СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тетрадь "Все цвета, кроме черного" 4 класс Учусь общаться

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тетрадь "Все цвета, кроме черного" 4 класс Учусь общаться

Просмотр содержимого документа
«Тетрадь "Все цвета, кроме черного" 4 класс Учусь общаться»

Министерство образования Российской Федерации

М.М. Безруких

А.Г. Макеева

ТА. Филиппова







Учусь

общаться









Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф» ПРОСВЕЩЕНИЕ

2008 ИЗДАТЕЛЬСТВО

ББК74.913я71

Б39

Материалы разработаны и подготовлены к печати при содействии Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Министерства обра­зования Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Комп­лексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы»

Составители серии: начальник Управления социально-педагогической под­держки и реабилитации детей Минобразования России, заслуженный учитель Рос­сийской Федерации Г.Н. Тростанецкая; главный специалист Управления соци­ально-педагогической поддержки и реабилитации детей Минобразования России, кандидат медицинских наук Л.Л. Гериш

Научный руководитель проекта «Все цвета, кроме чёрного» — академик РАО, лауреат премии Президента Российской Федерации ММ. Безруких



Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А.

Б39 Учусь общаться: 4 класс: Рабочая тетрадь для учащихся об­щеобразовательных учреждений. — М.: Вентана-Граф, Просве­щение, 2008. — 48 с: ил. — (Все цвета, кроме чёрного).

ISBN 978-5-360-00738-8

В тетради предлагаются проблемные задания и игры, обучающие де­тей равноправному общению и взаимоотношениям, когда человек, счи­таясь с интересами других, умеет отстаивать свои собственные.

Решая реальные жизненные проблемы, оценивая поведение людей, оказавшихся в сложной ситуации, дети учатся не только сочувствию и милосердию, но и умению находить достойный выход из трудных обстоятельств, проявлять силу воли и характер.

ББК 74.913я71













© М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова, 2002
© Издательский центр «Вентана-Граф», 2002
ISBN 978-5-360-00738-8 © Министерство образования Российской Федерации, 2002

Занятие 1

Что вы знаете друг о друге


Учительница. Ребята, вы уже знакомы несколько лет, скоро вы закончите начальную школу и перейдёте в пятый класс. К нам пришли ребята из другой школы. Познакомьтесь: Таня, Оля, Ната­ша, Олег и Серёжа. Чтобы вы лучше узнали друг друга, давайте поиграем в игру «Моё любимое занятие». Думаю, это будет инте­ресно не только новеньким, но и каждому из вас. Ведь за лето у вас появились новые увлечения, вы чему-то научились.

Знаешь ли ты, чем любят заниматься твои друзья в свободное время? А знают ли одноклассники о твоих увлечениях?

Игра «Моё любимое занятие»

Правила игры. Играет весь класс. Сядьте в круг. Каждый из вас по очереди должен выйти в центр круга и без слов (мимикой и жестами) изобразить своё любимое занятие.


Каждый из сидящих может высказать свою догадку — что изображал ведущий? После того как все выскажутся, ведущий сам называет тех, кто понял его правильно.


Задание 1.

Напиши имена и увлечения твоих друзей, которые тебе пока­зались самыми интересными. Попроси своих друзей рассказать об этом. А чему тебе хочется научиться?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Игра «Расскажи о себе»

Правила игры. Играет весь класс. Сядьте в круг и по очереди бросайте мяч тому, от кого вы хотите услышать рассказ о себе. Тот, кто поймал мяч, рассказывает. Если кто-то не хочет говорить о себе, он может передать мяч другому.

Играя в эти игры, Аня и Дима узнали очень много интересно­го о своих одноклассниках. Оказалось, что непоседа Серёжа любит рисовать, а тихая Света любит спорт и занимается теннисом.


Задание 2.

Заполни пустую колонку таблицы. У кого из твоих одноклас­сников самое необычное увлечение?


Твои увлечения


Увлечения твоих друзей


Самое

необычное

увлечение



Аня. Как изменились ребята за год! Все выросли, повзрослели.

Дима. И мы с тобой тоже, только мы этого не замечаем. Давай измерим, насколько мы выросли по сравнению с прошлым годом.


Задание 3.

Измерь свой рост и вес, пульс и частоту дыхания. Запиши результаты в таблицу.


Твои данные

4 класс

Начало года

Конец года

Рост



Вес



Частота пульса в покое



Частота пульса после нагрузки



Частота дыхания в покое



Частота дыхания после нагрузки



Задание 3.

Зачеркни только буквы А, X:

Посчитай количество букв, которые ты успеешь просмотреть за 2 минуты, и количество ошибок (пропущенные или неправильно отмеченные буквы). Попроси взрослых проверить тебя.

Занятие 2

Твой класс


Дима. Олег так интересно рассказывал о своих делах, а у не­го так и нет настоящего друга. От чего это зависит? Почему с неко­торыми ребятами многие хотят дружить, а с другими мало кто дружит?

