Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
Организационный этап | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке, но на урок вы пришли с разным настроением - отразите его, подняв «Смайлик - настроения». | | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | целеполагание |
Актуализация знаний | 1. – По мнению учёных, сейчас на Земле более 250 видов горных пород. – Какие факты представлены? – Какой вопрос у вас возникает? | Вспоминают изученный ранее материал. Определяют, каких знаний им не хватает. | .Излагают и корректируют своё мнение. | Строять логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. |
Мотивационно-целевой | Почему горных пород так много? 2. – Какие у вас будут гипотезы? 1 2 3. – Что такое земная кора? 1 – Какие три слоя выделяют в земной коре? 1 – Где толщина земной коры наибольшая | Определяют, каких знаний им не хватает.Предлагают версии ответа на проблемный вопрос | Отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, подтверждая их фактами. Договариваться с людьми иных позиций. | Ставят цель. Планируют пути её достижения. |
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…) | Самостоятельная работа с учебником 1. – Используя текст на с. 77, определите, какая разница между понятиями «минералы» и «горные породы»? – Где образуются (залегают) минералы, горные породы? – Какая взаимосвязь между минералами и горными породами? 2. – Просмотровым чтением определите, на какие группы делят горные породы по происхождению? 3. – Работаем в группах: магматические породы, осадочные породы, метаморфические породы. Задание для групп: 1) Рассмотрите коллекцию горных пород исследуемой группы. 2) Используя текст на с. 78–80, составьте характеристику исследуемой группы горных пород. 3) Занесите результаты исследования в таблицу. Типы горных пород | Магматические | Осадочные | Метамор фические | Условия образования | | | | Из чего состоят? | | | | Разновидности, примеры | | | | 4. – Обсуждение работы групп. – Выполните задание 8 на с. 81. – Выполнение заданий по тексту на с. 79, 80. 5. Выполнение задания 9 на с. 81. Выступите в роли экскурсовода музея минералов и горных пород. 6. Выполните задание 11 на с. 81. Презентация нескольких рассказов. (Возможно организовать проект – сборник рассказов «История жизни песчинки».) 7. – Как ответим на вопрос урока? . | 1. Вычитывают все уровни текстовой информации, анализируют и оценивают её достоверность. 2.Устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. 3.Преобразовывают информацию из одного вида в другой. Самостоятельно работают с текстом учебника и заполняют таблицу. 4.Структурируют знания, выбирают наиболее эффективные способы решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | 1. Отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, подтверждая их фактами. 2.Выражают свои мысли, слушают и понимают речь других. | 1. Сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки самостоятельно. |
Физкультминутка |
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения практических задач Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков | Выполните задание 7, с. 81 Ответить на вопросы 1–6, с. 81. Составить синквейн по теме (1 ГРУППА) Решить кроссворд (2 ГРУППА) Выбрать из коллекции магматические горные породы (3 группа) Выбрать из коллекции осадочные горные породы (4 группа) Выбрать из коллекции метаморфические горные породы (5 группа) | 1.Находят информацию и преобразовывают ее. 2. Анализируют, обобщают, сравнивают, доказывают, делают выводы 3.Дают развернутый ответ, обобщают информацию. 4.Структурируют знания, выбирают наиболее эффективные способы решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание . . | 1.Участвовуют в коллективном обсуждении. 2.Слушают и высказывают свое мнение. 3.Управляют поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера | 1.Ставят цель. 2.Планируют пути её достижения. 3.Проводят анализ и синтез. 4.Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; |
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности учащихся | Какую работу мы сегодня выполняли? Чему научились? Как ответим на вопрос урока? Запишите ответ в тетрадь. | Структурируют знания, выбирают наиболее эффективные способы решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | .Выражают свои мысли, участвуют в обсуждении, слушают и понимают речь других. | Анализируют ход своей деятельности на уроке |
Рефлексия деятельности | Организует рефлексию. Предлагаю высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана: сегодня я узнал… было интересно узнать… было трудно выполнять… теперь я могу… я научился… у меня получилось… я смог… я попробую сам… -Ребята, хлопните в ладоши те, кто на этом уроке узнал что-то новое. Поднимите правую руку те, кто понял, Почему горных пород так много? Поднимите обе руки те, для кого урок оказался нужным, полезным. Я очень рада за вас и говорю спасибо. Наш урок подходит к концу, на него вы пришли с разным настроением - отразите его, подняв «Смайлик - настроения». Выставляет оценки с комментированием. | Структурируют знания, выбирают наиболее эффективные способы решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Обобщают и оценивают свою деятельность на уроке. | Выражают свои мысли, участвуют в обсуждении, слушают и понимают речь других. | Сверяют свои действия с целью и при необходимости корректируют и исправляют ошибки самостоятельно. |
Домашнее задание | Домашнее задание: § 14, прочитать, устно ответить на вопросы. Предлагаю изготовить коллекцию горных пород, подготовить сообщение или презентацию о горных породах нашего края (по желанию) Итак, подошло к концу наше путешествие в мир камня. Закончить урок я хочу словами А.Твардовского: « В природе шагу не ступить, чтоб тот час, так ли сяк, ей чем-нибудь не заплатить за этот самый шаг…» | | | отношение к окружающему миру «Я и природа» |