СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

по теме «Три склонения имен существительных. 1-е склонение имен существительных»

 

Просмотр содержимого документа
«"Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных"»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

по теме «Три склонения имен существительных. 1-е склонение имен существительных»


Учитель: Филиппова Маргарита Алексеевна


Класс: 4 «Г»


Тип урока: урок изучения нового материала.


Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные 1 склонения.


Задачи:

Образовательные:

Формировать навык письма;

Формировать понятие о типах склонения имён существительных;

Развивающие:

Развивать критическое мышление, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы.

Развивать устную и письменную речь учащихся.


Планируемые УУД:


Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск и выделение нужной информации; анализ с целью выделения признаков.

Регулятивные: умение планировать, контролировать и оценивать свои действия. Формирование умения высказывать свои предположения в работе.

Познавательные - умение различать склонения имён существительных, развитие мыслительной деятельности.

Коммуникативные: умение работать в группах, умение высказывать свои суждения, умение слушать.

Личностные: выражать свои эмоции, формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умение оценивать себя.



Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.


Формы обучения: исследование, деятельностный способ обучения.


Ресурсы урока: ПК для учителя, интерактивная доска, презентация «Три склонения имён существительных», учебник для 4 класса "Русский язык" 1 ч. В.П.Канакина, рабочие листы (карточки с заданиями).




















Этап. Задачи этапа.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые УУД

1. Разминка к учебной деятельности, чистописание

Выработка на личностно значимом уровне положительного самоопределения ученика к деятельности на уроке.

-Ребята, а вы готовы к уроку русского языка? Сейчас мы это проверим. Отгадайте часть речи. Игра «Да, нет»




-Посмотрите на доску. Какое слово рассыпалось на слоги? (Бе-се-да)

-Соберите слово.

-Что необычного в этом слове?

-Каллиграфически запишите данное слово.


Называют известные им признаки имени прилагательного.

Это самостоятельная часть речи? Она обозначает действие предмета? Эта часть речи склоняется?


Оно является словарным. В этом слове есть непроверяемая гласная, которую нужно запомнить.




Создание рабочей обстановки в классе, эмоциональный настрой на урок

2.Актуализация опорных знаний.

Создать ситуацию успеха путем проверки владения материала прошлых уроков.

На слайде записаны пословицы:


Беседливый всегда с людьми.

В умной беседе ума набраться, а в глупой-свой потерять.

Хорошо беседовать, когда есть что сказать.


Объясните, как вы понимаете их?

Найдите однокоренные слова в предложениях. Докажите.


Запишите однокоренные слова. Поставьте ударение и подчерните орфограммы. Назовите их.

Запишите одну из пословиц.






Учащиеся записывают дату урока в тетрадь, обращая внимание на доску.








Выполняют письменно задание учителя.





Развитие каллиграфического навыка, закрепление знания из словаря, развитие мыслительных операций.

Мотивационная основа учебной деятельности; анализ, сравнение, обобщение, классификация, формулирование и аргументация своего ответа.

3. Постановка проблемы.

Создание проблемной ситуации для определения цели и задач урока.

Перед вами представлены признаки частей речи. Давайте перечислим признаки имени существительного.


Молодцы! Вы можете увидеть на слайде пустую колонку в признаках имени существительного. Сегодня мы с ним познакомимся.

Ответы детей.

Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, число, род, падеж.



Ребята в ожидании открытии новых знаний.

Учащиеся анализируют объекты, выделяют главное



Знать признаки имени существительного как части речи.

4.Определение совместной цели деятельности.

Обеспечить деятельность по определению целей урока.

Прочитайте предложение.

В беседе с учеником я узнал о пустын… и степ...


Найдите в предложении однородные члены.


Каким членом предложения они являются?


Какой частью речи они выражены?


Какие признаки вы можете определить у имен существительных?


Определите их род, падеж. Докажите свое мнение.


Как вы думаете, какие будут окончания у этих существительных. Одинаковые или нет?


Учитель дописывает окончания


В беседе с бабушкой я узнал о пустыне и степи.


Ребята, что вы заметили?


-Какой возникает вопрос?



Да, сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним признаком имени существительного.


Тема нашего урока: «Три склонения имени существительного»


Что такое склонение?


Что значит просклонять имя существительное?


Почему три склонения?


Значит, какая цель нашего урока?

Чему мы будем учиться на уроке?


Дети читают предложение.




О пустыне и степи.


Второстепенным членом предложения.


Это имена существительные.


