Тема | Архимедова сила |
Цель | Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов, усвоение знаний самостоятельно, отработка универсальных учебных действий в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия; обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия: обсуждение проблемных ситуаций в группах; умение оценивать свою деятельность. |
Задачи | 1. Познакомить со способами экспериментальной проверки формулы для определения архимедовой силы. 2. Познакомить с законом Архимеда. 3. Научить решать задачи на расчет архимедовой силы и веса тела в жидкости. 4. Научить описывать и объяснять физические явления, в основе которых лежит архимедова сила. |
Планируемые результаты обучения учащихся | Умеет описывать ход и результаты эксперимента, доказывающего справедливость формулы для расчета выталкивающей силы. Знает формулировку закона Архимеда. Умеет решать задачи на вычисление архимедовой силы и вес тела в жидкости. Приводит примеры, объясняет и описывает физические явления в основе которых лежит действие архимедовой силы. |
Основные понятия | Выталкивающая (архимедова) сила, вес тела, масса, объем, плотность. |
Ресурсы: | - учебник; тетрадь; видеоролик по теме - физические приборы (штатив, ведерко Архимеда, стакан с отливным носиком, стакан с водой, стакан с растительным маслом, груз, динамометр), оборудование для мини-эксперимента (набор грузов по механике, стакан с водой), мультимедийный проектор, ноутбук. |
Технология проведения этапов урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Организационный этап. | Настраиваются на активную работу, на сотрудничество. | Создает рабочую атмосферу в классе. Проверяет готовность к уроку. | | | |
II.Актуализация знаний | Отвечают на вопросы. На мяч действует выталкивающая сила, которая заставляет его всплывать на поверхность. Вертикально вверх. Необходимо измерить вес тела в воздухе, затем вес тела в жидкости и из веса тела в воздухе вычесть вес тела в жидкости. Да. | Проверка домашнего задания. Наша Таня громко плачет Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке мяч. Проводит демонстрационный эксперимент. Бросает в воду мяч. | Почему не тонет в речке мяч? Как сила направлена? Как на опыте можно определить значение выталкивающей силы? На каждое тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила? | | Коммуникативные УУД: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами выбора правильного ответа. Личностные УУД: смыслообразование, установление обучающимися связи между телами помещѐнными в жидкость и необходимостью знания физических основ данного явления; Регулятивные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
III.Формулирование темы урока, постановка цели | Отвечают на проблемные вопросы. Формулируют тему и цели. (Изучить выталкивающую силу, т.е. выяснить от каких величин зависит, а от каких не зависит данная сила, научиться определять еѐ и узнать, где эта сила нашла своѐ применение.) Записывается тема в тетрадях и на доске. | Проводит демонстрационный эксперимент. На равноплечем рычаге уравновешивают 2 груза по 1 Н. Затем грузы опускают в сосуды, один с простой водой, другой с солѐной водой и наблюдают нарушение равновесия. 1. Сегодня на уроке предстоит ответить на этот вопрос. На прошлом уроке мы с вами определяли выталкивающую силу, но сегодня мы должны выяснить от чего же она зависит. Впервые выталкивающую силу рассчитал учѐный Архимед. Поэтому выталкивающую силу называют Архимедовой. Тема нашего урока «Архимедова сила» | Почему нарушилось равновесие уравновешенного в воздухе рычага с грузами одинакового веса при помещении их в жидкость? Какая цель нашего урока? | | Коммуникативные: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе известного. |
