  1. Автором является священник Сильвестр

  2. Первый каменный храм в Киеве

  3. Автором был современником Ярослава Мудрого

  4. Шедевр владимиро-суздальского белокаменного зодчества

  5. Описываемые события произошли в XII веке

  6. Данный памятник культуры создан при князе Ярославе Мудром.


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г







13. Почему Древнерусское государство распалось на отдельные земли и княжества?

Укажите любые две причины и два последствия раздробленности Древнерусского государства.



Тест «Русь в IXXII веках»

Вариант -2

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

  1. Объединение Новгорода и Киева под властью Олега

  2. Составление «Правды Ярославичей»

  3. Крещение Руси


2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

ГОДЫ

А) окончательный разгром печенегов

Б) «Устав» Владимира Мономаха

В) поход Олега на Константинополь

Г) крещение княгини Ольги


  1. 907

  2. 957

  3. 980

  4. 1036

  5. 1113

  6. 1185

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г







3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям, явлениям периода существования Древнерусского государства.

1) вервь; 2) закуп; 3) стрельцы; 4) опричнина; 5) христианство; 6) погосты.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.


4. Напишите пропущенное слово.

_______________ - это способ сбора дани с восточнославянских племён, практиковавшийся в IX-XII веках на Руси.


5. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.


ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«В год 6390 (ле­то­ис­чис­ле­ние от Со­тво­ре­ния мира). Вы­сту­пил в поход Олег, взяв с собою много во­и­нов: ва­ря­гов, чудь, сло­вен, мерю, весь, кри­ви­чей, и при­шел к Смо­лен­ску с кри­ви­ча­ми, и при­нял власть в го­ро­де, и по­са­дил в нем сво­е­го мужа. От­ту­да от­пра­вил­ся вниз, и взял Любеч, и также по­са­дил мужа сво­е­го. И при­шли к горам Ки­ев­ским, и узнал Олег, что кня­жат тут Ас­кольд и Дир. Спря­тал он одних во­и­нов в ла­дьях, а дру­гих оста­вил поза-ди, и сам при­сту­пил, неся мла­ден­ца Игорь. И под­плыл к Угор­ской горе, спря­тав своих во­и­нов, и по­слал к Ас­коль­ду и Диру, го­во­ря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и кня­жи­ча Игоря. При­ди­те к нам, к ро­ди­чам своим". Когда же Ас­кольд и Дир при­шли, вы­ско­чи­ли все осталь­ные из ладей, и ска­зал Олег Ас­коль­ду и Диру: "Не кня­зья вы и не кня­же­ско­го рода, но я кня­же­ско­го рода", и по­ка­зал Игоря: "А это сын Рю­ри­ка". И убили Ас­коль­да и Дира, от­нес­ли на гору и по­греб­ли Ас­коль­да на горе, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся ныне Угор­ской, где те­перь Оль­мин двор; на той мо­ги­ле Ольма по­ста­вил цер­ковь свя­то­го Ни­ко­лы; а Ди­ро­ва мо­ги­ла - за цер­ко­вью свя­той Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и ска­зал Олег: "Да будет это мать го­ро­дам рус­ским". И были у него ва­ря­ги, и сла­вя­не, и про­чие, про­звав­ши­е­ся русью. Тот Олег начал ста­вить го­ро­да и уста­но­вил дани сло­ве­нам, и кри­ви­чам, и мери, и уста­но­вил ва­ря­гам да­вать дань от Нов­го­ро­да по 300 гри­вен еже­год­но ради со­хра­не­ния мира, что и да­ва­лось ва­ря­гам до самой смер­ти Яро­сла­ва».

