Трудный вопрос
«НЭП. Его место в истории России как возможной экономической модели социализма»
Модель изучения в рамках деятельностного подхода:
В начале урока в 11 классе вниманию учащихся предлагаются взаимоисключающие друг друга цитаты В.И.Ленина «НЭП-это всерьёз и надолго». И «мы отступаем, чтобы совершить прыжок…» Предлагается определить: какое представление о будущей экономической модели социализма было действительно ленинским.
В ходе урока учащиеся заполняют сравнительную таблицу «Мероприятия «военного коммунизма» и НЭПа».
Используются: Фронтальный опрос, рассказ, работа с документами в парах, эвристическая беседа.
Информационное обеспечение урока: УМК Минаков С.Т., Загладин Н.В. «История Отечества. ХХ век». М., 2010, а также компьютерный учебник: «История России ХХ век», Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. М.2001 Часть 2.
В завершении урока, при проведении рефлексии предлагается дать ответ на поставленный ранее проблемный вопрос
Методический комментарий:
Комментируя предлагаемую карту урока должен подчеркнуть, что в процессе работы по предлагаемому сценарию урока достигается выполнение следующих требований ФГОС:
Познавательные УУД
Учащиеся
- Выделяют и формулируют познавательную цель
- Осуществляют поиск и выделение необходимой информации
- Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
- Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий
- Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров
- Определяют основную и второстепенную информацию
- Ориентируются и воспринимают тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей
- Выделяют и формулируют проблему
- Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
- Устанавливают причинно-следственные связи
- Строят логические цепи рассуждений
- Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки
Регулятивные УУД
Учащиеся
- Сличают способ и результат своих
- действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона
- Вносят коррективы и дополнения в составленные планы
- Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта
- Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения
- Осознают качество и уровень усвоения
- Оценивают достигнутый результат
- Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно
- Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи
Коммуникативные УДД
Учащиеся
- Умеют слушать и слышать друг друга
- С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
- Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции
- Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме
- Интересуются чужим мнением и высказывают свое
- Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной
- Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции
- Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор
- Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов обра
- Планируют общие способы работы
Личностные УУД
У учащихся формируется
- Знание основных исторических событий развития государственности и общества
- Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация
- Основы социально-критического мышления
- Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий
- Установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями
- Гражданский патриотизм
- Любовь к Родине
Использованная литература:
1 МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по СОЗДАНИЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ФГОС г. Армавир 2013 г.
2 Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /
{А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.}; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
3. СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
«Конструирование технологических карт урока в соответствии с требованиями ФГОС» Нижний Тагил 2012