Дата______________________________день недели___________________________(___________)
Технологическая карта организованной учебной деятельности для 2 младшей группы
Образовательные области: «Познание»
Разделы: “Экология”
Тема: «Знакомство с водой» (практическая деятельность).
Цель: Познакомить со свойствами воды (льется, переливается, прозрачная, без вкуса), подвести детей к понятию о необходимости воды - человеку, животным, растениям. Развивать познавательную активность в процессе элементарных опытов.
Развивающая среда: иллюстрации с изображением воды (река, ручейки, море, вода из крана, дождь); 2 стакана (с водой и молоком), 2 ложечки, соломки для коктейля, игрушка рыбки, карточки с изображением животных лесных и водоёмов.
Словарная работа: вода, прозрачная, льётся, переливается, без вкуса.
Билингвальный компонент: вода – су.
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Действия детей |
Мотивационно- побудительный | Проблемная ситуация: рыбка просит у детей помощи. | Проявляют интерес, озадачиваются. |
Организационно-поисковый | В. – Ребята, а почему их так называют – водные жители? Р. – Потому, что мы без воды жить не можем. Это вы можете без воды, а мы – нет. В. – Ребята, а мы можем прожить без воды? Р. – Это вы из реки берёте всю воду? В. – Вода, как волшебница, умеет превращаться. (Показ картинок с изображением воды). Физминутка: про дождь. Р. – Наша вода – речная самая вкусная! В. – Вода не имеет вкуса. В. предлагает детям подойти к столам и проверить: попробовать через соломинку на вкус воду и сок – сравнить. Р. – Зато вода прозрачная. В. – Это мы тоже можем проверить. В. предлагает детям проследить за опытом с двумя стаканами (с молоком и водой). В оба стакана погружают по ложке. | Предположения детей. Высказывания детей: называют, для чего люди используют воду (пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем растения, и т.п.) Дети называют, где можно найти воду (дождь, ручейки, река, моря). Движения по тексту. Проделывают опыт, сравнивают, отмечают, что вода без вкуса. Выясняют, что через воду видно ложку, а через молоко – нет. Вода прозрачная. |
Рефлексивно - корригирующий | В. – Ну, так что, рыбка, теперь ты поняла, что мы тоже никак не можем прожить без воды? Р. – Да, вот только мои друзья в беде, им надо помочь. Проводится игра «Посели животное» | Помогают воспитателю высказаться. Выбирают из множества животных водных жителей и выкладывают их к водоёму. |
Ожидаемый результат:
Знать: некоторые свойства воды (прозрачная, без вкуса, льётся);
Иметь: представление о необходимости воды для всего живого (человеку, растениям, животным);
Уметь: наблюдать за элементарными опытами, сравнивать, делать выводы.
Технологическая карта организованной учебной деятельности для 2 младшей группы
Образовательные области: «Познание»
Разделы: “Экология”
Тема: «Путешествие в деревню» (рассматривание картин о домашних животных).
Цель: Расширять знания детей о домашних животных. Развивать умение называть части тела, замечать отличительные особенности (чем питаются, как передвигаются, какие звуки издают, о труде взрослых по уходу за животными).
Развивающая среда: панорама деревенского двора. Игрушки: домашние животные (корова, коза, курица, петух, цыплята, собака, кошка и котята) и дикие животные. Картинки: зелёная трава, мясная косточка, молоко, пшено, схемы частей тела животного, одежда для ряжения Бабушки.
Словарная работа: домашние животные, ухаживать, кормить, поить, убирать.
Билингвальный компонент: домашние животные - үй жануарлары мен құстары.
