СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта по изо "экология".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта»

Дата______________________________день недели___________________________(___________)


Технологическая карта организованной учебной деятельности для 2 младшей группы


Образовательные области: «Познание»

Разделы: “Экология

Тема: «Знакомство с водой» (практическая деятельность).

Цель: Познакомить со свойствами воды (льется, переливается, прозрачная, без вкуса), подвести детей к понятию о необходимости воды - человеку, животным, растениям. Развивать познавательную активность в процессе элементарных опытов.


Развивающая среда: иллюстрации с изображением воды (река, ручейки, море, вода из крана, дождь); 2 стакана (с водой и молоком), 2 ложечки, соломки для коктейля, игрушка рыбки, карточки с изображением животных лесных и водоёмов.


Словарная работа: вода, прозрачная, льётся, переливается, без вкуса.


Билингвальный компонент: вода – су.


Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-

побудительный

Проблемная ситуация: рыбка просит у детей помощи.

  • Все водные жители заблудились и никак не найдут свою реку.

  • Может, вы нам поможете?

Проявляют интерес, озадачиваются.

Организационно-поисковый

В. – Ребята, а почему их так называют – водные жители?

Р. – Потому, что мы без воды жить не можем. Это вы можете без воды, а мы – нет.

В. – Ребята, а мы можем прожить без воды?

  • Зачем она нам нужна?




Р. – Это вы из реки берёте всю воду?

В. – Вода, как волшебница, умеет превращаться.

(Показ картинок с изображением воды).


Физминутка: про дождь.


Р. – Наша вода – речная самая вкусная!

В. – Вода не имеет вкуса. В. предлагает детям подойти к столам и проверить: попробовать через соломинку на вкус воду и сок – сравнить.


Р. – Зато вода прозрачная.

В. – Это мы тоже можем проверить. В. предлагает детям проследить за опытом с двумя стаканами (с молоком и водой). В оба стакана погружают по ложке.

Предположения детей.



Высказывания детей: называют, для чего люди используют воду (пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем растения, и т.п.)

  • Из крана, колодца.

Дети называют, где можно найти воду (дождь, ручейки, река, моря).


Движения по тексту.


Проделывают опыт, сравнивают, отмечают, что вода без вкуса.


Выясняют, что через воду видно ложку, а через молоко – нет. Вода прозрачная.

Рефлексивно - корригирующий

В. – Ну, так что, рыбка, теперь ты поняла, что мы тоже никак не можем прожить без воды?

Р. – Да, вот только мои друзья в беде, им надо помочь.

Проводится игра «Посели животное»

Помогают воспитателю высказаться.


Выбирают из множества животных водных жителей и выкладывают их к водоёму.


Ожидаемый результат:

Знать: некоторые свойства воды (прозрачная, без вкуса, льётся);

Иметь: представление о необходимости воды для всего живого (человеку, растениям, животным);

Уметь: наблюдать за элементарными опытами, сравнивать, делать выводы.




Технологическая карта организованной учебной деятельности для 2 младшей группы


Образовательные области: «Познание»

Разделы: “Экология

Тема: «Путешествие в деревню» (рассматривание картин о домашних животных).

Цель: Расширять знания детей о домашних животных. Развивать умение называть части тела, замечать отличительные особенности (чем питаются, как передвигаются, какие звуки издают, о труде взрослых по уходу за животными).


Развивающая среда: панорама деревенского двора. Игрушки: домашние животные (корова, коза, курица, петух, цыплята, собака, кошка и котята) и дикие животные. Картинки: зелёная трава, мясная косточка, молоко, пшено, схемы частей тела животного, одежда для ряжения Бабушки.


Словарная работа: домашние животные, ухаживать, кормить, поить, убирать.


Билингвальный компонент: домашние животные - үй жануарлары мен құстары.

Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-

побудительный

  • Ребята, как называются животные, которые живут в лесу?

  • Назовите диких животных и поселите их в лес.

  • У меня есть ещё звери, мы их поселим тоже в лес.

(В. предлагает детям взять домашних животных)

  • А вы уверены, что это животные?

Дети называют диких жив-х и поселяют их в лесу.

Дети возражают, сообщают, что это домашние животные.

Предположения детей.

Организационно-поисковый

  • Какие особенности у животных? Давайте разберёмся по схеме: лапы – хвост – морда – шерсть.

  • То, что это животные, мы убедились. А вот где они живут?

В. уточняет ответы детей и подводит к понятию «домашние животные»

  • Ребята, у человека есть дом. А дом. жив. Живут прямо в комнате с человеком?.. А где?

