СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по русскому языку, тема урока: «Времена глаголов». 3 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные требования возможно рассмотреть сквозь призму эффективности урока.

Под эффективностью понимают полезность для развития каждого ребёнка.

Именно для этого мной разработана технологическая карта по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по русскому языку, тема урока: «Времена глаголов». 3 класс»

Технологическая карта урока.


Фамилия, имя, отчество учителя

Зайцева Лариса Николаевна

Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Тема урока

Времена глагола

Цель урока

создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость; воспитывать положительную мотивацию изучения предмета, воспитывать культуру речи, товарищество.




Задачи урока:

  • Образовательные

  • Развивающие

  • Воспитательные

Образовательные:

  • Формировать представление о временных формах глагола;

  • Учить проводить исследование и оформлять запись в тетради;

  • Совершенствовать орфографические навыки и умения, которыми овладели при изучении предшествующих тем.

Развивающие:

  • Развивать умение анализировать задание упражнения и соотносить его с вопросом;

  • Развивать умение искать необходимую информацию;

  • Совершенствовать графическую культуру;

  • Развивать интонационную выразительность речи

Воспитательные:

  • Вовлечь в активную познавательную деятельность;

  • Воспитывать культуру учебного труда.

  • Воспитывать любовь к Родине, к родному языку.


Формируемые УУД

Личностные:

1. Положительное отношение к учению,

наличие элементов познавательного интереса к работе с учебниками, тетрадями, к выполняемым заданиям.


Регулятивные:

1. Понимать и сохранять учебную задачу

2. Планировать совместно с учителем предстоящую работу

3 Использовать выделенные учителем ориентиры действия

4 Осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией

5 Выполнять действия проверки.

6 Выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме

7 Выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить

8 Слушать и слышать собеседника

10 Адекватно воспринимать оценку учителя, сверстника

Познавательные:

1 Осуществлять поиск учебной информации для выполнения учебных заданий.

2 Использовать знаково - символические средства

3 Построение речевого высказывания в устной и письменной форме

4. Извлекать требуемые сведения, работать с информацией, представленной в словесной форме.

5. Понимать информацию, представленную в изобразительной и схематичной форме, переводить её в словесную.

6. Осуществлять наблюдение, анализ, синтез, сравнение, группировку, классификацию по указанным и коллективно выявленным параметрам;

7. Моделировать, конструировать, совместно делать умозаключения, обобщения.

Коммуникативные:

1. Участвовать в коллективной беседе, разыгрывать диалоги, соблюдать правила общения.

2. Отвечать на вопросы, задавать свои, формулировать мысли, высказывать суждения, слушать чужие.

3. Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

4. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

5. Строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.


Место урока в системе уроков

Глагол-как часть речи (5 урок)

Основные понятия и термины темы

Времена глагола, настоящее, прошедшее и будущее время.

Межпредметные связи

Литературное чтение

Окружающий мир


Ресурсы урока


Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор; учебник « Русский язык», 3 класс, часть 3, под редакцией М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова.

презентация Power Point.

Медиапродукт: презентация к уроку, выполненная в MsOffice 2003

Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и обучающихся

Технологии:

  • развивающая

  • проблемного обучения


Mетоды:

  • Словесные методы

  • Метод формирования умения

  • Метод самоконтроля

  • Практические методы

  • Проблемно-поисковые методы

  • Метод самостоятельной деятельности учащихся.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная , парная , групповая













Деятельность учителя

Содержание урока.

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.







Приветствует учащихся.

- Добрый день, ребята! Я рада приветствовать Вас на уроке русского языка. Надеюсь, наша встреча принесет нам всем радость общения и хорошее настроение.

- В наших силах сделать урок полезным и интересным. Будем работать вдумчиво и внимательно, порадуем друг друга успехами.

Мы рады приветствовать ВАС в классе нашем,

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе ВАМ будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.


Приветствуют учителя.


Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие школьных принадлежностей.





Читают хором по рядам по одной строчке, последнюю строку вместе.(2 слайд)


Настраиваются на работу.


II Актуализация знаний учащихся.

Цели:

Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.


.

Запись даты в тетради, минутка чистописания.