Учительница. А вот и посмотрим. Я хочу, чтобы сегодня вы са­ми разделились на группы. Представьте, что вам предстоит участ­вовать в конкурсе, где важно, чтобы в каждой группе все хотели работать вместе.

Ребята разделились на группы. Получились две большие группы — 9 и 11 человек и 2 маленькие — 3 и 5 человек.

Аня. Почему так получилось?

Учительница. Давайте попробуем разобраться, почему вы разделились именно так. Для этого выполните задание.


Задание 1.

Заполни таблицу. Для этого в столбик по вертикали впиши имена всех ребят в классе. Напротив каждого имени поставь зна­чок «+», если ты хочешь работать с этим человеком в одной группе или команде. Сколько человек оказалось в твоей команде?




Имена одноклассников

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.





Имена одноклассников


9.



10.



11.



12.



13.



14.



15.



16.



17.



18.



19.


20.



21.



22.



23.



24.



25.




Почему тебе захотелось взять именно этих ребят в свою команду?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Какие качества в них тебя привлекают?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Посмотри, как заполнили таблицу Аня и Дима. Кто из их одноклассников стал участником команды?

Аня


Вета

+

Дима

+

Серёжа

+

Володя

+

Полина

+

Света


Игорь


Алёша



Дима


Вета

+

Аня

+

Серёжа


Володя

+

Полина

+

Света

+

Игорь

+

Алёша



Аня. А ты заметил, что в нашей команде оказались не только те ребята, которых мы выбрали?

Дима. Конечно, ведь у ребят, с которыми мы дружим, есть ещё Друзья.



Учительница. Кроме общих интересов и симпатий, важны общие переживания.

Вы уже умеете составлять цветовую карту своего настроения. А теперь попробуйте составить цветовую карту настроения всего нашего класса.



Имена одноклассников

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

У

Д

У

Д

У

Д

У

Д

У

Д

1.











2.











3.











4.











5.











6.











7.











8.











9.











10.











11.











12.











13.











14.











15.











16.











17.











18.











19.











20.












Можно ли считать эту неделю «неделей хорошего настроения»? Почему в один и тот же день у всех ребят бывает плохое настроение?

Занятие 3

Кто твой друг


Задание 1.

Рассмотри рисунки. Кого можно считать хорошим другом? Обведи зелёным карандашом рисунки, на которых изображены настоящие друзья.


А вот какие качества ценят в друзьях Аня и Дима.



отзывчивость надёжность

весёлый нрав весёлый нрав

умение договариваться сообразительность

Задание 2.

Вспомни законы дружбы, о которых мы говорили в прошлом году. Запиши их и отметь, что тебе удаётся выполнять.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 3.

Напиши, какие черты характера нравятся тебе в друге, подруге.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

Вспомни и напиши, в какой ситуации тебе помогли друзья.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 5.

Вспомни и напиши, в какой ситуации тебе приходилось помогать друзьям.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 6.

Какие качества и черты характера ты ценишь больше всего в людях? Подчеркни.


Справедливость, честность, доброта, заботливость, чуткость, вежливость; умение доводить начатое дело до конца, твёрдость, настойчивость, упорство; умение сотрудничать, умение планировать свою работу; чувствительность, уравновешенность, способность сочувствовать другому, приветливость; сообразительность, начи­танность, образованность, любознательность, остроумие.


Задание 7.

Прочитай отрывки из романа М. Твена «Приключения Тома Сойера». Ответь на вопросы.


Альфред грустно поплёлся в опустевшую школу. Он был оскорблён и разгневан. Ему было нетрудно угадать, в чём дело: де­вочка разговаривала с ним только для того, чтобы подразнить Тома Сойера. Ему хотелось придумать какой-нибудь способ так насолить врагу, чтобы самому остаться вне опасности. В это время ему попался на глаза учебник Тома. Вот удобный случай! Он с ра­достью раскрыл книжку на той странице, где был заданный урок, и залил всю страницу чернилами. Бекки как раз в эту минуту загля­нула со двора в окно и увидела, что он делает, но скрылась поско­рее незамеченная. Она побежала домой; ей хотелось разыскать То­ма, сказать ему про книгу. Но на полдороге она передумала: ей вспомнилось, как обошёлся с ней Том... «Так Тому и надо», — ре­шила она.


Когда дело дошло до розги, Бекки захотелось встать и сказать, что во всём виноват Альфред Темпль, но она сделала над собой усилие и заставила сидеть себя смирно. «Ведь Том наверняка ная­бедничает, что это я разорвала картинку».


Том получил свою порцию розог и вернулся на место, не чувствуя большого огорчения. Он думал, что, может быть, и вправ­ду как-нибудь нечаянно во время драки с товарищами опрокинул чернильницу на, книгу.


Учитель всё больше распалялся гневом. Наконец он спросил:

— Кто разорвал эту книгу?

Ни звука. Можно было бы услышать, как упала булавка. Все молчали.

Учитель впивается глазами в одно лицо за другим, ища ви­новного.


Тут в уме у Тома молнией пронеслась внезапная мысль. Он вскочил на ноги и крикнул:

— Это сделал я!