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Действия детей |
Мотивационно- побудительный | Ребята, как называются животные, которые живут в лесу? Назовите диких животных и поселите их в лес. У меня есть ещё звери, мы их поселим тоже в лес. (В. предлагает детям взять домашних животных) | Дети называют диких жив-х и поселяют их в лесу. Дети возражают, сообщают, что это домашние животные. Предположения детей. |
Организационно-поисковый | Какие особенности у животных? Давайте разберёмся по схеме: лапы – хвост – морда – шерсть. То, что это животные, мы убедились. А вот где они живут? В. уточняет ответы детей и подводит к понятию «домашние животные» Физминутка. – Представьте, что вы домашние животные – вышли попастись. Как хорошо в чистом поле много свежей сочной травы, но вот солнышко опускается всё ниже и ниже, стало темнеть – животным пора домой возвращаться. Бабушка: (В. в костюме бабушки) Многие люди живут в городе, а мы с дедом живём в деревне. В нашем дворе очень много жив-ных, за которыми мы ухаживаем: кормим, поим, убираем за ними. Как вы думаете, зачем людям нужны домаш. животные? Все домашние животные приносят пользу. Как вы думаете, какую пользу приносит корова? Аналогично рассматривается свинья, коза, утки, куры, собака, кошка. Б.: – Ох ребятушки, животных-то покормить пора. Вы мне поможете? Проводится Д/и «Кто что ест» | Сравнивают дом-х и диких животных, опираясь на схемы. Ответы детей. Повторяют понятие «дом. жив-е» Высказывания детей. (В сарае) Дети, имитируя движение и звукоподражание домашним животным «гуляют» по комнате и подходят к макету деревенского домика. Высказывания детей. Дети называют продукты питания, кот. получают от коровы. Высказываются. Проявляют желание помочь. Раскладывают картинкис изображением корма для животных. Например: трава – корове, молоко – кошке и т.п. |
Рефлексивно - корригирующий | Б.: благодарит детей за помощь и ещё раз уточняет знание детей о домашних животных. | Беседуют с бабушкой, высказываются о том, что больше понравилось. |
Ожидаемый результат:
Знать: где живут домашние животные;
Иметь: представление о том, чем питаются животные, и кто за ними ухаживает;
Уметь: называть части тела животных, и издавать звуки, подражающие животным.
Технологическая карта организованной учебной деятельности для 2 младшей группы
Образовательные области: «Познание»
Разделы: “Экология”
Тема: «Как дикие животные готовятся к зиме?»
Цель: Расширять представления о взаимодействии живой и неживой природы, влияния изменений в природе на жизнь животных. Обогатить знания о жизни диких животных в лесу (волк, медведь, заяц, лиса). Дать детям представления о том, как звери готовятся к зиме (меняют цвет «шубки», готовят норку, берлогу).
Развивающая среда: панно с осенним и зимнем пейзажем, фигурки зайца (серого и белого), лисы, волка и медведя, кукла Незнайка.
Словарная работа: залегает в спячку, берлога, норка, заросли кустов, меняют цвет шубки.
Билингвальный компонент: осень – күз, зима – қыс.
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Действия детей |
Мотивационно- побудительный | Сюрпризный момент – появление игрового персонажа. Он расстроен, потому, что ходил в лес навестить своих друзей, но в лесу тихо, снег лежит и нет никого. | Проявляют интерес, здороваются с гостем, выслушивают его проблему. Предположения детей. |
Организационно -поисковый | В. – Ты что, Незнайка, разве не знаешь, что все звери к зиме приготовились?! Н. – Как это они приготовились? В. предлагает детям отправиться в лес. В. выставляет на панно медведя. Вот идёт косолапый мишка. Плохо стало в лесу, нет ни малинки, ни землянички – кушать нечего, холодно. Что делать косолапому?... Решил мишка поспать. Нашёл ямку под деревом, засыпанную листьями прилёг, да и заснул крепким сном до весны. Снежок сверху его присыпал, поэтому не видно мишку. Мишка залёг в спячку. Н. – Понятно, почему я медведя не увидел, а где же зайчик, тоже в спячке? Физминутка: «Зайка серенький сидит» В. – Зайка скачет по дорожкам: дорожки серые и он серый – никто его не заметит. Но вот снежок пошёл и засыпал землю. В. меняет осеннее покрытие панно на снежное. Н. – Что же теперь делать зайке, его же волк заметит на снегу? В. – Чтобы его не заметили ни волк, ни лиса – зайчик меняет шубку: серую на белую. (В. меняет серого зайчика на белого) Н. – А зачем ему белая шубка? В. – Да, только не цветом, а на тёплую, более толстую. Н. – А зачем им толстые шубки? | Дети высказываются. Подходят к панно с пейзажем осеннего леса,садятся на пенёчки (стульчики). Слушают рассказ В. Предположения. Слушают В. и следят за происходящим. Повторяют за В. новое понятие Выполняют движения в соответствии с текстом. Предположения детей. Ответы детей. |
Рефлексивно - корригирующий | В. – Да, только зимой бывают такие морозы, да метели, что их даже шубки не спасают, им приходится прятаться в домики. Н. – В какие домики? Игра «Спрячь животных в их домик» | Дети поселяют животных: Лису – в нору, медведя – в берлогу, зайца – в заросли кустов. |
Ожидаемый результат:
Знать: о том, как звери готовятся к зиме;
Иметь: представления о жизни диких животных в лесу поздней осенью;
Уметь: устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей.