Б)

«И стал Вла­ди­мир кня­жить в Киеве один, и по­ста­вил ку­ми­ры на холме за те­рем­ным дво­ром: де­ре­вян­но­го Пе­ру­на с се­реб­ря­ной го­ло­вой и зо­ло­ты­ми усами, и Хорса, Да­жь­бо­га, и Стри­бо­га, и Си­марг­ла, и Мокошь. И при­но­си­ли им жерт­вы, на­зы­вая их бо­га­ми, и при­во­ди­ли своих сы­но­вей и до­че­рей, и при­но­си­ли жерт­вы бесам, и осквер­ня­ли землю жерт­во­при­но­ше­ни­я­ми сво­и­ми. И осквер­ни­лась кро­вью земля Рус­ская и холм тот. Но пре­бла­гой Бог не за­хо­тел ги­бе­ли греш­ни­ков, и на том холме стоит ныне цер­ковь свя­то­го Ва­си­лия, как рас­ска­жем об этом после. Те­перь же воз­вра­тим­ся к преж­не­му.

Вла­ди­мир по­са­дил Доб­ры­ню, сво­е­го дядю, в Нов­го­ро­де. И, придя в Нов­го­род, Доб­ры­ня по­ста­вил ку­ми­ра над рекою Вол­хо­вом, и при­но­си­ли ему жерт­вы нов­го­род­цы как богу».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

  1. После Олега пра­вил Русью князь Свя­то­слав

  2. Олег пер­вым из кня­зей под­пи­сал вы­год­ный для Руси до­го­вор с Ви­зан­ти­ей

  3. Ука­зан­ные со­бы­тия от­но­сят­ся к концу IX в.

  4. Князь Вла­ди­мир взошёл на ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол в Киеве, со­глас­но за­ве­ща­нию сво­е­го отца Свя­то­сла­ва

  5. В ле­то­пи­си го­во­рит­ся о «язы­че­ской ре­фор­ме» князя Вла­ди­ми­ра

  6. «Язы­че­ская ре­фор­ма» по­тер­пе­ла не­уда­чу, но не оста­но­ви­ла по­пы­ток князя ре­фор­ми­ро­вать сферу ре­ли­гии

 Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:


Фрагмент А

Фрагмент Б






6. Какие из перечисленных событий, явлений связаны с деятельностью русских князей в XII вв.? Выберите три события и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Первое упоминание о Москве

  2. битва на р. Калке

  3. Создание первой части Русской правды

  4. Поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев

  5. Съезд князей в Любече

  6. Княжение в Киеве Мстислава Великого


7. Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ)

УЧАСТНИКИ

А) строительство собора Покрова на Нерли

Б) окончательный разгром печенегов

В) первое упоминание Москвы в летописи

Г) Любечский съезд князей


  1. Ярослав Мудрый

  2. Святополк Изяславович

  3. Владимир Мономах

  4. Юрий Долгорукий

  5. Андрей Боголюбский

  6. Всеволод Большое Гнездо

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г







Рассмотрите схему и выполните задания 8-11.



8. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».


9. Укажите название народа, поход против которого обозначен в легенде схемы.


10. Укажите название государства, которое являлось ближайшим восточным соседом Руси в первой четверти XIII в.


11. Какие суждения, относящиеся к данному изображению, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Среди княжеств и земель, изображённых на схеме, наибольшим по площади было Киевское княжество

  2. В период раздробленности Древнерусского государства р. Дон и Волга служили торговыми путями

  3. Город, обозначенный на схеме цифрой «1», был основан Андреем Боголюбским.

  4. В результате похода, обозначенного на схеме, князь, руководивший походом, увеличил территорию своего княжества

  5. В XII в. продолжалась борьба князей за право править в городе, обозначенном на схеме цифрой «2»

  6. На карте обозначен город, в котором утвердилась республиканская форма правления.


12. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) «Повесть временных лет»

Б) Софийский собор в Киеве

В) «Слово о Законе и благодати»

Г) Десятинная церковь


  1. Автором является священник Сильвестр

  2. Первый каменный храм в Киеве

  3. Автором является первый русский митрополит

  4. Шедевр русского белокаменного зодчества

  5. Автор – монах Киево-Печерского монастыря Нестор.

  6. Данный памятник культуры создан при князе Ярославе Мудром.


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г







13. Почему Древнерусское государство распалось на отдельные земли и княжества?

Укажите любые две причины и два последствия раздробленности Древнерусского государства.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!