IV. Изучение нового материала | Ответы на проблемные вопросы, просмотр демонстрации опыта, работа с текстом учебника. Вывод формулы для определения выталкивающей силы. | Объяснение нового материала через проблемные вопросы при проведении демонстрационного эксперимента. Координация деятельности учащихся при проведении эксперимента. Проблемный вопрос: Как вы думаете, какой вывод можно сделать исходя из результатов этого опыта? Направляет учащихся к выводу: архимедова сила равна весу жидкости в объеме этого тела, т.е. Fa = Pж = mg = жgVт. Проблемный вопрос: как можно вычислить вес тела поргуженного в жидкость? | Проанализировать объяснение нового материала. Ответить на проблемные вопросы: В.: Где на практике вы встречались с данным явлением и т.д. Вывести формулу для определения выталкивающей силы. Указать от чего зависит сила Архимеда. | Понимание смысла закона Архимеда. | Коммуникативные: умеют слушать и слышать друг друга; адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; интересуются чужим мнением и высказывают свое; умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия; проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого. Познавательные: навык работы с формулой, выделения различий, умение структурировать знания, смысловое чтение. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. Личностные: формирование желания выполнять учебные действия. |
V. Закрепление нового материала | Самостоятельная работа в группах. Выдвигают предположения (гипотезы): - от объѐма погруженной части тела; - плотности тела; - плотности жидкости; - от объѐма тела; - глубины погружения. Все гипотезы записывают в тетрадь. Называют предполагаемые цели: - выяснить, от каких факторов зависит архимедова сила; - выяснить, от каких факторов не зависит архимедова сила. Выполняют работы в группах, делают выводы. Анализ решения задач у доски. Рассчитать силу Архимеда. . | М.В. Ломоносов говорил «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождѐнных только воображением». Поэтому давайте проверим экспериментально все наши гипотезы. Для этого разделимся на группы. Решение задач с учащимися. | Какие факторы будут влиять на значение выталкивающей силы? Какие цели мы ставим в наших исследованиях? Проанализировать способы решения задач. 1.Тело объёмом 25см 3 полностью погружено в воду, чему равна сила Архимеда. | Умение измерять Силу Архимеда. Умение применять на практике Закон Архимеда. | Познавательные: навык работы с таблицей, сравнения результатов. Личностные: выбор уровня задания, анализ своих способностей. Коммуникативные:умеют слушать и слышать друг друга; адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; интересуются чужим мнением и высказывают свое; умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия; проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого. |
VI.Контролирующее задание | Самостоятельное решение задач с выбором уровня. Запись домашнего задания. | Координация деятельности учащихся при выполнении задания. Пояснение домашнего задания. | 1. задача. Медный цилиндр массой 178г. Полностью погружен в воду. Чему равна выталкивающая сила? 2.задача. (Повышенная сложность). Составьте задачу на закон Архимеда. Запишите полное условие, краткое условие и решение. Изучить дома § , подготовить вопросы к нему, решить задачи. | Умение использовать полученные знания на практике. Умение использовать полученные знания в быту. | Познавательные: навык работы с формулой. Регулятивные: составление задачи - навык планирования, ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно. Личностные: формирование желания выполнять учебные действия |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Заполнить бланк. | Раздать бланк. Оценивание работы учащихся с анализом их бланков. | На квадратиках написаны этапы урока. Детям предлагается раскрасить каждый этап разными цветами в зависимости от того, как они оценивали свою деятельность на уроке: красный – я активно работал и выполнял все задания учителя; желтый - я выполнял все задания, но отвечал только тогда, когда меня спрашивал учитель; зелёный – я выполнял все задания, но иногда отвлекался и понял не весь материал; синий – мне не удалось запомнить новый материал, я часто отвлекался. | | Коммуникативные: при диалоге с учителем формирование умения объяснять свой выбор. Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Личностные: смыслообразование. |
VIII. Этап подведения итогов учебного занятия | Обучающиеся подводят итог урока, начиная со слов: «Я могу…», «Я знаю как…» Обучающиеся записывают домашнее задание в дневники. | Задаёт домашнее задание. | Домашнее задание с учѐтом индивидуальных способностей обучающихся: А. § 49, вопросы к параграфу; Б. А и Л. № 108; В. А. и Б., ответить на вопрос «Проявление Архимедовой силы в природе, быту и технике». | | |