Вся школа в недоумении поглядела на безумца, совершаю­щего такой невероятный поступок. Он без единого крика пере­нёс самые жестокие удары, какие когда-либо наносил мистер Доббинс.


Как ты думаешь, почему в похожих ситуациях герои вели себя
по-разному? ____________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Как ты оцениваешь поведение Альфреда Темпеля, Бекки
Тэчер, Тома Сойера? ___________________________________________________

_______________________________________________________________________

Что заставило Тома взять на себя вину другого человека?

_______________________________________________________________________

Почему Бекки промолчала, видя, что наказывают невиновного?

_______________________________________________________________________


Задание 8.

Прочитай пословицы и поговорки. О каких чертах характера в них говорится? Подчеркни правильный ответ.


Глупая голова ногам покою не даёт. нерешительность

необдуманность поступков


Умел да смел, пятерых одолел. трусость, смелость,

ловкость


Дай бог нашему теляти решительность,

да волка поймати. безволие, упрямство


Бережёного бог бережёт. осторожность,

предусмотрительность,

трусость


Прытко бегают, да часто падают. осторожность,

торопливость,

нерешительность


Кто не бережёт копейки, расчётливость, скупость,

тот сам не стоит рубля. бережливость


Из него хоть верёвки вей. рассудительность, сила

воли, бесхарактерность


Стол спасибом красят. трусость, нерешительность,

вежливость


Задание 9.

Прочитай отрывок из сказки С. Лагерлёф «Чудесное путеше­ствие Нильса с дикими гусями». Ответь на вопросы.


А Нильс совсем забыл, что лис, если захочет, может разда­вить его одной лапой. Он бежал по пятам за ночным вором и твер­дил сам себе: «Только бы догнать!» ...

— Сейчас же отпусти гуся! Слышишь? — закричал Нильс. —
А не то я тебя так отделаю, что сам не рад будешь!

Смирре положил гуся на землю, придавил его передними ла­пами и сказал:

— Ах, это твой гусь? Тем лучше. Можешь посмотреть, как я с
ним расправлюсь!

«Этот рыжий вор, кажется, и за человека меня не считает!» — подумал Нильс и бросился вперед. Обеими руками он вцепился в лисий хвост и дёрнул что было силы.

Смирре был немолодой, видавший виды лис. И всё-таки ни­когда Смирре не приходилось так плохо, как в это утро. Увидев Нильса, дикие гуси радостно загоготали и захлопали крыльями:

— Ты первый человек, от которого мы видели добро...


Какие качества проявил Нильс в этой ситуации?____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Занятие 4

Как научиться жить дружно

Учительница. Ребята, когда вы разбивались на группы, то вы­бирали своих друзей. Но нужно научиться общаться с разными людьми, не только с теми, кто вам нравится. Вы, наверное, не раз замечали, что мнения и желания людей не всегда совпадают, иног­да они прямо противоположны друг другу. Бывают ситуации, когда люди недовольны друг другом. И тогда возникает ссора. Давайте попробуем вместе понять, почему люди ссорятся и можно ли на­учиться жить дружно?

Аня. А ведь иногда ссора возникает не из-за дела, а из-за гру­бых слов или обидных интонаций.

Дима. Да, действительно, чаще всего я обижаюсь, когда со мной грубо разговаривают. Я и сам порой знаю, что не прав, но если на меня кричат, то я словно не слышу.

Учительница. Вот и подумайте, почему обиделись ребята на этих картинках?

Задание 1.

Прочитай и подчеркни причины, из-за которых чаще всего возникают ссоры.

Непонимание друг друга; неумение выслушать другого; неже­лание уступить; стремление отстоять свою точку зрения во что бы то ни стало; неумение поставить себя на место другого человека; оби­да на любое замечание; нежелание критически оценить свои по­ступки; неумение критически оценить свои поступки; равнодушие.

Задание 2.

Как ты поступишь, если тебе что-то не понравится во время игры? Выбери подходящий для тебя ответ и обведи его зелёным карандашом.

Перестану играть, обижусь и уйду.

Буду спорить и доказывать свою правоту.

Кто сильнее, тот и прав!

Как ты поступишь и почему?________________________________________

________________________________________________________________________


Задание 3.

Прочитай отрывок из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в За­зеркалье» и ответь на вопросы.

Алиса попала в волшебный сад, где росли не очень вежливые цветы. Обрати внимание на поведение Алисы.


— Ах, Лилия, — сказала Алиса, глядя на Тигровую Ли­лию. — Как жалко, что вы не умеете говорить!

  • Говорить-то мы умеем, — ответила Лилия. — Было бы с кем!

Алиса так удивилась, что в ответ не могла вымолвить ни слова...

  • Неужели здесь все цветы говорят?

  • Не хуже тебя, — отвечала Лилия, — только гораздо громче.


Алисе было неприятно слышать все эти критические замеча­ния, и она поспешила спросить:

— А вам никогда не бывает страшно? Вы здесь совсем одни...

