СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта изучения темы "Правописание букв Ы, И после Ц"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование умений в написании  букв Ы-И после Ц 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта изучения темы "Правописание букв Ы, И после Ц"»

Технологическая карта изучения темы

Предмет

Русский язык

Класс

5

Тип урока

урок открытия нового знания


Технология построения урока

проблемно-диалогическая, технология адаптивного обучения


Тема

Правописание букв Ы, И после Ц

Цель

формирование умений в написании букв Ы-И после Ц




Планируемый результат

Предметные умения

- иметь представление о правописании ы-и после Ц

- уметь выбрать нужную букву и обосновать выбор

- уметь находить изучаемую орфограмму в тексте

- уметь распознавать слова-исключения;

- знать лексическое значение изученных слов;

- уметь использовать в речи и на письме изученные слова;

















Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения ;

- определять правила работы в группах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить классификацию, указывая на основание классификации;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.










Организация пространства

Формы работы

Ресурсы


Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная








Книгопечатная продукция

Т.А. Ладыженская. Русский язык 5 класс.








Дидактические задачи этапов урока


Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.



Технология изучения



Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный


Метапредметные (УУД):


регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;



-Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке. Перед нами стоит нелегкая задача: показать на что мы способны, что знаем и умеем, поэтому соберитесь с мыслями, и у вас все получится. Повернитесь друг другу лицом, посмотрите своему соседу в глаза, подарите улыбку и хорошее настроение своемуоднокласснику. Пожелайте друг другу успехов в работе по теме урока. (Звучит песня «От улыбки станет всем светлей»). Тему урока пока не пишем, вы сами сформулируете ее. Пропустите строку, в которой запишем тему урока. Пока тетради отодвинули в сторонку, работаем на листах.




Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.

Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места»

Актуализация опорных знаний

регулятивные:

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

1. Что такое главное правило орфографии?

2. Вспомните, какие вы знаете фонемные правила. Приведите примеры.

3. А какие правила мы называем нефонемными? Приведите примеры.

Обучающиеся вспоминают и формулируют главное правило: слабая позиция проверяется сильной

Приводят пример фонемных правил: правописание мягкого знака для обозначения на письме мягких фонем; отсутствие ь в буквосочетаниях чн, чк, нч, нщ, рщ; гласные и, а, у после шипящих; непроизносимые согласные. Затем называют известное им нефонемное правилло - п равописание и–ы после ц.





Постановка учебной проблемы

Предметные:

- различать фонемные и нефонемные правила.

- иметь понятие о звукописи.


Метапредметные (УУД):

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

-высказывать свое предположение;

коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли

Сегодня будем работать над одним ошибкоопасным правилом. Посмотрите на название параграфа. Как вы думаете, о чём пойдёт речь?

Почему же эти буквы такие опасные? Чтение «Шуршащей песенки», ответ на предложенные авторами учебника вопросы.

Вы заметили, что в корне слов шорох и шёпот пишутся разные гласные?

Можем ли мы использовать главное правило? Почему?


Обучающиеся предлагают варианты содержания урока.



Учащиеся работают над выразительностью чтения, знакомятся с понятием «звукопись»




Учащиеся делают вывод, что гласные находятся в сильной позиции, поэтому новое правило будет относиться к нефонемным.



Формулирование проблемы, планирование


Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?).


Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке.


- Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?

- Может ли кто-нибудь уже сейчас объяснить, от чего зависит написание?


- Надо ли вам знать, как писать правильно?

- По какому плану будете работать?


- Для чего все это вам нужно знать?


- когда после шипящих в корне пишется о, а когда ё .

Обучающиеся пытаются это сделать, но обращают внимание на недостаточность данных.


- Обучающиеся ставят перед собой учебные задачи.

Задачи фиксируются.

Открытие нового знания


Предметные:

- знать критерии выбора ы или и;

- владеть способами определения правильности выбора

- уметь применять самоинструкцию

- знать значение и написание слов-исключений

  1. Чтение § 100.

2. Знакомство с правилом и самоинструкцией.

Словарная работа: крыжовник, шорох, обжора, капюшон и другие исключения.

Для запоминания исключений используются «Веселые рифмы»:

Цыган подошел к цыпленку на цыпочках и цыкнул : «Цыц!»






-Обучающиеся применяют самоинструкцию.



Применение нового знания


Предметные:

- уметь применять самоинструкцию.


Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Выполнение заданий.

Фонетическая разминка.

Затранскрибируйте слова шел, шок, шелк. Что общего в них с точки зрения фонетики? Какое слово «лишнее» и почему?

Выполнение З. 424-426.

Лексический диктант.

1. Ответьте на вопросы одним словом.

Как называется: 1) цвет такой, как у сажи, у угля; 2) плод дуба; 3) маленькое узкое продольное отверстие; 4) ткань из нитей, вырабатываемых гусеницей шелкопряда; 5) очень тихая речь; 6) наездник на скачках; 7) чрезмерно строгий в поведении?





Обучающиеся под руководством учителя анализируют задания для определения уровня сложности.

Каждый ученик выбирает тот уровень задания, который соответствует уровню приобретенных им на уроке знаний, и выполняет его.











Рефлексия учебной деятельности









Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.


Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.



-Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

- На все ли задачи удалось найти правильный ответ?

Проверьте себя.

Работа в парах. Взаимодиктант

«Весёлая чепуха»

- Оцените свою работу. Напишите слово Я на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний.
















Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях.








Обучающиеся отмечают слово Я на выбранной шкале

Домашнее задание

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.


Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

Сегодня мы изучили тему «Правописание Ы-И после Ц». У кого вопросы? Тогда у меня весть к вам вопросы. Что вы сегодня узнали? Что нужно знать, чтобы правильно писать Ы-И после Ц? Оцените свою работу на уроке. Слайд –подведение итогов. В начале урока мы шли к цели…Мне интересно, как вы думаете, достигли мы цели?

-Я понял…

-Было интересно…

-Особенно понравилось…

-Вызвало затруднение…

-Нужно выучить…


Обучающиеся определяют, что знание теоретического материала необходимо, поэтому важно выучить самоинструкцию







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!