Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Формируемые УУД
|
1.Самоопределение к учебной деятельности.
|
1 Слайд
- Дети! У нас сегодня на уроке много гостей. Пусть вас это не смущает. Будем работать активно, творчески, с интересом и с удовольствием.
-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.
-Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.
-Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе успехов и тихонечко садимся за парты.
- Как нужно работать, чтобы урок был успешным?
- Что нам поможет быстро и правильно читать?
|
Осуществляют самооценку готовности к уроку.
|
РУУД: проявляют способность регулировать свои действия; прогнозируют свою деятельность на уроке.
ЛУУД: осуществляют самоорганизацию.
|
2. Актуализация знаний
|
«Минутка развития»
2 .Слайд со словом «время».
- Наш урок начинается. С чего вам хотелось бы его начать? С минутки развития? Отлично.
– Какие варианты заданий вы можете предложить для минутки развития?
– Как можно использовать свое время?
- Давайте составим «синквейн» со словом время
Проверка домашнего задания.
– Это здорово, когда есть свободное время. Время школьников часто посвящено выполнению домашнего задания. Было и у вас домашнее задание. Какое?
– Какую тему закончили изучать вчера?
– Какие варианты домашнего задания были предложены?
. Как можно назвать ребят, которые придумали свои произведения?
– Что мы делаем с вашими произведениями?
- Эта книга будет храниться в школе до тех пор, пока она (школа) существует. Но порой человеку удается создать такое, над чем не властно время. Знаете ли вы таких людей?
|
Являются активными участниками «минутки развития»
– Можно поиграть в телеграмму.
– Сочинить рассказ на эту тему.
– Вспомнить пословицы со словом «время»; сказки о времени.)
Составляют синквейн по алгоритму
По пословице придумать сказку. Придумать свою загадку или потешку.)
Дети представляют свои варианты домашнего задания.
Авторы.
Помещаем их в нашу книгу «Пробы пера».
Учащиеся называют известных им композиторов, художников, поэтов.)
|
КУУД: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции..
.
РУУД: Вовлечь учащихся в учебную деятельность, развитие логических операций. Подвести учащихся к формулировке темы урока.
|
3.Вовлечение в изучение новой темы.
|
3 Слайд Портрет Эзопа
- Сегодня мы познакомимся с таким человеком и его произведением.
В очень давние времена жил один человек. Был он рабом. Звали его Эзоп. (На доску вывешивается карточка с именем.) Говорят, что был Эзоп очень некрасив: пузат и горбат, но окружавшие его люди не замечали этого, потому что раб этот был потрясающе умен. Эзоп придумывал небольшие произведения.Одно из них я прочитала, и оно мне так понравилось, что захотелось рассказать его вам. Послушайте, а потом поделитесь с нами: какие чувства вызвало у вас это произведение?
Читает басню «Лисица и виноград» учитель..
|
Слушают басню
Высказывают свое мнение об услышанном
|
ПУУД: Формирование мотивации к обучению;
умение четко и грамотно выражать свои мысли;
умение аргументировать своё мнение;
КУУД: Умение принимать позицию другого.
.
|
4.Самостоятельная работа
|
- Ребята, предлагаю вам самостоятельно поработать над текстом. Проанализируйте его по таблице.
4 Слайд
(Учащимся раздаются листы с текстом басни Эзопа «Лисица и виноград».)
|
Самостоятельно читают и анализируют текст басни по таблице ( Приложение 1)
|
РУУД:умение высказывать своё предположение.
умение осознавать трудности и стремление к их преодолению
|
5. Словарная работа
|
Кто может сам объяснить значение какого-нибудь слова из вызвавших затруднение? (Ответы детей.) Что будем делать со словами, значения которых не знаем? (Найдем их значение в толковом словаре.)
|
Дети находят в тексте слова с незнакомым лексическим значением. Предположительно: лоза, гроздья, обстоятельства.
