Тема урока | Три склонения имён существительных. |
Цель урока | Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе. Познакомить учащихся с определением типа склонения по окончанию и по роду и падежным окончаниям. Отработать навык определения имен существитедьных 1 склонения. |
Задачи | Развитие умений определять склонение имен существительных, обобщать материал . Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков взаимопроверки, самооценки, самоконтроля, орфографической зоркости . Воспитание трудолюбия, активной ученической позиции, дружелюбности. |
Формируемые УУД | Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию ,формировать адекватную самооценку; Регулятивные: умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; умение контролировать свою деятельность способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности. Познавательные: умение строить устные высказывания: формулирование проблемы и её решение; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре, формулировать собственное мнение |
Основные понятия | склонение |
Ресурсы: - основные - дополнительные | В.П.Канакина,В.Г.Горецкий. Русский язык. 4 класс. Мультимедийное оборудование,куб, индивидуальные карточки. |
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Мотивирует учащихся на работу. | Приветствуют учителя,гостей урока. | | | Внутренняя позиция школьника. |
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Организует повторение изученного. | Повторяют изученный ранее материал. Интерактивное упражнение « Круги знаний» . Определение грамматической основы и частей речи. | Каллиграфическая минутка Ос ем ар на ел ез ув чьи зд В осеннем парке на ели и березе дети увидели птичьи гнезда. | Знать и уметь находить орфограммы и объяснять их. Знать признаки имени существительного как части речи. | Мотивационная основа учебной деятельности; анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | Организует работу учащихся в изменении слов по падежам, взаимопроверку учащихся. В форме подводящего диалога организует работу с таблицей, подводит учащихся к формулированию темы урока. | Склоняют имена существительные, выделяют окончания. Сравнивают выполненную работу с образцом. Анализируют таблицу. Формулируют тему урока. | - По какому признаку разделены эти слова? - Просклоняйте слова, данные на карточках Допишите окончания. Определите их род. - Проверьте правильность выполнения задания. - Какого рода слова в 1 группе? - Сравните окончания слов 1 группы в каждом падеже. Аналогично 2 и 3 группы слов. - По какому признаку разделили эти слова? - Определите тему урока. (Типы склонения имен существительных) | Уметь изменять имена существительные по падежам. | Анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия; структурирование знаний; подведение под понятие; постановка и формулирование проблемы. |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. Познакомить с делением существительных на три группы . | В форме поводящего диалога организует наблюдение над склонением имен существительных, объединенных в группы. | Определяют, по каким признакам объедены имена существительные в группы. Составляют алгоритм определения склонения имен существительных. | - По каким признакам объединяли эти слова в группы? (по родам и окончаниям) - В зависимости от рода и окончания выделяют три типа склонений. Склонение определяется по начальной форме имени существительного. Составление схемы-опоры - Какие существительные относятся к 1-му, 2-му, 3-му склонению? - Проверьте наши выводы с определением в учебнике, с. 88 Составление алгоритма. - Для чего нужно уметь определять склонение существительных? | Уметь определять склонение имени существительного. | познавательная инициатива; структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; рефлексия способов и условий действия; построение речевых высказываний |
V. Закрепление изученного материала. Цель. Закрепить знания в определении склонения. | Проводит инструктаж обучающихся. | Работают фронтально с электронным грам- матическим трена- жером. | Фронтальная работа «Грамматический тренажер» Определите склонение имен существительных. | Уметь выделять грамматические признаки имени существительного и определять их склонение. | -Использование общих приемов решения задач ; -использование знаково-символических средств ; -самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале; -учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; |
Фронтальная работа в определении различий между существительными 1 склонения (упр.154) Цель. Проверить умения в определении различий имен существительных 1 склонения. | Организует выполнение учащимися фронтальной работы «эстафетой». | Выполняют работу, называют отличительные признаки существительных 1 склонения. Частичный фонетический разбор слова капля. | Графическое обозначение отличительных признаков существительных 1 склонения. | Уметь выделять грамматические признаки имени существительного и определять их склонение. | -Осуществление самоконтроля по результату и по способу действия; -использование знаково-символических средств. |
Выборочная работа (упр.156) Цель. Включение новых знаний в систему изученного материала. Словарная работа | Организует работу учащихся, распределяя между мальчиками и девочками. Проводит инструктаж. | Мальчики выписывают существительные м.р., девочки-женского. Выполняют интерактивное упражнение «Кубирование» | Графическое обозначение окончаний. Аргументация выбора. | Уметь применять изученные правила. | -Смысловое извлечение необходимого материала; -использование общих приемов решения задач; -построение речевых высказываний; -подведение под понятие. |
VI. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Предлагает интерактивное упражнение « Разноцветные мнения ». | Формулируют мнения по итогам изученного на уроке. | Рассуждают о проделанной работе,согласно цветам: -белый- я знаю то,что.. -синий- важно то,что... -красный-мне понравилось то,что… -черный- огорчило то,что… | Умение четко и убедительно формулировать свои мысли. | -Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; -рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
VII. Д/з. | | | Выучить правила, Упр.157 | | |