— Как это «одни»? — сказала Роза. — А дуб на что? ...А ты
и этого не знала?...

  • А как это вы все научились так хорошо говорить? — спро­сила Алиса, надеясь немного смягчить её похвалой.

  • По-моему, ты никогда ни о чём не думаешь, — сурово заме­тила Роза.

  • А есть в саду ещё люди, кроме меня? — спросила Алиса, решив пропустить мимо ушей замечание Розы.

  • Есть тут ещё один цветок, который умеет ходить, как ты, — сказала Роза...


— Пойду-ка я ей навстречу! — сказала Алиса.

— Навстречу? — переспросила Роза. — Я бы посоветовала
идти в обратную сторону!

«Какая чепуха», подумала Алиса. Впрочем, вслух она ничего не сказала.


Как ты думаешь, почему Алисе удалось избежать ссоры с цветами?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Почему Алиса была вежлива с невоспитанными цветами?

________________________________________________________________________


Что произошло бы, если бы Алиса отвечала на грубость грубостью?

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________


Занятие 5

Как помириться после ссоры


Учительница. Вы все понимаете, как важно научиться жить дружно, не ссориться.

Аня. Но ведь в жизни так не бывает. У меня три подруги, но иногда мы ссоримся, хотя и не хотим этого.

Учительница. Наверное, вы ещё не научились уступать друг другу, прощать.

Дима. Я, наоборот, даже не могу вспомнить ни одной ссоры с друзьями. А вот со взрослыми... Даже когда меня ругают за дело, всё равно я обижаюсь.

Учительница. Признать свою ошибку и не обижаться из-за каждого пустяка, наверное, самое сложное. Конечно, в жизни лю­бого человека бывают ссоры, но нужно научиться мириться.

Дима. Есть ведь даже такая пословица: «Худой мир лучше доброй ссоры».

Учительница. Хорошо, что ты вспомнил эту пословицу. Давай­те подумаем, как можно помириться.

Аня. Мы часто ссоримся, но и быстро миримся. Обычно кто-то из нас показывает мизинец, мы начинаем улыбаться и, держась мизинцами, миримся друг с другом: «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, то я буду кусаться». Эта поговорка помогает забыть о ссоре.

Учительница. Молодцы, что умеете мириться. Шутка очень часто помогает выйти из трудной ситуации, умение вовремя улыб­нуться и пошутить порой очень помогает. Но важно ещё научиться признавать свои ошибки и извиняться. Вряд ли кто-нибудь будет продолжать обижаться, если вовремя извиниться.

Давайте попробуем поиграть в такую игру — «Ссоримся и миримся».


Игра «Ссоримся и миримся»

Правила игры. Разбейтесь на пары. Найдите причину для «ссоры», а потом помиритесь.

Задание 1.

Как лучше всего помириться со взрослыми? Выбери вариант ответа и подчеркни.


Признать свою ошибку и извиниться.

Продолжать обижаться, даже когда забыта причина ссоры.


Задание 2.

Вспомни, почему Бекки Тэчер обиделась на Тома Сойера. Прочитай отрывок и ответь на вопросы.


Том начал уговаривать её, называя ласковыми именами, но она опять оттолкнула его. Тогда в нём проснулась гордость. Он направился к двери и решительным шагом вышел на улицу. Сму­щённый и расстроенный, он встал неподалёку от школы, взгляды­вая поминутно на дверь, в надежде, что Бекки одумается и выйдет вслед за ним на крыльцо. Но она не выходила. Ему стало очень грустно... Ему было трудно заставить себя сделать первый шаг к примирению, но он поборол свою гордость и вошёл в класс. Бекки всё ещё стояла в углу и плакала, повернувшись лицом к стене. Том вытащил самую лучшую свою драгоценность — медную шишечку от каминной решётки — и, протянув её так, чтобы Бекки могла увидеть её, сказал:

— Ну, Бекки... Ну возьми же! Дарю!

Легко ли было Тому сделать первый шаг к примирению?______________

________________________________________________________________________


Приняла ли Бекки его извинения?___________________________________

________________________________________________________________________


Почему она впоследствии испытывала чувство вины?________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Что произошло дальше?____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 3.

Прочитай пословицы. Как ты их понимаешь? Вспомни при­меры из школьной жизни, иллюстрирующие их.


Повинную голову и меч не сечёт.____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


С повинившегося и вина снимается._________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 4.

Прочитай отрывок из сказки А. Линдгрен «Малыш и Карлсон». Ответь на вопрос.

Однажды Малыш вернулся из школы злой, с шишкой на лбу. Мама хлопотала на кухне. Увидев шишку, она, как и следовало ожидать, огорчилась.

— Бедный Малыш, что это у тебя на лбу? — спросила мама
и обняла его.

  • Кристер швырнул в меня камнем, — хмуро ответил Малыш.

  • Скажи, а нельзя ли вообще обойтись без драки? Мирно можно договориться о чём угодно. Знаешь, Малыш, ведь, собствен­но говоря, на свете нет такой вещи, о которой нельзя было бы дого­вориться, если всё как следует обсудить...