Род, число, падеж.



Женский род, предложный падеж (вопрос, предлог «О»)


Высказывания детей.









У слов о пустыне и степи разные окончания.


-Почему число, род, падеж одинаковые, а окончания разные?









Изменение слов по падежам, числам и родам.


Изменить слово по падежам.



Ученики затрудняются ответить.


Узнать, что такое склонение имен существительных, какие бывают группы склонений, как их отличить, научиться определять склонение имен существительных.

Формировать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, учитывать разные мнения, быть готовым корректировать свою тоску зрения. Принимать и сохранять учебную задачу, определять общие цели и пути их достижения, использовать опыт знаний

5.Изучение нового материала.

Познакомить с делением существительных на три группы.

Работа над новым материалом.


Просклоняйте письменно группы слов: первый ряд – Родина, дядя, второй ряд – озеро, огонь, третья группа – ночь, рожь.


Сравните окончания в каждой группе слов. Что вы заметили?




Проверьте свои предположения. Прочитайте рубрику «Обратите внимание»


Сколько групп склонений в русском языке? Что для них характерно?

- Вернемся к тому предложению, где у нас возник вопрос.

Почему у существительных о пустыне и степи разные окончания? Теперь мы можем объяснить почему?


- Так от чего ещё зависят окончания имен существительных?

- Для чего уметь определять склонение?




Учащиеся в тетради выполняют упражнение.




Окончания всех существительных, входящих в одну группу, во всех падежах совпадают, но они отличаются от окончаний существительных других групп.


Читают рубрику и проверяют свои предположения.


Три группы склонения. Они имеют одинаковые окончания при изменении по падежам.



У них разное склонение.





От типа склонения.

Чтобы правильно писать окончания существительных.

Познавательная инициатива;

структурирование знаний;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

рефлексия способов и условий действия;

построение речевых высказываний

6.Физминутка.

Отдых, повышение продуктивности работы

Организует физминутку, показывая движения детям.

Из-за парт мы быстро встали

И на месте зашагали.

А потом мы улыбнулись,

Выше-выше потянулись.

Сели-встали, сели-встали

За минутку сил набрались.

Плечи ваши распрямите,

Поднимите, опустите,

Вправо, влево повернитесь

И за парту вновь садитесь.

Выполняют физическое упражнение, повторяя за учителем.

Формирование установки на здоровый образ жизни

7.Первичное применение знаний.

Установить правильность составленного алгоритма и осознанность изученного

Задание на доске:

Выпишите имена существительные.

Папа, бежать, дедушка, поздний, старшина, мужчина, прекрасная, юнга, летаю, юноша, судья, вчера, жена, мудрый, внучка, красота, книга, внучка.

Какие слова вы записали, какого они рода, в каком числе употреблены?


Обратите внимание, что окончание –а- пишется в словах после твердых согласных, окончание –я- - после мягких согласных.




Выполняют письменное задание.




Это существительные мужского и женского рода с окончаниями –а-, -я- в единственном числе.






Формировать знания для определения окончания существительных;

Поисковый навык;

Использование общих приемов решения задач;

самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале.

8.Контроль и самопроверка знаний.


Выявить качество усвоения материала

Учащимся даются карточки с заданиями.

  1. Определить род, падеж, число, склонение выделенных имён существительных в предложениях.

Февральский лес стоит под теплой шубкой. Под большим кустом ночевала лисичка. Мама рассказывала юноше интересную историю.

  1. Просклонять слова, выделить окончания: Почта, бабушка, зарплата.





Самостоятельная работа





Обсуждение проделанной работы.

Формировать умение правильно писать окончания имен существительных 1-го склонения, доказывать, что верно.

Умение работать самостоятельно, формулировать собственное мнение, умение слушать и слышать собеседника, эмоционально позитивное отношение к сотрудничеству

9.Подведение итогов. Рефлексия.


Дать оценку работы класса

-Какая же была тема нашего урока?

-Какие цели и задачи были поставлены нами?

-Достигли мы поставленных задач?

-Были ли сложности в выполнении заданий? Оцените свою работу на уроке, закончив предложения:

У меня получилось…

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я знаю…



Отвечают на итоговые вопросы учителя.






Учащиеся, проанализировав свою работу, отвечают на вопросы, заканчивают предложения.

Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

рефлексия способов и условий действия;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


10.Информация о домашнем задании.

Обеспечить понимание содержания домашнего задания

Поясняет домашнее задание.


Записывают домашнее задание в дневник.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!