УУД | Нормативный показатель УУД | Уровни сформированности | Диагностика |
низкий | средний | высокий | |
1 класс Общеучебные универсальные действия | -ориентироваться в учебнике; -отвечать на простые вопросы учителя; -находить нужную информацию в учебнике; -подробно пересказывать прочитанное или прослушанное | -большинство умений не сформированы Рекомендации: -консультации специалистов; -индивидуальный подход в обучении | -действует по образцу; -способен выполнять при направляющей помощи педагога Рекомендации: побуждение к действию; стимулирование высказывания с помощью наводящих вопросов учителя | -выполняет самостоятельно Рекомендации: -дифференцированный подход; -проектно-исследовательская деятельность; -задания повышенной сложности | Наблюдение |
2 класс Общеучебные универсальные действия | -ориентироваться в учебнике, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы; -находить нужную информацию в учебнике; -подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; -составлять простой план; -находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях | -большинство умений не сформированы Рекомендации: -консультации специалистов; -индивидуальный подход в обучении | -действует по образцу; --способен выполнять задания при направляющей помощи педагога, пересказывать и работать с информацией Рекомендации: -побуждение к действию; -стимулирование; -работа по алгоритму или по точной инструкции учителя, или с помощью наводящих вопросов | -выполняет самостоятельно Рекомендации: -дифференцированный подход; -проектно-исследовательская деятельность; -задания повышенной сложности; -проблемные задания | Наблюдение, опрос |
3 класс Общеучебные универсальные действия | -самостоятельно предполагать информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала; -отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников; -представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ | -самостоятельно не может работать с текстом или допускает много ошибок при работе с текстом Рекомендации: -консультации специалистов; -индивидуальный подход в обучении | -выполняет самостоятельно, но допускает ошибки; -выполняет задания репродуктивного характера Рекомендации: -побуждение к действию; -работа по алгоритму или по точной инструкции учителя, или с помощью наводящих вопросов | -выполняет самостоятельно Рекомендации: -дифференцированный подход; - проектно-исследовательская деятельность; -задания повышенной сложности; проблемные задания | Наблюдение, опрос, контрольные задания |
4 класс Общеучебные универсальные действия | -самостоятельно предполагать информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала; -отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; -составлять сложный план текста; -сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет) | -самостоятельно не может работать с текстом или допускает много ошибок при работе с текстом Рекомендации: -консультации специалистов; индивидуальный подход в обучении | -выполняет самостоятельно, но допускает ошибки; -выполняет задания репродуктивного характера Рекомендации: -составлять сложный план текста по заданному алгоритму; -привлечение к работе с разными источниками информации, а также к проектно- исследовательской деятельности | -выполняет самостоятельно Рекомендации: -проектно-исследовательская деятельность; -задания повышенной сложности | Наблюдение, опрос, контрольные задания, тесты |
1 класс Логические учебные действия | -сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; -группировать предметы, объекты на основе существенных признаков | -не сформированы операции выделения существенных признаков; -операция сравнения затруднена Рекомендации: -консультации специалистов; -коррекционная работа по выявленным нарушениям | -частично сформированы операции обобщения, выделение существенных признаков Рекомендации: -коррекционная работа по выявленным нарушениям | -сформированы операции обобщения, выделения существенных признаков Рекомендации: -составление сообщений, где необходим анализ текстов, на предмет нахождения существенных признаков предметов и объектов | «Найди отличия» |
2 класс Логические учебные действия | Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу | -не сформированы логические операции Рекомендации: -консультации специалистов; -коррекционная работа по выявленным нарушениям | -владеет логическими операциями частично, группирует по несущественным признакам Рекомендации: -коррекционная работа по выявленным нарушениям | -владеет логическими операциями; -умеет выделять существенные признаки и выделяет самостоятельно закономерности Рекомендации: -проектно-исследовательская деятельность; -участие в конкурсах и олимпиадах | «Выделение существенных признаков» |
3 класс Логические учебные действия | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | -низкая скорость мышления; -проблемы с анализом и выделением закономерностей Рекомендации: Консультации специалистов Коррекционная работа по выявленным нарушениям | -умеет анализировать; - устанавливает закономерности, но делает с ошибками; -требуется больше времени на выполнение подобных заданий Рекомендации: Коррекционная работа по выявленным нарушениям, с отработкой навыков | -умеет анализировать, устанавливает закономерности; -пробует предложить альтернативные варианты решения различных задач Рекомендации: Проектно-исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах | «Логические закономерности» |
4 класс Логические учебные действия | -анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | -логические связи устанавливать не может; -недостаточно развита аналитико- синтетическая деятельность Рекомендации: -консультации специалистов; -коррекционная работа по выявленным нарушениям | -логические связи устанавливает с трудом; -допускает ошибки в обобщении, частично в анализе и синтезе Рекомендации: -коррекционная работа по выявленным нарушениям | -логические связи устанавливает; -умеет сравнивать, группировать; -мыслит самостоятельно Рекомендации: -проектно-исследовательская деятельность; -участие в конкурсах и олимпиадах | «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» |
