Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся через УУД | Планируемый результат |
1.Мотивация к учебной деятельности (психологический настрой на урок). (до 1 мин.) | Здравствуйте ребята, сегодня урок математике проведу я. Меня зовут Ирина Владимировна. Вы сейчас вы поочередно касаетесь пальцами рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорите Желаю(большим) Успеха(указательным) Большого(средним) Во всем(безымянным) И везде (мизинцем) Слайд №1 Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, спросил: « Скажи, мудрец какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая? А сам думает: « Скажет живая –я её умертвлю, скажет живая- выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках» Девиз нашего урока « Все в твоих руках»Слайд №2 | Выполняют инструкции учителя | Личностные УУД - придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; - в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести. |
2. Актуализация знаний и фиксации затруднений в деятельности. Включение обучающихся в активную деятельность. Устный счёт. (до 5 мин.) | -Для открытия «нового» необходимо повторить ранее изученное. 1)Слайд. № 3 Найти значение выражений 2) Слайд № 4. Вставить единицы измерения, чтобы равенства были верными. 1дм=10 см 1ч.=60 ч 1г.=12 мес. 1м=100см 1см=10мм 1км=1000м 3) Отгадай загадку. На столе передо мной Закрутился шар земной. Арктика, экватор , полюс – Уместил всю Землю….(глобус) Молодцы! Это глобус. Чем он похож на настоящий земной шар и чем он отличается? Учитель: Могли бы и мы так на столе вращать так настоящий земной шар? Почему? Появление глобуса на уроке окружающего мира вряд ли вас удивило бы. А вот что, по – вашему , связать глобус и математику? Определить ключевое слово урока нам поможет тест по теме «Меры длины». - Вам предлагается 7 высказываний. Определите, истинные они или ложные, и в нужной графе таблицы поставьте «+». За правильными ответами будут открываться буквы ключевого слова урока «Масштаб». Высказывание | И | Л | 1. Килограмм - не единица длины | | | 2. Рост человека может быть равен 13136мм | | | 3. 3м=300 см | | | 4. Полкилометра меньше 560 м | | | 5. 7метров больше 7 дм в 7 раз | | | 6. неверно, что 1 м =10 дм | | | 7. 2м 64 см меньше ,чем 300см | | | - Какое слово у нас получилось? -Сформулируйте тему сегодняшнего урока? Какие задачи стоят перед нами на сегодняшнем уроке .
| 1дм=10 см 1ч.=60 ч 1г.=12 мес. 1м=100см 1см=10мм 1км=1000м -Круглый , меньшего размера. -Нет. Земля больше размером. Высказывание | И | Л | 1. Килограмм - не единица длины | + | | 2. Рост человека может быть равен 13136мм | | + | 3. 3м=300 см | + | | 4. Полкилометра меньше 560 м | + | | 5. 7метров больше 7 дм в 7 раз | | + | 6. неверно, что 1 м =10 дм | | + | 7. 2м 64 см меньше ,чем 300см | + | | -Масштаб | Познавательные УУД Развиваем умения: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); |
3. Открытие нового знания, способа действия
Работа по учебнику(с.64-65) Задание 1
Задание 2 | - Глобус и математику связывает понятие «масштаб». О чем вам говорит это слово? О масштабе нашего глобуса мы поговорим позже. А где еще применяется масштаб? Слайды №4-9 Учитель: Мы увидели, что использование масштаба позволяет создавать модели реальных предметов. Что бы вы хотели узнать о масштабе? Само слово «Масштаб» пришло к нам из немецкого языка. «МАС» означает «мера», «штаб»«размер», что тоже говорит о связи с математикой. Слово «масштаб», придя из немецкого языка , хорошо прижилось в нашей речи. Какие родственные слова к нему вы можете назвать? Слайд №10 Что изображено на экране. -План города, области, государства, называется картой. -Географическая карта- это земная поверхность или её участок, изображённый на плоскости: на бумаге, картоне. На карте имеется координатная сетка из параллелей и меридианов. Карта всегда одинаково ориентирована по отношению к сторонам света: сверху- север, снизу- юг, справа-восток, слева- запад. -Рассмотрите карту. В каком масштабе выполнена эта карта? Что означает этот масштаб?