1.Минутка чистописания:

-Повторим 5 золотых правил грамматики

-Отгадайте наш этап урока ПИСЧИСНИТОИЕА (чистописание)

-Заполните пустые клетки таблицы и вы узнаете, какие буквы мы будем писать на чистописании

страна

праздник

солнце

ж

м

?

(сущ. страна – ж. р., праздник- м. р., солнце- ср. р, вместо знака должна быть буква с)

на доске

Ранняя

Весна

Наступает

П

С

?

Сс Сс СС




(Ранняя- прилаг., весна- сущ., наступает- глаг., значит вместо вопроса должна быть написана буква Г)

Гг Гг Гг

2 Словарная работа.

  1. Человек, совершающий поступки. -Герой.

  2. Центральная часть древнерусских городов, обнесенная стенами с башнями. - Кремль.

  3. Успех в битве, войне при полном поражении противника? - Победа.

  4. 1 МАЯ, 9МАЯ, 8 Марта, Новый год. Как одним словом назвать все эти слова? - Праздник

  5. Куст-пушист, цветет-пушист, розовый, лиловый, белый. Отгадай, коли ты смелый? - Сирень.

  6. Как называется страна, в которой мы с вами живем?-Россия.

  7. Где родился, живешь. Уезжаешь-скучаешь. Как зовут это место, знаешь? - Родина.


- Как вы думаете, почему именно эти словарные слова мы сегодня повторяли.

Работа в парах.


- Составить и записать по 1 предложению с любым словом. Выделить основу.


3.Актуализация знаний.

- Послушайте небольшую сказку.

Есть один город в волшебной стране «Речь». Слова, которые в нём живут, ужасно разговорчивы. Они очень любят рассказывать о том, что делают слова из города «Имя существительное».

Стоит у них спросить: «Что делают? Что делали? Что будут делать? имена существительные», как тут же следует ответ. Но надо помнить один секрет: вопрос им нужно задавать со словом «делать», иначе ответ не получишь. Вот такие деловые, эти слова. Со словами существительными они большие друзья. Когда же их объединяют общие интересы, то они образуют предложения и могут о многом порассказать и взрослым, и детям.

- О какой части речи говорилось в сказке?


- А сейчас проведем аукцион знаний о глаголе

1) Что такое глагол?(открывается буква)

2) Что обозначает глагол?

3) На какие вопросы отвечает глагол?

4) Чем в предложении является глагол?

5) Как изменяется глагол?

6) Что такое неопределенная форма глагола? На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола?

-Расшифруйте слово и вы узнаете имя главного героя нашего урока (Глагол).


Дети вспоминают правила грамматики ( слайд 3) и отгадывают этап урока-минутка чистописания(слайд 4)



Слайд 6










Записывают сочетание букв: 1/2строки-Сс, 1/2-Гг.







Отгадывают и записывают слова, выделяют ударение и орфограммы.











Дети отвечают, что скоро праздник -9 Мая. День Победы.

Записывают предложения в тетрадь, выделяют основу.

Обмениваются тетрадями.



















.( слайды: 7,8,9,10,11,12,)

Дети отвечают, учитель попутно открывает слайды

III.Формулирование темы и цели урока.

Цели:

-организовать актуализацию умений решать  задачи на нахождение целого или частей.


1)-Как вы думаете, вы все узнали о глаголе? А хотите узнать?

Тогда я предлагаю отправится в необычное путешествие, в путешествие на машине времени! А поможет нам в путешествии воображение! Оно, воображение, поможет перенести нас из одного промежутка времени в другое. А что вы знаете о времени? Что это такое? Как вы понимаете?

В толковом словаре Владимира Ивановича Даля это слово объясняется так: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».

2)Фонетический разбор:

Произведём фонетический разбор слова время.

Фонетический разбор слова время.

В-[в]-согл., тверд., зв.,парн.

Р-[р]- согл., мяг., зв., непарн.

Е-[э]-гл., ударн.

М-[м]-согл., мягк., зв., непарн.

Я-[а]-гл., безуд.

5б., 5 зв., 2 слога


-Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени чего?

- Может кто –то уже может определить тему нашего урока?

-Тема нашего урока «Времена глагола».







Часы, дни, сутки, года



.

Ученик за доской заранее выполняет задание. Затем вместе идет проверка. Оценивание ученика








-Глаголов.