Физминутка.Представьте, что вы домашние животные – вышли попастись. Как хорошо в чистом поле много свежей сочной травы, но вот солнышко опускается всё ниже и ниже, стало темнеть – животным пора домой возвращаться.

Бабушка: (В. в костюме бабушки) Многие люди живут в городе, а мы с дедом живём в деревне. В нашем дворе очень много жив-ных, за которыми мы ухаживаем: кормим, поим, убираем за ними.

  • Как вы думаете, зачем людям нужны домаш. животные?

  • Все домашние животные приносят пользу. Как вы думаете, какую пользу приносит корова?


Аналогично рассматривается свинья, коза, утки, куры, собака, кошка.

Б.: – Ох ребятушки, животных-то покормить пора. Вы мне поможете?

Проводится Д/и «Кто что ест»

Сравнивают дом-х и диких животных, опираясь на схемы.

Ответы детей.

Повторяют понятие «дом. жив-е»


Высказывания детей. (В сарае)


Дети, имитируя движение и звукоподражание домашним животным «гуляют» по комнате и подходят к макету деревенского домика.



Высказывания детей.

Дети называют продукты питания, кот. получают от коровы.

Высказываются.

Проявляют желание помочь. Раскладывают картинкис изображением корма для животных. Например: трава – корове, молоко – кошке и т.п.

Рефлексивно - корригирующий

Б.: благодарит детей за помощь и ещё раз уточняет знание детей о домашних животных.

  • Где живут? Кто ухаживает за ними?

  • Понравилось ли вам в деревне? Что особенно понравилось?

Беседуют с бабушкой,


высказываются о том, что больше понравилось.


Ожидаемый результат:

Знать: где живут домашние животные;

Иметь: представление о том, чем питаются животные, и кто за ними ухаживает;

Уметь: называть части тела животных, и издавать звуки, подражающие животным.



Технологическая карта организованной учебной деятельности для 2 младшей группы


Образовательные области: «Познание»

Разделы: “Экология

Тема: «Как дикие животные готовятся к зиме?»


Цель: Расширять представления о взаимодействии живой и неживой природы, влияния изменений в природе на жизнь животных. Обогатить знания о жизни диких животных в лесу (волк, медведь, заяц, лиса). Дать детям представления о том, как звери готовятся к зиме (меняют цвет «шубки», готовят норку, берлогу).

Развивающая среда: панно с осенним и зимнем пейзажем, фигурки зайца (серого и белого), лисы, волка и медведя, кукла Незнайка.

Словарная работа: залегает в спячку, берлога, норка, заросли кустов, меняют цвет шубки.

Билингвальный компонент: осень – күз, зима – қыс.

Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-

побудительный

Сюрпризный момент – появление игрового персонажа. Он расстроен, потому, что ходил в лес навестить своих друзей, но в лесу тихо, снег лежит и нет никого.

  • Куда же все звери подевались?

Проявляют интерес, здороваются с гостем, выслушивают его проблему.

Предположения детей.

Организационно -поисковый

В. – Ты что, Незнайка, разве не знаешь, что все звери к зиме приготовились?!

Н. – Как это они приготовились?

В. предлагает детям отправиться в лес.

  • Только сидите тихо, чтобы не спугнуть лесных жителей.

В. выставляет на панно медведя.

  • Вот идёт косолапый мишка. Плохо стало в лесу, нет ни малинки, ни землянички – кушать нечего, холодно. Что делать косолапому?... Решил мишка поспать. Нашёл ямку под деревом, засыпанную листьями прилёг, да и заснул крепким сном до весны. Снежок сверху его присыпал, поэтому не видно мишку.

  • Мишка залёг в спячку.

Н. – Понятно, почему я медведя не увидел, а где же зайчик, тоже в спячке?

Физминутка: «Зайка серенький сидит»


В. – Зайка скачет по дорожкам: дорожки серые и он серый – никто его не заметит. Но вот снежок пошёл и засыпал землю.

В. меняет осеннее покрытие панно на снежное.

Н. – Что же теперь делать зайке, его же волк заметит на снегу?

В. – Чтобы его не заметили ни волк, ни лиса – зайчик меняет шубку: серую на белую. (В. меняет серого зайчика на белого)

Н. – А зачем ему белая шубка?

  • А волк и лиса тоже меняют шубку?

В. – Да, только не цветом, а на тёплую, более толстую.

Н. – А зачем им толстые шубки?



Дети высказываются.

Подходят к панно с пейзажем осеннего леса,садятся на пенёчки (стульчики).

Слушают рассказ В.

Предположения. Слушают В. и следят за происходящим.



Повторяют за В. новое понятие



Выполняют движения в соответствии с текстом.