1 класс Постановка и решения проблем | -ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела | -самостоятельно не может ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела Рекомендации: -консультации специалистов; -индивидуальный подход в обучении | -ориентируется самостоятельно, но делает ошибки; -задает много вопросов Рекомендации: -побуждение к действию; - задания проблемно-поискового характера | -самостоятельно ориентируется в учебнике Рекомендации: -дифференцированный подход; -проектно-исследовательская деятельность | Задания проблемно-поискового характера |
2 класс Постановка и решения проблем | -определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; -определять круг своего незнания; -определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; -наблюдать и делать самостоятельные простые выводы | самостоятельно не может определять круг своего незнания; -не может делать самостоятельные выводы Рекомендации: -консультации специалистов; -индивидуальный подход в обучении | -не всегда может определить круг своего незнания и найти нужную информацию в дополнительных источниках Рекомендации: -необходимы алгоритмы работы с источниками дополнительной информации и умения наблюдать и делать выводы | -хорошо ориентируется в изученном материале; -может самостоятельно найти нужный источник информации; -умеет самостоятельно наблюдать и делать простые выводы Рекомендации: -дифференцированный подход; -проектно-исследовательская деятельность; -задания повышенной сложности; -проблемные задания; -участие в олимпиадах | Самостоятельные и практические работы |
3 класс Постановка и решения проблем | -извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, Иллюстрация); - для решения проблем планировать свою работу по изучению незнакомого материала | -делать самостоятельно не может Рекомендации: -консультации специалистов; -индивидуальный подход в обучении | -делает частично самостоятельно, частично с помощью Рекомендации: -стимулирование к участию в проектно- исследовательской деятельности | -делает самостоятельно Рекомендации: -дифференцированный подход; -проектно-исследовательская деятельность; -задания повышенной сложности; - проблемные задания | Самостоятельные и практические работы, творческие задания |
4 класс Постановка и решения проблем | -самостоятельно делать выводы; -перерабатывать информацию, преобразовывать её; -представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; -уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; -планировать свою работу по изучению незнакомого материала | -делать самостоятельно не может Рекомендации: -консультации специалистов; -индивидуальный подход в обучении | -делает частично самостоятельно, частично с помощью Рекомендации: -стимулирование к участию в проектно- исследовательской деятельности | -делает самостоятельно Рекомендации: -дифференцированный подход; -проектно-исследовательская деятельность; -задания повышенной сложности; -проблемные задания | Самостоятельные и практические работы, творческие задания, проекты |
УУД | Нормативный показатель УУД | Уровни сформированности | Диагностика |
низкий | средний | высокий | |
1 класс Коммуникация как кооперация | - отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; -участвовать в диалоге на уроке и внеурочное время; -работать в паре | - отвечает на все вопросы; - осознанно стремится к сотрудничеству Рекомендации: -поддержка и развитие коммуникативных навыков; -проведение групповых заданий на уроке; -положительное одобрение со стороны взрослого | - частично отвечает на вопросы; -работает в паре ситуативно Рекомендации: -поддержка и развитие коммуникативных навыков; - проведение групповых заданий на уроке, важно положительное одобрение со стороны взрослого | - не идет на контакт (агрессивен или пассивен) Рекомендации: -консультация специалистов; -поощрения за минимальный результат; -групповые задания с друзьями по классу | Наблюдение, «Рукавички» |
1 класс Коммуникация как интериоризация | -слушать и понимать речь других | - слышит, понимает и дает собеседнику обратную связь Рекомендации: -поддержка и развитие коммуникативных навыков; -проведение групповых заданий на уроке; -положительное одобрение со стороны взрослого | - слышит, понимает, обратную связь дает ситуативно Рекомендации: -поддержка и развитие коммуникативных навыков; - проведение групповых заданий на уроке, важно положительное одобрение; - больше времени отводить на обратную связь | - не слышит, не может дать обратную связь Рекомендации: -консультация специалистов; - поощрения за результат; -совместное выполнение задания с друзьями по классу; -изучение правил активного слушания | Наблюдение, «Узор под диктовку» |
Коммуникация как кооперация 2 класс | -участвовать в диалоге; -слушать и понимать других; -высказывать свою точку зрения на события, поступки, выполняя различные роли в группе; - сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) | - осознанное стремление к сотрудничеству; - доброжелательно идет на контакт; - участвует в совместном решении проблемы (задачи) Рекомендации: -поддержка и развитие коммуникативных навыков; -проведение совместных заданий на уроке; -положительное одобрение; -поддержка активной позиции в диалоге | - участвует выборочно в диалоге; - идет на контакт, когда уверен в своих знаниях Рекомендации: -поддержка и развитие коммуникативных навыков; - проведение совместных заданий на уроке, важно положительное одобрение, выработка активной позиции в диалоге | - не идет на контакт (агрессивен или пассивен) Рекомендации: -консультация специалистов; -коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков; - поощрения за минимальный результат; -совместное выполнение задания с друзьями по классу | Наблюдение, методика «Рукавички» |
