А.П. Чехов «Тоска»
1. Какова роль пейзажа в начале рассказа?
-при помощи пейзажа передаётся внутреннее психологическое состояние человека
-пейзаж настраивает читателя на лирический лад
-пейзаж передаёт атмосферу зимнего вечера
2. Почему плохо главному герою Ионе?
он заболел у него умер сын он потерял крупный выигрыш
3. Кому пытался Иона рассказать о своём горе? Подчеркнуть правильные варианты.
военному, пожилой женщине, горбачу, студенту, дворнику, чиновнику, молодому извозчику, гимназистке, паре влюблённых
4. Как реагируют слушатели на рассказ Ионы?
-сочувствуют ему и предлагают помощь
-его горе никого не интересует -раздражаются и упрекают его в том, что он портит людям настроение
5. Какие художественные средства использует Чехов, чтобы передать тоску героя? Нужное подчеркнуть.
эпитеты оксюморон метафору градацию синекдоху
Для справок: тоска громадная, не знающая границ тоска; распирает грудь, весь свет залила бы, поместилась в скорлупу;
вечерние сумерки – вечерняя мгла – потёмки.
6. Кому Иона излил душу? Кто всё же его выслушал?
собака кошка сверчок за печкой лошадь
7. Почему Иона решил рассказать всё этому существу?
-видит в нём родственную душу (как он лишился сына, так это -существо лишилось своего хозяина и корма)
-животное лучше человека умеет слушать
-животные умеют сопереживать не хуже человека
8. Как обратился Иона к этому животному?
сестра собачонка мать лошадочка брат кобылочка
9. Обратим внимание на эпиграф рассказа. Прочитайте.
(Кому повем печаль мою?..) Как вы понимаете смысл эпиграфа?
-рассказать есть кому, но нужно выбрать достойного
-рассказать некому, знает только сам человек и Бог
-рассказать можно любому, но рядом, к сожалению, пока никого нет
10. Выбрать наиболее подходящее к названию рассказа значение слова «тоска».
-стеснение духа, томление души, ожидание чего-то
-душевная тревога, беспокойство, боязнь
-горе, печаль, мучительная грусть, нойка сердца (уныние), скорбь
-скука, а также (разг.) что-н. очень скучное, неинтересное
11. Какую вечную проблему человечества поднимает А.П. Чехов в своём рассказе?
-проблему отношения человека к животным
-проблему общения друг с другом, равнодушия к горю и несчастью окружающих, проблему одиночества
-проблему «Кто виноват?»
-проблему «Что делать?»
12. Найдите верное толкование причин, из-за которых люди проявляют равнодушие:
-равнодушие от нехватки времени, потому что хватает своих забот, ведь все люди занятые, личного времени на каждого встречного просто жаль
-равнодушие – это лень души; ведь так мало надо человеку от людей - надо чтобы его выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись; но и этой малости не то чтобы жалко - просто лень сочувствовать, понимать…
-равнодушие – это с равной душой (т.е. одинаково сердечно) выслушивать всех, кто в этом нуждается
13. Каков лейтмотив (основная нить) рассказа?
-извозчик не умеет расположить к себе собеседников
-извозчик находит отклик у людей, но не умеет этим воспользоваться
-извозчик не находит понимания у людей, он начинает чувствовать боль и горечь от невысказанных страданий и тоски
14. Чему учит нас история, рассказанная А.П. Чеховым?
-незачем докучать людям своими проблемами
-не стоит искать сочувствия у окружающих, потому что «человек человеку – волк»
- призывает нас быть чуткими, учит нас быть терпимыми друг к другу, гнать из нашего сердца равнодушие и самоуспокоенность
А.П. Чехов «Тоска» ОТВЕТЫ
1. Какова роль пейзажа в начале рассказа?
-при помощи пейзажа передаётся внутреннее психологическое состояние человека
-пейзаж настраивает читателя на лирический лад
-пейзаж передаёт атмосферу зимнего вечера
2. Почему плохо главному герою Ионе?
он заболел у него умер сын он потерял крупный выигрыш
3. Кому пытался Иона рассказать о своём горе? Подчеркнуть правильные варианты.
военному, пожилой женщине, горбачу, студенту, дворнику, чиновнику, молодому извозчику, гимназистке, паре влюблённых
4. Как реагируют слушатели на рассказ Ионы?
-сочувствуют ему и предлагают помощь
-его горе никого не интересует -раздражаются и упрекают его в том, что он портит людям настроение
5. Какие художественные средства использует Чехов, чтобы передать тоску героя? Нужное подчеркнуть.
эпитеты оксюморон метафору градацию синекдоху
Для справок: тоска громадная, не знающая границ тоска; распирает грудь, весь свет залила бы, поместилась в скорлупу;
вечерние сумерки – вечерняя мгла – потёмки.
6. Кому Иона излил душу? Кто всё же его выслушал?
собака кошка сверчок за печкой лошадь
7. Почему Иона решил рассказать всё этому существу?
-видит в нём родственную душу (как он лишился сына, так это -существо лишилось своего хозяина и корма)
-животное лучше человека умеет слушать
-животные умеют сопереживать не хуже человека
8. Как обратился Иона к этому животному?
сестра собачонка мать лошадочка брат кобылочка
9. Обратим внимание на эпиграф рассказа. Прочитайте.
(Кому повем печаль мою?..) Как вы понимаете смысл эпиграфа?
-рассказать есть кому, но нужно выбрать достойного
-рассказать некому, знает только сам человек и Бог
-рассказать можно любому, но рядом, к сожалению, пока никого нет
10. Выбрать наиболее подходящее к названию рассказа значение слова «тоска».
-стеснение духа, томление души, ожидание чего-то
-душевная тревога, беспокойство, боязнь
-горе, печаль, мучительная грусть, нойка сердца (уныние), скорбь
-скука, а также (разг.) что-н. очень скучное, неинтересное
11. Какую вечную проблему человечества поднимает А.П. Чехов в своём рассказе?
-проблему отношения человека к животным
-проблему общения друг с другом, равнодушия к горю и несчастью окружающих, проблему одиночества
-проблему «Кто виноват?»
-проблему «Что делать?»
12. Найдите верное толкование причин, из-за которых люди проявляют равнодушие:
-равнодушие от нехватки времени, потому что хватает своих забот, ведь все люди занятые, личного времени на каждого встречного просто жаль
-равнодушие – это лень души; ведь так мало надо человеку от людей - надо чтобы его выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись; но и этой малости не то чтобы жалко - просто лень сочувствовать, понимать…
-равнодушие – это с равной душой (т.е. одинаково сердечно) выслушивать всех, кто в этом нуждается
13. Каков лейтмотив (основная нить) рассказа?
-извозчик не умеет расположить к себе собеседников
-извозчик находит отклик у людей, но не умеет этим воспользоваться
-извозчик не находит понимания у людей, он начинает чувствовать боль и горечь от невысказанных страданий и тоски
14. Чему учит нас история, рассказанная А.П. Чеховым?
-незачем докучать людям своими проблемами
-не стоит искать сочувствия у окружающих, потому что «человек человеку – волк»
- призывает нас быть чуткими, учит нас быть терпимыми друг к другу, гнать из нашего сердца равнодушие и самоуспокоенность