Предположения детей.



  • Чтобы его не было видно.

Ответы детей.


  • Чтобы не замёрзнуть.

Рефлексивно - корригирующий

  • Так вот как звери к зиме готовятся!

В. – Да, только зимой бывают такие морозы, да метели, что их даже шубки не спасают, им приходится прятаться в домики.

Н. – В какие домики?

Игра «Спрячь животных в их домик»




Дети поселяют животных:

Лису – в нору, медведя – в берлогу, зайца – в заросли кустов.

Ожидаемый результат:

Знать: о том, как звери готовятся к зиме;

Иметь: представления о жизни диких животных в лесу поздней осенью;

Уметь: устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей.


Технологическая карта организованной учебной деятельности для 2 младшей группы


Образовательные области: «Познание»

Разделы: “Экология

Тема: «В январе, в январе, много снега во дворе…» Экскурсия в природу.

Цель: Побуждать детей замечать простейшие изменения в природе зимой, в погоде, в одежде людей. Воспитывать желание задавать вопросы познавательного характера, проявлять интерес к окружающей природе. Учить детей отмечать результаты наблюдений в природе и погоде.

Развивающая среда: ведро, морковь, метла, шарфик – для снеговика; ведро для снега.

Словарная работа: дым столбом, календарь, январь, липкий снег, рассыпается, рыхлый, снежки.

Примечание: занятие рекомендуется проводить на улице.

Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-

побудительный

В. читает детям стихотворение С.Маршака «Январь»:

Открываем календарь.

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снега во дворе.

Снег на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки.

В небо дым идёт столбом.

В. предлагает детям собраться на прогулку и увидеть всё это на улице…

Дети слушают стихотворение, беседуют по его содержанию.








Дети одеваются на прогулку.

Организационно-поисковый

  • Какое сейчас время года?

  • Как вы догадались, что зима?

  • Почему люди так одеты?

  • Какой снег?

  • Что можно делать из снега?

В. предлагает детям слепить комочки снега – снежки.


  • Когда можно лепить из снега?

Если дети затрудняются ответить – В. подводит детей к пониманию понятия «липкий снег», «рыхлый снег».

  • А что ещё можно слепить из снега?

В. предлагает детям слепить большого снеговика.

В. предлагает детям поиграть со Снеговиком в игру «Что изменилось»: В. предлагает детям отвернуться от снеговика, в это время прячет одну из значимых деталей (шапку, нос, метлу).

Игра повторяется 3-4 раза.

  • Зима.

Дети перечисляют характерные явления зимой, обследуют качества снега.

  • Лепить... (снежки).

Дети лепят снежки и бросают их в цель.

Высказывания детей.



  • Снеговика.

Дети катают снежки, комки и складывают из них снеговика.

Дети, по сигналу В. определяют, что изменилось.

Рефлексивно - корригирующий

По окончании прогулки В. предлагает наложить снег в ведёрко и занести его в группу – понаблюдать за таянием.

  • Как вы думаете, почему снег растаял?

В. обращает внимание детей на грязную талую воду:

  • На улице снег казался белым и чистым, а когда растаял и превратился в воду, вода оказалась мутной и тёмной. Значит снег не очень чистый, поэтому его нельзя брать в рот!



Высказывания детей.

Дети отмечают, что снег грязный.


Ожидаемый результат:

Знать: и называть время года – зима;

Уметь: характеризовать особенности зимнего периода (холодно, люди тепло одеты, кругом снег);

Иметь: представление о свойствах снега (рыхрый, рассыпчастый, липкий).



Технологическая карта организованной учебной деятельности для 2 младшей группы


Образовательные области: «Познание»

Разделы: “Экология

Тема: «О чём поют весенние птицы»

Цель: Уточнить представление детей о жизни птиц (чем отличаются, чем питаются, что перелетные возвращаются), показать взаимозависимость живой и неживой природы (стало тепло, и птицы вернулись). Расширять представления о птицах: воробей, сорока, голубь.


Развивающая среда: запись голосов птиц, предметные картинки с птицами: воробей, сорока, голубь, ласточка, скворец.


Словарная работа: перелётные птицы, скворец, скворечник, перья, клюв, лапки.


Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-

побудительный

В. читает стих-е А.Плещеева «Уж тает снег…»

  • Какое время года наступило?

  • Что происходит весной?

Слушание стих-я.

  • Весна.

Высказываются о изменениях.

Организационно-поисковый

В. включает запись голосов птиц.

  • Ребята, почему так звонко поют птицы?

В. обобщает ответы детей.

