ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Часть 1
Выберите правильный ответ
1. Впервые систематически поставил человека в отряд приматов, объединив его с обезьянами:
1 К. Линней; 2) Ж. Б. Ламарк; 3) Ч. Дарвин; 4) Ф. Энгельс.
2. Впервые показал, что изготовление и применение орудий труда привело к превращению
обезьяны в человека:
1) К. Линней; 2) Ж. Б. Ламарк; 3) Ч. Дарвин; 4) Ф. Энгельс.
3. Признаки, определяющие систематическую принадлежность человека к подтипу
позвоночных:
1) двусторонняя симметрия тела, присутствие в процессе зародышевого развития хорды, жаберных щелей и нервной трубки;
2) парные конечности, развитие позвоночного столба со спинным мозгом и черепа с
головным мозгом;
3) теплокровность, развитие млечных желез и присутствие волосяного покрова на теле;
4) развитие эмбриона внутри организма матери, питание плода через плаценту.
4. Признаки, определяющие систематическую принадлежность человека к классу
млекопитающих:
1) двусторонняя симметрия тела, присутствие в процессе зародышевого развития хорды,
жаберных щелей и нервной трубки;
2) парные конечности, развитие позвоночного столба со спинным мозгом и черепа с головным
мозгом;
3) теплокровность, развитие млечных желез и присутствие волосяного покрова на теле;
4) развитие эмбриона внутри организма матери, питание плода через плаценту.
5. Признаки, определяющие систематическую принадлежность человека к отряду приматов:
1) конечности хватательного типа, одна пара сосков у млечных желез, развитие всех типов зубов, отсутствие сезонности в половой жизни и низкая плодовитость;
2) плоские ногти, сильное развитие больших полушарий головного мозга, присутствие трех и
более бугров на жевательной поверхности коренных зубов, незамкнутость хрящевых колец
трахеи;
3) редукция хвостового отдела позвоночника, развитие лобных долей головного мозга и
большое число извилин на полушариях, четыре основные группы крови (А, В, АВ, 0),
развитие мимической мускулатуры;
4) объем головного мозга свыше 900 см3, прямохождение, сокращение лицевого отдела черепа
и увеличение мозгового, развитие подбородочного выступа и особое строение гортани,
редукция волосяного покрова на теле и сильное развитие эрогенных зон.
6. Признаки, определяющие систематическую принадлежность человека к виду разумный
(Homo sapiens):
1) конечности хватательного типа, одна пара сосков у млечных желез, развитие всех типов
зубов, отсутствие сезонности в половой жизни и низкая плодовитость;
2) плоские ногти, сильное развитие больших полушарий головного мозга, присутствие трех и
более бугров на жевательной поверхности коренных зубов, незамкнутость хрящевых колец
трахеи;
3) редукция хвостового отдела позвоночника, развитие лобных долей головного мозга и
большое число извилин на полушариях, четыре основные группы крови (А, В, АВ, 0),
развитие мимической мускулатуры;
4) объем головного мозга свыше 900 см3, прямохождение, сокращение лицевого отдела черепа
и увеличение мозгового, развитие подбородочного выступа и особое строение гортани,
редукция волосяного покрова на теле и сильное развитие эрогенных зон.
7. K рудиментам у человека относят:
1) ушные мышцы, волосяной покров на теле, третье веко в углу глаза, зубы мудрости,
аппендикс, копчиковые кости позвоночника;
2) мимические мышцы, волосяной покров на теле, дополнительные соски, зубы мудрости,
аппендикс, развитые клыки;
3) хвост, дополнительные соски, зубы мудрости, волосяной покров на теле, копчиковые
кости позвоночника, развитые клыки;
4) ушные и мимические мышцы, аппендикс, третье веко в углу глаза, развитые клыки,
копчиковые кости позвоночника.
8. К атавизмам у человека относят:
1) мимические мышцы, волосяной покров на теле, третье веко в углу глаза, зубы мудрости, дополнительные соски;
2) хвост, волосяной покров на теле, дополнительные соски, развитые клыки;
3) ушные мышцы, волосяной покров на теле, третье веко в углу глаза, аппендикс;
4) мимические мышцы, дополнительные соски, зубы мудрости, развитые клыки, копчиковые
кости позвоночника.
9. Черты отличия человека от человекообразных обезьян:
1) высокоразвитая нервная система, сложные безусловные и условные рефлексы, выраженная
забота о потомстве;
2) способность к прямохождению, отсутствие хвоста, развитие на пальцах ногтей вместо
когтей;
3) способность к выражению эмоций посредством мимики и жестов, развитые органы чувств;
4) способность к созданию и использованию орудий труда для производства других орудий.
10. К биологическим факторам антропогенеза относят:
1) групповое сотрудничество, сознание и речь;
2) изготовление орудий труда и общественный характер жизни;
3) борьбу за существование и естественный отбор;
4) удлинение сроков ухода за детьми, заботу о стариках и больных.
11. К социальным факторам антропогенеза относят:
1) естественный отбор; 2) борьбу за существование;
3) наследственную изменчивость; 4) устройство постоянных жилищ.
12. Движущая сила антропогенеза заключалась в:
1) единстве действия биологических и социальных факторов;
2) преимущественном действии биологических факторов над социальными;
3) преимущественном действии социальных факторов над биологическими;
4) независимом друг от друга действии биологических и социальных факторов.
13.Основная предпосылка антропогенеза:
1) прямохождение;
2) сознание и речевое общение;
3) трудовая деятельность;
4) использование руки для изготовления орудий труда.
14.Объём головного мозга у кроманьонца достигал, в см3:
1) 800 – 1200; 2) 1200 – 1400; 3) 1400 – 1600; 4) 1600 – 2000.
15. Единство всех человеческих рас как представителей одного биологического вида Человек
разумный (Homo sapiens) доказывает:
1) одинаковое время возникновения в антропогенезе основных человеческих рас;
2) существование общего центра происхождения основных человеческих рас;
3) возможность плодовитых браков между представителями разных человеческих рас;
4) общность морфоанатомических и физиологических признаков у представителей разных человеческих рас.
16. Выберите признаки, имеющие отношение к антропогенезу и ставшие его предпосылками.
Расширение грудной клетки
Освобождение передних конечностей
Объем мозга 850см3
Вскармливание детенышей молоком
Хорошие зрение и слух
Развитые двигательные отделы головного мозга
Стадный образ жизни
Позвоночник в форме дуги.
17.Установите правильную последовательность становления социальных факторов у предков современного человека.
А) умение пользоваться огнем
Б) изготовление орудий труда из гальки
В) использование шкур в качестве одежды
Г) возникновение искусства
18. Установите последовательность стадий эволюции человека
А)человек умелый Б) человек прямоходящий
В)дриопитек Г) человек разумный
Часть 2
Какие доказательства происхождения человека от животных вам известны?
Какие признаки говорят в пользу родства человека и человекообразных обезъян.
Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду.
Приведите не менее 3х прогрессивных биологических признаков человека, которые он приобрел в процессе длительной эволюции.
Чем отличается строение скелетов головы человека и человекообразных обезъян? Укажите не менее 4 признаков.
Оказывает ли влияние на эволюцию человека мутационный процесс и популяционные волны ( волны жизни)? Объясните.
Наследуются ли расовые особенности человека? Объясните.
Может ли раса быть чистой? Объясните.