Технологическая карта организованной учебной деятельности для 2 младшей группы
Образовательные области: «Познание»
Разделы: “Экология”
Тема: «В январе, в январе, много снега во дворе…» Экскурсия в природу.
Цель: Побуждать детей замечать простейшие изменения в природе зимой, в погоде, в одежде людей. Воспитывать желание задавать вопросы познавательного характера, проявлять интерес к окружающей природе. Учить детей отмечать результаты наблюдений в природе и погоде.
Развивающая среда: ведро, морковь, метла, шарфик – для снеговика; ведро для снега.
Словарная работа: дым столбом, календарь, январь, липкий снег, рассыпается, рыхлый, снежки.
Примечание: занятие рекомендуется проводить на улице.
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Действия детей |
Мотивационно- побудительный | В. читает детям стихотворение С.Маршака «Январь»: Открываем календарь. Начинается январь. В январе, в январе Много снега во дворе. Снег на крыше, на крылечке. Солнце в небе голубом. В нашем доме топят печки. В небо дым идёт столбом. В. предлагает детям собраться на прогулку и увидеть всё это на улице… | Дети слушают стихотворение, беседуют по его содержанию. Дети одеваются на прогулку. |
Организационно-поисковый | В. предлагает детям слепить комочки снега – снежки. Если дети затрудняются ответить – В. подводит детей к пониманию понятия «липкий снег», «рыхлый снег». В. предлагает детям слепить большого снеговика. В. предлагает детям поиграть со Снеговиком в игру «Что изменилось»: В. предлагает детям отвернуться от снеговика, в это время прячет одну из значимых деталей (шапку, нос, метлу). Игра повторяется 3-4 раза. | Дети перечисляют характерные явления зимой, обследуют качества снега. Дети лепят снежки и бросают их в цель. Высказывания детей. Дети катают снежки, комки и складывают из них снеговика. Дети, по сигналу В. определяют, что изменилось. |
Рефлексивно - корригирующий | По окончании прогулки В. предлагает наложить снег в ведёрко и занести его в группу – понаблюдать за таянием. В. обращает внимание детей на грязную талую воду: На улице снег казался белым и чистым, а когда растаял и превратился в воду, вода оказалась мутной и тёмной. Значит снег не очень чистый, поэтому его нельзя брать в рот! | Высказывания детей. Дети отмечают, что снег грязный. |
Ожидаемый результат:
Знать: и называть время года – зима;
Уметь: характеризовать особенности зимнего периода (холодно, люди тепло одеты, кругом снег);
Иметь: представление о свойствах снега (рыхрый, рассыпчастый, липкий).
Технологическая карта организованной учебной деятельности для 2 младшей группы
Образовательные области: «Познание»
Разделы: “Экология”
Тема: «О чём поют весенние птицы»
Цель: Уточнить представление детей о жизни птиц (чем отличаются, чем питаются, что перелетные возвращаются), показать взаимозависимость живой и неживой природы (стало тепло, и птицы вернулись). Расширять представления о птицах: воробей, сорока, голубь.
Развивающая среда: запись голосов птиц, предметные картинки с птицами: воробей, сорока, голубь, ласточка, скворец.
Словарная работа: перелётные птицы, скворец, скворечник, перья, клюв, лапки.