  • Да? Ты так думаешь? — спросил он и неодобрительно взглянул на маму. — Кристер мне сказал: «Я могу тебя отлупить». Так он и сказал. А я ему ответил: «Нет, не можешь». Ну скажи, мог­ли ли мы разрешить наш спор, как ты говоришь, словами?


Кто, по-твоему, прав: Малыш, считающий, что в некоторых случаях без драки не обойтись, или мама, уверенная, что ссориться не обязательно?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Занятие 6

Какой у тебя характер


Учительница. Ребята, а вы знаете, что такое характер?

Аня. Характер — это то, что человек говорит и как относится к другим людям.

Дима. По-моему, характер — это то, что человек делает.

Учительница. Ребята, вы правы. Поведение человека и отно­шение к себе, другим людям и делу называется характером. А вот какой у человека характер, можно узнать по его поступкам и пове­дению, по тому, как человек ведёт себя в разных ситуациях.

Аня. А что значат выражения «хороший характер» и «плохой характер»?


Задание 1.

Закрась зелёным карандашом кружки рядом с «хорошими» чертами характера, чёрным — рядом с «плохими».


Учительница. Помните, во втором классе мы разбирали пословицу: «Посеешь поступок — пожнёшь привычку»? С привычек начинается формирование характера. Поэтому чем раньше у вас появятся полезные привычки, тем лучше. Продолжение пословицы звучит так: «Посеешь привычку — пожнёшь характер».


Задание 1.

Подумай и напиши, что означает выражение «Так себе чело­век, ни рыба, ни мясо».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2.

Вспомни и напиши, какие черты характера выражают отноше­ние человека


а) к самому себе:

1

2.

3

4.

5.


б) к другим людям:

1.

2.

3.

4.

5.


в) к делу:

1.

2.

3.

4.

5.

Задание 3.

Подумай и напиши, какие черты характера есть у тебя.

1.

2.

3.

4.

5.


Какие черты характера ты хочешь воспитать в себе?

1.

2.

3.

4.


От каких черт характера ты хочешь избавиться?

1.

2.

3.


Задание 4.

Прочитай отрывки из литературных произведений. Вспомни и напиши их названия, имена героев. Какие черты характера присущи этим героям?


Дурачина ты, простофиля!

Выпросил, дурачина, корыто!

В корыте много ль корысти?

Воротись, дурачина, ты к рыбке,

Поклонись ей, выпроси уж избу.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась, Закрасневшись, извинилась,

Что-де в гости к ним зашла,

Хоть звана и не была...

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Живёт Балда в поповом доме,

Спит себе на соломе.

До светла у него всё пляшет,

Лошадь запряжёт, полосу вспашет,

Печь затопит, всё заготовит, закупит,

Яичко испечёт да сам и облупит.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 5.

Подчеркни зеленым карандашом те черты характера, которые тебе нравятся в людях.


Трусливый, боязливый, осторожный, неосторожный;

вялый, спокойный, беспокойный, суетливый;

самоуверенный, уверенный в себе, неуверенный, робкий;

навязчивый, внимательный, невнимательный, безразличный;

пугливый, смелый, бесстрашный;

стеснительный, стыдливый, бесстыдный.

Занятие 7

Как воспитать характер


Учительница. А теперь давайте прочитаем пословицу цели­ком: «Посеешь поступок — пожнёшь привычку, посеешь привыч­ку — пожнёшь характер, посеешь характер — пожнёшь судьбу». Как вы понимаете это выражение? Почему говорят, что судьба человека находится в его руках?

Дима. Мне кажется, так говорят потому, что человек действи­тельно может добиться всего того, о чём мечтает.

Аня. Это очень трудно и не всем удаётся. Разве все люди мо­гут добиться того, что захотят?

Дима. А я и не говорю обо всех людях. Добиться поставлен­ной цели, осуществить свою мечту могут только люди с сильным ха­рактером.

Учительница. Это всё правильно. Но даже если у человека сильный характер и он хочет осуществить свою мечту, для этого нужно приложить усилия. Порой на это уходят годы. От «хочу» до «могу» часто очень длинный и трудный путь, его можно предста­вить в виде лестницы.



Учительница. Подумайте, какими качествами и чертами ха­рактера должен обладать человек, чтобы подняться на верхнюю ступень.


Задание 1.

Прочитай. Закрась зелёным карандашом 5 самых важных действий, направленных на достижение поставленной цели.


Сравни свои ответы с ответами твоих друзей.

Аня. Я часто огорчаюсь из-за плохой оценки, мне кажется, что её невозможно исправить.

Учительница. Человек, который не верит в свои силы, вряд ли добьётся успеха. Трудности и неудачи бывают в жизни любого че­ловека. Важно верить в успех и стремиться к нему. Только человек с сильным характером может добиться успеха.

Дима. Во втором классе я писал очень неразборчиво и грязно. Мне пришлось очень много заниматься, чтобы почерк стал понят­ным и ошибок стало меньше.


