Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку по теме "Алканы"»
МБОУ СОШ № 49 г. Слюдянка, Иркутской области
Технологическая карта к уроку по химии в 10 классе по теме
«Алканы. Свойства. Способы их получения»
Разработала учитель химии
Мандрик Надежда Фёдоровна
2015 г.
г. Слюдянка
Тема «УГЛЕВОДОРОДЫ»
Тема урока «Алканы. Химические свойства алканов. Способы их получения»
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Урок предназначен для изучения нового материала на базовом уровне в 10 классе по программе О.С. Габриеляна.
Урок разработан с использованием элементов технологий ИКТ, проблемно-диалогического обучения, технологии смыслового чтения.
В соответствии с требованиями ФГОС на уроке идет формирование и развитие УУД.
Личностные УУД:
Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска;
смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
развитие умения работать с текстом учебника, с дополнительными источниками информации, анализировать, отбирать и представлять необходимую информацию;
Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
Изучение нового материала целесообразно начинать с нахождения алканов в природе и их значении в жизни человека. Ход урока предполагает решения проблемных ситуаций
( установление связи между строением и химическими свойствами веществ).
Для работы создана презентация. В презентации наглядно показаны механизмы происходящих реакций. Урок предполагает просмотр флэш-анимаций , видеоопытов, проведение лабораторного и демонстрационного опыта.
Цель урока: формирование представления о свойствах и способах получения предельных углеводородах как классе органических соединений.
Задачи:
Образовательная:
формирование у учащихся знаний о гомологическом ряде, видах изомерии, правилах номенклатуры ИЮПАК на примере алканов;
формирование умения записывать уравнения реакций с органическими веществами.
Развивающая:
создать условия для развития системы умений устанавливать причинно-следственные связи между строением, составом и свойствами;
развивать умение работать с текстом учебника, с дополнительными источниками информации, анализировать, отбирать и представлять необходимую информацию;
отрабатывать предметную культуру речи, творческое и логическое мышление.
Воспитательная:
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: компьютер, проектор
Демонстрационный материал: примеры углеводородов в различных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт), коллекции с образцами природных УВ.
Раздаточный материал: шаростержневые модели.
Реактивы и оборудование: гексан, парафин, керосин, пробирки, растворы KMnO4 и Br2
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный | Приветствие. Проверка готовности к уроку. | |
Проверка домашнего задания | Выполнение упр. 2, стр. 81 | Самостоятельная работа |
Актуализация знаний | 1.Актуализация знаний проходит через решение расчетной задачи «Не так давно случилась на Кольском полуострове небывалая история. Горный инженер, работавший в апатитовом руднике близ города Кировска, услышал какой-то странный свист и шум, идущий из-под земли. Кто-то из рабочих неосторожно предложил: «Попробуем – подожжем?..» И попробовали... Вспыхнувшая спичка вызвала взрыв. К счастью, инженер и рабочие отделались только ожогами. Позднее выбросы газа повторились. Химики определили, что в состав газа входит 75 % углерода и 25 % водород, относительная плотность газа по воздуху равна 0,55. Что за газ чуть не унес жизни людей?» После получения ответа учитель спрашивает обучающихся о теме урока и совместно с ними определяет план дальнейшего изучения класса органического соединения. 2.О технике безопасности при работе с алканами 3.Работа в парах: «Изготовление моделей молекул алканов» При составлении моделей изомеров гексана учащиеся называют их по систематической номенклатуре. При этом вспоминают определение изомерии (изомеры) и ее виды 4. Демонстрация: Примеры УВ в различных агрегатных состояниях( пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт) | Решают расчетную задачу. После определения темы урока и плана изучения, пробуют сформулировать цель урока и план дальнейшего изучения класса соединения. Выполняют лабораторный опыт. Отвечают на вопросы учителя Работа с коллекциями |
Изучение нового материала | Продолжение изучения класса соединений согласно плану. 1.Химические свойства Установить причинно-следственную связь между строением и химическими свойствами алканов. Выявить типы реакций, характерные для алканов , и условия их протекания. (часть реакций изучены на предыдущем уроке) Реакция замещения реакция галогенирования , реакция нитрования (реакция Коновалова)- видео Реакция отщепления реакция дегидрирования, термическое разложение - видео Реакция изомеризация – видео Реакция окисления реакция горения – видео 2.Способы получения алканов Выделение УВ из природного сырья Гидрирование алкенов и циклоалканов. Реакция Вюрца Декарбоксилирование солей карбоновых кислот - видео Для каждой реакции условия протекания | Записывают уравнения химических реакций на доске Записывают уравнения химических реакций в тетрадях, используя презентацию и видеофильмы |
Закрепление изученного материала | Данный этап урока проводят в том случае, если останется время, после изучения нового материала. Осуществить цепочку превращений: СН4 →СН3Cl→C2H6→CO2 | Работа в тетрадях |
Подведение итогов урока | Какова была темы урока? Какие цели были поставлены, Достигли ли мы поставленных целей? Домашнее задание: § 11, упр. 5, стр.81; Подготовиться к П/р № 1, стр.283
| |