Дети называют тему урока, определяют цель.

IV. Решение учебной задачи.

Цели:

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

1.Постараемся разобраться. Проведем исследовательскую работу. Прочитайте выразительно четверостишье. (Слайд 13)

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

-Найдите глагол, обозначающий действие, которое уже прошло. (повеяло)

-На какой вопрос отвечает глагол? (что сделало?)

-.Вопрос задаем от существительного к глаголу «В окно что сделало? Повеяло».(записываем)

Как можно назвать время, если действие уже прошло? (прошлое, прошедшее время)

-Да, путешествуя на машине времени мы побывали в прошедшем времени, коротко его мы будем обозначать –прош.вр.

- Работаем дальше. Найдите глаголы, обозначающие действия, которые происходят в то время, когда мы об этом говорим, т.е. сейчас, сегодня.

«Снег что делает? тает»

«Ручьи что делают? бегут»

-Когда происходит действие? Как можно назвать время, если действие происходит сейчас?

Да, теперь мы, путешествуя, открыли настоящее время, коротко его будем обозначать -наст.вр.

-Продолжаем путешествие.

Найдите глаголы, обозначающие действия, которые произойдут позже, потом, после нашего разговора. На какие вопросы они отвечают?

«Соловьи что сделают? засвищут»

«Лес что сделает? Оденется»

-Как можно назвать время, если действие будет происходить в будущем?

-Путешествуя на машине времени мы заглянули в будущее время, кратко обозначаем- буд.вр.

Делаем вывод: так что же вы узнали, путешествуя на машине времени- Слайд 14


А теперь обратимся к учебнику . Прочитаем вывод в учебнике на с. 165



Читают выразительно отрывок из стихотворения.





-повеяло


-что сделало?


Записывают.











-настоящее время.











-будущее время.




Делают вывод:Глаголы бывают в прош.вр., наст.вр., буд.вр.

Открывают учебники и читают вывод.

V.Физминутка.


Я назову глаголы, если это

Н.в.- руки на пояс

П.в.- присядьте

Б.в.- ходьба на месте

Крутил, несёт, бежал, лает, заговорит, прыгал, прочитает, стоит, болел, пел.




VI.Закрепление.

Работа с текстом.

Цели:

организация деятельности  с применением новых знаний

Работа с текстом.

1.Что вы знаете об этом празднике?


-Прочитайте тект ( слайд, + на листах заранее распечатан тест для тех детей , у которых плохое зрение).- слайд 16


9 мая вся страна отмечает великий праздник - День Победы.

70 лет как окончилась война, которая унесла более 20 миллионов жизней. Много горя и страха принесла война, но, несмотря на голод, холод и разруху наш народ победил.

9 мая отмечают во всем мире в знак признательности нашему народу за великий подвиг. Наш народ очень трепетно относится к этому празднику и передает его из поколения в поколение.

9 мая мы поздравляем всех с этим великим праздником и желаем всем, чтобы никогда больше в нашем мире не было войны, чтобы всегда над нашей головой было мирное, голубое небо, чтобы все народы жили в мире и согласии.

2) Выпишите глаголы, определите время.

Работа в группах.

1ряд-2 абзац

2 ряд-3 абзац.

3 ряд-4 абзац.


3) -Что нового вы сегодня узнали? (Глагол изменяется по временам)


Смотрят фото на слайде15 и говорят, что знают об этом празднике.


Читают текст.
















Выполняют работу по группам.

Выписывают глаголы, определяют время.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Информирует учащихся по выполнению домашнего задания.

Найти и записать 3-4 пословицы о дружбе. Определить в них сказуемые, выраженные глаголами, указав их формы времени

Предполагают задание.


Слушают информацию по выполнению домашнего задания

Рефлексия.

Оценивание.

Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества


Организовать рефлексию деятельности учащихся на уроке.

Оцените свою работу на уроке.

Доскажите предложения: урок:

  • Привлёк меня тем, что……..

  • Показался интересным…..

  • Заставил задуматься……

  • Навёл меня на размышления……( слайд 17)

Оценивает работу учащихся.


-Урок окончен. Спасибо за работу!

Определяют результаты урока, проводят рефлексию хода урока и результатов собственной деятельности.