2 класс Коммуникация как интериоризация | -оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций; -читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг; -понимать прочитанное | - обладает хорошим словарным запасом и активно им пользуется; - усваивает материал, дает обратную связь (пересказ, рассказ) Рекомендации: -поддержка и развитие коммуникативных навыков; -проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ); -учится по алгоритму составлять небольшие сообщения | - читает, высказывает свои мысли по алгоритму Рекомендации: -поддержка и развитие коммуникативных навыков; - проведение совместных заданий на уроке; -учится по алгоритму составлять небольшие сообщения, важно положительное одобрение; - больше времени отводить на обратную связь | - читает, но не понимает прочитанного, не может найти нужных слов при высказывание обратной связи Рекомендации: -консультация специалистов; -коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков, важно положительное одобрение; -совместные задания с друзьями по классу; -изучение правил активного слушания | Наблюдение, методика «Узор под диктовку» |
3 класс Коммуникация как кооперация | -участвовать в диалоге; -слушать и понимать других; -высказывать свою точку зрения на события, поступки; -участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом | - активно принимает участие в работе группы, умеет договариваться с другими людьми; - понимает смысл высказываний других людей и выражает свою точку зрения Рекомендации: -поддержка и развитие коммуникативных навыков; -проведение совместных заданий на уроке (в парах и группах); -участие в дискуссиях, дебатах и т.д. | - понимает смысл высказываний других людей, но испытывает трудности при выражении обратной связи; - ведомый Рекомендации: -поддержка и развитие коммуникативных навыков; - проведение совместных заданий на уроке (в парах и группах), важно положительное одобрение; - выработка активной позиции в диалоге; - привлекать к участию в дебатах, дискуссиях | - не хочет участвовать в диалоге; - не слушает и не понимает других Рекомендации: -консультация специалистов; -коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков; -поощрения за минимальный результат; -совместные задания с одноклассниками (в парах и группах) | Наблюдение, методика «Левая и правая стороны» |
3 класс Коммуникация как интериоризация | -оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций; -читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг; - понимать прочитанное | - владеет большим словарным запасом и активно им пользуется; - усваивает материал, дает обратную связь (пересказ, рассказ) Рекомендации: -поддержка и развитие коммуникативных навыков; - проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ соседу по парте); -положительное одобрение; - составление рефератов, докладов; -участие в литературных конкурсах | - читает, высказывает свои мысли, но с помощью алгоритма Рекомендации: - поддержка и развитие коммуникативных навыков; - проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ соседу по парте); -привлекать к составлению рефератов, докладов, (по алгоритму),; -привлечение к участию в литературных конкурсах | -молчит, не может оформить свои мысли; -читает, но не понимает прочитанного Рекомендации: -консультация специалистов; -учить высказыванию своих мыслей по алгоритму, важно положительное одобрение; -совместные задания с одноклассниками | Наблюдение |
3 класс Коммуникация как интеракция | -отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета и дискуссионной культуры; -понимать точку зрения другого | - отстаивает свою точку зрения, вежлив, тактичен, доброжелателен; - умеет слушать и слышать, дает обратную связь Рекомендации: -продолжение изучения правил речевого этикета; - проведение групповых заданий на уроке; -положительное одобрение | - ситуативно отстаивает свою точку зрения, не всегда вежлив и тактичен; - слушает, но не всегда дает обратную связь Рекомендации: -продолжение изучения правил речевого этикета; - проведение групповых заданий на уроке; - положительное одобрение | - пассивен или агрессивен; - молчит, игнорирует другого человека Рекомендации: -консультация специалистов; - изучение речевого этикета и правил позитивного общения; -поощрения за результат; -совместные задания с одноклассниками | Наблюдение |
4 класс Коммуникация как кооперация | -умение договариваться, находить общее решение; -умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; -способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов; -взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания | - умеет договариваться, находить общее решение; - умеет аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; - владеет адекватными выходами из конфликта; - всегда предоставляет помощь Рекомендации: -поддержка и развитие коммуникативных навыков; -проведение совместных заданий на уроке (в парах и группах); -положительное одобрение; -выступление на школьных конференциях, олимпиадах | - не всегда может договориться; - не всегда может сохранить доброжелательность; - предоставляет помощь только близким, знакомым Рекомендации: -поддержка и развитие коммуникативных навыков; -проведение совместных заданий на уроке (в парах и группах), важно положительное одобрение; -выработка активной позиции при общении | -не может и не хочет договариваться; -пассивен или агрессивен; - не предоставляет помощь Рекомендации: -консультация специалистов; - поощрения за минимальный результат; - совместные задания с одноклассниками (в парах и группах); -выработка активной позиции при общении.; - продолжение коррекционных занятий по развитию коммуникативных навыков | Наблюдение, задание «Совместная сортировка» |