Задание 2.

Подумай и напиши, к кому ты можешь обратиться за помощью в трудную минуту.


_____________________________________________________________________________________


Были ли у тебя трудности, с которыми тебе помогли справиться?


_____________________________________________________________________________________


Кто помог тебе в трудную минуту?


_____________________________________________________________________________________

Кому тебе приходилось помогать в трудную минуту?

________________________________________________________________________


Задание 3.

Прочитай пословицы и объясни, как ты их понимаешь.


Посеешь привычку — пожнёшь характер, посеешь характер — пожнёшь судьбу.

Судьба человека в его руках.

Человек сам творец своей судьбы.


Задание 4.

Выбери и отметь зелёным карандашом те черты характера, которые помогают добиться цели.



Учительница. Я хочу рассказать вам о людях, которые сумели осуществить свои мечты и проявили всю силу своего характера, когда произошла трагедия.


Алексей Петрович Маресьев с детства мечтал стать летчи­ком. Но осуществить ему эту мечту было нелегко — он много бо­лел, был худеньким и слабеньким. «С таким здоровьем о небе и меч­тать не стоит», — говорили ему родные и знакомые. Но Алёша не сдавался, он занимался спортом, закалялся. И когда он пришёл на собеседование в лётное училище, никому из присутствующих в го­лову не могло прийти, что рослый, крепкий юноша всего лишь не­сколько лет назад отчаянно боролся с болезнями.

Когда началась война, Алексей Маресьев был уже опытным лётчиком. Зимой 1942 года самолёт Маресьева, сбитый фашис­тами, упал в лес. Маресьев чудом остался жив: он был ранен, обе ноги обморожены. Восемнадцать суток Маресьев ползком доби­рался до своих!

В госпитале ему ампутировали обе обмороженные ступни — о полётах нужно было забыть. Но и тут мужественный человек не сдался. Не жалея сил, стирая в кровь ноги, Маресьев учился хо­дить на протезах. А уже через год подал заявление военно-врачеб­ной комиссии с просьбой о возвращении в лётный полк. И ему разрешили, так как он научился не только хорошо ходить, но даже танцевать на протезах.

До конца войны мужественный летчик защищал Родину, сбил 10 немецких истребителей. За проявленный героизм Алексей Ма­ресьев удостоился звания Героя Советского Союза.


Дима. Недаром говорят, что «в жизни всегда есть место под­вигу». Бывают, наверное, моменты, когда решается судьба и от од­ного поступка зависит дальнейшая жизнь.

Аня. А я думаю, что иногда не меньше силы воли требуется от человека и в обычной, повседневной жизни.

Учительница. Если оглянуться вокруг, то можно найти много примеров настоящих подвигов и среди наших современников.


Альпиниста Владимира Поморцева называют Маресьевым на­ших дней. Этот человек из-за травмы позвоночника оказался прико­ванным к постели. Приговор врачей был единодушен — двигаться не сможет. Но Владимир боролся с недугом, заново учась шевелить пальцами, поворачивать голову, поднимать руку... Через несколько лет Владимир совершил восхождение на одну из вершин Гималаев высотой более 6000 м.


Ольга Николаевна Скороходова родилась немой, а в пять лет потеряла зрение и слух. Несмотря на это, она не только сумела окончить школу, но стала учёным и известным скульптором. Ольга Николаевна помогает людям с таким же, как у неё, недугом найти

себя в жизни. А ещё Ольга Николаевна пишет замечательные жизнерадостные стихи, доказывая, что незрячие люди тонко чув­ствуют красоту окружающего мира.

Художница из Ангарска Татьяна Проскурина рисует, держа кисть зубами! Из-за перенесённой в детстве болезни Татьяна не мо­жет двигать руками. Но желание рисовать было так велико, что уже в детстве она нарисовала свой первый портрет с помощью каранда­шей и фломастеров. Сейчас Татьяна осваивает компьютер.

У неё очень много друзей. И никто из них не считает Татьяну инвалидом. «Какой же она инвалид, если может больше, чем мно­гие здоровые люди?» — говорят они.

Стивен Хокинг родился в 1952 году. С детства Стивен мечтал стать физиком и изучать тайны Космоса. Когда он заканчивал уни­верситет в Оксфорде, у него появились первые признаки опасной болезни. В течение 10 лет здоровье Хокинга постепенно ухудша­лось — он потерял способность двигаться, а потом видеть и гово­рить. Но несмотря на это, продолжает заниматься исследованиями, пытаясь ответить на вопросы: как возникла Земля и Вселенная, что такое «чёрные дыры», есть ли у землян «соседи» на других плане­тах. Сейчас Хокинг — профессор Кембриджского университета, член Лондонского королевского общества, лауреат Нобелевской премии. Этого звания удостаиваются только самые выдающиеся учёные. Он много путешествует, читая лекции в самых известных университетах мира.

Задание 5.

Вспомни и расскажи одноклассникам случаи о героическом поведении людей, живущих в твоём родном городе.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 6.