Работают со словарём.
|
ПУУД: умение находить информацию;
КУУД: участвуют в учебном диалоге; аргументируют свою точку зрения.
|
6..Динамическая пауза
|
Организует физкультминутку.
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.
Организует физкультминутку.
|
Выполняют физкультминутку и имитируют звуки.
|
|
7.. Знакомство с новым литературным жанром.
|
– К какому литературному жанру можно отнести произведение Эзопа? Попробуйте определить, пользуясь уже имеющимися у вас знаниями.
- Итак, пора познакомиться с новым термином. Небольшой рассказ с поучением называется басней.
5 Слайд
|
Дают свои ответы опираясь на ранее полученные знания
(Предположительные о т в е т ы детей:
– Мне кажется, что это сказка, потому что здесь разговаривает лиса.
– Я считаю, что такие события могли произойти на самом деле. Это рассказ.
– В этом рассказе есть мудрость, она учит нас, заставляет задуматься. Эта мудрость похожа на пословицу.)
|
ПУУД :умение распознавать текст определенного жанра по формальным признакам.
КУУД: отвечают на вопросы; высказывают своё мнение.
|
8.. Работа с учебником.
|
– Откройте учебники. Прочитайте определение басни про себя.
– Попробуйте теперь своими словами сказать, что же такое басня.
|
Самостоятельно находят определение в учебнике.
Дают формулировку понятию- басня.
|
|
9.. Знакомство с басней
И. А. Крылова «Лиса и виноград».
Работа в парах
|
– Какие произведения создавал Эзоп?
( Эзоп создавал басни.)
6 Слайд
– Спустя много веков некоторые басни Эзопа по-своему пересказал русский баснописец Иван Андреевич Крылов. Его басня «Лиса и виноград» появилась именно так.
7, 8, 9 Слайды
Прослушивание аудиозаписи басни И. Крылова «Лисица и виноград» в исполнении Гафта.
-Я предлагаю вам самостоятельно подготовить в парах выразительное чтение басни. Как вы считаете, с чего необходимо начать работу над басней? (Со словаря.)
|
Самостоятельно читают в парах.
Работают над лексическим значением слов со словарём.
Предположительно: рделись, яхонты, неймет, оскомина, отколь.
Возможные виды работы:
– по контексту догадаться о значении слов;
– обратиться к толковому словарику учебника или большому толковому словарю.
|
РУУД: Целеполагание;.
общеучебное - формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;
КУУД : инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.
ЛУУД: осознают значимость чтения; эмоциональную отзывчивость на прочитанное.
|
10. Сравнение басен.
|
- А теперь давайте сравним басни Эзопа и Крылова по таблице ( Приложение 2)
|
Учащиеся сравнивают басни Эзопа и Крылова по таблице.
|
КУУД: строят монологические высказывания; участвуют в учебном диалоге; аргументируют свою точку зрения.
ПУУД: извлекают информацию, представленную в разных формах.
ЛУУД: осознают личную значимость в приобретении нового знания.
|
11.Домашнее задание
|
– Ребята, помогите мне выбрать домашнее задание, которое поможет поближе познакомиться с басней.
|
Дети предлагают варианты домашнего задания.
Например: выразительное чтение басен; заучивание одной из басен; иллюстрирование; вспомнить басни Крылова, которые изучали во втором классе...
Задание выбирают по желанию.
|
ЛУУД: возможность выбора, понимание значимости предстоящей деятельности.
|
12. Рефлексия.
|
– К сожалению, наш урок подходит к концу. Сегодня мы приоткрыли двери в новый литературный жанр «басню».
-Кто хочет заглянуть за эту дверь и узнать, что нас ожидает на следующих уроках?
- Кто доволен своей работой, встаньте.
- А кто не доволен, останьтесь сидеть.
Спасибо за урок! 10 Слайд
|
Ответы детей.
Оценивание своей учебной деятельности.
|
РУУД: анализируют результаты своей деятельности.
ЛУУД: стремление к успешности в учебной деятельности.
|