-Запишите масштаб карты, если: А)1см на карте соответствует 10000000см на местности; Б) 1см на карте соответствует 200км на местности |
-Масштаб 1:140000000 означает, что в 1 см-1400км.
Масштаб 1:10000000 Масштаб 1:20000000 | Познавательное УУД - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем ; Регулятивные УУД Развиваем умения: -самостоятельно формулировать цели урока -составлять план решения отдельной учебной задачи; - работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса; Коммуникативные УУД - читать про себя тексты учебников и при этом ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя, отделять новое от известного, выделять главное, составлять план; |
Физминутка. (до 1 мин.)
| Игра «Буратино». Буратино своим блинным любопытным носом рисует. Все упражнения сопровождаются движениями глаз. «Солнышко» - мягкие движения носом по кругу. «Морковка» - повороты головы вправо влево, носом «рисуем» морковку. «Дерево» - наклоны вперед - назад, носом «рисуем» дерево. Круг. Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. Квадрат. Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемо квадрата. Буратино. Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от1 до 8, следят за уменьшением носика. | Выполняют задания учителя.
| Личностные результаты - придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; - в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести |
4. Включение нового в активное использование с раннее изученным, освоенным. | - Что означает масштаб карты? 1:6 000 000 1:7 500 000 1:300 000 000 Работа по группам -Рассмотрите карту Подмосковья, выполненную в масштабе 1:1 000 000. Измерьте по карте и вычислите расстояние между городами: А)Звенигород и Химки Б) Пушкино и Бронницы В) Красногорск и Щелково | -Масштаб обозначает , что в 1 см-60 км Масштаб обозначает , что в 1 см-75 км Масштаб обозначает , что в 1 см-3000 км -в 1см 10 км | | | А | 4 см | 40 км | Б | 7см | 70 км | В | 4см 2 мм | 42км |
| Регулятивные УУД - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; Познавательное УУД - делать выводы на основе обобщения умозаключений; - преобразовывать информацию из одной формы в другую; |
5.Работа в группах
| -После того как мы уяснили математический смысл масштаба, предлагаю вернуться к нашему глобусу и узнать , в каком масштабе он выполнен. Предлагаю сопоставить длину экватора земного шара и длину линии экватора на глобусе Как получить необходимые данные? - Как измерить длину линии экватора на глобусе? Какие приспособления или инструменты нам понадобятся? . Результаты и решение задачи записать в таблице. Таблица 1. Длина линии экватора на глобусе-80 см | Длина экватора Земли-40074,7км примерно 40000км | масштаб | 40000км=4000000000см 4000000000:80=50000000 Ответ: масштаб глобуса 1:50000000 Проверка: сверить масштаб с обозначением на глобусе. -Что означает этот масштаб? -Как выдумаете, этот масштаб относится только к экватору? . Самостоятельная работа. вставьте пропущенные данные. На плане 14 см | В действительности ? | Масштаб 1:200 | На плане ? | В действительности 2дм | Масштаб 1:40 | | - Длину экватора взять из справочной литературы. Длину линии экватора на глобусе измерить. -Портновский метр, линейка, нитки проводят измерения на глобусах одного размера - 1 см на глобусе соответствует 50000000см на земном шаре, т.е. 500км. - Не только, т.к. и глобус и наша Земля имеют форму шара.
На плане 14 см | В действительности 2800см | Масштаб 1:200 | На плане 2см | В действительности 2дм | Масштаб 1:40 | | Коммуникативные УУД Развиваем умения: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций; Регулятивные УУД -в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. |
9. Рефлексия учебной деятельности. (до 1 мин.) | Я надеюсь , сегодняшний урок помог вам открыть неизвестное в известном ранее понятии «масштаб» . Об умном человеке говорят : «масштабно мыслит» Будем этому учиться! Теперь я знаю… У меня получилось… Я не знал, что… Мне понравилось… | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Личностные результаты - придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; - в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества. |