Может быть, рядом с тобой есть человек, который оказался в сложной ситуации и ему нужна поддержка.


Занятие 8

Как сказать «нет» и отстоять своё мнение


Учительница. Мы много размышляли о том, как научиться до­биваться своей цели, что такое хороший поступок. Но нередко уме­ние человека не согласиться с чем-то, что-то не сделать — это тоже поступок. И такой поступок порой требует очень большой силы во­ли, смелости и решительности.


Задание 1.

Подумай и напиши, в каких случаях поступком будет считать­ся отказ сделать что-то.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


В каких ситуациях тебе трудно сказать «нет» и отказаться от
какого-то предложения?_____________________________________________

________________________________________________________________________


Были ли случаи, когда тебе приходилось говорить «нет», отка­заться от чего-то? Расскажи об этом одноклассникам.


Игра «Да и нет — не говорите!»

Знаешь ли ты, что согласиться или отказаться можно, не толь­ко используя слова «да» и «нет»? В эту игру играют двое. Один из вас должен задать любой вопрос. Например: «Ты пойдёшь сегодня гулять?»

Другой должен ответить, но при этом не говорить «да» или «нет», например: «Я ещё не решил».

Тогда первый продолжает, повторяя услышанный ответ: «Все говорят «я ещё не решил», но ты пойдёшь гулять?»

«Я посоветуюсь с друзьями (спрошу разрешения у мамы)».

«Все говорят «посоветуюсь с друзьями», но ты пойдёшь гулять?» И т. д.

Задача первого игрока состоит в том, чтобы заставить своего партнёра сказать «нет» или «да». Задача второго — придумать от­веты, где эти слова не используются.


Задание 2.

Прочитай отрывок и ответь на вопросы.

Драко Малфой предложил Гарри Поттеру дружбу. Но Гарри не принял это предложение. Обрати внимание на то, как Гарри отка­зался. Что бы ты сказал в этой ситуации?


— Ты скоро узнаешь, Поттер, что в нашем мире есть несколь­ко династий волшебников, которые куда круче всех остальных. Те­бе ни к чему дружить с теми, кто этого не достоин. Я помогу тебе во всём разобраться.

Он протянул руку для рукопожатия, но Гарри сделал вид, что этого не заметил.

— Спасибо, но я думаю, что сам могу понять, кто чего
достоин, — холодно заметил он.


Невилл, одноклассник Гарри, пытается остановить своих дру­зей, так как считает, что они могут попасть в очень опасную ситуа­цию. Обрати внимание на слова Невилла. Можно ли считать его по­ведение товарищеским — ведь он говорит «нет» своим друзьям. Чем закончилась история, почему друзья не обиделись на Невилла?


— Что вы задумали? — донеслось из угла комнаты.

Всё трое резко повернули головы, увидев застывшего в крес­ле Невилла.

— Все в порядке, Невилл, ничего особенного, — успокоил его
Гарри, поспешно пряча мантию за спину.

Невилл внимательно посмотрел на их виноватые лица.

— Вы снова собираетесь выйти из спальни посреди ночи, —
уверенно заявил он.

— Нет-нет-нет! — затараторила Гермиона...

  • Вам нельзя отсюда уходить, — упрямо заявил Невилл. — Вас снова поймают. И у нашего факультета будет ещё больше проблем.

  • Ты не понимаешь, — не выдержал Гарри. — Это очень важно.

Но Невилл был настроен очень решительно.

— Я не выпущу вас. — Он встал, загораживая собой выход в коридор. — Я... Я буду с вами драться!


Как ты думаешь, почему профессор Дамблдор, директор шко­лы волшебников, присудил Невиллу поощрительные очки?_______________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Были ли у тебя в жизни ситуации, когда тебе приходилось
совершать подобные поступки?______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Вот как профессор Дамблдор объяснил свой поступок.


Храбрость бывает разной. — ... Надо быть достаточно отваж­ным, чтобы противостоять врагу. Но не меньше отваги требуется для того, чтобы противостоять друзьям, и за это я присуждаю де­сять очков мистеру Невиллу Долгопупсу.

Занятие 9

Фантастическое путешествие


Учительница. Ребята, давайте представим, что вы космонав­ты, прилетевшие на другую планету. Вас радостно встречают ино­планетяне, показывают, как они живут, что умеют делать.


Задание 1.

Рассмотри рисунок. Какие привычки у людей на этой планете?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Главный девиз этой планеты — «Хотим быть здоровыми!»

Задание 2.

Рассмотри рисунок. Какие привычки у людей на этой планете?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________



Учительница. Какой может стать наша планета, если люди не откажутся от плохих привычек и будут продолжать не только раз­рушать своё здоровье, но и здоровье окружающих?


Задание 3.

Нарисуй нашу планету. Расскажи о ней и её жителях.






































Задание 4.

Выбери планету, на которой тебе хотелось бы жить и объясни почему.


Дима. Действительно совсем не хочется не только самому бо­леть, но и жить на планете больных людей. А ведь если каждый из нас не будет заботиться о своём здоровье, закаляться, тренировать­ся, то наша планета не будет здоровой.

