СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тетрадь для лабораторных и практических работ по биологии 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тетрадь для лабораторных и практических работ по биологии 6 класс»

ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«СОЮЗ ЮНЫХ ПЕДАГОГОВ»





Учебный предмет: Биология

Класс: 6












РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ













Разработал И.С. Григорьев


Ученика(цы) _________ класса _______________________________




Лабораторная работа №1

«Лупа и правила работы с ней»

Цель - ознакомиться с устройством лупа и научиться пользоваться ими.

Оборудование и материалы: лупа

Лупа и правила работы с ней

Ход работы

1. Возьмите лупу, ознакомьтесь с ее устройством. Обратите внимание на ее части, особенности увеличительного стекла.

2. Приблизите лупу к предмету (тексту, рисунку) на такое расстояние, чтобы изображение предмета стало наиболее четким.

3. На основе проделанной работы сделайте вывод о назначении лупа=ы

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа №2

«Микроскоп и правила работы с ним»

Цель - ознакомиться с устройством микроскопа и научиться пользоваться ими.

Оборудование и материалы: микроскоп

Ход работы

1. Ознакомьтесь со строением микроскопа, пользуясь рисунком 8 в учебнике.

2. Найдите окуляр, револьвер с объективом, тубус, штатив с предметным столиком и зеркалом, регулировочные винты.

3. Выясните, какое назначение имеет каждая часть микроскопа. Сведения запишите в таблицу.

Название частей микроскопа

Назначение

1

Окуляр


2

Тубус


3

Регулировочные винты


4

4 Объектив


5

Предметный столик


6

Штатив


7

Револьвер


8

Зеркало


4. Определите, во сколько раз увеличивает микроскоп. Чтобы узнать это, умножьте число увеличения окуляра, указанное на нем, на число увеличения используемого объектива. Определите, каково увеличение вашего микроскопа,

и запишите его :______ . Рассчитайте все возможные варианты увеличения выданного вам микроскопа, если он имеет в револьвере несколько объективов.

5. Ответьте на вопросы.

Определите, во сколько раз увеличивает микроскоп, если окуляр имеет 15-кратное увеличение, а объектив — 100-кратное.________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Почему можно изменить увеличение рассматриваемого объекта при работе с микроскопом и нельзя при работе с лупой? _________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________

7. На основании проделанной работы сделайте вывод о назначении увеличительных приборов.

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа №3

«Изготовление простейших микропрепаратов»

Цель: научиться приготавливать простейшие микропрепараты; освоить

приемы работы с лупой и микроскопом.

Оборудование и материалы: лупа, световой микроскоп, предметные и покровные стекла, пинцет, вата, капельница с водой, препаровальные иглы, помидор (или яблоко, груша), цветочная пыльца мальвы (или другого растения), салфетка.

Ход работы

1. Разломите помидор, яблоко или грушу.

2. Рассмотрите мякоть плода невооруженным глазом, а потом с помощью лупы. На изломах мякоти вы увидите блестящие пузырьки. Это клетки. Зарисуйте в тетради несколько клеток.


Клетки плода_______________________________________________________

3. В наборе лабораторного оборудования найдите предметные и покровные стекла, протрите их салфеткой.

4. На чистое предметное стекло пипеткой нанесите 1 —2 капли воды.

5. С помощью иголки или пинцета поместите в воду несколько волокон ваты. Накройте покровным стеклом. Микропрепарат готов.

6 . Приготовленный микропрепарат рассмотрите под микроскопом при малом и большом увеличении.

7. На основании проделанной работы сделайте вывод о назначении увеличительных приборов.

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа №1

«Влияние температуры на скорость прорастания семян фасоли (опыт в домашних условиях)»

Цель - выяснить, при какой температуре быстрее прорастают семена фасоли.

Оборудование и материалы: семена фасоли, 3 стеклянных стакана с крышками (или блюдца), вата (или фильтровальная бумага), термометр, вода.

Ход работы

1. Чтобы узнать, как влияет температура на скорость прорастания семян фасоли, следует провести опыт, который необходимо тщательно спланировать. Вначале выдвигаем предположения:

а) семена фасоли быстрее прорастают при низкой температуре (0 —5 °С);

б) семена фасоли быстрее прорастают при средней температуре (8 —10 °С);

в) семена фасоли быстрее прорастают при высокой температуре (20—25 °С).