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Действия детей |
Мотивационно- побудительный | В. читает стих-е А.Плещеева «Уж тает снег…» | Слушание стих-я. Высказываются о изменениях. |
Организационно-поисковый | В. включает запись голосов птиц. В. обобщает ответы детей. А вы заметили, что птиц стало больше? Они прилетели из тёплых стран. Посмотрите на эту птичку (скворец) для него мы уже и домик приготовили. Кто это? А как называется его домик? Рассматривание частей птицы. Как называется эта птичка? (показ ласточки) Как вы догадались, что это ласточка? Что делают птички? Физминутка: «Птички» В. обобщает ответы детей: настало тепло. От того, что они перелетают с одного места в другое, их называют перелётными. Ребята, а это кто? (показ голубя, воробья, сороки) Они улетают от нас зимой? | Слушание пения птиц. Высказывания детей. Называют части птицы. Ласточка. Называют характерные особенности. Прыгают, летают, поют и т.д. Изображают птиц. Высказывания детей. Повторяют : «Перелётные» Дети называют птиц, беседуют о зимующих птицах. |
Рефлексивно - корригирующий | Итог занятия: Что узнали нового. Что понравилось. В. предлагает детям ещё раз послушать пение птиц. | Высказывания детей. Слушание птичьего пения. |
Ожидаемый результат:
Знать: особенности жизни птиц (летают, клюют, гнёздышки вьют);
Уметь: различать и называть птиц по внешнему виду;
Иметь: представление о взаимосвязи времени года и перелёте птиц.
Технологическая карта организованной учебной деятельности для 2 младшей группы
Образовательные области: «Познание»
Разделы: “Экология”
Тема: «Знакомство с воздухом»
Цель: Развивать логическое мышление у младших дошкольников. Посредством опытнической деятельности подвести детей к пониманию: воздух есть всюду, он необходим всем. Он — условие жизни всех живых существ на земле.
Развивающая среда: ванночка с водой, кораблик из пенопласта.
Словарная работа: ветер, сильный, слабый, потоки ветра, воздух.
Билингвальный компонент: ветер – самал.
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Действия детей |
Мотивационно- побудительный | В. читает детям стихотворение: Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе. | Слушают стихотворение. Высказывания детей. |
Организационно---поисковый | Физминутка: В. предлагает детям превратиться в ветер и изобразить потоки ветра (сильные – двигаться быстро и слабые – движение медленное). Ответы обобщаются и В. сообщает детям, что ветер – это воздух, который движется с разной скоростью: то медленно – тогда слабенький ветерок, то быстро – тогда ветер сильный. (В. побуждает детей к высказываниям.) В. уточняет ответы детей: всем, кто дышит, нужен воздух. | Дети тихонько дуют на кораблик. Предположения детей. Дети выполняют эксперимент. Высказывания детей. Движутся по группе с разной скоростью, изображая «ветерок» и «ветер». Предположения детей. Помогают сформулировать вывод. Предположения детей. Перечисляют все живые существа. |
Рефлексивно - корригирующий | Что нового вы узнали? Что было интересно? | Высказывания детей. |
Ожидаемый результат:
Знать: о ветре, и его силе (сильный - слабый);
Уметь: наблюдать, рассуждать, делать выводы;
Иметь: представление о воздухе и его необходимости для всего живого.
II Эксперимент
Вывод: При слабом ветре кораблик движется медленно;
а при сильном потоке воздуха скорость кораблика увеличивается, он плывёт быстрее и даже может перевернуться.
Предложить детям нарисовать результаты эксперимента.
Технологическая карта организованной учебной деятельности для 2 младшей группы
Образовательные области: «Познание»
Разделы: “Экология”
Тема:
Цель:
Развивающая среда:
Словарная работа:
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Действия детей |
Мотивационно- побудительный | | |
Организационно-поисковый | | |
Рефлексивно - корригирующий | | |
Ожидаемый результат:
Знать:
Иметь:
Уметь:
Технологическая карта организованной учебной деятельности для 2 младшей группы
Образовательные области: «Познание»
Разделы: “Экология”
Тема:
Цель:
Развивающая среда:
Словарная работа:
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Действия детей |
Мотивационно- побудительный | | |
Организационно-поисковый | | |
Рефлексивно - корригирующий | | |
Ожидаемый результат:
Знать:
Иметь:
Уметь: