Развивать критическое мышление, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы.
Развивать устную и письменную речь учащихся.
Познавательные - умение различать склонения имён существительных, развитие мыслительной деятельности.
Этап. Задачи этапа. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые УУД |
1. Разминка к учебной деятельности, чистописание Выработка на личностно значимом уровне положительного самоопределения ученика к деятельности на уроке. | -Ребята, а вы готовы к уроку русского языка? Сейчас мы это проверим. Отгадайте часть речи. Игра «Да, нет» -Посмотрите на доску. Какое слово рассыпалось на слоги? (Бе-се-да) -Соберите слово. -Что необычного в этом слове? -Каллиграфически запишите данное слово. | Называют известные им признаки имени прилагательного. Это самостоятельная часть речи? Она обозначает действие предмета? Эта часть речи склоняется? Оно является словарным. В этом слове есть непроверяемая гласная, которую нужно запомнить. | Создание рабочей обстановки в классе, эмоциональный настрой на урок |
2.Актуализация опорных знаний. Создать ситуацию успеха путем проверки владения материала прошлых уроков. | На слайде записаны пословицы: Беседливый всегда с людьми. В умной беседе ума набраться, а в глупой-свой потерять. Хорошо беседовать, когда есть что сказать. Объясните, как вы понимаете их? Найдите однокоренные слова в предложениях. Докажите. Запишите однокоренные слова. Поставьте ударение и подчерните орфограммы. Назовите их. Запишите одну из пословиц. | Учащиеся записывают дату урока в тетрадь, обращая внимание на доску. Выполняют письменно задание учителя. | Развитие каллиграфического навыка, закрепление знания из словаря, развитие мыслительных операций. Мотивационная основа учебной деятельности; анализ, сравнение, обобщение, классификация, формулирование и аргументация своего ответа. |
3. Постановка проблемы. Создание проблемной ситуации для определения цели и задач урока. | Перед вами представлены признаки частей речи. Давайте перечислим признаки имени существительного. Молодцы! Вы можете увидеть на слайде пустую колонку в признаках имени существительного. Сегодня мы с ним познакомимся. | Ответы детей. Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, число, род, падеж. Ребята в ожидании открытии новых знаний. | Учащиеся анализируют объекты, выделяют главное Знать признаки имени существительного как части речи. |
4.Определение совместной цели деятельности. Обеспечить деятельность по определению целей урока. | Прочитайте предложение. В беседе с учеником я узнал о пустын… и степ... Найдите в предложении однородные члены. Каким членом предложения они являются? Какой частью речи они выражены? Какие признаки вы можете определить у имен существительных? Определите их род, падеж. Докажите свое мнение. Как вы думаете, какие будут окончания у этих существительных. Одинаковые или нет? Учитель дописывает окончания В беседе с бабушкой я узнал о пустыне и степи. Ребята, что вы заметили? -Какой возникает вопрос? Да, сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним признаком имени существительного. Тема нашего урока: «Три склонения имени существительного» Что такое склонение? Что значит просклонять имя существительное? Почему три склонения? Значит, какая цель нашего урока? Чему мы будем учиться на уроке? | Дети читают предложение. О пустыне и степи. Второстепенным членом предложения. Это имена существительные. Род, число, падеж. Женский род, предложный падеж (вопрос, предлог «О») Высказывания детей. У слов о пустыне и степи разные окончания. -Почему число, род, падеж одинаковые, а окончания разные? Изменение слов по падежам, числам и родам. Изменить слово по падежам. Ученики затрудняются ответить. Узнать, что такое склонение имен существительных, какие бывают группы склонений, как их отличить, научиться определять склонение имен существительных. | Формировать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, учитывать разные мнения, быть готовым корректировать свою тоску зрения. Принимать и сохранять учебную задачу, определять общие цели и пути их достижения, использовать опыт знаний |
5.Изучение нового материала. Познакомить с делением существительных на три группы. | Работа над новым материалом. Просклоняйте письменно группы слов: первый ряд – Родина, дядя, второй ряд – озеро, огонь, третья группа – ночь, рожь. Сравните окончания в каждой группе слов. Что вы заметили? Проверьте свои предположения. Прочитайте рубрику «Обратите внимание» Сколько групп склонений в русском языке? Что для них характерно? - Вернемся к тому предложению, где у нас возник вопрос. Почему у существительных о пустыне и степи разные окончания? Теперь мы можем объяснить почему? - Так от чего ещё зависят окончания имен существительных? - Для чего уметь определять склонение? | Учащиеся в тетради выполняют упражнение. Окончания всех существительных, входящих в одну группу, во всех падежах совпадают, но они отличаются от окончаний существительных других групп. Читают рубрику и проверяют свои предположения. Три группы склонения. Они имеют одинаковые окончания при изменении по падежам. У них разное склонение. От типа склонения. Чтобы правильно писать окончания существительных. | Познавательная инициатива; структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; рефлексия способов и условий действия; построение речевых высказываний |
6.Физминутка. Отдых, повышение продуктивности работы | Организует физминутку, показывая движения детям. Из-за парт мы быстро встали И на месте зашагали. А потом мы улыбнулись, Выше-выше потянулись. Сели-встали, сели-встали За минутку сил набрались. Плечи ваши распрямите, Поднимите, опустите, Вправо, влево повернитесь И за парту вновь садитесь. | Выполняют физическое упражнение, повторяя за учителем. | Формирование установки на здоровый образ жизни |
7.Первичное применение знаний. Установить правильность составленного алгоритма и осознанность изученного | Задание на доске: Выпишите имена существительные. Папа, бежать, дедушка, поздний, старшина, мужчина, прекрасная, юнга, летаю, юноша, судья, вчера, жена, мудрый, внучка, красота, книга, внучка. Какие слова вы записали, какого они рода, в каком числе употреблены? Обратите внимание, что окончание –а- пишется в словах после твердых согласных, окончание –я- - после мягких согласных. | Выполняют письменное задание. Это существительные мужского и женского рода с окончаниями –а-, -я- в единственном числе. | Формировать знания для определения окончания существительных; Поисковый навык; Использование общих приемов решения задач; самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале. |
8.Контроль и самопроверка знаний. Выявить качество усвоения материала | Учащимся даются карточки с заданиями. Определить род, падеж, число, склонение выделенных имён существительных в предложениях. Февральский лес стоит под теплой шубкой. Под большим кустом ночевала лисичка. Мама рассказывала юноше интересную историю. Просклонять слова, выделить окончания: Почта, бабушка, зарплата. | Самостоятельная работа Обсуждение проделанной работы. | Формировать умение правильно писать окончания имен существительных 1-го склонения, доказывать, что верно. Умение работать самостоятельно, формулировать собственное мнение, умение слушать и слышать собеседника, эмоционально позитивное отношение к сотрудничеству |
9.Подведение итогов. Рефлексия. Дать оценку работы класса | -Какая же была тема нашего урока? -Какие цели и задачи были поставлены нами? -Достигли мы поставленных задач? -Были ли сложности в выполнении заданий? Оцените свою работу на уроке, закончив предложения: У меня получилось… Было интересно… Было трудно… Теперь я знаю… | Отвечают на итоговые вопросы учителя. Учащиеся, проанализировав свою работу, отвечают на вопросы, заканчивают предложения. | Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
10.Информация о домашнем задании. Обеспечить понимание содержания домашнего задания | Поясняет домашнее задание. | Записывают домашнее задание в дневник. | |