2. Выдвинутые предположения проверьте с помощью опыта. Для его проведения потребуется следующее оборудование:

3. В каждый стакан поместите небольшой комок ваты, смочите его водой и положите по 5 семян фасоли. Чтобы вода не испарилась слишком быстро, стаканы можно закрыть крышками или блюдцами. Один стакан поместите в нижний ящик холодильника (там температура около 5 °С), другой - выставьте за окно (там средняя температура около 8—10 °С), а третий — на подоконник.

4. В течение 10 дней наблюдайте за ходом прорастания семян и результаты наблюдений заносите в таблицу. Если проросших растений нет, ставьте знак

« — », если есть — « + ».

Номер

Пробы

Темп.

Результат наблюдения по дням

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

0-5











2

8-10











3

20-25











5. По окончании опыта сделайте вывод о влиянии температуры на скорость прорастания семян.

Вывод: ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экскурсия №1

«Живая и неживая природа; наблюдение за живыми объектами»

Цель экскурсии-, научиться сравнивать объекты, относящиеся к живой

и неживой природе, выделять признаки живых организмов; ознакомиться

с осенними явлениями в природе.

Материалы и оборудование: блокноты, карандаши.

Ход экскурсии

1. Внимательно слушайте рассказ учителя в процессе экскурсии. По ходу рассказа записывайте в блокнот названия встретившихся вам живых организмов, их отличительные признаки, комментарии учителя, интересные факты (это пригодится вам при выполнении заданий и оформлении в тетради отчета об экскурсии). Не ломайте ветки, не рвите растения, не ловите животных.

2. Выберите понравившийся вам уголок природы на участке, определенном учителем, опишите его. ______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Найдите на выбранном вами участке по три объекта живой и неживой природы. Понаблюдайте за ними. Данные наблюдений запишите в таблицу.

Наблюдаемый объект

Живой организм

Признаки отношения к живой или не живой пр










4 Обратите внимание на состояние деревьев и кустарников.

Какую окраску имеют их листья? Что происходит с листьями? Как называется такое явление? Как вы думаете, почему это происходит? ___________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Обратите внимание, есть ли вблизи стаи птиц. Чем птицы заняты? Как изменилась их жизнь с наступлением осени? Какие свойства или явления они демонстрируют? ____________________________________________________

___________________________________________________________________

Сделайте вывод, по каким признакам живые организмы можно отличить от тел неживой природы.

Вывод________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Лабораторная работа №4

«Строение клеток кожицы чешуи лука»

Цель: закрепить знания о строении растительной клетки; отработать практические навыки работы с микроскопом и микропрепаратами.

Оборудование и материалы: микроскоп, репчатый лук (красный или синий сорт), пинцет, препаровальные иглы, предметные и покровные стекла,

стакан с водой, пипетки, фильтровальная бумага, салфетка.

Ход работы

1. Подготовьте предметное стекло, протрите его салфеткой.

2. Нанесите 1—2 капли воды на предметное стекло.

3. Отделите от луковицы сочную чешую. С ее выпуклой стороны снимите пинцетом или препаровальной иглой небольшой кусочек кожицы и опустите его в каплю воды на предметное стекло.

4. Расправьте кусочек кожицы иглой и накройте покровным стеклом.

5. Приготовленный микропрепарат рассмотрите под микроскопом.

6. Зарисуйте в тетради и раскрасьте цветными карандашами одну клетку так, как вы видите ее под микроскопом. Обозначьте основные части клетки


7. На основании проделанной работы сделайте вывод о строении клеток кожицы чешуи лука

Вывод_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа №5

«Строение клеток листа элодеи канадской»

Цель: расширить представление о строении растительной клетки; отработать практические навыки работы с микроскопом и микропрепаратами.

Оборудование и материалы: веточки элодеи канадской, световой микроскоп, предметные и покровные стекла, пинцет, стакан с водой, пипетка, марля.

Ход работы

1. Элодея — водное растение, которое было случайно завезено в Европу из Америки и размножилось в большом количестве в пресных водоемах. Лист этого растения достаточно тонкий, и его можно рассмотреть под микроскопом. Для этого приготовьте микропрепарат: пинцетом отделите лист элодеи и перенесите его на предметное стекло в каплю воды.

2. Микропрепарат накройте покровным стеклом и рассмотрите под микроскопом.

3. Зарисуйте в тетради 1 —2 клетки. На рисунке обозначьте оболочку клетки, хлоропласты и вакуоль


Строение клетки листа элодеи под микроскопом:

1 — _______________________________________________________________

2 — _______________________________________________________________

3 — _______________________________________________________________

4 . Сделайте вывод об особенностях строения клеток листа элодеи.

