СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест по теме: "Словообразовательные цепочки" для 3 класса.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест по теме: "Словообразовательные цепочки" с ответами.

Просмотр содержимого документа
«Тест по теме: "Словообразовательные цепочки" для 3 класса.»

Словообразовательные цепочки

1.Вставьте пропущенные в словообразовательной цепочке слова:

А) __________→ прилить → приливать → прилив.

Б) _____________ → небольшой.

В) Трава → ______________→ травянистый.

2. По конечному слову словообразовательной цепочки построить саму цепочку

  1. очаровательно←____________←_______________←_______________←__________.


  1. переоценить←_____________←_______________←____________.


3. Восстановите пропущенные «звенья» в цепочках.


  1. ржавый → ржаветь → ___________ → проржавелый;

  2. ___________ → общество → общественный → общественник;

  3. единый → соединить → воссоединять → ________________;

  4. сказать → ___________ → ______________ → рассказчица;

  5. рад → радость → ______________ → ____________ → безрадостность.


4. Представьте, что по чьей-то злой воле слова из цепочки «свалены в кучу» и где исходные, где производные – не разобрать. А восстановить-то правильный порядок надо! Вот я и прошу вас сделать это. Напримерплавать, пловчиха, плыть, пловец.

Плыть→ плавать →пловец →пловчиха.

  1. таксист, такси, таксистский;

__________________________________________________________________

  1. подтянуть, подтягивание, тянуть, подтягивать;

__________________________________________________________________

  1. наращивающийся, растить, наращивать, нарастить, расти, наращиваться.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Восстановить словообразовательную цепочку

  1. вязать – привязанность;

_________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. купить – покупательница;

_________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. свет – светлячок

___________________________________________________________________________________________________________________________________


6. В каком ряду словообразовательная цепочка построена неверно?

А) спать — сон — бессонный — бессонница;

Б) шифр — шифровать — дешифровать — дешифратор;

В) щипать — щипнуть — защипнуть — защипка — защипочка;

Г) шнур — шнуровать — шнуровка — расшнуровка.


7. В какой словообразовательной цепочке пропущено звено?

А) лить — залить — заливать — заливка — заливочный;

Б) веселый — веселить — увеселить — увеселительно;

В) мир — мирить — примирить — примирение.


8. Укажите ряд, в котором словообразовательная цепочка построена верно.

  1. круг — округ — окружность — окружной;

  2. круг — округ — окружной — окружность;

  3. округ — круг — окружной — окружность;

  4. круг — окружность — округ — окружной.


9. Перед вами 4 «испорченные» словообразовательные цепочки. Исходное слово для каждой цепочки – боль. Восстановите в них нужную последовательность. Для всех ли производных нашлось место? Попробуйте для этих «лишних» слов тоже составить цепочку.


  1. болезнь, больница, болеть, больной, безболезненный.

  2. болеть, болезненный, болезненно, болезнь.

  3. обезболивание, обезболить, обезболивать, больно.

  4. заболеть, заболевание, болеть, заболевать.


10. Составьте словообразовательные цепочки, показывая последовательность образования следующих прилагательных.

Рыбацкий, водянистый, сверхскоростной, снегоуборочный.

Ответы

Словообразовательные цепочки

1.Вставьте пропущенные в словообразовательной цепочке слова:

А) лить→ прилить → приливать → прилив.

Б) большой → небольшой.

В) Трава → травяной → травянистый.


2. По конечному слову словообразовательной цепочки построить саму цепочку

  1. очаровательно←очаровательный ← очаровать ← чаровать ← чары.

  2. переоценить← оценить ← ценить ← цена

3. Восстановите пропущенные «звенья» в цепочках.


  1. ржавый → ржаветь → проржаветь → проржавелый;

  2. общий→ общество → общественный → общественник;

  3. единый → соединить → воссоединять → воссоединённый;

  4. сказать → сказывать→ рассказывать → рассказчица;

  5. рад → радость → радоваться→ радостность→ безрадостность.


4. Представьте, что по чьей-то злой воле слова из цепочки «свалены в кучу» и где исходные, где производные – не разобрать. А восстановить-то правильный порядок надо! Вот я и прошу вас сделать это. Напримерплавать, пловчиха, плыть, пловец.

Плыть→ плавать →пловец →пловчиха.

  1. таксист, такси, таксистский;

Такситаксисттаксистский

  1. подтянуть, подтягивание, тянуть, подтягивать;

Тянутьподтянутьподтягиваниеподтягивать

  1. наращивающийся, растить, наращивать, нарастить, расти, наращиваться.

Расти,растить нарастить наращивать наращиватьсянаращивающийся

5. Восстановить словообразовательную цепочку

  1. вязать – привязанность.

Вязатьпривязать привязанный привязанность

  1. купить – покупательница.

Купитьпокупатьпокупательпокупательница

  1. свет – светлячок.

Светсветлый светляк светлячок

6. В каком ряду словообразовательная цепочка построена неверно?

А) спать — сон — бессонный — бессонница;

Б) шифр — шифровать — дешифровать — дешифратор;

В) щипать — щипнуть — защипнуть — защипка — защипочка;

Г) шнур — шнуровать — шнуровка — расшнуровка.


7. В какой словообразовательной цепочке пропущено звено?

А) лить — залить — заливать — заливка — заливочный;

Б) веселый — веселить — увеселить — увеселительно;

В) мир — мирить — примирить — примирение.


8. Укажите ряд, в котором словообразовательная цепочка построена верно.

  1. круг — округ — окружность — окружной;

  2. круг — округ — окружной — окружность;

  3. округ — круг — окружной — окружность;

  4. круг — окружность — округ — окружной.


9. Перед вами 4 «испорченные» словообразовательные цепочки. Исходное слово для каждой цепочки – боль. Восстановите в них нужную последовательность. Для всех ли производных нашлось место? Попробуйте для этих «лишних» слов тоже составить цепочку.


  1. болезнь, больница, болеть, больной, безболезненный.

  2. болеть, болезненный, болезненно, болезнь.

  3. обезболивание, обезболить, обезболивать, больно.

  4. заболеть, заболевание, болеть, заболевать.


1. Боль → болеть → болезнь → безболезненный.


2. Боль → болеть → болезнь → болезненный → болезненно.


3. Боль → обезболить → обезболивать → обезболивание.


4. Боль → болеть → заболеть → заболевать → заболевание.


10. Составьте словообразовательные цепочки, показывая последовательность образования следующих прилагательных.

Рыбацкий, водянистый, сверхскоростной, снегоуборочный.


Рыба - рыбак - рыбачить - порыбачить – рыбацкий.

Вода - водянистость - водный - водяной – водянистый.

Скор - скоро - скорость - скоростной – сверхскоростной.

Снег -снежный + уборка - убирать - уборочная - снегоуборочный




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!