  • А вы заметили, что птиц стало больше? Они прилетели из тёплых стран.

  • Посмотрите на эту птичку (скворец) для него мы уже и домик приготовили. Кто это? А как называется его домик? Рассматривание частей птицы.

  • Как называется эта птичка? (показ ласточки) Как вы догадались, что это ласточка?

  • Что делают птички?


Физминутка: «Птички»


  • Как вы думаете, почему вернулись к нам птицы?

В. обобщает ответы детей: настало тепло.

  • От того, что они перелетают с одного места в другое, их называют перелётными.

  • Ребята, а это кто? (показ голубя, воробья, сороки)

  • Они улетают от нас зимой?

Слушание пения птиц.

Высказывания детей.





  • Скворец.

  • Скворечник.

Называют части птицы.

  • Ласточка. Называют характерные особенности.

  • Прыгают, летают, поют и т.д.

Изображают птиц.


Высказывания детей.



Повторяют : «Перелётные»

Дети называют птиц, беседуют о зимующих птицах.

Рефлексивно - корригирующий

Итог занятия: Что узнали нового. Что понравилось.


  • Как вы думаете, о чём же поют весной птицы?


В. предлагает детям ещё раз послушать пение птиц.

Высказывания детей.



Слушание птичьего пения.


Ожидаемый результат:

Знать: особенности жизни птиц (летают, клюют, гнёздышки вьют);

Уметь: различать и называть птиц по внешнему виду;

Иметь: представление о взаимосвязи времени года и перелёте птиц.




Технологическая карта организованной учебной деятельности для 2 младшей группы


Образовательные области: «Познание»

Разделы: “Экология

Тема: «Знакомство с воздухом»

Цель: Развивать логическое мышление у младших дошкольников. Посредством опытнической деятельности подвести детей к пониманию: воздух есть всюду, он необходим всем. Он — условие жизни всех живых существ на земле.


Развивающая среда: ванночка с водой, кораблик из пенопласта.


Словарная работа: ветер, сильный, слабый, потоки ветра, воздух.


Билингвальный компонент: ветер – самал.


Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-

побудительный

В. читает детям стихотворение:

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

  • Ребята, какой бывает ветер?

Слушают стихотворение.





Высказывания детей.

Организационно---поисковый

  • Давайте проверим, как ветер дует на кораблик…


  • Что происходит?


  • Как вы думаете, что произойдёт, если ветер подует сильнее?

  • Проверим?


  • Что у нас получилось?


Физминутка: В. предлагает детям превратиться в ветер и изобразить потоки ветра (сильные – двигаться быстро и слабые – движение медленное).


  • Как вы думаете, что такое ветер?

Ответы обобщаются и В. сообщает детям, что ветер – это воздух, который движется с разной скоростью: то медленно – тогда слабенький ветерок, то быстро – тогда ветер сильный.

(В. побуждает детей к высказываниям.)

  • Как вы думаете, смогли бы мы прожить без воздуха?

  • Кому нужен воздух?

В. уточняет ответы детей: всем, кто дышит, нужен воздух.

Дети тихонько дуют на кораблик.

  • Кораблик плывёт медленно



Предположения детей.

Дети выполняют эксперимент.

Высказывания детей.


Движутся по группе с разной скоростью, изображая «ветерок» и «ветер».



Предположения детей.

Помогают сформулировать вывод.



Предположения детей.

Перечисляют все живые существа.

Рефлексивно - корригирующий

  • Что нового вы узнали?

  • Что было интересно?

Высказывания детей.


Ожидаемый результат:

Знать: о ветре, и его силе (сильный - слабый);

Уметь: наблюдать, рассуждать, делать выводы;

Иметь: представление о воздухе и его необходимости для всего живого.




II Эксперимент

Вывод: При слабом ветре кораблик движется медленно;

а при сильном потоке воздуха скорость кораблика увеличивается, он плывёт быстрее и даже может перевернуться.

Предложить детям нарисовать результаты эксперимента.




Технологическая карта организованной учебной деятельности для 2 младшей группы


Образовательные области: «Познание»

Разделы: “Экология

Тема:

Цель:

Развивающая среда:


Словарная работа:

Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-

побудительный



Организационно-поисковый



Рефлексивно - корригирующий



Ожидаемый результат:

Знать:

Иметь:

Уметь:





Технологическая карта организованной учебной деятельности для 2 младшей группы


Образовательные области: «Познание»

Разделы: “Экология

Тема:

Цель:

Развивающая среда:


Словарная работа:

Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-

побудительный



Организационно-поисковый



Рефлексивно - корригирующий



Ожидаемый результат:

Знать:

Иметь:

Уметь: