Постановка целей и задач. | Показывает картины с изображением равнин, читает стихи: Равнина, Равнина. Ни яра, ни пади Равнина - на север, Равнина – на юг. Как будто гористую землю разгладил Какой -то горячий утюг.. ? Как вы думаете, что мы будем изучать? ? Какая форма рельефа описана в этом стихотворении? ? А что бы вы хотели узнать о равнинах? | Слушают учителя. Пытаются сформулировать тему и цели урока. Высказывают свое мнение. Устные ответы детей. Примерный ответ детей: На уроке мы должны выяснить, какие они бывают по характеру поверхности, по высоте, как могут образовываться, происходят ли изменения поверхности равнин в настоящее время. | Беседа. | 2 |
Изучение нового материала. | Назовите главное отличие гор от равнин? Так что же такое равнина? Давайте проверим все ваши высказывания с ответом в учебнике – стр .60. Запишите определение равнины в маршрутный лист. - На какой равнине мы с вами живем? ? Но посмотрите на рисунки 38 и 39 на стр.60-61. На какие группы можно разделить равнины по характеру их поверхности ? В чем различие между этими двумя равнинами? Давайте посмотрим, как же показаны на карте плоские и холмистые равнины (атлас стр.17-18 «Физическая карта России»)? Приведите примеры плоской и холмистой равнины. Заполните схему «Виды равнин» в маршрутном листе. Давайте посмотрим, на какие группы по высоте делятся все равнины? Ребята! А почему так по-разному названы равнины – низменности, возвышенности, плоскогорья? А как найти высоту равнин? Каким цветом они показаны на карте? Давайте найдем на карте все виды равнин пользуясь шкалой высот и глубин. Заполните таблицу «Различие равнин по высоте» в ваших маршрутных листах. В любом путешествии нужно остановиться и отдохнуть - «Сделаем привал» - А как вы думаете, всегда ли равнины были и будут такими, какие мы видим их сейчас? Конечно же, нет. Со временем под действием внешних сил они изменяются. А сейчас я загадаю вам загадки. А вы попробуйте отгадать их. От воды он шире станет И расти не перестанет. Яма выросла большая, Будто постарался маг. Он полям, садам мешает, А зовут его... ? В результате чего образуются овраги? Подобно волнам, что вздымают океаны, В пустынях поднимаются ... Попутный ветер, главный архитектор, Всегда их строит по своим проектам. ? Что способствует образованию дюн и барханов? ? Почему образуются карьеры и терриконы? Подведем итог урока. В качестве закрепления я предлагаю вам отгадать кроссворд. ? Итак, что мы узнали сегодня на уроке о равнинах? Рефлексия. Ребята, вам понравился урок? Домашнее задание. Параграф 17 описать по плану на стр.154 одну из равнин, придумать кроссворд со словом «Равнина», на к/к стр.14 зад.1-2. | Высказывают свои предположения. Высказывают свое мнение. Находят отличительные черты гор и равнин. Дети высказывают свои предположения. Сравнивают свои ответы с определением в учебнике. Рассматривают рисунки в учебнике. Определяют виды равнин по характеру поверхности. Высказывают свои предположения. Объясняют различие в изображении равнин. (главное различие в том, что на плоской равнине нет возвышающихся форм рельефа) Открывают атласы. Отвечают на вопрос учителя. (плоские – зеленым, холмистые – зеленые с желтыми и бледно – коричневыми пятнами поднятий). С помощью атласа приводят примеры плоских и холмистых равнин. Заполняют схему «Виды равнин» в маршрутном листе Отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении. Высказывают свои предположения. Отвечают на вопрос учителя ( метод послойного окрашивания) С помощью атласа определяют абсолютную высоту низменностей, возвышенностей и плоскогорий. С помощью атласа находят различные по высоте равнины и показывают их на карте. Заполняют таблицу «Различие равнин по высоте» Выполняют упражнения Овраг Образованию оврагов способствует деятельность вод. Барханы Образованию дюн и барханов способствует ветер. В результате хозяйственной деятельности человека образуются карьеры и терриконы. Дети отгадывают кроссворд Дети делают вывод. Ответы детей | Беседа. Индивидуальная работа по заполнению маршрутного листа. Работа с учебником. Фронтальная работа Работа с атласом. Работа с атласом. Индивидуальная работа по заполнению маршрутного листа. Работа с учебником Работа с атласом. Индивидуальная работа по заполнению маршрутного листа. Физминутка. Работа в паре. | 18 мин 2 мин. 3 мин. 2 мин. 1 мин. 1 мин. |