Аня. И мы сами не сможем вырасти здоровыми. Здоровье — это не только наша сила, но и настроение, отношение к себе и дру­гим людям, умение жить дружно и интересно.


Задание 5.

Прочитай отрывок из сказки «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери и ответь на вопросы.


На следующей планете жил пьяница. Маленький принц про­был у него совсем недолго, но стало ему после этого очень не­весело.

Когда он явился на эту планету, пьяница молча сидел и смотрел на выстроившиеся перед ним армии бутылок — пустых и полных.

  • Что ты делаешь? — спросил Маленький принц.

  • Пью, — мрачно ответил пьяница.

  • Зачем?

  • Чтобы забыть.


  • О чём забыть? — спросил Маленький принц. Ему стало жалко пьяницу.

  • Хочу забыть, что мне совестно, — признался пьяница и по­весил голову.

  • Отчего же тебе совестно? — спросил Маленький принц, ему очень хотелось помочь бедняге.

— Совестно пить! — объяснил пьяница и больше от него
нельзя было добиться ни слова.

И Маленький принц отправился дальше, растерянный и недо­умевающий.


Понравилась ли Маленькому принцу планета, на которой жил
пьяница?___________________________________________________________

Хотелось бы тебе оказаться на такой планете? ____________________

________________________________________________________________________


Игра «Воздушные шарики»

Правила игры. Представь себе, что в одном из воздушных ша­ров собрано всё полезное для человека, помогающее ему расти здоровым, красивым, счастливым, а во втором — всё вредное, что мешает ему расти здоровым, приводит к болезням, заставляет вол­новаться.

Напиши в одном из шаров все полезные привычки и «хоро­шие» черты характера, а во втором — вредные привычки и «пло­хие» черты характера. Раскрась шары.

Занятие 10

Конкурс знатоков


Задание 1.

Придумай 5 вариантов ответа на вопросы.

Что нужно сделать, чтобы вырасти здоровым?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________


Что может навредить здоровью?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________


Задание 2.

Для описания характера человека можно использовать раз­личные слова — синонимы.

Например, про смелого человека можно также сказать, что он отважный, мужественный, решительный. Подбери синонимы для определения таких черт характера:


робость_________________________________________________________

привлекательность ____________________________________________

доброжелательность ___________________________________________

Задание 3.

Разгадай кроссворд.


1. О характере не слова говорят, а ....

  1. О чём говорится в пословице: «Веника не переломишь, а по пруту весь веник переломаешь»?

  2. Какую черту характера проявил Трусливый Лев из сказки Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города», защищая Элли от саблезубых тигров?

4.... ссору побеждает, а грубость дружбу разрушает.

5. Какая общая черта характера присуща Алисе и Малень­кому Муку?



Задание 4.

Прочитай отрывки. Почему принцу так понравился Фонарщик и его планета?


...Когда он зажигает свой фонарь, как будто рождается ещё одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь — как будто звез­да или цветок засыпают. Прекрасное занятие.

— Тяжёлое у меня ремесло. Когда-то это имело смысл. Я га­
сил фонарь по утрам, а вечером опять зажигал. У меня оставался
ещё один день, чтобы отдохнуть, и ночь, чтобы выспаться...

— А потом уговор переменился?

— Уговор не менялся, — сказал Фонарщик. — В том-то и бе­да! Моя планета год от году вращается всё быстрее, а уговор оста­ется прежний... Планета делает полный оборот за одну минуту, и у
меня нет ни секунды передышки.

Маленький принц смотрел на Фонарщика и ему всё больше нравился этот человек, который был так верен своему слову...


Какое главное качество есть у Фонарщика?__________________________

________________________________________________________________________




Учебное издание


Безруких Марьяна Михайловна

Макеева Александра Германовна Филиппова Татьяна Андреевна


Учусь общаться


Рабочая тетрадь

для учащихся 4 класса

общеобразовательных учреждений


Редактор О.П. Москвина

Внешнее оформление Ю. Сопельняк, С. Подкорытовой

Художественный редактор Е.В. Чайко

Художник В. Цепилова

Компьютерная верстка И.И. Беляевой

Технический редактор М.В. Плешакова

Корректор И.С. Дмитриева


Гигиенический сертификат № 77.99.98.953.Д.012254.12.06

от 21.12.2006 г. сроком до 21.12.2007 г.


Подписано в печать 20.11.02. Формат 84x108/16 Гарнитура QuantAntiquaC. Печать офсетная

Бумага офсетная № 1. Печ. л. 3,0

Тираж 15 000 экз. Заказ № 2489.


ООО Издательский центр «Вентана-Граф»

127422, Москва, ул. Тимирязевская, д. 1, корп. 3

Тел./факс: (495) 611-15-74, 611-21-56

E-mail: [email protected], http://www.vgf.ru


Отпечатано на ГУП РК «Республиканская типография им. П.Ф. Анохина» 185005, г. Петрозаводск, ул. Правды, 4