Вывод_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа №6

«Строение клеток крови лягушки»

Цель - закрепить знания о строении животной клетки; установить различия

между растительной и животной клетками; продолжить формировать навыки работы с микроскопом.

Оборудование и материалы', световой микроскоп, готовые микропрепараты «Клетки крови лягушки».

Ход работы

1. Рассмотрите готовый микропрепарат крови лягушки. Найдите в клетках цитоплазму и ядро.

2. Зарисуйте 1 —2 клетки. Обозначьте на рисунке составные части клетки.


Составные части клеток крови лягушки:

1 — _______________________________________________________________

2 — _______________________________________________________________

3. Сравните строение растительной и животной клеток. Результаты занесите в таблицу, записав слово «есть» или «нет»

Компонент клетки

Растительная клетка

Живая клетка

Цитоплазма



Ядро



Пластиды



Цитоплазматическая мембрана



Оболочка



Вакуоль с клеточным соком



4. На основании проделанной работы сделайте вывод о сходстве и различии в строении растительной и животной клеток.

Вывод___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экскурсия №2

«Живые организмы зимой»

Цель экскурсии', ознакомиться с образом жизни растений и животных в зимний период; выяснить, какое влияние факторы неживой природы оказывают на живые организмы; развивать умение проводить наблюдения в природе.

Материалы и оборудование: блокноты, карандаши, линейки.

Ход экскурсии

1. Накануне экскурсии прочитайте материал учебника

2. В ходе экскурсии внимательно слушайте рассказ учителя, соблюдайте правила безопасности. Вспомните правила поведения в природе и выполняйте их. Слушая рассказ учителя и выполняя задания, делайте в блокноте записи и зарисовки, которые дома перенесете в тетрадь.

3. Понаблюдайте за участком парка (леса, сада). Какие изменения произошли в парке зимой? С чем связаны эти изменения? Как выглядят растения?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Посмотрите вокруг. Есть ли в парке животные? Какие это животные? Чем они заняты? К какой группе они относятся — к беспозвоночным или позвоночным? к теплокровным или холоднокровным?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Каких птиц вы встретили на экскурсии? Чем они заняты? ________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Сделайте вывод, как живые организмы приспособлены к перенесению неблагоприятных условий в зимний период.

Вывод____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа №2

«Вегетативное размножение растений (опыт в домашних условиях)»

Цель: закрепить знания о способах бесполого размножения; научиться на практике размножать растения вегетативным способом.

Оборудование и материалы: цветочные горшки, комнатные растения (традесканция, фуксия, пеларгония, бальзамин и др.), стакан с водой, скальпель, почва, шпатель.

Ход работы

1. Аккуратно отрежьте от комнатного растения (традесканции, фуксии, пеларгонии, бальзамина или др.) черенки — боковые стебли с листьями. У глоксинии и сенполии для этой цели берут лист с черешком.

2. Черенки поместите в стакан или стеклянную банку с водой и поставьте на подоконник.

3. Проследите за образованием корней от нижней части стебля (или черешка листа у глоксинии и сенполии). Свои наблюдения занесите в таблицу.

Дата

Наблюдаемое явление

1



2



3



4



5



4. Зарисуйте образование корней.


5. На основании проделанной работы сделайте вывод о размножении комнатных растений.

Вывод______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экскурсия №3

«Живые организмы весной»

Цель экскурсии: наблюдать влияние факторов неживой природы на жизнь природного сообщества; ознакомиться с многообразием живых организмов.

Материалы и оборудование: блокноты, карандаши.

Ход экскурсии

1. Накануне экскурсии повторите материал учебника

2 . В ходе экскурсии в лес (парк) внимательно слушайте рассказ учителя, соблюдайте правила безопасности. Вспомните правила поведения в лесу и выполняйте их. Слушая рассказ учителя и выполняя задания, делайте в блокноте записи и зарисовки, которые дома перенесете в тетрадь.

3. Отметьте погодные условия и характерные приметы весны. Какие явления в живом мире вы наблюдаете?___________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Если экскурсия проходит в лесу, определите тип леса и основные лесообразующие породы_____________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Каких животных вы встретили на экскурсии? Запишите их названия. К какой группе они относятся (беспозвоночные, позвоночные, холоднокровные, теплокровные)? Чем они заняты? В каком ярусе вы их наблюдали? Почему многих из них вы не видели зимой?_____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Объясните, какое значение для растений имеет раннее цветение___________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Сделайте вывод о единстве живой и неживой природы

Вывод_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!